«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МБОУ
протокол № 1 «СОШ №6 г.Азнакаево»»
от 27. 08. 2021г. от 27.08.2021 №91 -об
_______Т.Ш.Хабибуллина _______Е.Ф. Хуснутдинова ___ ________А.Р.Шакурова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 A класса
предмет, класс (уровень)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Нигматзяновой Р.С., первой квалификационной категории
Ф.И.О. учителя, категория
Принята на заседании педагогического совета протокол от 27.08. 2021г. № 01
Разработчик: Нигматзянова Р.С.
2021-2022 учебный год
г. Азнакаево
Планируемые результаты изучения предмета в 8 классе
Названиераздела | Предметныерезультаты | Метапредметныерезультаты | Личностныерезультаты | |
Ученикнаучится | Ученикполучитвозможностьнаучиться | |||
Русский фольклор (УНТ) Древерусская литератур а Русская литература 18века Русская литература 19века Русскаялитература 20века | осознанно понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); | выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительногоанализа; вестисамостоятельную | Регулятивныеуниверсальныеучебные действия Ученик научится: анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; Ученикполучитвозможностьнаучиться: формировать рефлексивную самооценку своих возможностей управления; осуществлять констатирую-щий и предвосхищающий контроль по результату и способудействия. Познавательныеуниверсальныеучебные действия Ученик научится: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,несущественных; синтезировать из частей, втомчисле самостоятельно достраивая, восполняя | Ученик научится: понимать и воспринимать общекультурное наследие России и общемирового культурного наследия; признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях; уважительно относиться к родной литературе и культурам других народов. Ученик получитвозможностьнаучиться: проявлятьустойчивыйпознавательныйинтерес; формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства – чувствогордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении. |
ЛитературанародовРоссии | выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней; создавать собственный текст аналитического и интерпретационного характера в различных формах(изложения и сочинения, классные и домашние сочинения творческие работы, рефератына литературные и общекультурные темы). | проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,проект). | недостающие компоненты; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом; Ученикполучитвозможностьнаучиться: работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: вступать в диалог,участвовать |
в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка; аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; Ученик получит возможность научиться: с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательнаяинициативность); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствоватьпродуктивнойкооперации |
ЛитературанародовРоссии | выразительночитатьсказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства; определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; | аргументировано оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательскогохарактера, реферат, проект). | Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, отбирать исопоставлять необходимую информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Ученик получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материаломи |
создавать собственный текстаналитического и интерпретирующего характера в различныхформатах; | собственным опытом, проводитьнаблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Ученик получит возможность научиться выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьмииных позиций, понимать точку зрения другого; предвидетьпоследствияколлективныхрешений. |
Содержание тем учебного предмета «Литература»
8 класс, 70 ч., 2 часа в неделю
Раздел | Содержание | Кол-во часов |
Введение | Художественная литература и история | 1 |
Русский фольклор | Исторические песни XIV - XVII веков как особый эпический жанр («Иван Грозный молится о сыне», «Возвращение Филарета»). Лирическое и повествовательное начало в народной песне «Разин и девка-астраханка» (XVII.- нач.XVIII в.) и в солдатской песне «Солдаты освобождают Смоленск» (XVIII- XIX вв.) | 2 |
Древнерусская литература | Отражение в «Житии Сергия Радонежского» представления о нравственном эталоне. | 2 |
Русская литература | Взгляды Г. Р. Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики в стихотворении «Памятник». | 4 |
Сентиментальный сюжет повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Авторская позиция и формы её выражения в повести. Образ природы и психологические характеристики героев. | ||
Реальное и фантастическое в романтической балладе В.А.Жуковского «Лесной царь». Лиричность стихотворения «Невыразимое». | 37 | |
Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина («19 октября», «И. Пущину», «К***»). Замысел и история создания повести «Капитанская дочка». Исторические события и судьбы частных людей. Тема маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | ||
Отражение жизни и взглядов М. Ю. Лермонтова в творчестве (стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен...»). Философский смысл эпиграфа романтической поэмы «Мцыри». | ||
Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта. | ||
Автобиографический характер повести И. С. Тургенева «Ася». | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь» | ||
Особенности сюжета и композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Приём контраста. | ||
Повествовательное начало в лирике Н. А. Некрасова (стихотворения «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум»). | ||
Гуманизм театра А. Н. Островского. Фольклорные мотивы в пьесе «Снегурочка». | ||
Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А. А. Фета (стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!Хочу и не могу…», «Учись у них – у дуба, у березы…») | ||
Тематика стихотворений Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас – и все былое...» | ||
Проза конца -XIX начала XX века | Нравственный максимализм и душевная чистота главных героев повести А. С. Грина «Алые паруса». Торжество мира романтической мечты. | 13 |
Традиции сказовой манеры Лескова в рассказе «Обезьяний язык» М. М. Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру и бюрократизма в рассказе «Калоша». | ||
Художественное новаторство поэзии В. В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». | ||
Традиции русской философской поэзии в стихотворениях Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «Я не ищу гармонии в природе…» | ||
Исторические судьбы России и история создания поэмы А.Т.Твардовского «За далью- даль» (отрывок). | ||
Проза о детях | Образ рассказчика и жизнь сибирской деревни в 30-ые годы в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | |
Нравственная проблематика произведений писателя В. Г. Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность в рассказе «Уроки французского». | ||
Поэзия второй половины XX века | Стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» | 2 |
Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике В. С. Высоцкого (стихотворения:«Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю»). | ||
Зарубежная литература | Основной конфликт в трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Комедия Ж-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» Литература европейского Возрождения. М де Сервантес. Иллюзия и действительность в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Современная литература: Е.Ельчин «Сталинский нос» | 9 |
Зарубежная новеллистика | Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя в новеллах Э. А. По «Падение дома Ашеров» и П.Мериме «Маттео Фальконе». | |
Зарубежная романистика | Героическое в романе В.Скотта «Айвенго» | |
Основные теоретико-литературные понятия | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Устное народное творчество. Жанры фольклора (песни). Фольклор. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, баллада, поэма, элегия, комедия, драма, трагедия). Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Звукопись, аллитерация, ассонанс. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. | |
Всего | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
УМК :Учебник «Литература.8 класс» (Авт.-сост.Г.С.Меркин).В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
План | факт | ||
1 | Введение. Художественная литература и история. Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям | 2.09 | |
2 | Русский фольклор. Исторические песни XIV - XVII веков как особый эпический жанр. «Иван Грозный молится о сыне», «Возвращение Филарета» | 4.09 | |
3 | Лирическое и повествовательное начало в народной песне «Разин и девка-астраханка» (17 в.- нач. 18 в.) и в солдатской песне «Солдаты освобождают Смоленск» (18 в.- 19 в.) | 9.09 | |
4 | «Сказание о Борисе и Глебе». «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. | 11.09 | |
5 | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 13.09 | |
6 | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 18.09 | |
7 | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» | 20.09 | |
8 | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева | 25.09 | |
9 | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы | 27.09 | |
10 | Поэты круга Пушкина. Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. | 2.10 | |
11 | Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» | 4.10 | |
12 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». | 9.10 | |
13 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. | 11.10 | |
14 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. | 16.10 | |
15 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. | 18.10 | |
16 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. Образ Пугачева. | 23.10 | |
17 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. | 25.10 | |
18 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Исторические события и судьбы частных людей. Отношение автора и рассказчика к народной войне | 30.10 | |
2 четверть | |||
19 | Р.р. Сочинение-рассуждение по повести «Капитанская дочка» на тему «Проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств» | 8.11 | |
20 | Анализ сочинений. Тема маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | 13.11 | |
21 | М. Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён..» | 15.11 | |
22 | «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа | 20.11 | |
23 | Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри» | 22.11 | |
24 | Н. В. Гоголь. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии «Ревизор» | 27.11 | |
25 | Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии | 29.11 | |
26 | Образ города и тема чиновничества | 4.12 | |
27 | Хлестаков и хлестаковщина | 6.12 | |
28 | Многозначность финала пьесы "Ревизор" | 11.12 | |
29 | Р.р. Урок-диспут. Мастерство речевых характеристик персонажей комедии "Ревизор" | 13.12 | |
30 | Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | .12 | |
31 | Р.р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров | .12 | |
32 | Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров» | .12 | |
3 четверть | .12 | ||
33 | И. С. Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася» | .12 | |
34 | Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности | .12 | |
35 | М.Е.Салтыков–Щедрин. Приёмы сатиры в сказке «Премудрый пискарь» | .01 | |
36 | А. С. Грин. Повесть «Алые паруса». Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина «Алые паруса» | .01 | |
37 | Н. А. Некрасов. Повествовательное начало в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум» | .01 | |
38 | Л. Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции | .01 | |
39 | Приём контраста в рассказе "После бала" | .01 | |
40 | Р.р. Подготовка к классному сочинению по произведениям Л. Н. Толстого "После бала", "Отрочество", И. С. Тургенева "Ася", А. С. Грина "Алые паруса" на одну из тем:1) «Проблема смысла жизни»; 2) «Проблема жестокости»; 3) «Идея нравственного самосовершенствования»; 4) «Решение темы любви в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» и И. С. Тургенева "Ася" | .01 | |
41 | Р.р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» на одну из тем: 1) «Проблема смысла жизни»; 2) «Проблема жестокости»; 3) «Идея нравственного самосовершенствования»; 4) «Решение темы любви в рассказе «После бала» | .02 | |
42 | А.Н.Островский. Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка» | .02 | |
43 | Фольклорные мотивы в пьесе "Снегурочка" | .02 | |
44 | Гуманизм театра А. Н. Островского | .02 | |
45 | А. А. Фет. Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике | .02 | |
46 | Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А. А. Фета (стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!Хочу и не могу…», «Учись у них – у дуба, у березы…») | .02 | |
47 | Тематика стихотворений Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…»,«Я встретил вас – и все былое...» | .03 | |
48 | М. М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык». Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко | .03 | |
49 | М. М. Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру в рассказе «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») и бюрократизма в рассказе "Калоша" | .03 | |
50 | В.В.Маяковский. Художественное новаторство поэзии В. В. Маяковского, словотворчество | .03 | |
51 | Гуманистический смысл стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» | .03 | |
52 | Н. А. Заболоцкий. Традиции русской философской поэзии в стихотворениях «Некрасивая девочка» и «Я не ищу гармонии в природе…» | .03 | |
4 четверть | |||
53 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. Исторические судьбы России и история создания поэмы «За далью-даль» (глава «Огни Сибири») | .04 | |
54 | В. П. Астафьев. Образ рассказчика и жизнь сибирской деревни в 30-ые годы в рассказе «Фотография, на которой меня нет» | .04 | |
56 | Непреходящая историческая память народа в рассказе В. П. Астафьева «Фотография…». Деревенская фотография-летопись народа, его настенная история | .04 | |
57 | В. Г. Распутин. Нравственная проблематика произведений писателя | .04 | |
58 | Духовная память человека как нравственная ценность в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» | .04 | |
59 | Р.р. Уроки доброты Валентина Григорьевича Распутина. Подготовка к домашнему сочинению "Мой сверстник в произведениях В.Г. Распутина и В.П. Астафьева" | .04 | |
60 | Авторская песня как жанр и как явление культуры. Стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» | .04 | |
61 | В. С. Высоцкий. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» | .04 | |
Зарубежная литература(9 ч) | |||
62 | Литература европейского Возрождения. М. С. Сервантес. Иллюзия и действительность в романе «Дон Кихот» | .05 | |
63 | Дон Кихот как вечный образ | .05 | |
64 | Уильям Шекспир. Основной конфликт в трагедии «Ромео и Джульетта» | .05 | |
65 | Р.р. Урок –диспут. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии «Ромео и Джульетта» | .05 | |
66 | Комедия Ж-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» | .05 | |
67 | Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя в новелле Э. А. По. «Падение дома Ашеров». Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям «Моя настольная книга» | .05 | |
68 | П.Мериме. Тема народа как хранителя жизненной энергии и носителя высоких этических идеалов общества в новелле «Маттео Фальконе». | .05 | |
69 | Е.Ельчин. Один день из жизни советского школьника Саши в книге « Сталинский нос». | .05 | |
70 | Итоговый урок | .05 |
4