Рабочая программа по литературе в 7 классе на учебный год по УМК Г.С. Меркина
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ТИКСИНСКАЯ СОШ №2"
МО «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"Рассмотрено"
на заседании Методического Совета Протокол № __ от "__"_______2019 |
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР МБОУ "ТСОШ № 2" __________Газизова Г.К. "__"_______2019 |
"Утверждаю" И.о. директора МБОУ
________Н.Н. Огурцова "__"_______2019 |
Рабочая программа по литературе
7 класса
на 2019-2020 учебный год
Рабочую программу составила:
учитель русского языка и литературы
Газизова Г.К.
п. Тикси-3, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе
-Предметная линия учебников системы «Русское слово». Литература. 7 кл.: учебник / Г. Меркин, Русское слово, 2014
- с требованиями образовательной программы ФГОС ООО МБОУ «Тиксинская СОШ № 2» на 2019-2020 учебный год;
- с учебным планом МБОУ "Тиксинская СОШ №2» на 2019-2020 уч. год.
Количество часов: 102 часов (3 часа в неделю)
Программы по литературе под редакцией Г. Меркина.
Примерной программы основного общего образования по литературе
Учебного плана УМК под ред. Г. Меркина. Предметная линия учебников Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 5-9 классы
Учебник: Литература для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014.
Цели изучения курса литературы.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человекачитающего.
Результаты освоения курса литературы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результатыдеятельности, и определять дальнейший образовательныймаршрут);
— предлагать включение в вариативную часть предметавыбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи
на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;
— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную самобытностьпредставителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшуюценность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологическийсловарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы снаучно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
— работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
— разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
— владеть ораторскими умениями, приёмами публичноговыступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, атакже к сотрудничеству в паре или группе;
— быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
— полемизировать, защищать собственную точку зренияв рамках толерантных отношений;
— сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений;
— формировать гуманитарный стиль мышления,опираясь в мышлении на понимание многообразия мира какценности, требующей бережного отношения;
— разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой культуры;
— понимать национальное своеобразие и эстетическуюценность произведений, возникших в культурах народовРоссии и мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) в познавательной сфере:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точкизрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой ихнаписания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристикаперсонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средствязыка в раскрытии идейно-художественного содержанияпроизведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
— приобщаться кдуховно-нравственным ценностямрусской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;— формулировать оценочные суждения о произведенияхотечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные,
исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские,религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованиемобразных средств языка и цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказыванияразного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные стематикой и проблематикой изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос(5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 словв 5—6 классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе идома, соблюдая временные рамки; писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явлениясловесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и егоэстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Программа обеспечивает культурно-исторический системно-деятельностный подход в обучении, поддержанныйУМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМКпризван в комплексе обеспечить социальное, познавательноеи коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и
эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и уменийпредполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМКдля достижения высоких итоговых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся поддержанаособой организацией заданий в учебниках и в тетрадях напечатной основе, что позволяет проводить поэтапное формирование умственных действий. Задания рабочих тетрадейнаправлены на обобщение, завершение коллективной работы индивидуальной, что должно способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.
Место курса литературы в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.
Общее число учебных часов обучения курсу литературыв 7 классе составляет 102 (3 ч. в неделю).
Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.
Развитие речи: выразительно чтение.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов
XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.
Теория литературы: развитие представлений о романтизме.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В. Фалилеева «Волна».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников
Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы ХVIII века
Г.Р. Державин. «Признание».
Из русской литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. «В людях».
И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Булычев. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Календарно-тематическое планирование
Предмет: литература
УМК. литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Г. С. Меркин.-М.: ООО «Русское слово-учебник» , 2014.
Дата проведения |
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
Тип урока Форма проведения |
Формы организа- ции учебно-познавате-льной деятель- ности |
Система контроля |
Основные средства обучения |
Домашнее задание |
||||||||||||
По плану |
Фактич. |
|
|
Введение |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
1 |
|
Любите читать! |
Урок «открытия» нового знания Урок-размышление |
Беседа Интервью |
Взаимо- контроль |
Учебник ПК |
Упр 2 |
|
||||||||||
|
|
|
|
УНТ |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
2 |
|
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Тематика. Персонажи. Художественные особенности. |
Урок «открытия» нового знания Урок-практикум
|
Комментиро- ванное чтение Составление словаря терминов и понятий |
Выразительное чтение Взаимо- контроль |
Учебник Аудио- запись |
|
|
||||||||||
|
|
3 |
|
«Святогор и Микула Селянинович» Внеклассное чтение. |
Урок общеметодо- логической направленности Урок-исследование |
Составление характеристики героя Составление словаря терминов и понятий |
Выразительное чтение Контрольсо стороны У. |
Учебник Аудио- запись |
|
|
||||||||||
|
|
4 |
|
Русские народные песни. Жанры песенные в фольклоре. |
Урок «открытия» нового знания. Урок выразительного чтения |
Выразительное чтение
Составление словаря терминов и понятий |
Выразительное чтение Само- контроль |
|
|
|
||||||||||
|
|
5 |
|
Р. Р. Художествен- ные особенности народных песен. |
Урок развиваю- щего контроля Урок развития речи |
Составле- ние плана на проблем- ныйвопрос Связный рассказ по плану |
Контроль У. |
Презента ция |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
Древнерусская литература |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
6 |
|
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…». Тема судьбы. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Взаимные вопросы и задания групп |
Взаимо- контроль |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
7 |
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Особенности жанра. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Коллективная работа |
Взаимо- контроль |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
|
Русская литература 18 века |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
8 |
|
М. В. Ломоносов Учение о «трех штилях» |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Индивидуальная |
Само- контроль |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
9 |
|
Из оды «На день восшествия…» Элементы классицизма в оде |
Урок «открытия» нового знания. Урок коммен- тированного чтения
|
Коллективная |
Взаимо-контроль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
10 |
|
Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема стихотворения |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Парная |
Контроль в парах |
КП Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
11 |
|
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- контроль |
ПК (Презен- тация) Учебник
|
|
|
||||||||||
|
|
12 |
|
Образы комедии «Недоросль».Основной конфликт. Проблематика. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Коллективная |
Конт- роль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
13 |
|
Р. Р. Взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. |
Урок развивающе- го контроля Урок-развития речи |
Индиви- дуальная |
Конт- роль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
Литература 19 века |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
14 |
|
А. С. Пушкин. «К Чаадаеву». «Во глубине сибирских руд…» |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-встреча |
Коллективная |
Конт- роль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
15 |
|
«Два чувства дивно близки нам» «Туча» |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Коллективная |
Конт- роль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
16 |
|
«Анчар».Тема власти, зла. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Коллективная |
Конт- роль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
17 |
|
«Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы. |
Урок рефлексии |
Коллективная |
Конт- роль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
18 |
|
«Полтава». Образ Петра и тема России. |
Урок рефлексии |
Коллективная Групповая |
Взаимо- контроль |
Учебник Словарь толко- вый |
|
|
||||||||||
|
|
19 |
|
Р. Р. Анализ поэтического текста. |
Урок развивающе- го контроля Урок-развития речи |
Индиви- дуальная |
Конт- роль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
20 |
|
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Жанр произведения. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
21 |
|
«Родина». Тема стихотворения. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Групповая |
Конт- роль в группах |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
22 |
|
«Песня про …купца Калашникова».Историческая эпоха в «Песне…». Образ Ивана Грозного.
|
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Коллективная Групповая |
Взаимо- конт- роль |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
23 |
|
Художественное богатство произведения. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-исследование |
Индиви- дуальная |
Само- контроль |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
24 |
|
Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ Акакия Акакиевича. («внешний» и «внутренний» человек) |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Групповая |
Взаимо- конт- роль |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
25 |
|
Р. Р. Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Парная Коллективная |
Конт- роль У. |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
26 |
|
Краткие сведения о Тургеневе И. С. «Певцы».Тема искусства в рассказе. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Взаимо- конт- роль |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
27 |
|
Внеклассное чтение. «Хорь и Калиныч». Характеры героев. Стихотворение «Нищий» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Само- контроль |
ПК Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
28 |
|
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…» «Размышления у парадного подъезда» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Контроль У. |
Учебник Произве-дения живопи- си |
|
|||||||||||
|
|
29 |
|
«Железная дорога». Доля народная в стихотворении поэта. |
Урок рефлексии |
Коллективная Групповая |
Контроль У. |
Произве-дения живопи- си |
|
|
||||||||||
|
|
30 |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин…»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Коллективная |
Контроль У. |
Иллюст- рации Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
31 |
|
Внеклассное чтение. «Дикий помещик». Своеобразие сюжета. |
Урок рефлексии |
Индивиду- альная Парная |
Конт- роль в парах |
Учебник Иллюст- рации
|
|
|
||||||||||
|
|
32 |
|
Л. Н. Толстой. « Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
33 |
|
Н. С. Лесков. «Левша» Особенности языка и жанра. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Конт- роль У. |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
34 |
|
«Левша». Судьба талантливого человека в России. |
Урок рефлексии |
Групповая |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
35 |
|
Р. Р.Образ Левши в сказе. |
Урок развивающе- го контроля Урок-развития речи |
Индивидуальная |
Контроль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
36 |
|
Краткие сведения о Фете А.А. «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
ГрупповаяПарная |
Взаимо- конт- роль |
ПК |
|
|
||||||||||
|
|
37 |
|
Поэзия 19 века о России |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Презентации |
|
|
||||||||||
|
|
38 |
|
А. П. Чехов «Хамелеон». Способы создания образов. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
|
Литература 20 века |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
39 |
|
М. Горький. «Детство».Проблематика повести. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник Словарь литературоведческих терминов |
|
|
||||||||||
|
|
40 |
|
«Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник Толко-вый словарь |
|
|
||||||||||
|
|
41 |
|
Р. Р. Гуманистическая направленность повести |
Урок развивающе- го контроля Урок-развития речи |
Индивидуальная |
Контроль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
42 |
|
«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия идеи. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Коллективная Парная |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
43 |
|
И. А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…» «Как я пишу» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Парная |
Контроль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
44 |
|
«Кукушка». Проблематика рассказа. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
45 |
|
А. И. Куприн. «Чудесный доктор». Художественная идея. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
46-47 |
|
Внеклассное чтение. А. Грин «Алые паруса». Своеобразие образного мира. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная |
Взаимо- конт- роль |
Текст |
|
|
||||||||||
|
|
48 |
|
В. В Маяковский. «Необычайное приключение…» Приемы создания образов. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
49 |
|
С.А. Есенин. Особенности лирики поэта. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Парная Групповая |
Контроль в парах |
Стихи поэта |
|
|
||||||||||
|
|
50 |
|
Р. Р. Анализ поэтического текста |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Парная Групповая |
Конт- роль У. |
Учебник |
|
|
||||||||||
|
|
51 |
|
И. С. Шмелев . «Русская песня». Основные сюжетные линии. «Лето Господне». Автобиографические мотивы. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
52 |
|
М. Пришвин. «Москва-река». Тема. Основная мысль. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Парная Групповая |
Контроль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
53 |
|
К. Г. Паустовский. Главы повести «Мещерская сторона». Малая родина в произведении. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
54 |
|
Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема. Художественная идея. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Парная Групповая |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
55 |
|
А. Т. Твардовский. Лирика. Композиция стихов. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
56 |
|
«Василий Теркин». Тема. Идея. Главный герой. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
57 |
|
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
58 |
|
Б. Л. Васильев. «Экспонат №». Проблема истинного и ложного. «Летят мои кони» (Отрывок) |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Конт- роль в группах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
59 |
|
В. Шукшин. «Чудик». «Чудаки» и «чудики» в рассказах писателя. «Слово о малой родине» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая Парная |
Контроль в парах |
Учебник ПК |
|
|
||||||||||
|
|
60 |
|
Русские поэты 20 века о России |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая |
Контроль в парах |
Учебник ПК Словарь литературоведческих терминов |
|
|
||||||||||
|
|
|
Зарубежная литература |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
61 |
|
У.Шекспир. Сонеты. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Групповая |
Взаимо- конт- роль |
Учебник Словарь литературоведческих терминов |
|
|
||||||||||
|
|
62 |
|
Р. Бернсе. «Возвращение солдата» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная
|
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК
|
|
|
||||||||||
|
|
63 |
|
Р. Стивенсон. «Остров сокровищ» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная
|
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК
|
|
|
||||||||||
|
|
64 |
|
МацуоБасё.Хокку. |
Урок общеметодо- логической направленно- сти Урок-практикум
|
Коллективная Групповая Парная |
Контроль в парах |
Учебник ПК Словарь литературоведческих терминов |
|
|
||||||||||
|
|
65 |
|
А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Групповая Парная |
Взаимо- конт- роль |
Учебник ПК
|
|
|
||||||||||
|
|
66 |
|
Я. Купала. Лирика. |
Урок «открытия» нового знания. Урок-встреча |
Коллективная Групповая Парная |
Контроль в парах |
Учебник ПК
|
|
|
||||||||||
|
|
67-70 |
|
Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Планируемые результаты обучения литературе в 7 классе
Предметные результаты обучения |
Метапредметные результаты обучения |
Личностные результаты обучения |
Из устного народного творчества |
||
Знать: *Содержание былин «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец», русские народные песни, их жанры, тематику, особенность конфликта. Уметь: *Выразительно читать тексты былин и песен, характеризовать образы персонажей, сопоставлять былину и волшебную сказку (миф, предание), формулировать микровыводы, определять жанровые особенности произведений, писать сочинение-описание., составлять таблицу, заполнять ее. |
Ученик должен уметь:
*Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей *Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах *строить монологические высказывания *Уметь устанавливать аналогии *Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач *уметь формулировать свое собственное мнение |
*Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
*Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
*Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Из древнерусской литературы |
||
Знать: *О жизни и судьбе М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д. И. Фонвизина, содержание «Оды на день…», комедии «Недоросль», тематику поэтических произведений, суть теории о «трех штилях», значение теории, стихотворение «Властителям и судиям», тематику и проблематику стихотворения, своеобразие драматургического произведения, образы, проблематику комедии. Уметь: *Привлекать дополнительный материал для знакомства с личностью писателя, выразительно читать, определять тему и художественную идею произведения, составлять тезисный план статьи учебника, характеризовать основные признаки классицизма, характеризовать основные положения теории о «трех штилях», характеризовать образы комедии, читать комедию по ролям. |
Ученик должен уметь:
*Выделять и формулировать познавательную цель
*Применять метод информационного поиска
*Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
*Формулировать и удерживать учебную задачу
|
*Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя
*Формирование нравственно- этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор
*Формирование навыков исследования текста с опорой на информацию, жанр, композицию, выразительные средства
*Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
*Формирование навыка самоанализа и самоконтроля
|
|
||
Из русской литературы xixвека |
||
Знать: *Тематику стихотворений А. С.Пушкина («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,»Два чувства…», «Туча», «Анчар»),«Песни о вещем Олеге», поэмы «Полтава», *М. Ю. Лермонтова («Три пальмы», «Родина»,»Песни про купца…») , творческую историю произведений.
Уметь: определять по словарю лексическое значение непонятных слов, определять тему, идею произведений, принимать участие в исследовательской работе с текстом, правильно интонировать и выразительно читать произведения, определять конфликт в лиро-эпическом произведении, писать рецензию на эпизод.
|
Ученик должен уметь:
*Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
*Уметь определять меры усвоения изученного материала
*Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию
*Узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием
*Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
|
*Формирование мотивации к самосовершенствованию
*Формирование навыка взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
*Формирование навыка исследовательской и творческой деятельности
*Формирование навыка индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
Знать: *О новаторстве Гоголя в повести «Шинель», тему повести, основной конфликт, историю замысла. * Общую характеристику книги «Записки охотника», характеристику образов крестьян в рассказах «Певец», «Хорь и Калиныч». Сведения о Некрасове, основную тему, проблематику его стихов. *Сведения о Салтыкове-Щедрине, своеобразие сюжета сказок «Дикий помещик», «Повесть о том,..», приемы создания образов. *О Л. Н. Толстом как участнике обороны Севастополя, творческую историю «Севастопольских рассказов», образы защитников Севастополя, авторскую позицию. * Краткие сведения о жизни Н. Лескова, проблематику и идею сказа «Левша». *Общечеловеческое в лирике А. Фета. *Рассказы А. Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника», сюжет, способы создания образов. * Произведения русских поэтов о России.
Уметь: *Выполнять различные виды пересказа, *Проводить исследовательскую работу с текстом *Подбирать цитаты для характеристики героев *Характеризовать роль рассказчика в тексте *Выявлять элементы сатиры в тексте |
Ученик должен уметь:
*Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме
*Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики
*Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
*Самостоятельно перерабатывать информацию.
*Уметь планировать алгоритм ответа
*Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
* Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
*Уметь определять меры усвоения изученного материала
*Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию
|
*Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
*Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
*Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
*Формирование навыков взаимодействия в группе
*Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
*Формирование навыка взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
|
Из русской литературы xx века |
||
Знать: *Основные сюжетные линии в автобиографической прозе («Детство»), авторскую позицию в «Легенде о Данко». *Своеобразие поэзии И.Бунина *Подтекст в произведениях Куприна А. *Творческую историю «Алых парусов» А.Грина, своеобразие образного мира. *Проблематика стихотворения В. Маяковского «Необычайное…» *Тематика лирических стихов С.Есенина. *Особенности произведений Шмелева И. *Тема, основная мысль рассказа М.Пришвина «Москва-река» *Образ рассказчика в повести К.Паустовского «Мещерская сторона» *Тема и идея стихов Заболоцкого *Основные мотивы поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» *Стихи поэтов-участников Вов *Худ.идея, проблема р.Б.Васильева «Экспонат №» * Малая родина в рассказах М. Шукшина *Поэты 20 века о России.
Уметь: *Осуществлять худ.пересказ текста *Составлять различные виды планов *выявлять художественную идею произведения *Устанавливать инварианты в худ.мире произведения *определять по словарю лексическое значение непонятных слов, определять тему, идею произведений, принимать участие в исследовательской работе с текстом |
Ученик должен уметь:
*Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
*Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах
*строить монологические высказывания
*Уметь устанавливать аналогии
*Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач
*уметь формулировать свое собственное мнение
*Уметь моделировать монологическое высказывание
*Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения
*Уметь извлекать нужную информацию из прослушанного текста
* Уметь извлекать нужную информацию из прочитанного текста
|
*Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя
*Формирование нравственно- этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор
*Формирование навыков исследования текста с опорой на информацию, жанр, композицию, выразительные средства
*Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
*Формирование навыка самоанализа и самоконтроля
|
Из зарубежной литературы |
||
Знать: *Основные биографические сведения о М. Басё, Р. Бернсе, Р.Стивенсоне, А. Экзюпери, Р. Бредбери, Я.Купала, их произведения, тематику, проблематику. Уметь: Выразительно читать *Художественно пересказывать *Комментировать эпизоды *Готовить сообщения
|
Ученик должен уметь:
*Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач
*уметь формулировать свое собственное мнение
*Уметь моделировать монологическое высказывание
|
*Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
*Формирование навыка самоанализа и самоконтроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
3. Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С. Меркин). В 2-х частях.-8-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2014
Интернет-ресурсы:
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.