Рабочая программа по литературе (9 класс, УМК Г. С. Меркина)

9
0
Материал опубликован 19 November 2018 в группе

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО учителей Зам. руководителя по УР МБОУ Руководитель МБОУ

русского языка и литературы «СОШ № 6 г.Азнакаево» «СОШ № 6 г.Азнакаево»

 

________/ _________/ _______/ .

 

Протокол №1 от « » августа 2018 г. « » августа 20 18 г. Приказ № - об.

от « » августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 9 класса

предмет, класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

учителя Нигматзяновой Р. С.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от « » 08. 2018 г.

01

2018—2019 учебный год

Учебно-тематическое планирование по литературе

Учитель: Нигматзянова Р. С.
Количество часов всего: 102 часа; в неделю: 3 часа.
Уроков развития речи - 13, сочинений - 5 , уроков внеклассного чтения - 10 , итоговое тестирование – 1.

Планирование составлено на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (5.03.2004г. №1089),
Федерального базисного учебного плана (09.03.2004г. № 1312),
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 6 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год,
Примерной программы основного общего образования по литературе. (Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2007г.)


 

Учебник: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2007г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. ФП № 1.2.1.2.4.5.


 

Дополнительная литература:

1) Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М.: «ВАКО» ,2017.

3) Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001.

4) Литература: 9 кл.: Метод. советы / В.А. Коровина, И.С. Збарский.- М.: Просвещение, 2015.

5) Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс.- М.: Просвещение, 2004.

6) Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе.- М.: Рольф, 2002.

7) Архипова Н.П. и д.р. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2010.

Рабочая программа по литературе в 9 классе

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года),

2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года),

3. Учебный план образовательного учреждения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: 1) пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов; 2) учебно-методическое обеспечение и список произведений для заучивания наизусть; 3) календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с концепцией курса в авторской программе составителей учебников по литературе: Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от античности к средневековой зарубежной, древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Содержание образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографиях писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература  – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Цели и задачи программы:

1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; грамотным использованием русского литературного языка для создании собственных устных и письменных высказываний.

Характеристика видов контроля качества знаний по литературе.

Виды контроля: 1) -промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование; 2) итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий; защита проекта.

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании предусмотрены разнообразные формы контроля в течение учебного года: устный и письменный опросы, написание сочинений (рассуждений, описаний образов исторических деятелей в художественном произведении, характеристика литературного героя, сравнительная характеристика, рецензия на эпизод, анализ стихотворного и прозаического текстов), тестирование, выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций. Итоговый контроль в форме тестирования осуществляется в конце учебного года (после прохождения основного учебного курса).

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

Сформированные общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений, выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- умение анализировать изучаемое в школе или прочитан­ное самостоятельно художественное произведение (сказку, стихотворение, главы повести…), обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

- умение выявлять авторское отношение к героям;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения, умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

- умение соотносить иллю­страции с литературными произведениями.

- умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм); объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:

В результате изучения литературы ученик должен

Знать и понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико- литературные понятия.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста; определять род и жанр литературного произведения (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм просветительский и критический); выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику герою; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выделять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение ( или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; работать с книгой :находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять литературные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе ( справочная литература, периодика, телевидение).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы для изучения учебного предмета «Литература» отводится 102 часа (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве («Золотое слово Святослава» или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого или Фамусова).

А.С. Пушкин. 1 стихотворение на выбор («К Чаадаеву», «Анчар», «Мадонна», «Пророк», «Я вас любил…»)

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Родина».

Поэты «пушкинской» поры. 1 стихотворение на выбор.

Поэты 20 века. 1 стихотворение на выбор.

Распределение учебных часов по разделам курса, писателям и поэтам.

Разделы

Кол-во часов всего

Зарубежная литература

Письменные творческие работы

Вн.ч.

Литература как искусство слова

1

     

Литература эпохи античности.

А. Кутулл.

1

1

Анализ стихотворения

 

Литература эпохи Средневековья.

А. Данте. «Божественная комедия»

2

2

   

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

6

 

Сочинение-рассуждение по «Слову о полку Игореве»

 

Литература эпохи Возрождения.

У. Шекспир. «Гамлет»

2

2

 

2

Литература 18 века

Обзор пьес Ж.Б. Мольера.

1

     

А.Н.Радищев. «Путешествия из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин. «Письма русского путешественника».

1

     

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

1

     

Г.Р.Державин. «Фелица», «Бог», «Памятник», «Властителям и судьям».

2

 

Анализ стихотворения

 

Европейская литература эпохи Просвещения.

И.В.Гёте. «Фауст».

2

2

   

Литература 19 века. Обзор.

1

     

Русская литература романтизма.

В. А.Жуковский. «Море», «Невыразимое».

1

 

Анализ стихотворения

 

Европейская литература эпохи романтизма.

Э.Т.А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок»

2

2

 

2

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

9

 

Сочинение в жанре критической статьи по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

А.С.Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Вольность», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...», «К портрету Жуковского», «Бахчисарайский фонтан». «Кавказский плен­ник». «Цыганы». «Моцарт и Сальери». «Евгений Онегин».

20

 

Анализ стихотворения; сочинение в жанре дружеского письма литературному персонажу по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2

М.Ю.Лермонтов. «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Поцелуями прежде считал...», «Я не хочу, чтоб свет узнал...». «Герой нашего времени».

15

 

Анализ стихотворения, реферат, проект; сочинение-характеристика литературного персонажа по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Ты жертва жизненных тревог».

1

   

1

К.Н.Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

1

     

А.В.Кольцов. «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес».

1

     
Е.А.Баратынский. «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» .

1

     

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» (I том).

13

 

Изложение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» с творческим заданием

 

А.А.Фет. «Это утро, радость эта», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Муза», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

1

 

Анализ стихотворения

 

Н.А.Некрасов. «Поэзия», «Поэт и гражданин», «Забытая деревня», «Вчерашний день, в часу шестом», «Памяти Добролюбову».

1

 

Анализ стихотворения

 

А.П.Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

     

Русская литература 20 века. Обзор.

1

     

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

2

 

Отзыв на прочитанное произведение

2

А.А.Блок. «Русь».

1

 

Анализ стихотворения

 

С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая».

1

     

А.А.Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».

1

 

Анализ стихотворения

 

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

2

     
А.И.Солженицын. «Матренин двор».

1

     

Литература народов России. Г.Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»

1

 

Анализ стихотворения

 

Итоговые уроки (в том числе 1 итоговое тестирование)

4

     

Самостоятельно прочитанное произведение русской и зарубежной литературы.

1

1

 

1

Итого

102

10

 

10

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

 

п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

По плану

Факти-чески

1

Русская литература в контексте мировой культуры. Литература как искусство слова

1

Знать опорные понятия: литературное направление, «сквозные» темы. Уметь составлять конспект.

   

2

Литература эпохи античности. Катулл. Лаконизм образов и напряжённость чувств в лирике. Зарубежная литература № 1.

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать стихотворения

   

3

Литература эпохи Средневековья. Данте. Тема страдания и очищения в «Божественной комедии». Зарубежная литература № 2.

1

Знать основные этапы биографии, содержание поэмы.

Уметь анализировать эпизоды из поэмы

   

4

Трёхчастная композиция поэмы «Божественная комедия» как символ пути человека от заблуждения к истине. Зарубежная литература № 3.

1

Знать содержание поэмы.

Уметь находить художественные детали

   

5

Древнерусская литература Многообразие жанров древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Вопрос о времени создания и об авторстве.

1

Знать представителей и жанры древнерусской литературы; историю создания «Слова..», авторов перевода «Слова».

Уметь проводить историческую параллель.

   

6

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова..»

1

Знать содержание «Слова». Уметь выразительно читать плач Ярославны, «Золотое слово Святослава», отбирать главное; анализировать эпизоды.

   

7

Жанр и композиция «Слова о полку Игореве».

1

Знать основные художественные приемы. Уметь составлять цитатный план основных композиционных частей «Слова»

   

8

«Слово…» и фольклорная традиция. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

1

Знать основные художественные приемы;

Уметь находить фольклорные истоки.

   

9

Р.р. № 1. Диспут «Ярославна как идеальный образ русской женщины и образы русских князей». Подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореве».

1

Знать образы русских князей

Уметь характеризовать персонажи и соотносить их с реальными историческими лицами, выделять авторскую позицию.

   

10

Р.р. № 2. Сочинение по «Слову о полку Игореве»

1

Знать основные исторические события, содержание произведения.

Уметь раскрывать тему сочинения, подбирать цитаты.

   

11

В.ч. № 1. Литература эпохи Возрождения. У.Шекспир. Трагедия «Гамлет». Гамлет в ряду «вечных» образов. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Зарубежная литература №4.

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта;

Уметь конспектировать лекцию, анализировать эпизоды трагедии

   

12

В.ч. № 2. Трагический характер конфликта в трагедии «Гамлет». Зарубежная литература №5.

1

Знать понятие слова «трагедия»; содержание трагедии;

Уметь проводить сопоставительный анализ героев

   

13

Литература 18 века. Идейно-худо-жественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Своеобразие пьес Ж.Б. Мольера.

1

Знать характерные черты литературы 18 века.

Уметь анализировать произведение

   

14

«Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева и «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

1

Знать основные факты жизни и творчества писателей.

Уметь анализировать произведение.

   

15

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол…», «Разговор с Анакреоном»

1

Знать основные этапы жизни Ломоносова. Уметь составлять хронологическую таблицу; анализировать поэтический текст

   

16

Г. Р. Державин и его взгляды на поэта и поэзию, гражданский пафос лирики. Традиция и новаторство в поэзии. Стихотворение «Памятник».

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь конспектировать; анализировать стихотворение.

   

17

Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Стихотворения «Фелица», «Бог».

1

Уметь находить в стихотворении эпитеты, метафору, олицетворения.

   

18

Европейская литература эпохи Просвещения. И. В. Гёте и его интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Образы героев: Фауст, Мефистофель, Маргарита. Зарубежная литература № 6.

1

Знать биографию писателя; содержание трагедии.

Уметь анализировать основные эпизоды трагедии.

   

19

Диалектика добра и зла, жажда познания как свойства человеческого духа в трагедии И. В. Гёте «Фауст». Зарубежная литература № 7.

1

Знать содержание трагедии.

Уметь давать сопоставительную характеристику героев.

   

20

Литература 19 века. Романтизм как литературное направление.

В.А. Жуковский. Черты романтизма в стихотворениях «Море», «Невыразимое», соотношение мечты и действительности.

1

Знать определение романтизма, основные его черты;

Уметь писать конспект, анализировать стихотворный текст.

   

21

В. А.Жуковский. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворениях «Море», «Невыразимое».

1

Знать основные этапы жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать стихотворение

   

22

В.ч. № 3. Европейская литература эпохи романтизма. Э.Т.А. Гофман. Смешение фантастики и злободневной сатиры в повести «Золотой горшок». Зарубежная литература № 8.

1

Знать содержание произведений.

Уметь самостоятельно делать выводы.

   

23

В.ч. № 4. Э.Т.А. Гофман. Новелла-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» - пародия на быт и нравы раздробленной Германии начала 19 века. Зарубежная литература № 9.

1

Знать содержание произведений. Уметь находить авторской смех над вершителями великих дел, рассуждать.

   

24

Реализм в русской литературе. А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра.

1

Знать черты реализма, основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова.

Уметь писать конспект.

   

25

Главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании характеров.

1

Знать содержание пьесы.

Уметь работать над приемами типизации (портрет, речь, поступки), анализировать эпизод и речь героев.

   

26

Чацкий и фамусовская Москва

1

Уметь давать сравнительную характеристику

   

27

Смысл названия и проблема ума в комедии.

1

Знать художественные особенности комедии.

Уметь составлять опорные записи

   

28

«Открытость финала пьесы», его нравственно-философское звучание.

1

Знать содержание пьесы.

Уметь давать характеристику героев

   

29

Черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума», образность и афористичность ее языка.

1

Знать черты классицизма и реализма. Уметь выделять черты классицизма, находить афоризмы в комедии

   

30

Анализ комедии «Горе от ума» в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

1

Знать содержание критической статьи; Уметь применять цитаты из нее в сочинении

   

31

Р.р. № 3. Литературный суд над Молчалиным и Чацким. Подготовка к классному сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать содержание произведения и критической статьи;

Уметь оценивать героев, делать анализ эпизодов.

   

32

Р.р. № 4. Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать основные черты критической статьи.

Уметь писать сочинение, используя для образца критическую статью

   

33

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь строить монологическую речь

   

34

Тема дружбы в поэзии А.С. Пушкина

1

Знать стихотворения поэта о дружбе.

Уметь характеризовать поэтику произведения

   

35

Любовная лирика А. С. Пушкина. «Добрые чувства» как нравственная основа пушкинской лирики.

1

Знать наизусть стихи о любви.

Уметь анализировать и выразительно читать их.

   

36

Р.р. № 5. Анализ стихотворения А. С. Пушкина.

1

Знать приемы анализа стихотворения. Уметь анализировать поэтический текст.

   

37

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

1

Уметь выразительно читать, анализировать

   

38

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

1

Знать стихотворения о поэте и поэзии, приемы анализа стихотворения. Уметь делать выводы и обобщения.

   

39

Философская глубина лирики А.С. Пушкина.

1

Знать философскую лирику А.С. Пушкина. Уметь анализировать философскую лирику

   

40

В.ч. №5. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган в поэме «Цыганы». Переосмысление байроновского типа.

1

Знать содержание поэмы. Уметь давать характеристику героям.

«Цыганы». «Моцарт и Сальери». «Евгений Онегин».

   

41

В.ч. № 6. «Гений и злодейство» как главная тема трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

Знать содержание трагедии. Уметь давать характеристику героям.

   

42

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах.

1

Знать своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Уметь выразительно читать, анализировать поступки героя.

   

43

Образ автора в произведении «Евгений Онегин».

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать главы произведения, находить образ автора в произведении

   

44

Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе.

1

Знать содержание произведения. Уметь давать характеристику герою.

   

45

Онегин и Ленский.

1

Уметь давать сравнительную характеристику героев

   

46

Татьяна как «милый идеал» Пушкина

1

Уметь давать характеристику героини

   

47

Тема любви и долга в романе в стихах «Евгений Онегин».

1

Знать содержание романа. Уметь строить монолог, анализировать текст.

   

48

Нравственно-философская проблематика произведения «Евгений Онегин».

1

Знать содержание глав. Уметь выявлять проблематику произведения.

   

49

Реализм и энциклопедизм романа в стихах «Евгений Онегин».

1

Знать содержание, особенности сюжета романа. Уметь строить монологическую речь

   

50

Оценка художественных открытий А.С. Пушкина в критике В.Г.Белинского «Сочинения Пушкина» (8, 9 статьи)

1

Знать особенности сюжета романа.

Уметь конспектировать.

   

51

Р.р. № 6. Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина

1

Знать содержание, особенности сюжета романа. Уметь выделять главное, делать сопоставление, обобщать составлять связный монологический текст.

   

52

Р.р. № 7. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

1

Знать содержание, особенности сюжета романа. Уметь выделять главное, делать сопоставление, обобщать составлять связный монологический текст.

   

53

М.Ю.Лермонтов. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций.

1

Знать основные этапы жизни и творчества.

Уметь строить монологическую речь.

   

54

Образ поэта в лермонтовской лирике

1

Уметь писать и защищать рефераты и проекты по творчеству писателя.

   

55

Тема одиночества в творчестве Лермонтова

1

Знать основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Уметь характеризовывать лирического героя, видеть авторскую позицию, анализировать поэтический текст.

   

56

Тема любви в творчестве Лермонтова

1

Знать основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Уметь давать характеристику лирическому герою, видеть авторскую позицию, анализировать поэтический текст.

   

57

Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

Знать основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Уметь видеть авторскую позицию, анализировать поэтический текст.

   

58

Р.р. № 8. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. Природа и человек в философской лирике Лермонтова

1

Знать основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Уметь характеризовывать лирического героя, видеть авторскую позицию, анализировать поэтический текст.

   

59

Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр психологического романа

1

Знать творческую историю романа «Герой нашего времени», жанровое своебразие. Уметь анализировать текст.

   

60

Композиция романа «Герой нашего времени», ее роль в раскрытии образа Печорина.

1

Знать композицию романа «Герой нашего времени». Уметь анализировать текст.

   

61

Печорин и Максим Максимыч.

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику.

   

62

Печорин и контрабандисты.

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику, пересказывать с элементами анализа.

   

63

Печорин и «водяное общество».

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику.

   

64

Тема любви и женские образы в романе «Герой нашего времени».

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику.

   

65

Проблема судьбы в романе. Белинский о романе «Герой нашего времени».

1

Знать содержание критической статьи. Уметь конспектировать.

   

66

Р.р. № 9. Литературный суд над Печориным, героем романа «Герой нашего времени».

1

Знать проблематику, композицию, содержание произведения и критической статьи;

Уметь оценивать героев, делать анализ эпизодов.

 

   

67

Р.р. № 10. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени»

1

Знать содержание, особенности сюжета романа. Уметь выделять главное, делать сопоставление, обобщать составлять связный монологический текст.

   

68

В.ч. № 7. А. К. Толстой. Глубина и непосредственность чувств лирического героя в стихотворениях «Средь шумного бала, случайно…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Ты жертва жизненных тревог».

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать произведение, выявлять авторскую позицию.

   

69

К. Н. Батюшков. Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать произведение, выявлять авторскую позицию.

   

70

А. В. Кольцов. Одушевленная жизнь природы в стихотворениях поэта.

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать произведение, выявлять авторскую позицию.

   

71

Е. А. Баратынский. Жанр элегии в лирике.

1

Знать основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь анализировать произведение, выявлять авторскую позицию.

   

72

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество.

1

Знать основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь пересказывать.

   

73

История замысла, жанр и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

Знать историю замысла, жанр и композицию поэмы .

Уметь анализировать произведение, выявлять авторскую позицию.

   

74

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

1

Знать содержание, особенности сюжета романа. Уметь выделять главное, обобщать составлять связный монологический текст.

   

75

Образы помещиков и чиновников и средства их создания в поэме «Мёртвые души».

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы помещиков и чиновников

   

76

Манилов и Коробочка.

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику, пересказывать с элементами анализа.

   

77

Ноздрев и Собакевич.

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику, пересказывать с элементами анализа.

   

78

Плюшкин.

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику, пересказывать с элементами анализа.

   

79

Место в сюжете поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя «Повести о капитане Копейкине».

1

Знать содержание романа. Уметь анализировать образы героев, давать сравнительную характеристику, пересказывать с элементами анализа.

   

80

Смысл названия произведения: души мёртвые и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

Знать содержание романа, смысл названия. Уметь делать сравнительный анализ, пересказывать с элементами анализа.

   

81

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

Знать содержание романа. Уметь понять проблематику, пересказывать по плану

   

82

Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма

1

Знать содержание романа, черты реализма. Уметь самостоятельно делать выводы

   

83

Р.р. № 11. Подготовка к изложению по поэме «Мертвые души»

1

Уметь отбирать материал по плану.

   

84

Р.р. № 12. Изложение по поэме «Мертвые души»

1

Уметь писать изложение

   

85

А.А.Фет. Тема «невыразимого» в лирике Фета. Анализ стихотворения «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

1

Знать факты жизни и творчества.

Уметь строить монологическую речь, анализировать стихотворение.

   

86

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. «Памяти Добролюбову», «Вчерашний день, в часу шестом»

1

Знать факты жизни и творчества. Уметь строить монологическую речь.

   

87

А.П.Чехов. Особенности авторской позиции в рассказе «Тоска». Комическое и трагическое в прозе Чехова.

1

Знать содержание рассказов; их идейно-художественные особенности. Уметь пересказывать с элементами анализа, работать над приемами типизации (портрет, речь, поступки)

   

88

Русская литература 20 века.

1

Знать характерные черты русской литературы 20 века. Уметь анализировать текст, составлять тезисный план.

   

89

В.ч. № 8. М.А. Булгаков. Сюжет и система образов в повести «Собачье сердце».

1

Знать содержание текста, особенности булгаковской сатиры. Уметь работать над приемами типизации (портрет, речь, поступки)

   

90

В.ч. № 9. Философская проблематика повести «Собачье сердце».

1

Уметь выявлять авторскую позицию, находить отражение истории государства и место человека в ней в литературе; анализировать текст.

   

91

А.А.Блок. Художественные средства создания образа России в стихотворении «Русь».

1

Знать содержание пьесы, жанровые особенности;

Уметь понять композицию, особенности сюжета

   

92

С.А.Есенин. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве поэта.

1

Знать факты жизни и творчества. Уметь анализировать, строить монологическую речь.

   

93

А.А.Ахматова. Тема родины и гражданского долга в лирике.

1

Знать факты жизни и творчества. Уметь анализировать, выявлять авторскую позицию строить монолог.

   

94

М. А. Шолохов. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова в в рассказе «Судьба человека»

1

Знать факты жизни и творчества. Уметь анализировать, выявлять авторскую позицию строить монологическую речь.

   

95

Проблема нравственного выбора в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

1

Знать содержание произведения. Уметь выявить авторскую позицию, анализировать текст.

   

96

А.И.Солженицын. Автобиографическая основа рассказа «Матрёнин двор», его художественное своеобразие.

1

Знать факты жизни и творчества.

Уметь соотносить факты биографии писателя со строками в произведении.

   

97

Литература народов России. Г.Тукай как переводчик поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, его вклад в развитие татарского языка и литературы. Жизнь и творчество

1

Знать факты жизни и творчества. Уметь анализировать стихотворный текст.

   

98

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров и изобразительно-выразительные средства в художественной литературе.

1

Знать содержание текстов художественных произведений, теорию литературы, художественные средства выразительности.

Уметь определять художественные средства выразительности в тексте, проводить исторические параллели.

   

99

Итоговое контрольное тестирование за курс 9 класса

1

Знать содержание текстов художественных произведений, теорию литературы, художественные средства выразительности ;

Уметь определять художественные средства выразительности в тексте, проводить исторические параллели.

   

100

Анализ контрольного тестирования

1

Знать теорию литературы, содержание художественных произведений. Уметь обобщать и делать выводы.

   

101

Р.р. № 13. Урок - рассказывания «Что я узнал в этом учебном году». Итоговый урок

1

Знать изученные в 9 классе произведения.

Уметь обобщать и делать выводы

   

102

В.ч. № 10. Беседа по самостоятельно прочитанному произведению русской и зарубежной литературы.

Итоговый урок. Рекомендации на лето.

1

Знать список произведений для летнего чтения.

Уметь заполнять читательский дневник.

   
 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Список литературы для учителя

1. Пограмма по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 ‑ 202.

3. Тематическое планирование к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева; авторы – Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. Москва, «Русское слово», 2012.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М.: «ВАКО» ,2017.

5. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001.

6. Литература: 9 кл.: Метод. советы / В.А. Коровина, И.С. Збарский.- М.: Просвещение, 2015.

7. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс.- М.: Просвещение, 2004.

8. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе.- М.: Рольф, 2002.

9. Архипова Н.П. и д.р. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2010.

10. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Список литературы для обучающихся

1. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2007г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Наглядность, ТСО

Портреты писателей и поэтов , илюстрации художников к произведениям.

Папки по творчеству поэтов и писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголя – с рефератами и иллюстрациями.

3. Аудиозаписи и фонохрестоматии, видеоспектакли по произведениям А. С. Грибоедова «Горе от ума», А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

4. Тексты произведений

Применение современных информационно-коммуникационных технологий:

1. Архипова Н.П. и д.р. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2010.

2. Электронный репетитор по литературе. «Кирилл и Мефодий». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9 класс. 2007.

3. Аудиозаписи и фонохрестоматии, видеофильмы по основным разделам курса литературы.

Адреса сайтов, страниц в интернете, используемых в работе:

1.http: //festival. 1september. ru (уроки, исследовательские работы учащихся)

2. http://interaktiveboard.ru/load/ (база материалов для интерактивной доски)

4. http://www.rusedu.ru/ (архив учебных программ и презентаций)

5.http://festival.1september.ru/ ( Фестиваль пед. идей "Открытый урок")

6. uchitel-izd.ru (книги, диски почтой)

7. Дополнительную информацию по методике преподавания литературы можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).


 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка письменных работ учащихся

 Сочинения и изложения оцениваются двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

 При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

 При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за письменные работы (изложение и сочинение).

Отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«

1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки


«

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок

При оценке учитывается примерный объем классных сочинений в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы.

Оценка тестовых работ учащихся
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 % верного выполнения; «4» - 75 – 89 %; «3» - 50 – 74 %; «2»- менее 50 % положительных ответов.

Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема, составленные для более качественной подготовки к ОГЭ по литературе. 

Структура работы:

краткий ответ на вопрос теоретического характера;

Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений).

Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.

«Отлично»:  тестовая часть выполнена без ошибок, дан полный ответ на вопрос, сопоставительный анализ выполнен с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений. Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.

«Хорошо»: в тестовой части допущено не более 1-2 ошибок, дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок); в сопоставительном анализе выполнено более 40 % работы.

Или: тестовая часть и развернутый ответ представлены без ошибок; сопоставительный анализ выполнен частично.

«Удовлетворительно»: в тестовая часть работы выполнена более 50%, 1-2 ошибок, ответ на вопрос по тексту дан поверхностный; в сопоставительном анализе выполнено более 30 % работы.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

 Критерии оценки

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

 
 

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

 
 

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

 
 

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

 
 

- ссылки – все ссылки работают.

 
 

 Средняя оценка по дизайну

 

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

 
 

- материал изложен в доступной форме;

 
 

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

 
 

- слайды расположены в логической последовательности;

 
 

- заключительный слайд с выводами;

 
 

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

 
 

Средняя оценка по содержанию

 

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

 
 

- ученик владеет материалом своей темы.

 
 

Средняя оценка по защите проекта

 
 

Итоговая оценка

 

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема, составленные для более качественной подготовки к ОГЭ по литературе. 

Структура (части) работы: 1) краткий ответ на вопрос теоретического характера; 2) развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений); 3) развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.

«Отлично»:  тестовая часть выполнена без ошибок, дан полный ответ на вопрос, сопоставительный анализ выполнен с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений. Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.

«Хорошо»: в тестовой части допущено не более 1-2 ошибок, дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок); в сопоставительном анализе выполнено более 40 % работы.

Или: тестовая часть и развернутый ответ представлены без ошибок; сопоставительный анализ выполнен частично.

«Удовлетворительно»: в тестовая часть работы выполнена более 50%, 1-2 ошибок, ответ на вопрос по тексту дан поверхностный; в сопоставительном анализе выполнено более 30 % работы.

Итоговый тест по литературе за курс 9 класса

Итоговый тест по литературе за курс 9 класса.

Вариант 1.

1. Автор «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

А) Державин, Б) Ломоносов, В) Сумароков.

2. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н,  Б) в доме Чацкого,  В) в доме Фамусова.

3. Что лежит в основе сюжета  комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига,  Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»,  В) дуэль между Чацким и Фамусовым.

4. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

А) о памятнике Петру Первому,     Б) о своем литературном наследии,  

В) о памятнике Державину.

5. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам,  Б) императору Александру,  В) Наталье Гончаровой.

6. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические     розы»? А) Ленский,  Б) Онегин,  В) Дубровский.

7. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

А) "Парус",  Б) "Герой нашего времени",  В) "Смерть поэта"

8. Кто из женщин, по словам  Печорина, заставил биться его сердце (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Мери,        Б) Вера,        В) княгиня Лиговская.

9.  Кому в романе «Герой нашего времени»  принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Печорину,  Б) Грушницкому,   В) Вернеру

10. Кого из помещиков «Мертвых душ» автор называет «историческим» человеком?

А) Ноздрёва;  Б) Чичикова;  В) Манилова;  Г) Плюшкина.

11. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.

12. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку»,  Б) «верно служи Отчизне», В) «береги честь смолоду».

Итоговый тест по литературе за курс 9 класса.

Вариант 2.

1. Автор произведения «Слово о полку Игореве»:

А) Пушкин, Б) Мусин-Пушкин, В) неизвестен.

2. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия,  Б) трагедия,  В) роман в стихах.

3. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?

А) «Мильон терзаний»,  Б) «Что такое «обломовщина»?»,

В) «Луч света в темном царстве».

4. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу? А) матери,   Б) дяде,   В) няне.

5. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”.

А) “Пророк”,             Б) “Узник”,           В) “Памятник” .
6. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:
Легко мазурку танцевал // И кланялся непринуждённо…

А) Ленский,  Б) Онегин,   В) Дубровский.

7. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину,  Б) Пушкину,  В) Чаадаеву.

8. Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»   (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)? А) автора,  Б) Печорина, В) Грушницкого.

9. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; -  рабом я быть не могу,  а   повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Печорина,        Б) Грушницкого,       В) Вернера.

10. У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?

А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.

11. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Собакевича; Б) у Ноздрева; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.

12. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилова;  Б) Плюшкина;  В) Собакевича;  Г) Коробочку.

Рабочая программа по литературе для 9 класса учителя МБОУ «СОШ № 6 г. Азнакаево» Нигматзяновой Р.С. Стр. 19

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.