Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК В.Я. Коровиной)
Рабочая программа
по предмету «Литература»
для 6 Б, Г классов
на 2018-2019гг.
Основное общее образование
Рабочая программа разработана на основе программы Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014
УМК
В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др. Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций с прил.на электрон.носителе. В 2 ч./ под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2016
.
Составитель: учитель русского языка и литературы первой категории Перехода Татьяна Петровна
2020
Планируемые результаты.
Личностные результаты
1) российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
7) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 6 классе.
Ученик научится:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей ;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы ;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. (Внеклассное чтение).
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Тема дороги в лирике Пушки
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».
Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления).Поэтическая интонация .
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Пейзаж. Портретная характеристика персонажей.
Фёдор Иванович Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья»- символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).Звукопись в поэзии.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Стихотворные размеры. Строфа.
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. «Человек на часах» (для внеклассного чтения) Сказ как форма повествования. Ирония.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения).
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Рождественский рассказ
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. (урок внеклассного чтения).
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. «Срезал» (для внеклассного чтения). Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира .Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения).Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. (Урок внеклассного чтения). Теория литературы. Понятие о героическом эпосе.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь Рыцарская баллада
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин Теория литературы. Притча.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Домашнее задание | Примечание |
Введение(1ч) | |||||
1. | | | Художественное произведение, автор, герои. | Подготовить устный рассказ на тему «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». | |
Устное народное творчество (4ч) | |||||
2. | | | Обрядовый фольклор. | Ответить на вопросы с.10 | |
3. | | | Народная мудрость в пословицах и поговорках. | Выполнить задания 5-7 с.17 | |
4. | | | Вн.чт. Загадки. Афористичность загадок. | Сочинить загадку. | |
5. | | | РР. Устное сочинение. В чем красота и мудрость русского фольклора? | Нарисовать иллюстрацию. | |
Из древнерусской литературы (1ч.) | |||||
6. | | | «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Отражение народных идеалов. | Ответить на вопрос «Каким я себе представляю летописца?» | |
Из литературы XVIII века (1ч.) | |||||
7. | | | Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. | Записать определения в тетрадь | |
Из литературы XIX века (50ч) | |||||
8. | | | И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. | Прочитать басни | |
9. | | | Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение героя. | Ответить на вопросы | |
10. | | | И. А. Крылов. «Листы и Корни». Власть и народ в достижении общественного блага | Выучить басню наизусть (на выбор). | |
11. | | | «Ларчик» — пример критики «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Записать средства художественной выразительности в тетрадь, привести примеры. | |
12. | | | Контрольная работа№1 по теме «Повторение изученного в 5 классе». РР. Басни разных народов. | Ответить на вопросы 1,3 учебника | |
13. | | | А. С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | Найти средства выразительности | |
14. | | | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | Определить размер | |
15. | | | «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. | Подготовить анализ стихотворения. | |
16. | | | «Зимняя дорога». Зимний пейзаж. РР. Двусложные размеры стиха. | Выучить наизусть | |
17. | | | РР. Средства выразительности в поэзии А.С.Пушкина. | Анализ стихотворения | |
18. | | | «Дубровский». Дубровский - старший и Троекуров. | Заполнить таблицу | |
19. | | | Бунт крестьян. Осуждение произвола, защита чести личности. | Составить план 4 главы | |
20. | | | История любви Владимира и Маши. | Ответить на вопросы | |
21. | | | Авторское отношение к героям романа «Дубровский». | Подготовить материал для сочинения | |
22. | | | РР. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | Повторить термины | |
23. | | | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Повествование от лица вымышленного автора. | Прочитать повесть «Станционный смотритель». | |
24. | | | Вн.чт. «Станционный смотритель». Тема «маленького» человека. | Ответить на вопросы | |
25. | | | Вн.чт. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. | Приготовить выборочный пересказ истории из текста рассказа. | |
26. | | | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы. | Выучить стихотворение наизусть по выбору | |
27. | | | М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Любовь поэта-изгнанника к родине. | Создать виртуальный фотоальбом о жизни и творчестве поэта | |
28. | | | «Листок». «Утёс». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | Составить проект видеоряд по стихотворению | |
29. | | | «Три пальмы». Тема красоты. Трёхсложные размеры стиха | Записать эпитеты, метафоры, сравнения | |
30. | | | РР. Подготовка к домашнему сочинению. Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова. | Написать сочинение. | |
31. | | | И. С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. | Прочитать рассказ «Бежин луг» | |
32. | | | И. С. Тургенев. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. | Характеристика мальчиков | |
33. | | | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | Ответить на вопросы | |
34. | | | Вн.чт «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника». Портретная характеристика персонажей. | Портретная характеристика персонажей. | |
35. | | | Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. | Ответить на вопросы | |
36. | | | Ф.И.Тютчев. Лирика. Сочетание космического масштаба и деталей в изображении природы. | Ответить на вопросы | |
37. | | | Противоречивые чувства в душе поэта. «Листья», «Неохотно и несмело..» | Сделать иллюстрацию к эпизоду | |
38 | | | А .А. Фет. Рассказ о поэте. | Индивидуальные сообщения | |
39 | | | А. Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике поэта. | Индивидуальные сообщения | |
40 | | | Природа как воплощение прекрасного в поэзии А.Фета. | Анализ стихотворений | |
41 | | | РР. Устное сочинение. «Роль художественной детали в поэзии А.А.Фета и Ф.И.Тютчева». | Ответить на вопросы | |
42 | | | Подготовка к контрольной работе поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Заполнить таблицу | |
43 | | | Проверочная работа по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Выучить стихотворение наизусть по выбору | |
44 | | | Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. | Ответить на вопросы | |
45 | | | Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Выучить наизусть отрывок (на выбор). | |
46 | | | Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». | Ответить на вопросы | |
47 | | | Н.С.Лесков.«Левша». Гордость писателя за народ. | Составить рассказ в стиле сказа | |
48 | | | Особенности языка произведения сказа «Левша». | Записать средства художественной выразительности в тетрадь, привести примеры. | |
49 | | | Сказовая форма произведения «Левша». | Ответить на вопросы 1,3 учебника | |
50 | | | РР. Устное сочинение. «Черты характера Левши». | Сделать индивидуальные сообщения. | |
51 | | | Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах». | Прочитать рассказ | |
52 | | | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. | Ответить на вопросы | |
53 | | | Вн.чт. Мой любимый герой в рассказах А. П. Чехова. | Составить художественный пересказ эпизода. | |
54 | | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | Цитатный алан статьи | |
55 | | | Я. Полонский. Стихи о любви к родной природе. | Ответить на вопросы | |
56 | | | Е. Баратынский. Поэтизация природы в лирике. | Ответить на вопросы | |
57 | | | А. Толстой. Выражение мироощущения в поэзии о родной природе. | Ответить на вопросы | |
58 | | | Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | Ответить на вопросы | |
Из русской литературы XX века (26) | |||||
59 | | | А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. | Ответить на вопросы | |
60 | | | Образ главного героя. Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» . | Заполнить таблицу | |
61 | | | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. | Прочитать рассказ А. П. Платонова «Корова» | |
62 | | | «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | Прочитать рассказы | |
63 | | | Вн.чт. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Рассказы «Цветок на земле», «Корова». | Ответить на вопросы | |
64 | | | Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. | Прочитать повесть «Алые паруса» | |
65 | | | «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. | Анализ эпизода. | |
66 | | | Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. | Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике геров. | |
67 | | | К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша…»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Рассказ о солдатских буднях. | Составить рассказ «Человек и война». | |
68 | | | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. | Рассказать о писателе | |
69 | | | «Конь с розовой гривой». Изображение быта деревни в предвоенные годы. | Ответить на вопросы | |
70 | | | Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. | Ответить на вопросы | |
71 | | | Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев . | Индивидуальные сообщения | |
72 | | | РР. Сочинение «В чем заключается главная идея рассказа «Конь с розовой гривой»? | Повторить термины | |
73 | | | Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. | Прочитать повесть «Уроки французского» | |
74 | | | «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | Приготовить сообщение о детстве героя рассказа. | |
75 | | | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Роль учителя в жизни человека» | Написать сочинение. | |
76 | | | Нравственная проблематика произведения «Уроки французского». | Письменное сообщение о главном герое рассказчика | |
77 | | | Николай Михайлович Рубцов. «Звезда полей», «В горнице». Тема родины в поэзии . | Ответить на вопросы | |
78 | | | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование характера. | Ответить на вопросы | |
79 | | | РР. Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». | Составить развернутый ответ на вопросы 3,4 учебника | |
80 | | | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Родная природа в русской поэзии XX века». | Написать сочинение. | |
81 | | | В. М. Шукшин. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности героев-правдоискателей. | Ответить на вопросы | |
82 | | | Вн.чт. В. М. Шукшин. «Срезал» Образ «странного» героя в литературе. | Читательский дневник заполнить | |
Из литературы народов мира (2ч) | |||||
83 | | | Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к родине. Книга в жизни человека. | Выразительно читать стихотворение | |
84 | | | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Поэт — вечный должник своего народа. | Прочитать МифыДревней Греции, приготовить сообщение о богах Олимпа | |
Из зарубежной литературы (17) | |||||
85 | | | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Пересказ мифа (по выбору) | |
86 | | | Вн.чт. Мой любимый герой древнегреческих мифов | Презентации учащихся | |
87 | | | Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | Выразительно читать. Рассказ о герое | |
88 | | | Гомер. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. | Сделать цитатную характеристику Одиссея | |
89 | | | Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». | Приготовить пересказ текста | |
90 | | | «Одиссея» — песня о героических подвигах. | Ответить на вопросы 2,4 учебника | |
91 | | | На острове циклопов. Полифем. | Письменно ответить на вопросы | |
92 | | | Мужество главного героя в поэме Гомера. | Приготовить пересказ текста | |
93 | | | Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. | Изучить материалы Интернета о писателе. | |
94 | | | Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. | Приготовить пересказ текста | |
95 | | | Итоговый тест по произведениям, изученным в 6 классе. | Повторить термины | |
96 | | | Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. | Заполнить таблицу «Реальное и фантастическое» | |
97 | | | Проспер Мериме. Рассказ о писателе. | Ответить на вопросы | |
98 | | | Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. | Ответить на вопросы | |
99 | | | Романтический сюжет и его воплощение в новелле. | Прочитать сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | |
100 | | | Утверждение всечеловеческих истин в сказке «Маленький принц» | Ответить на вопросы | |
101 | | | РР. Путешествие по стране Литературии . | Ответить на вопросы. | |
102 | | | Обобщение изученного за год. | Презентации учащихся | |
Приложение 1
Темы проектов
Запись фольклорных произведений своей местности.
Составление сборника из сказок, сочиненных учащимися, и фольклорных сказок региона.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Самостоятельная исследовательская работа с текстом.
«В.А. Жуковский в музыке и живописи».
Создание слайдовой презентации «В.А. Жуковский в музыке и живописи».
Литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина»
Составление ассоциативных рядов со словами парус и море.
Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Творческий проект «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
Конкурс знатоков.
Подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
Создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.
Изобразительное искусство (конкурс рисунков; устное рисование).
Музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).
Составление ассоциативных рядов.
Конкурс рисунков.
Литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Краеведение: музеи А.П. Чехова.
Символическое значение красного и белого цветов в русской культуре.
Создание буктрейлера к книге
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания
Входной тест по теме «Повторение изученного в 5 классе»
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д. в) сказки, придуманные народом;
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь,
выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет
мысли, служит средством общения между людьми;
в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид
повествования с фантастическим вымыслом;
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное в
стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.
6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
7. По датам жизни определите писателя.
1) 1769 – 1844 А) А.С.Пушкин
2) 1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь
3) 1799 -1937 В) И.С.Тургенев
4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов
5) 1818 – 1883 Д) И.А.Крылов
6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днѐм, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдѐт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чѐрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своѐм одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слѐзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всѐ не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мѐд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мѐд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчѐт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является:
а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.;
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»?
а) Г.Х.Андерсен б) Д.Дефо в) Ж.Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединѐнных Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
24. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья
б) убивал их копьѐм
в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
25. Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше первое впечатление о нем.
Итоговый тест по произведениям, изученным в 6 классе.
1. Рассказы, порождѐнные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни:
а) сказки б) мифы в) поговорки
2. Бог грома и молнии у древних славян:
а) Сварог б) Перун в) Ярило
3.Назовите изобразительно-выразительное средство, используемое в строке: Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась.
а) метафора б) олицетворение в) эпитет
4. Солоха – героиня какого произведения?
а) «Левша» б) «Ночь перед Рождеством» в) «Кладовая солнца»
5. Какое произведение не принадлежит А.С. Пушкину?
а) «Метель» б) «Дубровский» в) « Поединок»
6. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
а)1818 - 1883 б) 1814 – 1841 в) 1860 – 1904
7. Какая тема отражена в стихотворении «Утѐс»
а)веселья и радости б) тоски и одиночества в) любви к жизни
8. Рассказывая о Пацюке, герое повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ( «… ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру …»), автор использовал:
а) аллегорию б) иронию в) гиперболу
9. В стихотворении «Железная дорога» автор предлагает Ване
а) перенять благородную привычку к труду;
б) подвергнуть сомнению сказанное генералом;
в) изучать историю Родины
10. Персонаж, у которого « на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»:
а) Платов б) косой Левша; в) поп Федот
11. Автор сказки «Кладовая солнца»:
а) К.Г. Паустовский б) М.М. Пришвин в) Н.С. Лесков
12. Рассказ о тетереве Косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чѐрного грудь его стала переливать из синего в зелѐное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост» ) представляет собой:
а) описание б) повествование в) рассуждение
13. Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль:
а) пословица б) эпиграф в) завязка
14. Сколько подвигов совершил Геракл?
а) 12 б) 13 в) 11
15. «Сказание о белгородском киселе» прославляет:
а) стойкость и непреклонность горожан;
б) их мудрость и находчивость;
в) безразличие белгородцев к собственной судьбе.
16. В строках стихотворения «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова:
… И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студѐный ручей, - автор прибегает к:
а) олицетворению б) сравнению в) иронии.
17. Какое происшествие легло в основу конфликта между Троекуровым и Дубровским старшим?
а) мужики Дубровского воровали лес Троекурова?
б) Дубровский оскорбил Троекурова?
в) Дубровского оскорбил слуга Троекурова
18. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
а) 1814 – 1841 б) 1799 – 1837 в)1828-1910
19. В строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Вся комната янтарным блеском Озарена.
Весѐлым треском Трещит затопленная печь… - выделенные слова являются: а) олицетворениями б) метафорами в)эпитетами
20. Истинный смысл игры в «замеряшки»:
а) помощь учительницы способному, но голодному ученику;
б) желание учительницы вспомнить детство;
в) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка ( В.Г. Распутин «Уроки французского»).
21. Автор сказа «Левша»:
а) К.Г. Паустовский б) Н.С. Лесков в) М.М. Пришвин.
22 . Персонаж рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», о котором говорится, что он был «исцарапанным, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами», - это:
а) старшой б) рассказчик в) Санька.
23. Тема сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнце»:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
24.Изображение осени в начале стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» представляет собой:
а) повествование; б) рассуждение; в) описание.
25. Какую роль сыграла в жизни мальчика учительница французского языка (В.Г.Распутин «Уроки французского»)?________________________
Критерии оценивания тестовых заданий
Тест состоит из 25 вопросов и предусматривает выбор одного ответа предложенных, либо нахождение указанных соответствий.
Вопрос 25 требует развернутого ответа на предложенный вопрос. Правильность выполнения каждого задания (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом, 25 вопрос - от 1 до 3 баллов (в зависимости от объема и глубины раскрытия заданной темы).
Менее 14 ответов - «2» (неудовлетворительно)
14 -19 - «3» (удовлетворительно)
20-24 - «4» (хорошо)
25-27 - «5» (отлично)