Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса (УМК В.Я. Коровиной)

1
0
Материал опубликован 23 July 2021


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №7 от 29.08.2020 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

57 от 29.08.2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 9 класса








Автор - составитель

учитель Никитина Екатерина Александровна


















2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644; от 31.12.2015 №1577).

3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).

4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.

6. Примерной программы основного общего образования по литературе.

7.Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной1.

8.Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск, «Траст-Имаком», 1995 г. Составители: Н.Н. Колпачков, Г.А. Ластовский.

9. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

10.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).

11.Положения о рабочей программе.

Для реализации программного содержания используется учебник: Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч./ В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2018.

С учётом учебника: Меркин Г.С. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению в 2-х частях, - Смоленск: Универсум, 2016г.

Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение литературе в объёме 85 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской.

В авторскую программу В.Я. Коровиной внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Особенности жанра трагедии Гёте «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию, а также уменьшено количество часов по разделам в связи с введением учебного предмета «Родная литература (русская)», на который отводится 17 часов.

Особенностью данной программы является то, что она объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие обучающихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.

В процессе изучения основного курса литературы предполагается изучение памятников литературы и фольклора Смоленской земли, произведений, написанных о Смоленском крае, созданных на разных этапах развития культуры края, связей смоленских писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых смоленских писателей дополнительно к программе по литературе основной школы. В региональный компонент содержания программы включены лучшие произведения местных писателей, а также произведения тех авторов, которые так или иначе связаны со Смоленщиной.

Содержание и структура программы даёт возможность системного изучения региональной литературы, позволяет познакомиться со спецификой литературного процесса на Смоленщине, с богатством её художественных традиций. Краеведческий компонент логично соотносится с содержанием программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, что позволяет сопоставлять произведения региональной литературы с базовым курсом, выявлять их сходства и своеобразие художественных решений. Такая работа позволит обучающимся воспринимать литературу Смоленщины и о Смоленщине в контексте временного и культурного процесса, позволит пробудить интерес обучающихся к истории и культуре родного края, поможет им, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры. Таким образом, будет реализован принцип единого литературного образования.













Темы

Количество часов по авторской программе


Количество часов по программе

МБОУ Синьковской СШ

Введение

1

1

Древнерусская литература

4

1

Произведения русских писателей XVIII века

10

8

Произведения русских писателей XIX века

53

46

Произведения русских писателей XX века

26

23

Из зарубежной литературы

6

4

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

2

-

1

1

Итого

102

85






























Целеполагание

Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

*развитие интеллектуальных и творческих способностей выпускников, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

*постижение выпускниками вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.





















Планируемые результаты

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:

•  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:

• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Выпускник сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Выпускник сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•  демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•  формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

-различать в совершенствовании:

*образную природу словесного искусства;

*основные факты жизни и творческого пути русских писателей и поэтов (с учётом курса литературы Смоленщины);

*общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

*авторов и содержание изучаемых произведений;

*основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма;

-анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

-находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Выпускник получит возможность научиться:

-прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

-определять идейную и эстетическую позицию писателя;

-оценивать проблематику современной литературы;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

-выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному.




Содержание

Раздел 1.Введение (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Раздел 2.Из древнерусской литературы (1 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..."Н.И. Рыленкова).Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Раздел 3.Из литературы XVIIIвека (8 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Раздел 4. Из русской литературы XIX века (46 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. А.С.Грибоедов и Смоленщина. Общечеловеческое звучание образов персонажей пьесы «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века).«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.Особенности композиции.Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность».Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах. Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Раздел 5.Из русской литературы XXвека (23 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость. Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).Смоленская проза.М. Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача». Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности. М.Пришвин на Смоленской земле. Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорого­бужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведчес­кого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи­сателя (очерки «Школьная Робинзонада», «Мирская чаша»). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация.

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и обучающихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о смоленском поэте.«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе Смоленского края. Интонация и стиль стихотворений.Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков­ского. Малая и большая родина в его твор­честве. История родного края в произведени­ях Исаковского. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчес­тве поэтов. Песни М.Исаковского, ставшие народными.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков. Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Раздел 6. Из зарубежной литературы (4 ч)

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорически, моральный, мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой. (4-й акт). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Раздел 7. Повторение и систематизация(2 ч)

Промежуточная аттестация.




Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля (по необходимости)

1

Введение

1

-

2

Древнерусская литература

1

-

3

Произведения русских писателей XVIII века

8

1(контрольная работа)

4

Произведения русских писателей XIX века (в т.ч. из курса литературы Смоленщины).

46

2 (контрольная работа)

5

Произведения русских писателей XX века (в т.ч. из курса литературы Смоленщины).

23

1 (контрольная работа)

6

Из зарубежной литературы

4

-

7

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

1

-

1 (контрольная работа)


Итого

85

5









Календарно-тематическое планирование


п/п

Количество часов

Тема урока

Дата

Дата коррек

тировки

по (необхо

димости)


Введение (1 ч)


1.

1 ч

Беседа по ОТ. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.




Древнерусская литература (1 ч)


2.

1 ч

Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»-памятник древнерусской литературы.




Русская литература XVIII в. (8 ч)

М.В. Ломоносов (1 ч)




3.

1 ч

Классицизм в русском и мировом искусстве. Русский классицизм в литературе XVIII века М.В. Ломоносов-реформатор языка и стихосложения.



4.

1 ч

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года». Ода-жанр лирической поэзии.




Г. Р. Державин (2 ч)


5.

1 ч

Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»




6.

1 ч

Традиции и новаторство в лирике Г.Р. Державина. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник».




А. Н. Радищев (2 ч)


7.

1 ч

А.Н. Радищев. Изображение российской действительности в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»




8.

1 ч

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности жанра путешествия и содержательное наполнение.




Н. М. Карамзин (1 ч+ 1 ч.к.р.)


9.

1 ч

Сентиментализм в литературе. Н.М. Карамзин. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».




10

1 ч

Контрольная работа по творчеству М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.




Русская литература XIX в. (46ч).

Характеристика русской литературы XIX в. В.А. Жуковский (2 ч)


11

1 ч

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

В.А. Жуковский. Возможности поэтического языка. «Море». «Невыразимое».




12

1 ч

В.А. Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини. Особенности жанра баллады.




А. С. Грибоедов (7 ч)


13

1 ч

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. А.С. Грибоедов и Смоленщина.




14

1 ч

Роль монологов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»




15

1 ч

Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»




16

1 ч

Чацкий в системе образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»




17

1 ч

Язык комедии А.С. Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в «Горе от ума»




18

1 ч

И.А. Гончаров.«Мильон терзаний». Критическая литература к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»




19

1 ч

Классное сочинение по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Век нынешний и век минувший»




А. С. Пушкин (13 ч)


20

1 ч

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.




21

1 ч

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»




22

1 ч

Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил»




23.

1 ч

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»




24.

1 ч

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.




25

1 ч

Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»




26

1 ч

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин) и по творчеству А.С. Грибоедова.




27

1 ч

Понятие о реализме. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа.




28

1 ч

Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.




29

1 ч

Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина. Сравнительная характеристика образов Татьяны и Ольги.




30

1 ч

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.




31

1 ч

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.




32

1 ч

Пушкинский роман в зеркале критики: Белинский, Достоевский. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».




М. Ю. Лермонтов (12 ч)


33

1 ч

М.Ю. Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «И скучно и грустно», «Молитва».




34

1 ч

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».




35

1 ч

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий»




36

1 ч

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России в стихотворении «Родина».




37

1 ч

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе.




38

1 ч

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения» (гл. «Бэла», «Максим Максимович»)




39

1 ч

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.




40.

1 ч

Загадки образа Печорина в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».




41

1 ч

Романтизм и реализм романа «Герой нашего времени». Печорин в системе мужских образов в романе. Дружба в жизни Печорина.




42

1 ч

Печорин в системе женских образов в романе «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина.




43

1 ч

Критическая оценка романа В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».




44

1 ч

Контроль­ная работа по твор­честву М.Ю. Лер­монтова.




Н. В. Гоголь (7 ч)


45

1 ч

Н.В. Гоголь. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников.




46

1 ч

Замысел, история создания, особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»




47

1 ч

Система образов поэмы «Мёртвые души».




48

1 ч

Образ города в поэме «Мёртвые души».




49.

1 ч

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.




50

1 ч

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценке Белинского.




51

1 ч

Классное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: «Характеристика хозяина по его дому»




А. Н. Островский (1 ч)


52

1 ч

А.Н. Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Комедия как жанр драматургии.




Ф. М. Достоевский (2 ч)


53

1 ч

Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»




54

1 ч

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.




Л. Н. Толстой (1 ч)


55

1 ч

Л.Н. Толстой. «Юность» - повесть автобиографической трилогии. Духовный конфликт героя со средой.




А. П. Чехов (1 ч)


56

1 ч

А.П. Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в рассказах «Смерть чиновника», «Тоска».




Русская литература XX в. (23ч)


И. А. Бунин (2 ч)


57

1 ч

Русская литература XX в: жанры и направления.И.А. Бунин. «Поэзия и проза» русской усадьбы. «Тёмные аллеи»




58

1 ч

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.




М. А. Булгаков (2 ч)


59

1 ч

М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество




60

1 ч

Система образов в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».




Смоленская проза (2 ч)


61

1 ч

Смоленская проза М.А. Булгакова. Поэтика и жанровые особенности повести «Записки юного врача».




62

1 ч

М.М.Пришвин на Смоленской земле. Тема добра в творчестве Пришвина. «Школьная Робинзонада». Автобиографическая проза.




М. А. Шолохов (2 ч)


63

1 ч

М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.




64

1 ч

Особенности авторского сказового повествования в рассказе-эпопее М.А. Шолохова «Судьба человека»




А. И. Солженицын (2 ч)


65

1 ч

А.И. Солженицын. Картины послевоенной деревни в рассказе «Матрёнин двор».




66

1 ч

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи.




А. А. Блок (1 ч)


67

1 ч

Русская поэзия Серебряного века.

А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Ветер принёс издалёка»




С. А. Есенин (2 ч)


68

1 ч

С.А. Есенин. Тема Родины в лирике С.А. Есенина «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер».




69

1 ч

Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая».




В. В. Маяковский (1 ч)


70

1 ч

В.В. Маяковский. Новаторство поэтических произведений. «А вы могли бы?», «Послушайте!»




М. И. Цветаева (2 ч)


71

1 ч

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о жизни и любви. «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Бабушке»




72

1 ч

М.И. Цветаева. «Родина». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».




Н. А. Заболоцкий (1 ч)


73

1 ч

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…». Философский характер лирики.




А. А. Ахматова (2 ч)


74

1 ч

А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.




75

1 ч

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.




Б. Л. Пастернак (1 ч)


76

1 ч

Б.Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Перемена», «Весна …»




Лирика Смоленского края

А. Т. Твардовский и М.В. Исаковский(2 ч)


77

1 ч

М.И. Исаковский. Раздумья о Родине и природе в лирике. Интонации и стиль стихотворений «Урожай».




78

1 ч

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.




79

1 ч

Контрольная работа «Русская литература XX века»




Зарубежная литература (4 ч)


80

1 ч

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике. «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Гораций. Традиции оды. «Я памятник воздвиг…»




81

1 ч

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её философский характер.




Повторение и систематизация (1 ч)


82

1 ч

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.




83

1 ч

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии.




84

1 ч

И.-В. Гёте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.




Повторение и систематизация (1 ч)


85

1 ч

Урок-конференция: «Уроки русской и зарубежной литературы»







1«Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 5–11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.