Рабочая программа по литературе родного края (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
русского языка и литературы
Власенко Светланы Викторовны
по литературе родного края
9 класс
2019
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет изучение региональной литературы.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изм. и доп.)
- Внесенных изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования №1577 от 31.12.2015 (Минюст 08.02.2016г.)
Актуальность программы
Литература Волгоградской области уникальна по своему богатству. Волгоградские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 веков и стали ее признанными классиками. Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве писателей-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.
Данная программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения волгоградских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Цели курса — углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного текста, навыки исследовательской деятельности, раскрыть нравственное значение художественных произведений, привить вкус к художественному слову. Курс предполагает чтение и анализ произведений писателей-волгоградцев, знакомство с экспозициями литературных музеев г. Волгограда, самостоятельную краеведческо-поисковую и исследовательскую работу школьников.
Задачи:
- показать нашу родину в художественных картинах и образах;
- воспитание патриотизма, формирование национального самосознания через познание родины в произведениях писателей родного края;
- развивать регулятивные УУД через организацию самостоятельной деятельности учащихся;
- совершенствовать общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и выбор эффективных способов ее достижения;
- совершенствовать познавательные УУД путем анализа объектов, установки причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждения - расширить содержание учебного материала за счёт дополнения основной программы по литературе.
Характеристика учебного предмета
Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Данный учебный курс был предложен учащимся в связи с тем, что к девятому году обучения уже сформированы основные навыки литературного чтения, анализа текста; в этом возрасте в сознании учащихся происходит перелом в отношении к будущему, перестройка системы жизненных ценностей; актуальным становится развитие интереса к культуре родного края.
На изучение «Литературы родного края» отводится из регионального компонента 0,5ч в неделю в 9 классе. Программа курса рассчитана на 17 часов.
Содержание учебного предмета
Волгоградская область — литературное гнездо России. Волгоградские писатели и поэты. Знакомство с местами Волгограда, связанными с литературной деятельностью писателей, поэтов. 1 час.
Маргарита Константиновна Агашина. Визитная карточка города Волгограда - «Растёт в Волгограде берёзка», «Солдату Сталинграда» («Ты же выжил солдат»), «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Стихи о моём солдате», «Мальчишкам Сталинграда», «Второе февраля», «У вечного огня». 2 часа.
Михаил Кузьмич Луконин - известный русский-советский поэт. Мотивы любви к родной волжской земле. Поэмы: «Рабочий день», «Признание в любви». Стихотворение "Коле Отраде”. 2 часа.
Макеев Василий Степанович - певец деревни. Первый сборник стихотворений «Небо на плечах». Большая любовь к отчему краю, родной земле и ее людям. Сборники: «Пора медосбора», «Околица», «Хлеб да соль», «Под казачьим солнышком». 1 час.
Татьяна Брыксина. «Сойти с ума!», «Пасечник», автобиографическая повесть «Трава под снегом». 1 час.
Владимир Петрович Овчинцев. Сборники: «Солдатское поле», «Звезды полупустыни», «Стихотворения», «Запах дождя», «Снега полей». Стихи о разном: о городе, о войне, о России. 1 час.
Природа в произведениях поэтов и писателей Волгоградской области. Юлия Кононова, Галина Гридина, Михаил Зайцев. Юрий Кучумов. Единство человека и природы. Средства речевой выразительности, создающие неповторимый облик малой родины. 2 часа.
ЕКИМОВ Борис Петрович. Сборники рассказов: «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Реальные жизненные будни простого человека. 2 часа.
Николай Васильевич Сухов. Книга «Донская повесть». 1 час.
Богомолов Владимир Осипович. «За оборону Сталинграда». 1 час.
Вклад волгоградских писателей и поэтов в развитие русской литературы. 1 час.
Защита проектов. 2 часа.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Основу литературы родного края в школе составляет чтение и изучение художественных произведений писателей – волгоградцев.
Личностными результатами, формируемыми при изучении литературы родного края в школе, являются:
приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведения литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Предметные результаты
В результате освоения содержания предмета «Литература родного края» обучающиеся
научатся:
чтение и восприятие:
читать художественное произведение писателей – волгоградцев, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание;
давать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка:
анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
роли портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения, особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
получат возможность:
чтение и речевая деятельность:
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Дата проведения | |
План | факт | ||
1. | Волгоградская область — литературное гнездо России. Волгоградские писатели и поэты. Знакомство с местами Волгограда, связанными с литературной деятельностью писателей, поэтов. 1 час. | | |
2-3. | Маргарита Константиновна Агашина. Визитная карточка города Волгограда - «Растёт в Волгограде берёзка». «Солдату Сталинграда» («Ты же выжил солдат»), «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню». «Стихи о моём солдате». «Мальчишкам Сталинграда», «Второе февраля», «У вечного огня». 2 часа. | | |
4-5. | Михаил Кузьмич Луконин - известный русский-советский поэт. Мотивы любви к родной волжской земле. Поэмы: «Рабочий день», «Признание в любви». Стихотворение "Коле Отраде”. 2 часа. | | |
6. | Макеев Василий Степанович - певец деревни. Первый сборник стихотворений «Небо на плечах». Большая любовь к отчему краю, родной земле и ее людям. Сборники: «Пора медосбора», «Околица», «Хлеб да соль», «Под казачьим солнышком». 1 час. | | |
7. | Татьяна Брыксина. «Сойти с ума!», «Пасечник». Автобиографическая повесть «Трава под снегом». 1 час. | | |
8. | Владимир Петрович Овчинцев. Сборники «Солдатское поле», «Звезды полупустыни», «Стихотворения», «Запах дождя», «Снега полей». Стихи о разном: о городе, о войне, о России. 1 час. | | |
9-10. | Природа в произведениях поэтов и писателей Волгоградской области. Юлия Кононова. Галина Гридина. Михаил Зайцев. Юрий Кучумов. Единство человека и природы. Средства речевой выразительности, создающие неповторимый облик малой родины. 2 часа. | | |
11-12. | ЕКИМОВ Борис Петрович. Сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Реальные жизненные будни простого человека. 2 часа. | | |
13. | Николай Васильевич Сухов. Книга «Донская повесть». 1 час. | | |
14. | Богомолов Владимир Осипович. «За оборону Сталинграда». 1 час. | | |
15. | Итоговый урок. Вклад волгоградских писателей и поэтов в развитие русской литературы. 1 час. | | |
16-17. | Защита проектов. 2 часа. | | |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |