Рабочая программа по литературе в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной

1
0
Материал опубликован 6 November 2019


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями), примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты нового поколения. Литература 5 – 9 класс» М.: Просвещение, 2015 г., с учетом требований и рекомендаций авторской программы В. Я. Коровиной 2015 года, Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области в 7 классе на 2017 - 18 учебный год, учебным планом МБОУ Колюдовская СОШ, с учетом преемственности с программами начального общего образования.

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесенные в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.


Целями изучения предмета «Литература» в 7 классе являются:

формирование духовно развитой личности, обла­дающей гуманистическим мировоззрением, на­циональным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для их ус­пешной социализации и самореализации;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной при­роды искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

Реализация указанных целей достигается при помощи следующих задач:

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведения­ми художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосо­вершенствовании.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и В том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

совершенствование духовно – нравственных качеств личности, воспитание

чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на

основе соотнесения своего «я» с художественнм миром авторов и судьбами их героев.

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Брянской области и учебный план МБОУ Колюдовская СОШ на изучение литературы в 7 классе отводят 2 часа в неделю, всего 68 уроков в год.


Рабочая программа опирается на УМК:

Полухина В. П., Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература:

7 кл.: Учеб.- хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

Полухина В. П., Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 7 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Методические пособия:

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 7 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2017.

Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе: 7 кл. – М. ВАКО, 2017.

Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.

Контрольно – измерительные материалы. Литература: 7 кл. /Составитель Л. В. Антонова. – М.: ВАКО, 2017.

Интернет – ресурсы:

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.slovari.ru Электронные словари

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека





Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 7 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения литературы являются:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.



К концу 7 класса обучающиеся научатся:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них всевременные ценности;

- читать научно – популярные и художественные тексты (выразительно, с остановками, выборочно, с комментарием и др.);

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко – культурного характера фрагмента текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;

- на практике определять стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 120 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов;

- писать и защищать рефераты;

- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.);

- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика,характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.).

2.Содержание учебного предмета «Литература» 7 класс

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно­-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном про­изведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость по­словиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.

Теория литературы. Устная народная проза. Преда­ния (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи (далее – Р.Р.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селя­нинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Мику­ла – носитель лучших человеческих качеств (трудолю­бие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей­-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного до­стоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киев­ского и Новгородского циклов былин. Своеобразие бы­линного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

Карело-финский мифологический эпос. «Кале­вала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представ­лений). Гипербола (развитие представлений). Героиче­ский эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение, рецензирование выра­зительного чтения (фонохрестоматия). Устный и пись­менный ответ на проблемный вопрос.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Пря­мой и переносный смысл пословиц. Пословицы наро­дов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос. Афористиче­ские жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирова­ние выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн люб­ви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.

Теория литературы. Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Вели­чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р. Державин «Река времен в сво­ем стремленьи ... », «На птичку», «Признание».

Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особен­ности литературного языка XVIII столетия.

Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирова­ние выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

«Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Бел­кина»: «Станционный смотритель». Проект.

Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пес­ня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столк­новения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого до­стоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями уст­ного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.

«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставших­ся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее про­явлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков поэмы, сти­хотворений. Устное рецензирование выразительно­го чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и само­отверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопо­ставления. Патриотический пафос повести. Проект.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная харак­теристика героя или групповой характеристики геро­ев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лири­ческая миниатюра (начальные представления).

Р.Р. Устный и письменный анализ тек­ста. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Исто­рическая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение историческо­го колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древне­русского «рыцарства» противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (разви­тие представления).

Р.Р. Выразительное чтение исторических бал­лад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осужде­ние покорности мужика. Сатира в «Повести…». Проект.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 1 по произведени­ям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Р.Р. Решение тестов. Устная и письменная характе­ристика героев. Составление викторины на знание тек­стов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, на­чало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Ната­лья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повест­вователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразитель­ное чтение фрагментов повести. Различные виды пе­ресказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов (4 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и об­суждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы ко­мического (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана речевой характеристики ге­роев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

Стихотворения русских поэтов XIX в. о родной природе (1 ч.)

В. Жуковский «Приход весны»; И.А. Бунин «Родина»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Бла­говест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьяни­на. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произве­дения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький (4 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Ка­ширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Ранние рассказы («Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др. Осмеяние душевных пороков. Смех и слезы в рассказах Чехова.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произве­дения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэ­зии в жизни человека и общества. Своеобразие стихо­творного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гума­низм, доброта, сострадание лирического героя стихо­творения.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме, Тоническое стихосложение (начальные представления).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на про­блемный вопрос. Анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. лю­бовь и ненависть Окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на про­блемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (разви­тие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям Б.Л. Пастернака.

Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечест­венной войны. (1 ч.)

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др. (Для внекласс­ного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безличного отношения к окру­жающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка. Особенности характера геро­ев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1 ч.)

Стихотворения поэтов ХХ века о Родине и родной природе, (В.Я. Брю­сов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов) (1 ч.)

Человек и природа. Выражение душев­ных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприя­тии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Снега потемнеют синие… », «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.)

«3емля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение. Участие в коллектив­ном диалоге. Устный и письменный ответ на проблем­ный вопрос.

Михаил Михайлович Зощенко (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказ «Беда», Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни на слова русских поэтов XX века (1 ч.)

А.Н. Вертинский «Доченьки»; И.А. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Лириче­ские размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)

Расул Гамзатов

Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь при­шел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окру­жающим людям разных национальностей. Особенно­сти художественной образности аварского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический ге­рой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бед­ность». Представления народа о справедливости и чест­ности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощуще­ние трагического разлада героя с жизнью, с окружаю­щим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом един­стве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвы­шенное в рассказе «Дары волхвов».

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Р.Р. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления убе­речь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудес­ной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирова­ние выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч.)

К.Р. Итоговый тест и его анализ.


Учебно – тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

в т. ч.

К.Р.

в т. ч.

Р.Р.

1.

Введение.

1

--

--

2.

Устное народное творчество.

4

--

--

3.

Из древнерусской литературы.

3

--

1


Из русской литературы VIII века

2

--

--

4.

М. В. Ломоносов.

1

--

--

5.

Г. Р. Державин.

1

--

--


Из русской литературы XIX века.

28


1

8

6.

А. С. Пушкин.

6

--

2

7.

М. Ю. Лермонтов.

4

--

1

8.

Н. В. Гоголь.

3

--

1

9.

И. С. Тургенев.

2

--

1

10.

Н. А. Некрасов.

2

--

--

11.

А. К. Толстой.

1

--

--

12.

М. Е. Салтыков Щедрин.

3

1

1

13.

Л. Н. Толстой.

2

--

1

14.

А. П. Чехов.

4

--

1

15.

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

1

--

--


Из русской литературы ХХ века.

23


1

3

16.

И. А. Бунин.

2


--

1

17.

А. М. Горький.

4

--

1

18.

В. В. Маяковский.

2

--

--

19.

Л. Н. Андреев.

1

--

--

20.

А. П. Платонов.

3

--

1

21.

Б. Л. Пастернак.

2

1

--

22.

Интервью с поэтом – участником ВОв.

1

--

--

23.

Ф. А. Абрамов.

1

--

--

24.

Е. И. Носов.

1

--

--

25.

Ю. П. Казаков.

1

--

--

26.

Стихи поэтов ХХ века о родине и родной природе.

1

--

--

25.

А. Т. Твардовский.

1


--

--

26.

Д. С. Лихачев.

1

--

--

27.

М. М. Зощенко.

1

--

--

28.

Песни на слова русских поэтов ХХ века.

1

--

--


Из литературы народов России.

1

--

--

29.

Р. Г. Гамзатов.

1

--

--

30.

Из зарубежной литературы.

5


--

1

31.

Подведение итогов за год.

1


1

--


ИТОГО:

68


3

13


Произведения для заучивания наизусть:

А. С. Пушкин Отрывок из поэмы «Медный всадник»

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

А. С. Пушкин Отрывок из трагедии «Борис Годунов»

М. Ю. Лермонтов Отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича…»

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

М. Ю. Лермонтов «Молитва»

Н. В Гоголь Отрывок из повести «Тарас Бульба»

И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык»

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»

И. А. Бунин «Родина»

С. А. Есенин «Топи да болота»

Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

А. Т. Твардовский «Снега потемнеют синие..»

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»
















17



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.