12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Туендатская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы (____) Васильева К.В.

Протокол № .08.2020года. Приказ № .08.2020года.







Рабочая программа

по литературе в 8 классе

Количество часов (68 часов). Уровень базовый.

Учитель: Шаринская Е.В.









Программа разработана основе программы общеобразовательных учреждений «Литература», 2014 год.

Учебник: Коровина В.Я. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях. М. «Просвещение», 2018 год.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям;

обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем куль­турном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям об­щего образования социальной среды раз­вития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проек­тирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий об­разования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образова­нию;

признание решающей роли содержания обра­зования, способов организации образователь­ной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социаль­ного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении об­разовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образователь­ных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарен­ных детей, детей-инвалидов и детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного тек­ста;

различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:

заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними.

.


Содержание деятельности по предмету


В этой возрастной группе формируются пред­ставления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведе­ний разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уча­щихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-лите­ратурные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от ме­тафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техни­кой чтения, именно поэтому на уроках важно уде­лять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на взаимо­связь литературы и истории, что определяет подго­товку учащихся к восприятию курса на историко­-литературной основе.




Общая характеристика учебного предмета


Главная идея программы по литературе - из­учение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стили­стически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой един­ство словесного искусства и основ науки (литерату­роведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание курса литературы в 8 классе включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и худо­жественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


Место предмета «Литература» в 8 классе


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.



Требования к результатам освоения

выпускниками основной школы программы по литературе


Личностные результаты:

воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настояшее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания. (Темы уроков: «Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского»; «Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»; «P.P.Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»»; «Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого»; «Внекл. чтение Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»»; «P.P.Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа Л.H. Толсто­го «После бала»»; «Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»»; «P.P.Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина)»; «P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл»; «Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин»; М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»»; А.И. Фать­янов «Со­ловьи»; Л.И. Оша­нин ««Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне»);

освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

в рамках предложенных условий и требова­ний. корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно­-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

определение в про изведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.






Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского».Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правилаклассицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P.Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.



Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.



«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.



Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чте¬ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и пись¬менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.



Перечень учебно-методического обеспечения



Для учащихся:

1.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2018.



Для учителя:

1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009

2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999

3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008

5. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,

Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990

Мультимедийные пособия.

В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин

/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.; Просвещение»,2009

Наглядно- демонстрационный материал по литературе

1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIX в.»;

3.Комплект портретов «Русские писатели XX в.»;

4.Комплект «А.М.Горький».

.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1

Русская литература и история

Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова.

Лекция, беседа, работа с книгой, творческая работа.

Читатель-ский дневник.



2

В мире рус­ской народ­ной песни. «В темном лесе...»,

«Уж ты ноч­ка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Ча­стушки

Знать жанры УНТ, особенности народной песни, Уметь опре­делять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую на­правленность

Рассказ учителя, беседа




3

P.P.Предания «О Пу­гачеве», «О покорении Сибири Ермаком».


Знать жанры УНТ, особенности народных преданий. Понимать их историческое и литературное значение. Уметь опреде­лять жанровое свое­образие преданий, житийной литера­туры

Работа по карточкам, беседа




4

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра

Невского.

Знать понятие о древнерусской литературе, иметь представления об особенностях житийного жан-ра; формировать навыки комме-нтированного чтения. Уметь на-ходить композиционно-жанро-вые признаки житийной литера­туры, давать характеристику литературному герою

Викторина «Узнай про-изведение и определи его жанр», беседа



5

Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

Уметь опреде­лять жанровые при­знаки сатирической повести 17 века, которая осуждает и корыс-толюбивых судей, и судопроиз-водство в целом, отметить важ-нейшие черты средневековой ли-тературы; ознакомиться с осо-бенностями поэтики сатири-ческой повести

Урок внеклассного чтения, беседа



6

Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль»

Знать сведения о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина, понятие классицизма как направления в литературе и сатиры. Уметь опреде­лять идейно-этиче­скую направленность комедии, выделять проблему воспитания как главную.

Сообщения уч-ся, презентации, выразитель-ное чтение по ролям



7

Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

Владеть изученной терми­нологией по теме, выразительно читать и рецензировать выразительное чтение отрывков комедии. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической речью.

Исследовате-льская и проектная деятельность



8

Контрольная работа по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Уметь строить монологическое высказывание, на основе владения изученной терми­нологией по теме, понимания идейно- нравственного содержания комедии

Составление плана сочинения, работа в парах



9

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец

И.А. Крылов


Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова, тематику басен. Понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования. Уметь находить цитатные примеры из басни для аргументации высказывания

Рассказ учителя, беседа, сообщения уч-ся, выразит.чтение



10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

Инсцениро-вание басни, анализ



11

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева

Знать сведения о жизни и творчестве. Понимать своеобразие исторического содержания думы «Смерть Ермака». Научиться участво­вать в коллективном диалоге при составлении характеристики героя и обсуждении художественных особенностей думы

Рассказ учителя, беседа, работа с текстом, проектная деят-ть




АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч)





12

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча»

Знать: сведения о жизни и твор-честве, понятие «лирика». Понимать: философский смысл и гумани­стический пафос стихо-творений. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; вести бе-седупопрочитаннымпроизведе-ниям; находить в поэтических текстах изобразительно-вырази-тельные средства и определять их роль. Научиться анализи­ровать текст стихо­творения

Работа с дополнит.лит-рой, проектная деят-ть



13

P.P.Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «К****» и «19 октя­бря»


Понимать: философский смысл и гумани­стический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; вести беседу по прочитанным произ­ведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Анализ стихо-творений, вы-разительное чтение, эйдос-конспект



14

История Пу­гачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина

(«История Пугачева», «Капитан­ская дочка»)


Знать: сюжет и содержание пове-сти. Понимать: душевноесостоя-ние героя; роль деталей в характе-ристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и переска-зывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочи­танному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений,

уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Входное тестирование.

Беседа, работа с книгой, сообщение



15

Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»

Сжатый пересказ, работа с текстом, хар-ка героя



16

P.P.Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»


Уметь анализи­ровать текст повести с позиции ее идей­но-тематической направленности, понимать, выразительно читать текст повести; про­изводить самостоя­тельный и групповой анализ фрагментов текста.

Письменный ответ: «Как и почему изме-нилосьотно-шение Грине-ва к своему пребыванию в крепо-сти?».Анализ эпизода



17

Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»


Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь опреде­лять значение картин быта XVIII в. для по­нимания характеров героев и идеи повести

Пересказ. Анализ эпизодов, характерис-тика Швабрина



18-19

P.P.Проект. Со­ставление электронной презентации «Герои по­вести “ Капитанская дочка” и их прототипы»


Уметь работать с дополнительной литературой и электронными носителями, сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами

Проектная и исследовательская деят-ть



20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина


Уметь про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Работа над сочинением




МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч)





21

«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма

Знать: сведения о жизни и твор-чествеМ.Ю. Лермонтова; поня-тие романтизма как литератур-ного направления, сюжет и содержание поэмы «Мцыри». Понимать: роль художественных средств, Уметь владеть изученной термино­логией по теме, владеть навыками устной монологиче­ской речи

Работа с учебником и текстом поэмы



22

Трагическое противопо­ставление человека и обстоя­тельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»


Понимать идейное содержание поэмы, свободолюбивую лич-ность героя и его стремление к независимости, совершенство-вать навык анализа поэтического текста в единстве формы и соде-ржания; учить владеть моноло-гической и диалогической ре-чью.Уметь выявлять характер-ные худо­жественные средства и приемы лиро-эпи­ческого изображения

Тестирование, анализ глав по группам



23

Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы

Научиться анализи­ровать эпизод

Анализ эпизода, хар-ка героя, чтение наизусть



24

P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, владеть навыками устной и письмен­ной монологической речи

Составление таблицы, проектная деятельность



25

P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект

Научиться про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Написание сочинения




НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч)





26

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.


Знать сведения из биографии Н.В.Гоголя, изученные ранее произведения, особенности драматического произведения, историю создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции. Уметь опре­делять авторское отношение к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии, понимать смысл конфликта


Входное те-стирование по теме «Творчество Гоголя» лек-ция, беседа, работа с книгой, де-монстрация



27

Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига»

Тестирование на знание со-держания ко-медии. Сов-местная и са-мостоят. дея-тельность учащихся, пересказ, чте-ние по ролям



28

«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Беседа, рабо-та с книгой, чтение по ро-лям, анализ реплик для создания хар-ки



29

«Ревизор».Хлестаковщина как общественное явление

Знать понятие «хлестаковщина». Понимать социальную направленность комедии, что высмеивает Гоголь в русской действительности 19 века. Уметь обобщить и си­стематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста

Проблемные задания, чте-ние по ролям, совместная деятельность, характеристи-ка героев, мини-сочинение



30

Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести «Шинель»

Знать понятие «маленький человек» в литературе. Понимать гуманистический пафос повести «Шинель». Уметь аргументированно строить монологические высказывания по тексту повести

Сообщения, работа с текстом повести, анализ эпизодов



31

Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя (проект)


Научиться опреде­лять роль фантасти­ки в произведении

Проектная деятельность, выступления уч-ся



32

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя


Научиться про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Работа над сочинением



33

Внекл. чтение Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

Знать о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой. Уметь состав­лять характеристику героев

Сообщения уч-ся, анализ текста рассказа с пересказом, презентации



34

Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

Знать: сведения о жизни и твор-честве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содер­жание «Истории одного города»;понятия гипер-бола, гротеск, аллегория, ирония, пародия..

Понимать: сатирический пафос произве­дения; позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать ро-ман; да­вать сравнительнуюхара-ктеристику геро­ев; выяснять зна-чение незнакомых слов и выра-жений, опреде­лять сатирические способы художест­венного изоб-раже­ния действительно­сти, приз-наки ли­тературной пародии в художественном тексте

Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение глав, тестирование



35

Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

Групповая работа, соста-влениехарак-теристикградоначаль-ников



36

Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

Знать сведения о жизни и творчестве Н.С.Лескова, сюжет и содержание рассказа «Старый гений». Понимать его сатирическую направленность против чиновничества. Уметь Строить связный текст, аргумен­тировать свои ответы

Пересказ, составление плана, работа по вопросам учебника




ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч)





37

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности сюжета и композиции; выразительно читать и пересказывать рассказ; характе­ризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века, выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь


Тестирование на знание со-держания рас-сказа.Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация презентаций



38

Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После база»


Аналитиче-ская беседа, проблемные вопросы, анализ эпизодов



39

P.P.Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа Л.H. Толсто­го «После бала»

Знать основные литературоведческие и нравственные понятия. Понимать гуманистическое звучание повести. Уметь состав­лять портрет героя, используя цитаты и план

Составление плана сочине-ния, подго-товка к дома-шнему сочи-нению

1.Полковник на балу и после бала. 2.Письмо Ивана Васи-льевича Варе-ньке.3.Утро, изменившее жизнь…



40

Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милей…», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Знать: элементы анализа поэтическо­го текста; содержание стихотворений А.С.Пушкина,М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева; одно стихотворе-ниенаизусть. Понимать: ав-торское стремление к гармо­нии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализиро­вать стихотворения, определять их жанр. Уметь анализировать поэтический текст

Проблемные задания, сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворе-ниях

Чтение наизусть.



41

P.P.А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, А.Н. Майкова, особенности их лирики. Уметь вырази­тельно читать по образцу из фоно­хрестоматии, анализировать поэтический текст

Проблемные задания, сообщения учащихся, анализ стихотворений

Чтение наизусть.




АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч)





42

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви». Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям. Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений, опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание рассказа

Сопоставительный анализ эпизодов, работа с текстом



43

Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Сообщение, проект, разные виды пересказа



44

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание расска­за «Кавказ». Понимать: смысл названия рассказа; от­ношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; сопоставлять рассказ с дру­гими литературными произведениями. Уметь анализи­ровать текст

Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой, пересказ



45

P.P.Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина)

Научиться анализи­ровать текст рассказа


Беседа, ра-бота с кни-гой, подго-товка к сочи-нению «Что значит быть счастли-вым?»



46

P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

Знать: сведения о жизни и твор-чествеА.А.Блока; содержание стихотворе­ния «Россия». Понимать: настроения, выраже-нные авто­ром в стихотворении, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, опреде­лять тему и идею поэтического текста

Сообщения учащихся, работа над стихотворе-нием, анализ стихотворе-ния, аналитиче-ская беседа




СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч)





47

Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв»

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина, поэма как жанр; содержание, историческую основу поэмы. Уметь опре­делять языковые и композиционные особенности поэмы

Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа. Чтение наизусть



48

Развитие речи. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина

Уметь про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Исследова-тельская и проектная деятельность



49

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

Научиться опреде­лять особенности повествования И.С. Шмелева

Составление плана, работа с текстом и учебником в парах



50

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)P.P.Журнал «Са­тирикон». Тэффи,О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сати­риконом» (отрывки). Проект

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, владеть навыками устной монологиче­ской речи, выпол­нять индивидуальное задание в проектной группе

Сообщения уч-ся, анализ текста, проекты



51

Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь анализировать прочитанное, аргумен­тировать свой ответ

Беседа по вопросам, выразитель-ное чтение, анализ текста



52

P.P.М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь выделять приемы сатириче­ского изображения действительности в рассказе

Сообщение, анализ рассказа, написание миниатюры



53

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Научиться опреде­лять особенности повествования М.А. Осоргина. Понимать, где реальность, где фантастика. Уметь анализировать текст

Составление таблицы, анализ рассказа, групповая работа




АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2Ч)





54

Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин»

Знать: сведения о жизни и твор-чествеА.Т.Твардовского; содер-жание глав поэмы «Василий Теркин». Понимать: настроения, выраженные авто­ром в поэме, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать поэму; нахо-дить в поэтических текстах изоб-разительно-выразительные средст-ваи определять их роль, опреде­лять тему и идею поэтического текста, делать выводы, характе-ризовать героя

Лекция, аналитиче-ская беседа, тест. Работа с книгой, работа в группе



55

РР А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин»

Научиться про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Анализ главы по плану



56

М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»


Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание произведений о вой­не

Чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа



57

А.И. Фать­янов «Со­ловьи»; Л.И. Оша­нин«Дороги».Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне

Научиться опре­делять жанрово-­композиционные особенности песен о Великой Отечест­венной войне

Чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа




ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч)





58

Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Знать сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения

Сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение, проект



59

Мечты и ре­альность довоенного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Уметь давать характеристику поступкам героя, определять значение эпизодов, самостоятельной работе с текстом.

Составление характеристики героев в группах, анализ текста, пересказ



60

Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне

Научиться про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Сочинение - рассуждение




РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч)





61

И.Ф. Аннен­ский «Снег»;

Д.С. Ме­режковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер н а Оке»,«Уступимне,скворец,уголок…»

Н.М. Рубцов«По вечерам»,«Встреча»

«Привет, Россия…»

Знать биографические сведения, средства художественной выразительности. Понимать философский подтекст лирики. Уметь выявлять характерные особен­ности лирики о при­роде

Работа в группах, сообщения уч-ся, чтение наизусть



62

Поэты рус­ского зарубе­жья об оста-вленнойими Роди­не. Н.А. Оцуп

«Мне труднобез Рос­сии…»;З.Н Гип-пиус «Знайте!»,

«Так и есть»;

Дон-Аминадо «Ба­бье лето»;

И.А. Бунин«Упти-цы есть гнез­до…». Общее и индивиду-альное в произве-денияхрусских поэтов о Родине

Научиться опреде­лять жанрово-сти­листические черты лирического произ­ведения, определять тему, идею, делать анализ поэтического текста, находить средства художественной выразительности

Работа в группах, сообщения уч-ся, чтение наизусть



63

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание трагедии

Лекция, аналитиче-ская беседа, тестирование, работа с книгой



64

Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыкам устной мо­нологической речи

Инсценирование, анализ сцен



65

Ж.-Б. Моль­ер – вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа

Научиться опреде­лять жанрово-стили­стические черты пье­сы Ж.-Б. Мольера

Презентации, работа с текстом, чтение по ролям



66

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера


Научиться опреде­лять признаки клас­сицизма в комедии Ж.-Б. Мольера

Пересказ, рассказ о герое, анализ сцен, исследова-тельскаядеятельность



67

Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго»


Научиться вырази­тельно читать текст, анализировать текст

Презентации, работа с текстом, пересказ, рассказ о герое



68

Итоговое

тестирование


Уметь про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Тестирование





Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.