Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК под ред. В.Я. Коровиной
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы (____) Васильева К.В.
Протокол № .08.2020года. Приказ № .08.2020года.
Рабочая программа
по литературе в 8 классе
Количество часов (68 часов). Уровень базовый.
Учитель: Шаринская Е.В.
Программа разработана основе программы общеобразовательных учреждений «Литература», 2014 год.
Учебник: Коровина В.Я. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях. М. «Просвещение», 2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко-литературной основе.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Место предмета «Литература» в 8 классе
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Требования к результатам освоения
выпускниками основной школы программы по литературе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настояшее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. (Темы уроков: «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского»; «Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; «P.P.Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»; «Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого»; «Внекл. чтение Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»»; «P.P.Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала»»; «Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»»; «P.P.Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна)»; «P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл»; «Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин»; М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин ««Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне»);
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского».Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P.Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правилаклассицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
Иван Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча».Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P.Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь (7 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чте¬ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и пись¬менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт (1ч.)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1.
Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2018.
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009
2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
5. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,
Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990
Мультимедийные пособия.
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин
/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.; Просвещение»,2009
Наглядно- демонстрационный материал по литературе
1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIX в.»;
3.Комплект портретов «Русские писатели XX в.»;
4.Комплект «А.М.Горький».
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Русская литература и история | Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова. | Лекция, беседа, работа с книгой, творческая работа. Читатель-ский дневник. | | |
2 | В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | Знать жанры УНТ, особенности народной песни, Уметь определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность | Рассказ учителя, беседа | | |
3 | P.P.Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Знать жанры УНТ, особенности народных преданий. Понимать их историческое и литературное значение. Уметь определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | Работа по карточкам, беседа | | |
4 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского. | Знать понятие о древнерусской литературе, иметь представления об особенностях житийного жан-ра; формировать навыки комме-нтированного чтения. Уметь на-ходить композиционно-жанро-вые признаки житийной литературы, давать характеристику литературному герою | Викторина «Узнай про-изведение и определи его жанр», беседа | | |
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | Уметь определять жанровые признаки сатирической повести 17 века, которая осуждает и корыс-толюбивых судей, и судопроиз-водство в целом, отметить важ-нейшие черты средневековой ли-тературы; ознакомиться с осо-бенностями поэтики сатири-ческой повести | Урок внеклассного чтения, беседа | | |
6 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Знать сведения о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина, понятие классицизма как направления в литературе и сатиры. Уметь определять идейно-этическую направленность комедии, выделять проблему воспитания как главную. | Сообщения уч-ся, презентации, выразитель-ное чтение по ролям | | |
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект | Владеть изученной терминологией по теме, выразительно читать и рецензировать выразительное чтение отрывков комедии. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической речью. | Исследовате-льская и проектная деятельность | | |
8 | Контрольная работа по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Уметь строить монологическое высказывание, на основе владения изученной терминологией по теме, понимания идейно- нравственного содержания комедии | Составление плана сочинения, работа в парах | | |
9 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова, тематику басен. Понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования. Уметь находить цитатные примеры из басни для аргументации высказывания | Рассказ учителя, беседа, сообщения уч-ся, выразит.чтение | | |
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | Инсцениро-вание басни, анализ | | | |
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | Знать сведения о жизни и творчестве. Понимать своеобразие исторического содержания думы «Смерть Ермака». Научиться участвовать в коллективном диалоге при составлении характеристики героя и обсуждении художественных особенностей думы | Рассказ учителя, беседа, работа с текстом, проектная деят-ть | | |
| АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч) | | | | |
12 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | Знать: сведения о жизни и твор-честве, понятие «лирика». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихо-творений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести бе-седупопрочитаннымпроизведе-ниям; находить в поэтических текстах изобразительно-вырази-тельные средства и определять их роль. Научиться анализировать текст стихотворения | Работа с дополнит.лит-рой, проектная деят-ть | | |
13 | P.P.Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября» | Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Анализ стихо-творений, вы-разительное чтение, эйдос-конспект | | |
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | Знать: сюжет и содержание пове-сти. Понимать: душевноесостоя-ние героя; роль деталей в характе-ристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и переска-зывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений, уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | Входное тестирование. Беседа, работа с книгой, сообщение | | |
15 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Сжатый пересказ, работа с текстом, хар-ка героя | | | |
16 | P.P.Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Уметь анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности, понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста. | Письменный ответ: «Как и почему изме-нилосьотно-шение Грине-ва к своему пребыванию в крепо-сти?».Анализ эпизода | | |
17 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров героев и идеи повести | Пересказ. Анализ эпизодов, характерис-тика Швабрина | | |
18-19 | P.P.Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы» | Уметь работать с дополнительной литературой и электронными носителями, сопоставлять литературных героев с их прототипами | Проектная и исследовательская деят-ть | | |
20 | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина | Уметь проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Работа над сочинением | | |
| МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч) | | | | |
21 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | Знать: сведения о жизни и твор-чествеМ.Ю. Лермонтова; поня-тие романтизма как литератур-ного направления, сюжет и содержание поэмы «Мцыри». Понимать: роль художественных средств, Уметь владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи | Работа с учебником и текстом поэмы | | |
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Понимать идейное содержание поэмы, свободолюбивую лич-ность героя и его стремление к независимости, совершенство-вать навык анализа поэтического текста в единстве формы и соде-ржания; учить владеть моноло-гической и диалогической ре-чью.Уметь выявлять характер-ные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения | Тестирование, анализ глав по группам | | |
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | Научиться анализировать эпизод | Анализ эпизода, хар-ка героя, чтение наизусть | | |
24 | P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной и письменной монологической речи | Составление таблицы, проектная деятельность | | |
25 | P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Написание сочинения | | |
| НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч) | | | | |
26 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | Знать сведения из биографии Н.В.Гоголя, изученные ранее произведения, особенности драматического произведения, историю создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции. Уметь определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии, понимать смысл конфликта | Входное те-стирование по теме «Творчество Гоголя» лек-ция, беседа, работа с книгой, де-монстрация | | |
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига» | Тестирование на знание со-держания ко-медии. Сов-местная и са-мостоят. дея-тельность учащихся, пересказ, чте-ние по ролям | | | |
28 | «Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы | Беседа, рабо-та с книгой, чтение по ро-лям, анализ реплик для создания хар-ки | | |
29 | «Ревизор».Хлестаковщина как общественное явление | Знать понятие «хлестаковщина». Понимать социальную направленность комедии, что высмеивает Гоголь в русской действительности 19 века. Уметь обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста | Проблемные задания, чте-ние по ролям, совместная деятельность, характеристи-ка героев, мини-сочинение | | |
30 | Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».Образ «маленького» человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода в повести «Шинель» | Знать понятие «маленький человек» в литературе. Понимать гуманистический пафос повести «Шинель». Уметь аргументированно строить монологические высказывания по тексту повести | Сообщения, работа с текстом повести, анализ эпизодов | | |
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя (проект) | Научиться определять роль фантастики в произведении | Проектная деятельность, выступления уч-ся | | |
32 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Работа над сочинением | | |
33 | Внекл. чтение Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | Знать о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой. Уметь составлять характеристику героев | Сообщения уч-ся, анализ текста рассказа с пересказом, презентации | | |
34 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | Знать: сведения о жизни и твор-честве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»;понятия гипер-бола, гротеск, аллегория, ирония, пародия.. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать ро-ман; давать сравнительнуюхара-ктеристику героев; выяснять зна-чение незнакомых слов и выра-жений, определять сатирические способы художественного изоб-ражения действительности, приз-наки литературной пародии в художественном тексте | Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение глав, тестирование | | |
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | Групповая работа, соста-влениехарак-теристикградоначаль-ников | | | |
36 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | Знать сведения о жизни и творчестве Н.С.Лескова, сюжет и содержание рассказа «Старый гений». Понимать его сатирическую направленность против чиновничества. Уметь Строить связный текст, аргументировать свои ответы | Пересказ, составление плана, работа по вопросам учебника | | |
| ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч) | | | | |
37 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности сюжета и композиции; выразительно читать и пересказывать рассказ; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века, выстраивать внутреннюю монологическую речь | Тестирование на знание со-держания рас-сказа.Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация презентаций | | |
38 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база» | Аналитиче-ская беседа, проблемные вопросы, анализ эпизодов | | | |
39 | P.P.Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала» | Знать основные литературоведческие и нравственные понятия. Понимать гуманистическое звучание повести. Уметь составлять портрет героя, используя цитаты и план | Составление плана сочине-ния, подго-товка к дома-шнему сочи-нению 1.Полковник на балу и после бала. 2.Письмо Ивана Васи-льевича Варе-ньке.3.Утро, изменившее жизнь… | | |
40 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений А.С.Пушкина,М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева; одно стихотворе-ниенаизусть. Понимать: ав-торское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр. Уметь анализировать поэтический текст | Проблемные задания, сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворе-ниях Чтение наизусть. | | |
41 | P.P.А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, А.Н. Майкова, особенности их лирики. Уметь выразительно читать по образцу из фонохрестоматии, анализировать поэтический текст | Проблемные задания, сообщения учащихся, анализ стихотворений Чтение наизусть. | | |
| АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч) | | | | |
42 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви». Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений, определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Сопоставительный анализ эпизодов, работа с текстом | | |
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | Сообщение, проект, разные виды пересказа | | | |
44 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Кавказ». Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями. Уметь анализировать текст | Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой, пересказ | | |
45 | P.P.Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | Научиться анализировать текст рассказа | Беседа, ра-бота с кни-гой, подго-товка к сочи-нению «Что значит быть счастли-вым?» | | |
46 | P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | Знать: сведения о жизни и твор-чествеА.А.Блока; содержание стихотворения «Россия». Понимать: настроения, выраже-нные автором в стихотворении, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, определять тему и идею поэтического текста | Сообщения учащихся, работа над стихотворе-нием, анализ стихотворе-ния, аналитиче-ская беседа | | |
| СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч) | | | | |
47 | Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв» | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина, поэма как жанр; содержание, историческую основу поэмы. Уметь определять языковые и композиционные особенности поэмы | Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа. Чтение наизусть | | |
48 | Развитие речи. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина | Уметь проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Исследова-тельская и проектная деятельность | | |
49 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | Научиться определять особенности повествования И.С. Шмелева | Составление плана, работа с текстом и учебником в парах | | |
50 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)P.P.Журнал «Сатирикон». Тэффи,О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе | Сообщения уч-ся, анализ текста, проекты | | |
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь анализировать прочитанное, аргументировать свой ответ | Беседа по вопросам, выразитель-ное чтение, анализ текста | | |
52 | P.P.М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе | Сообщение, анализ рассказа, написание миниатюры | | |
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | Научиться определять особенности повествования М.А. Осоргина. Понимать, где реальность, где фантастика. Уметь анализировать текст | Составление таблицы, анализ рассказа, групповая работа | | |
| АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2Ч) | | | | |
54 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | Знать: сведения о жизни и твор-чествеА.Т.Твардовского; содер-жание глав поэмы «Василий Теркин». Понимать: настроения, выраженные автором в поэме, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать поэму; нахо-дить в поэтических текстах изоб-разительно-выразительные средст-ваи определять их роль, определять тему и идею поэтического текста, делать выводы, характе-ризовать героя | Лекция, аналитиче-ская беседа, тест. Работа с книгой, работа в группе | | |
55 | РР А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин» | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Анализ главы по плану | | |
56 | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне | Чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа | | |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин«Дороги».Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | Научиться определять жанрово-композиционные особенности песен о Великой Отечественной войне | Чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа | | |
| ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч) | | | | |
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Знать сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение, проект | | |
59 | Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Уметь давать характеристику поступкам героя, определять значение эпизодов, самостоятельной работе с текстом. | Составление характеристики героев в группах, анализ текста, пересказ | | |
60 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Сочинение - рассуждение | | |
| РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч) | | | | |
61 | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер н а Оке»,«Уступимне,скворец,уголок…» Н.М. Рубцов«По вечерам»,«Встреча» «Привет, Россия…» | Знать биографические сведения, средства художественной выразительности. Понимать философский подтекст лирики. Уметь выявлять характерные особенности лирики о природе | Работа в группах, сообщения уч-ся, чтение наизусть | | |
62 | Поэты русского зарубежья об оста-вленнойими Родине. Н.А. Оцуп «Мне труднобез России…»;З.Н Гип-пиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин«Упти-цы есть гнездо…». Общее и индивиду-альное в произве-денияхрусских поэтов о Родине | Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения, определять тему, идею, делать анализ поэтического текста, находить средства художественной выразительности | Работа в группах, сообщения уч-ся, чтение наизусть | | |
63 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание трагедии | Лекция, аналитиче-ская беседа, тестирование, работа с книгой | | |
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи | Инсценирование, анализ сцен | | |
65 | Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | Научиться определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера | Презентации, работа с текстом, чтение по ролям | | |
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера | Научиться определять признаки классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера | Пересказ, рассказ о герое, анализ сцен, исследова-тельскаядеятельность | | |
67 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | Научиться выразительно читать текст, анализировать текст | Презентации, работа с текстом, пересказ, рассказ о герое | | |
68 | Итоговое тестирование | Уметь проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Тестирование | | |