Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе (УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 10 November 2021

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 КЛАСС


Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»



урока

Название раздела / Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Добукварный период – 14ч

1.

«Азбука» –первая учебная книга.

1



2.

Речь устная и письменная. Предложение.

1



3.

Слово и предложение.

1



4.

Слог.

1



5.

Ударение. Ударный слог.

1



6.

Звуки в окружающем мире и в речи.

1



7.

Звуки в словах.

1



8.

Слог-слияние.

1



9.

Повторение и обобщение пройденного материала.

1



10.

Гласный звук [а], буквы А, а.

1



11.

Гласный звук [о], буквы О, о.

1



12.

Гласный звук [и], буквы И, и.

1



13.

Гласный звук [ы], буква ы.

1



14.

Гласный звук [у], буквы У, у.

1



Букварный период -54ч

15.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.



1



16.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.



1



17.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.



1




18.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.



1



19.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.



1



20.

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.



1



21.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.



1



22.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.


1



23.

Гласные буквы Е, е.


1



24.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.


1



25.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.


1



26.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.


1



27.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.


1



28.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.


1



29.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.


1



30.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.


1



31.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.


1



32.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.


1



33.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1



34.

Гласные буквы Я, я.


1



35.

Гласные буквы Я, я.


1



36.

Гласные буквы Я, я.


1



37.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.


1



38.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1



39.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.


1



40.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.


1



41.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1



42.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1



43.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1



44.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1



45.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.


1



46.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1



47.

Гласные буквы Ё, ё.


1



48.

Гласные буквы Ё, ё.


1



49.

Звук [й’], буквы Й, й.


1



50.

Звук [й’], буквы Й, й.


1



51.

Согласные звуки [х], [х’],буквы Х, х.


1



52.

Согласные звуки [х], [х’],буквы Х, х.


1



53.

Согласные звуки [х], [х’],

буквы Х, х.

1



54.

Гласные буквы Ю, ю.


1



55.

Гласные буквы Ю, ю.



1



56.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.



1



57.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.



1



58.

Гласный звук [э], буквы Э, э.



1



59.

Гласный звук [э], буквы Э, э.



1



60.

Резерв.


1



61.

Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ.



1



62.

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.


1



63.

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.


1



64.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.



1



65.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.


1



66.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.


1



67.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.


1



68.

Русский алфавит.


1



Послебукварный период-18ч

69.

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям.

1



70.

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество.

1



71.

История славянской азбуки. В. Крупин.

Первоучители словенские.

1



72.

В. Крупин. Первый букварь.

1




73.

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг.

1




74.

Л.Н. Толстой.

Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1



75.

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

Поучительные рассказы для детей.

1



76.

К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

1



77.

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица.


1



78.

В.В. Бианки. Первая охота.


1



79.

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.


1



80.

М.М. Пришвин. Предмайское утро.


1



81.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. С.Маршак, А. Барто, В. Осеева.

1



82.

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Песенка-азбука.

1



83.

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Песенка-азбука.

1



84.

Проект «Живая азбука».


1



85.

Наши достижения.


1



86.

Резерв

1



Блок «Литературное чтение»

Урока

Название раздела / Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Введение – 1ч

87.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1



Жили-были буквы – 7ч

88.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

1



89.

Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина.

1



90.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

1



91.

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

1



92.

Творческая работа «Волшебные превращения».

1



93.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок».

1



94.

Конкурс чтецов. Оценка планируемых достижений.

1



Сказки, загадки, небылицы – 7ч

95.

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».

1



96.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

1



97.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.

1



98.

Потешки. Герои потешек. Небылицы. Сочинение небылиц.

1



99.

Сказки А.С. Пушкина.

1



100.

Русская народная сказка «Петух и собака».

1



101.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений.

1



Апрель, апрель. 3венит капель! – 5ч

102.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака.

1



103.

Литературная загадка. Сочинение загадок.

1



104.

Проект «Составляем сборник загадок».

1



105.

Чтение наизусть стихотворений.

1



106.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся стихов, их выразительное чтение.

1



И в шутку, и всерьёз – 6ч

107.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

1



108.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой.

1



109.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

1



110.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова, О. Григорьева, Т. Собакина.

1



111.

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

1



112.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений

1



Я и мои друзья- 6ч

113.

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

1



114.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И.Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

1



115.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

1



116.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я.Акима, Ю. Энтина.

1



117.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1



118.

Оценка достижений. Я и мои друзья

1



О братьях наших меньших-6ч

119.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

1



120.

Рассказы В. Осеевой.

1



121.

Стихи о животных Г. Сапгира,И. Токмаковой, М. Пляцковского

1



122.

Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

1



123.

Оценка достижений.

1



124.

Резерв

1





\







Тематическое планирование.

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте».

п/п

Содержание программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Проверочные

Работы

1.

Добукварный (подготовительный) период


14ч

14ч


2.

Букварный (основной) период


58ч

54ч


3.

Послебукварный (заключительный) период


20ч

18ч



Итого

92 ч

86ч




Блок «Литературное чтение»

п/п

Содержание программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Проверочные работы

1.

Введение



2.

Жили-были буквы


1

3.

Сказки, загадки, небылицы


1

4.

Апрель, апрель. Звенит капель!




1

5.

И в шутку, и всерьёз


1

6.

Я и мои друзья


1

7.

О братьях наших меньших


1

8.

Резерв




Итого

40 часов

38 часов








Содержание программы


Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте».


Виды речевой деятельности


Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.


Блок «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание

   Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

   Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

   Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

   Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

   Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

   Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

   Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

   Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

   Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

   Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

   Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

   Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

 Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

  Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

   Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

  Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

  Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

  Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всегта): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

  Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

  Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

  Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

  Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

   Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

   Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

   Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



Круг детского чтения

«Жили-были буквы»

Стихотворения В. Данько, С. Черного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

«Сказки, загадки, небылицы»

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

«Апрель, апрель! Звенит капель»

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозерова, С. Маршака. Литературные загадки.

«И в шутку и всерьез»

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

«Я и мои друзья»

Рассказы о детях Ю. Ермолаевым, Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, Ю., В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю.Энтина.

«О братьях наших меньших»

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г Сапгира, М. Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-небылицы Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.






Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена с учетом требований ФГОС НОО и положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции ведения ФГООС НОО, ФГОС ООО и разработано на основе:

- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карлинская средняя школа»

- Авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение». 1 – 4 классы (УМК «Школа России»)


Программа адресована учащимся 1 класса; объём учебного времени, отводимого на изучение – 4 часа в неделю, всего 124 часа (31 учебная неделя).


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2021.

- О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК А.А. В.Г. Горецкого и др. («Школа России»). 1 класс. – М.: «ВАКО», 2019.

-





























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные

Учащиеся научатся:

с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы учителя по теме урока;

создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

не конфликтовать, использовать вежливые слова;

выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с

опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;

отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;

осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

отличать прозаический текст от поэтического;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.