Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 4 November 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа с. Косыревка

Липецкого муниципального района Липецкой области

 

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей начальных классов. Руководитель _________ Рихтер Л.М.

Протокол № 1

от «29» августа 2018 года.

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «31» августа 2018 года.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ НШ

с. Косыревка

___________ Тарасов И.В.

Приказ № 58

от «31» августа 2018 года.

 

 

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

 

Составитель

Спирякова Н.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ НШ с. Косыревка

Используемый учебник: «Литературное чтение» 2 класс учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2ч. (Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-223 с.: ил.- (Школа России).


 


 


 


 


 

2018-2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения учебного предмета литературное чтение.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

    прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

    читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

    различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

    читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

    использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

    ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

    для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

    для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

    использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

    для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

    для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

    использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

    для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

    для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

    ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

    различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

    передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

    участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

    осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

    высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

    устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

    составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

    вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

    составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

    работать с детской периодикой;

    самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

    отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

    различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

    находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

    определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

    восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

    составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

    составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

    писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

    создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

    создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

    работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

II.Содержание учебного предмета, курса

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Контроль техники чтения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Люблю природу русскую. Весна. Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Контрольное чтение.

Контрольное чтение. (Проверка осоностизнан чтения).

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Я и мои друзья. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания идр.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Русские народные потешки и прибаутки. Малые фольклорные формы.

Контроль техники чтения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Н.Н.Носов «Затейники». Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Понимание заглавия произведения.

Домашние животные. Участие в коллективном обсуждении.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Введение. Знакомство с учебником. Книга как источник необходимых знаний.

Типы книг (изданий): книгопроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самое великое чудо на свете. Библиотеки. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды информации в книге: научная, художественная. Наши проекты: «Школьная библиотека».

Книги. Книга как особый вид искусства.

Обобщение по разделу: «Зарубежная литература». Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам библиотеки. Алфавитный каталог.

Обобщение по разделу: «Из детских журналов». Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературы. Наши проекты.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Устное народное творчество. Особенности фольклорного текста. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Русская народная сказка «Каша из топора».

Русская народная сказка «Гуси лебеди».

М. М. Пришвин «Ребята и утята».

В. В. Бианки «Музыкант», «Сова».

В. А. Осеева «Волшебное слово». Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста». Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.А. Л. Барто «Вовка добрая душа».

В. А. Осеева «Волшебное слово». Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

В. А. Осеева «Хорошее». Подробный пересказ текста.

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Э. Хогарт «Мафин и паук». Портрет, характер героя, выраженные через поступки речи.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

К. И. Чуковский «Путаница» Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

К. И. Чуковский «Радость».

Н. Н. Носов «Живая шляпа» Определение главной мысли текста. Деление текста на части.Построение алгоритма деятельности по произведению.

Н. Н. Носов «На горке». Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». Краткий пересказ текста.

В. А. Осеева «Почему?». Определение главной мысли текста.

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Л. Н. Толстой «Филипок».

К. И. Чуковский «Федорино горе». Осознание диалога как вида речи.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри». Особенности диалогического общения: выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

С. В. Михалков «Кот и лодыри», «Мой секрет», «Сила воли».

С. В. Михалков «Мой щенок».

А. Л. Барто «Верёвочка».А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Стихи о дружбе и обидах. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

О братьях наших меньших. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака …»

В. Берестов «Кошкин щенок».

Из детских периодических изданий. Периодическая печать. Д. Хармс «Игра».

Д. Хармс «Вы знаете?..»

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».

Д. Хармс «Что это было?»

Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».

Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

А. И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

Произведения устного народного творчества разных народов России.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Русские народные песни. Фольклор и авторские художественные произведения(различение).

Скороговорки, считалки, небылицы. Малые фольклорные формы.

Загадки, пословицы и поговорки. Жанровое разнообразие произведений - узнавание, различение, определение основного смысла.

Народные сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Контрольное чтение.

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …». Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

К. Бальмонт «Поспевает брусника …», А. Плещеев «Осень наступила …

А. Фет «Ласточки пропали…»

В. Берестов «Хитрые грибы».

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. Литературная (авторская) сказка.

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

Стихи о первом снеге. Нахождение в тексте, определение значения в художественном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …»

С. А. Есенин «Поёт зима- аукает …», «Берёза».

Сказка «Два мороза».

С. В. Михалков «Новогодняя быль».

А. Л. Барто «Дело было в январе …»

Стихи Ф. И. Тютчева о весне.

Стихи А. Н. Плещеева о весне.

А. А. Блок «На лугу»

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

И. А. Бунин «Матери».

А. Н. Е. А. Благинина «Посидим в тишине».

Плещеев «В бурю».

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Б. В. Заходер. Песенки Винни- Пуха.

Э. Н. Успенский «Чебурашка».

Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой».

Стихи Э. Н. Успенского.

Стихи В. Д. Берестова.

Стихи И. П. Токмаковой.

Г. Б. Остер «Будем знакомы».

Зарубежная литература. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема.

Ш. Перро «Кот в сапогах». Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников.

«Осенние листья» - тема для поэтов. Ш. Перро «Красная Шапочка». Чтение по ролям. Американская и английская народная песенки. Ориентировка в литературных понятиях: герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли. Интерпретация текста литературного произведения творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование. Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Класс

Тема раздела

Количество часов

2

Чтение.Чтение вслух.

5

Чтение про себя.

1

Работа с разными видами текста.

4

Библиографическая культура.

8

Работа с текстом художественного произведения.

22

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

15

Говорение (культура речевого общения).

11

Круг детского чтения.

14

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

51

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

6

Итого: 137

 

Календарно–тематическое планирование

2 класс.

п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Дата проведе-ния

Коррек-ция

 

Библиографическая культура. (4 ч.)

     

1

Введение. Знакомство с учебником. Книга как источник необходимых знаний.

1

03.09

 

2

Самое великое чудо на свете. Библиотеки.

1

05.09

 

3

Виды информации в книге: научная, художественная. Наши проекты: «Школьная библиотека».

1

06.09

 

4

Книги. Книга как особый вид искусства.

1

07.09

 
 

Работа с текстом художественного произведения.( 1 ч.)

     

5

Устное народное творчество. Особенности фольклорного текста. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

1

10.09

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (1 ч.)

     

6

Русские народные песни. Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

1

12.09

 
 

Работа с разными видами текста.(1 ч.)

     

7

Русские народные потешки и прибаутки. Малые фольклорные формы.

1

13.09

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). (3 ч.)

     

8

Скороговорки, считалки, небылицы. Малые фольклорные формы.

1

14.09

 

9

Загадки, пословицы и поговорки. Жанровое разнообразие произведений - узнавание, различение, определение основного смысла.

1

17.09

 

10

Народные сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

1

19.09

 
 

Чтение. Чтение вслух. (1 ч.)

     

11

Контрольное чтение №1. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

1

20.09

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (9 ч.)

     

12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказки (о животных, бытовые, волшебные).

1

21.09

 

13

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

24.09

 

14

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

26.09

 

15

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

27.09

 

16

Русская народная сказка «Каша из топора».

1

28.09

 

17

Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

1

01.10

 

18

Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Фольклор – выражение нравственных правил.

1

03.10

 

19

Викторина по сказкам.

1

04.10

 

20

Обобщение по разделу: «Устное народное творчество».

1

05.10

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). (4 ч.)

     

21

Люблю природу русскую. Осень. Определение особенностей художественного текста.

 

08.10

 

22

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …». Стихотворная речь.

1

10.10

 

23

К. Бальмонт «Поспевает брусника …», А. Плещеев «Осень наступила …»

1

11.10

 

24

А. Фет «Ласточки пропали…»

1

12.10

 
 

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). (1 ч.)

     

25

«Осенние листья» - тема для поэтов.

1

15.10

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (10 ч.)

     

26

В. Берестов «Хитрые грибы».

1

17.10

 

27

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом». Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую».

1

18.10

 

28

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1

19.10

 

29

Стихотворения А.С. Пушкина.

1

22.10

 

30

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. Литературная (авторская) сказка.

1

24.10

 

31

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

25.10

 

32

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

26.10

 

33

Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина».

1

29.10

 

34

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

31.10

 

35

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

1

01.11

 
 

Говорение (культура речевого общения). (3 ч.)

     

36

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

1

08.11

 

37

Л. Н. Толстой «Филипок».

1

09.11

 

38

Л. Н. Толстой «Филипок».

1

12.11

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. (2 ч.)

     

39

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

1

14.11

 

40

Весёлые стихи. Обобщение по разделу: «Русские писатели».

1

15.11

 
 

Круг детского чтения. (3 ч.)

     

41

О братьях наших меньших. Анализ поступков героев.

1

16.11

 

42

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака …»

1

19.11

 

43

В. Берестов «Кошкин щенок».

1

21.11

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (2 ч.)

     

44

М. М. Пришвин «Ребята и утята».

1

22.11

 

45

М. М. Пришвин «Ребята и утята».

1

23.11

 
 

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). (1 ч.)

     

46

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ». Устное словесное рисование.

1

26.11

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами (1 ч.)

     

47

Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

1

28.11

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (2 ч.)

     

48

В. В. Бианки «Музыкант».

1

29.11

 

49

В. В. Бианки «Сова».

1

30.11

 
 

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). (1 ч.)

     

50

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

1

03.12

 
 

Круг детского чтения. (6 ч.)

     

51

Из детских журналов. Д. Хармс «Игра».

1

05.12

 

52

Д. Хармс «Вы знаете?..»

1

06.12

 

53

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».

1

07.12

 

54

Д. Хармс «Что это было?» Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».

1

10.12

 

55

Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

1

12.12

 

56

А. И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

13.12

 
 

Библиографическая культура. (1 ч.)

     

57

Обобщение по разделу: «Из детских журналов».

1

14.12

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (6 ч.)

     

58

Люблю природу русскую. Зима. Стихи о первом снеге.

1

17.12

 

59

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

19.12

 

60

С. А. Есенин «Поёт зима- аукает…», «Берёза».

1

20.12

 

61

Сказка «Два мороза».

1

21.12

 

62

С. В. Михалков «Новогодняя быль».

1

24.12

 

63

А. Л. Барто «Дело было в январе…»

1

26.12

 
 

Чтение. Чтение вслух. (1 ч.)

     

64

Контрольное чтение №2.

1

27.12

 
 

Библиографическая культура. (2 ч.)

     

65

Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую! Зима».

1

28.12

 

66

Писатели – детям.

1

11.01

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. (2 ч.)

     

67

К. И. Чуковский «Путаница». Понимание заглавия произведения.

1

14.01

 

68

К. И. Чуковский «Радость».

1

16.01

 
 

Говорение (культура речевого общения) (7 ч.)

     

69

К. И. Чуковский «Федорино горе». Осознание диалога как вида речи.

1

17.01

 

70

К. И. Чуковский «Федорино горе» Особенности диалогического общения.

1

18.01

 

71

С. Я. Маршак «Кот и лодыри». Особенности диалогического общения.

1

21.01

 

72

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1

23.01

 

73

С. В. Михалков «Мой щенок».

1

24.01

 

74

А. Л. Барто «Верёвочка».

1

25.01

 

75

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

1

28.01

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (1 ч.)

     

76

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». Характеристика героя произведения.

1

30.01

 
 

Работа с разными видами текста. (1 ч.)

     

77

Н.Н.Носов «Затейники». Знакомство с простейшими приемами анализа текста.

1

31.01

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами (5 ч.)

     

78

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Деление текста на части, план.

1

01.02

 

79

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ текста по плану.

1

04.02

 

80

Н. Н. Носов «На горке». Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова.

1

06.02

 

81

Н. Н. Носов «На горке». Краткий пересказ текста (выделение главного).

1

07.02

 

82

Обобщающий урок по теме: «Писатели - детям».

1

08.02

 
 

Чтение про себя. (1 ч.)

     

83

Я и мои друзья. Умение находить в тексте необходимую информацию.

1

11.02

 
 

Говорение (культура речевого общения). (1 ч.)

     

84

Стихи о дружбе и обидах. Самостоятельное построение плана высказывания.

1

13.02

 
 

Работа с разными видами текста. (1 ч.)

     

85

Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Понимание заглавия произведения.

1

14.02

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. (2 ч.)

     

86

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных».

1

15.02

 

87

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». Краткий пересказ текста.

1

18.02

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (3 ч.)

     

88

В. А. Осеева «Волшебное слово». Выявление авторского отношения к герою.

1

20.02

 

89

В. А. Осеева «Волшебное слово». Осознание мотивации поведения героев.

1

21.02

 

90

В. А. Осеева «Хорошее». Подробный пересказ текста.

1

22.02

 
 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. (3ч.)

     

91

В. А. Осеева «Почему?». Определение главной мысли текста.

1

25.02

 

92

В. А. Осеева «Почему?»

1

27.02

 

93

Обобщение по разделу: «Я и мои друзья».

1

28.02

 
 

Чтение. Чтение вслух. (1 ч.)

     

94

Люблю природу русскую. Весна. Выделение особенностей стихотворного произведения.

1

01.03

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). (9 ч.)

     

95

Стихи Ф. И. Тютчева о весне.

1

04.03

 

96

Стихи А. Н. Плещеева о весне.

1

06.03

 

97

А. А. Блок «На лугу».

1

07.03

 

98

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

1

11.03

 

99

И. А. Бунин «Матери».

1

13.03

 

100

А. Н. Плещеев «В бурю».

1

14.03

 

101

Е. А. Благинина «Посидим в тишине».

1

15.03

 

102

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

1

18.03

 

103

Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Весна».

1

20.03

 
 

Работа с разными видами текста. (1 ч.)

     

104

И в шутку и всерьёз. Жанровое разнообразие произведений.

1

27.03

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). (10 ч.)

     

105

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

28.03

 

106

Б. В. Заходер. Песенки Винни- Пуха.

1

29.03

 

107

Б. В. Заходер. Песенки Винни –Пуха.

1

01.04

 

108

Э. Н. Успенский «Чебурашка».

1

03.04

 

109

Э. Н. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой».

1

04.04

 

110

Стихи Э. Н. Успенского.

1

05.04

 

111

Стихи В. Д. Берестова.

1

08.04

 

112

Стихи И. П. Токмаковой.

1

10.04

 

113

Г. Б. Остер «Будем знакомы».

1

11.04

 

114

Г. Б. Остер «Будем знакомы».

1

12.04

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (3 ч.)

     

115

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

1

15.04

 

116

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

1

17.04

 

117

Обобщение по разделу: «И в шутку и всерьёз» .

1

18.04

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (1 ч.)

     

118

Зарубежная литература. Ориентировка в литературных понятиях.

1

19.04

 
 

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). (1 ч.)

     

119

Американская и английская народная песенки. Ориентировка в литературных понятиях.

1

22.04

 
 

Круг детского чтения. (1 ч.)

     

120

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

1

24.04

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). (3 ч.)

     

121

Сказки Ш. Перро. Художественные особенности сказок: лексика, композиция.

1

25.04

 

122

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

26.04

 

123

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

29.04

 
 

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). (2 ч.)

     

124

Ш. Перро «Красная Шапочка».

1

06.05

 

125

Ш. Перро «Красная Шапочка». Чтение по ролям.

1

08.05

 
 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).(4 ч.)

     

126

Сказки Г.Х Андерсена. Литературная (авторская) сказка.

1

13.05

 

127

Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине».

1

15.05

 

128

Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине».

1

16.05

 

129

Викторина по сказкам Г.Х Андерсена.

1

17.05

 
 

Работа с текстом художественного произведения. (1 ч.)

     

130

Э. Хогарт «Мафин и паук». Портрет, характер героя, выраженные через поступки.

1

20.05

 
 

Чтение. Чтение вслух. (2 ч.)

     

131

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

22.05

 

132

Контрольное чтение №3.

1

23.05

 
 

Библиографическая культура. (1 ч.)

     

133

Обобщение по разделу: «Зарубежная литература».

1

24.05

 
 

Круг детского чтения. (4 ч.)

     

134

КВН «Цветик-семицветик»

1

27.05

 

135

Повторение пройденного.

 

29.05

 

136

Повторение пройденного.

1

30.05

 

137

Повторение пройденного.

 

31.05

 
 

ИТОГО:

137 часов

   
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.