Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1-А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Л.В. Демидович «___»___________2018г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2018г |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Класс 2-Б
Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: 136 ч/год, 4 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
1. Литературное чтение Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 – 128 с.
2. Учебник. Литературное чтение. Для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / [Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина др.].- М.: Просвещение, 2014. :ил.-(Школа России).
Рабочую программу составила учитель начальных классов: Лобанова О.П.
п. Гвардейское 2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Уровень обучения базовый.
Цели курса:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи курса:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В соответствии с учебным планом МБОУ « Гвардейская школа-гимназия № 2», на изучение учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Количество часов по: |
Количество проектов по: |
||
примерной программе |
рабочей программе |
примерной программе |
рабочей программе |
||
1 |
"Самое великое чудо на свете" |
5 |
3 |
1 |
1 |
2 |
"Устное народное творчество" |
15 |
15 |
||
3 |
Люблю природу русскую. Осень" |
8 |
8 |
||
4 |
"Русские писатели" |
14 |
14 |
||
5 |
"0 братьях наших меньших" |
12 |
12 |
||
6 |
"Из детских журналов" |
9 |
9 |
1 |
1 |
7 |
"Люблю природу русскую. Зима" |
9 |
9 |
||
8 |
"Писатели - детям" |
17 |
17 |
||
9 |
"Я и мои друзья" |
10 |
10 |
||
10 |
"Люблю природу русскую. Весна" |
9 |
10 |
1 |
1 |
11 |
"И в шутку и всерьез" |
15 |
15 |
||
12 |
"Литература зарубежных стран" |
13 |
14 |
1 |
1 |
Итого |
136 |
136 |
4 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Самое великое чудо на свете»(3 ч.)
Произведения Р.С. Сефа
«Устное народное творчество» (15 ч.)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные: Ю.П. Мориц"Сказка по лесу идет. ..""Петушок и бобовое зернышко", "У страха глаза велики", "Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Каша из топора", "Гуси-лебеди",
«Люблю природу русскую. Осень.» (8 ч.)
Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; К,Д. Бальмонт "Поспевает брусника"; А.Н. Плещеев "Осень наступила..."; А.А. Фет "Ласточки пропали..."; АН. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..."; С.А. Есенин "Закружилась листва золотая..."; В.Я. Брюсов "Сухие листья"; И.П. Токмакова "Опустел скворечник..."; В.Д. Берестов "Хитрые грибы"; М.М. Пришвин "Осеннее утро"
«Русские писатели» (14ч.)
А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." "Вот север, тучи нагоняя", "Зима!.. Крестьянин, торжествуя...""Сказка о рыбаке и рыбке"; И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" "Стрекоза и Муравей"; Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек".
"О братьях наших меньших" (12ч)
Б.В. Заходер "Плачет киска в коридоре...", И.М. Пивоварова "Жила-была собака...", В.Д. Берестов "Кошкин дом", М.М. Пришвин "Ребята и утята", Е.И. Чарушин "Страшный рассказ", Б.С. Житков "Храбрый утенок".
"Из детских журналов" (9ч)
Д.И. Хармс "Игра", "Вы знаете?..'; "Что это было?"; Д.И. Хармс, С.Я. Маршак "Веселые чижи"; Н.В. Гернет, Д.И. Хармс "Очень-очень вкусный пирог"; Ю.Д. Владимиров "Чудаки"; А.И. Введенский "Ученый Петя".
"Люблю природу русскую. Зима" (9 ч)
И.А. Бунин "Зимним холодом..."; К.Д Бальмонт "Светло-пушистая..."; Я.Л. Аким "Утром кот..."; ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."; С.А. Есенин "Поет зима - аукает...", "Береза".
"Писатели - детям" (17 ч)
Произведения о детях, о природе. К.И. Чуковский "Путаница", "Радость"; С.Я. Маршак "Кот и лодыри"; СВ. Михалков "Мой секрет", "Сила воли", "Мой щенок"; А.Л. Барто "Веревочка", "Мы не заметили жука...", "В школу", "Вовка - добрая душа"; Н.Н. Носов "Затейники", "Живая шляпа".
"Я и мои друзья" (10 ч)
В.Д. Берестов "За игрой", Э.Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду..." В.Д. Берестов "Гляжу с высоты...", ВВ. Лунин "Я и Вовка", Н. Булгаков "Анна, не грусти!" Ю.И. Ермолаев "Два пирожных", В.А. Осеева "Хорошее".
"Люблю природу русскую. Весна" (10 ч)
Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"; А.Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"; А.А. Блок "На лугу"; С.Я. Маршак"Снег теперь уже не тот"; И.А. Бунин "Матери"; А.Н. Плещеев "В бурю"; Е.А. Благинина "Посидим в тишине"; Э.Э., Мошковская "Я маму мою обидел".
"И в шутку и всерьез" (15ч)
Б.В. Заходер 'Товарищам детям", "Что красивей всего?", "Песенки Винни Пуха"; Э.Н. Успенский "Чебурашка" "Если был бы я девчонкой..." "Над нашей квартирой", "Память"; В.Д. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка"; И.П. Токмакова "Плим", "В чудной стране"; Г.Б. Остер "Будем знакомы".
"Литература зарубежных стран" (14ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков ("Бульдог по кличке Дог", "Перчатки", "Храбрецы", "Сюзон и мотылек", "Знают мамы, знают дети"). Ш. Перро "Кот в сапогах", "Красная Шапочка"; Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"; Э. Хогарт "Мафии и паук".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью шкал и знаковой системы («+», «-», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода их создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты.
Предметные результаты
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Обучающиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство
этому в тексте.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты. |
|||
план |
Факт |
Предметные результаты. |
Метапредметные. |
Личностные результаты. |
||
Самое великое чудо на свете (3 часа) |
||||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. О книге. |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарем в конце учебника Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию в библиотеке. |
Регулятивные. Сопоставление целей, заявленных на шмуцтитуле с содержанием урока в процессе его изучения; рассказ о прочитанной книге. Познавательные. Ответы на вопросы учителя и учебника. Коммуникативные. Обсуждение в паре и группе, высказывания великих людей о книге и чтении; участие в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». |
Ориентирование в учебной книге, ее элементах. |
||
2 |
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» |
|||||
3 |
Книги |
|||||
Устное народное творчество (15 часов) |
||||||
4 |
Устное народное творчество. Песни. |
Осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; Распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; Осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; Составление собственных высказываний на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. |
Регулятивные. Чтение в соответствии с целью чтения, оценка результатов работы одноклассников по совместно выработанным критериям. Познавательные. Понимать смысл русских народных и литературных сказок; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Коммуникативные. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; контролировать выполнение действий в соответствии с планом; составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. |
Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать стремление заботиться об окружающих, прививать интерес к чтению. |
||
5 |
Русские народные песни. Колыбельные песни. |
|||||
6 |
Русские народные потешки и прибаутки. |
|||||
7 |
Считалки, небылицы. Скороговорки |
|||||
8 |
Загадки, пословицы, поговорки. Обобщение по теме. |
|||||
9 |
С К А З К И Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» |
|||||
10 |
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
|||||
11 |
Сказка «У страха глаза велики» |
|||||
12 |
Сказка «Лиса и тетерев» |
|||||
13 |
Сказка «Лиса и журавль» Составление плана |
|||||
14 |
Сказка «Каша из топора» |
|||||
15 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
|||||
16 |
Сказка «Гуси-лебеди» Повторение изученных сказок |
|||||
17 |
Викторина по сказкам |
|||||
18 |
«Обожаемые сказки» |
|||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) |
||||||
19 |
Люблю природу русскую. Осень |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, пользоваться в читательской практике различными приемами чтения; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма. |
Регулятивные. результаты своих действий читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать по шкале и критериям, предложенным учителем; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; Коммуникативные. оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). |
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. |
||
20 |
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
|||||
21 |
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», |
|||||
22 |
А.Плещеев «Осень наступила…» А.Фет «Ласточки пропали…» |
|||||
23 |
«Осенние листья» - тема для поэтов |
|||||
24 |
В.Берестов «Хитрые грибы» |
|||||
25 |
М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом» |
|||||
26 |
Стихи и рассказы об осени. |
|||||
Русские писатели.(14 ч) |
||||||
27 |
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» |
Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя. |
Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока; Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока; Коммуникативные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока. |
С гордостью относиться к произведе- ниям русских писателей-классиков известных во всем мире. Прививать интерес к чтению. |
||
28 |
Стихи А. Пушкина |
|||||
29 |
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки |
|||||
30 |
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|||||
31 |
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Пересказ по плану. |
|||||
32 |
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина» |
|||||
33 |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» |
|||||
34 |
И. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
|||||
35 |
Л. Толстой «Старый дед и внучек» |
|||||
36 |
Басни И.А. Крылова |
|||||
37 |
Л. Толстой «Филипок» |
|||||
38 |
Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже» |
|||||
39 |
Веселые стихи |
|||||
40 |
Обобщение по разделу «Русские писатели». |
|||||
О братьях наших меньших (12 ч) |
||||||
41 |
О братьях наших меньших |
Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев. Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм. |
Регулятивные. коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; Коммуникативные. вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. |
Умение видеть красоту природы, изображен- ную в художественном произведе- нии; осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. |
||
42 |
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...» И Пивоварова «Жила- была собака...» |
|||||
43 |
В. Берестов «Кошкин щенок» |
|||||
44 |
Домашние животные |
|||||
45 |
М. Пришвин «Ребята и утята» |
|||||
46 |
М. Пришвин «Ребята и утята» Составление плана |
|||||
47 |
Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
|||||
48 |
Е. Чарушин «Страшный рассказ» Составление плана |
|||||
49 |
Б. Житков «Храбрый утенок» |
|||||
50 |
В. Бианки «Музыкант» |
|||||
51 |
В. Бианки «Сова» |
|||||
52 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». |
|||||
Из детских журналов (9 часов) |
||||||
53 |
Из детских журналов |
Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях. |
Регулятивные. выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Познавательные. проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений. Коммуникативные. принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. |
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Прививать интерес к чтению детской литературы, литературному творчеству. |
||
54 |
Д. Хармс «Игра» |
|||||
55 |
Д. Хармс «Вы знаете?..» |
|||||
56 |
Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» |
|||||
57 |
Д. Хармс «Что это было?» «Очень-очень вкусный пирог» |
|||||
58 |
Ю. Владимиров «Чудаки» |
|||||
59 |
А.Введенский «Ученый Петя» |
|||||
60 |
А.Введенский «Лошадка» |
|||||
61 |
Обобщение по теме. Проект «Мой любимый детский журнал» |
|||||
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
||||||
62 |
Люблю природу русскую. Зима |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, пользоваться в читательской практике различными приемами чтения; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой. |
Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; Коммуникативные. определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). |
Осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к природе и русской словесности, с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. |
||
63 |
Стихи о первом снеге |
|||||
64 |
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...» |
|||||
65 |
С. Есенин «Поет зима — аукает...», «Береза» |
|||||
66 |
Сказка «Два Мороза» |
|||||
67 |
С. Михалков «Новогодняя быль» |
|||||
68 |
А. Барто «Дело было в январе...» |
|||||
69 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|||||
70 |
Игра «Поле чудес» |
|||||
Писатели — детям (17 ч) |
||||||
71 |
Писатели — детям |
Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; характеристика героев произведения. |
Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений словами) прогнозировать содержание произведения. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника . Коммуникативные. оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. |
Понимание нравственного содержания прочитанного го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. |
||
72 |
К. Чуковский «Путаница» |
|||||
73 |
К.Чуковский «Радость» |
|||||
74 |
К. Чуковский «Федорино горе» |
|||||
75 |
К. Чуковский «Федорино горе» Пересказ по плану. |
|||||
76 |
С. Маршак «Кот и лодыри» |
|||||
77 |
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» |
|||||
78 |
С. Михалков «Мой щенок» |
|||||
79 |
А. Барто «Веревочка» |
|||||
80 |
А. Барто «Мы не заметили жука...», «В школу» |
|||||
81 |
А. Барто «Вовка — добрая душа» |
|||||
82 |
Н. Носов «Затейники» |
|||||
83 |
Н. Носов «Живая шляпа» |
|||||
84 |
Н. Носов «Живая шляпа». Театрализация. |
|||||
85 |
Н. Носов «На горке» |
|||||
86 |
Н. Носов «На горке» Викторина по произведениям Н.Носова. |
|||||
87 |
Обобщение по разделу «Писатели — детям». |
|||||
Я и мои друзья (10 ч) |
||||||
88 |
Я и мои друзья |
Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении; Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности, чтение по ролям, инсценирование и т.д., выделять главную мысль. |
Регулятивные. Прогнозирование содержания раздела. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; Познавательные. создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; Коммуникативные. высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). |
Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности, честность и ответственность за свои поступки, доброе отношение к людям. |
||
89 |
Стихи о дружбе и обидах |
|||||
90 |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
|||||
91 |
Ю. Ермолаев «Два пирожных» |
|||||
92 |
В. Осеева «Волшебное слово» |
|||||
93 |
В. Осеева «Волшебное слово». Продолжение работы над произведением. |
|||||
94 |
В. Осеева «Хорошее» |
|||||
95 |
В. Осеева «Почему?» |
|||||
96 |
В. Осеева «Почему?». Продолжение работы над произведением. |
|||||
97 |
Обобщение по разделу. |
|||||
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) |
||||||
98 |
Люблю природу русскую. Весна |
Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает. |
Регулятивные. сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Коммуникативные. прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений. |
Осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к природе и русской словесности. Воспитывать добрые чувства и уважитель- ное отношение к добрым людям. |
||
99 |
Стихи Ф. Тютчева о весне |
|||||
100 |
Стихи А. Плещеева о весне |
|||||
101 |
А. Блок «На лугу» |
|||||
102 |
С. Маршак «Снег теперь уже не тот...» |
|||||
103 |
И. Бунин «Матери» |
|||||
104 |
А. Плещеев «В бурю» |
|||||
105 |
Е. Благинина «Посидим в тишине» |
|||||
106 |
Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» |
|||||
107 |
Проект. Создание газеты «9 Мая – День Победы» |
|||||
И в шутку и всерьез (15 ч) |
||||||
108 |
И в шутку и всерьез |
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план. |
Регулятивные. Прогнозировать содержания раздела. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; Коммуникативные. вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по редложенной теме; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. |
Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать честность. |
||
109 |
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
|||||
110 |
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха |
|||||
111 |
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Просмотр мультфильма. |
|||||
112 |
Э. Успенский «Чебурашка» |
|||||
113 |
Э. Успенский «Чебурашка» «Если был бы я девчонкой...» |
|||||
114 |
Стихи Э. Успенского |
|||||
115 |
Стихи В. Берестова |
|||||
116 |
Стихи И. Токмаковой |
|||||
117 |
Г. Остер «Будем знакомы» |
|||||
118 |
Г. Остер «Будем знакомы» и другие стихотворения поэта. |
|||||
119 |
В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|||||
120 |
В. Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. |
|||||
121 |
Проверим себя |
|||||
122 |
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». |
|||||
Литература зарубежных стран (14 ч) |
||||||
123 |
Литература зарубежных стран |
Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятель- ного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части. |
Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; контролировать выполнение действий в соответствии с планом;осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; понимать читаемое. Коммуникативные. Участие в коллективном обсуждении, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения. |
На основе художествен-ных произведе- ний определять основные ценности взаимоотно- шений между людьми, в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопо- мощь, взаимовыручка). |
||
124 |
Американская и английская народные песенки |
|||||
125 |
Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети...» |
|||||
126 |
Ш. Перро «Кот в сапогах» |
|||||
127 |
Ш. Перро «Кот в сапогах». Чтение по ролям. |
|||||
128 |
Ш. Перро «Красная Шапочка» |
|||||
129 |
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» |
|||||
130 |
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Театрализация. |
|||||
131 |
Э. Хогарт «Мафии и паук» |
|||||
132 |
Э. Хогарт «Мафии и паук». Характеристика героев произведения. |
|||||
133 |
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» |
|||||
134 |
КВН «Цветик-семицветик» |
|||||
135 |
Повторение пройденного материала за год. |
|||||
136 |
Обобщающий урок. Проект «Мой любимый писатель- сказочник» |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1."Литературное чтение" (в 2 частях) Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Москва «Просвещение» 2012
2.«Поурочные разработки по литературному чтению» авторы: С.В.Кутявина М., «Вако» 2014 г.
3."Литературное чтение" 2 класс. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (СБ) Москва «Просвещение» 2012
4.СП. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого. 2 класс.