Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса (УМК Школа Росссии)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Серебряный Бор»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1-4
Уровень изучения: базовый
Учебный год: 2020-24
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Бевза Елена Сергеевна
пос. Серебряный Бор
2020 г.
1.Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №14 пос. Серебряный Бор, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение 1-4 класс».
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию ребенка, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию ребёнка. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Используются учебники для общеобразовательных организаций:
1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. «Азбука. 1 класс». Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 1 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2015.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2016.
4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2017.
5. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. «Литературное чтение». 4 класс. Учебник для образовательных организаций. - М.: Просвещение, 2018.
Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, дружбе, правде и ответственности; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Учебным планом МБОУ СОШ №14 пос. Серебряный Бор предусмотрено изучение предмета «Литературное чтение»:
- в 1 классе в объёме 132 часов в год, по 4 часа в неделю (из них 92 ч - уроки обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч – уроки литературного чтения),
- во 2 классе в объёме 136 часов в год по 4 часа в неделю,
- в 3 классе в объёме 136 часов в год по 4 часа в неделю,
- в 4 классе в объёме 102 часа в год, по 3 часа в неделю.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п. В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения - рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер, что создаёт уникальную основу для самореализации личности любого обучающегося (как одаренного ребенка, так и ребенка с ОВЗ). При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В случае необходимости корректировки рабочих программ из-за выполнения учебного плана не в полном объёме (карантин, природные факторы, праздничные дни, болезнь учителя и т.д.) в процессе изучения курса, корректировка может быть осуществлена путем: объединения близких по содержанию тем уроков.
Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение»
В результате изучения предмета литературного чтения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Будут сформированы следующие личностные результаты, и они научатся:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
чувствовать положительное отношение к уроку литературного чтения;
эмоционально воспринимать поступки героев литературных произведений доступных жанров и форм;
откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
первоначальным представлениям о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
воспринимать семейные традиции, в том числе в семейном чтении;
испытывать чувство любви к природе родного края; чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
видеть средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладевать начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принимать и осваивать социальной роли обучающегося, развивать мотив учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
мотивировать себя к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
развивать творческое воображение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
интересу к чтению;
мотивации обращения к книге;
основы для эмоционального переживания художественного текста;
способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
умения оценивать поведение героев с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
позитивной самооценки;
ориентации на здоровый образ жизни;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Будут сформированы следующие метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД. Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД. Обучающиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание с помощью учителя или самостоятельно;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске; оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию с помощью взрослых (родителей, воспитателя и пр.) или самостоятельно по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные УУД. Обучающиеся научатся:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение.
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
определять количество букв и звуков в слове;
слушать сказки, рассказы, стихотворения;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
различать книги по темам детского чтения.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
называть героев произведения, давать характеристику
Получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
1 класс
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
2 класс
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
3 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20 в.,21 в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы.
1 класс (132 часа):
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (92)
Раздел 1. Добукварный период - 20 часов.
«Азбука» — первая учебная книга. Устная и письменная речь. Предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Гласные и согласные звуки. Слог-слияние. Гласные буквы А, а; О, о; И, и; ы; У, у. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы],[ у].
Раздел 2. Букварный период – 58 часов.
Русский алфавит: Н, н; С, с; К, к; Т, т; Л, л; Р, р; В, в; Е, е; П, п; М, м; З, з; Б, б; Д, д; Я, я; Г, г; Ч, ч; Ш, ш; Ж, ж; Ё, ё; Й, й; Х, х; Ю, ю; Ц, ц; Э, э; Щ, щ; Ф, ф; мягкий и твёрдый разделительные знаки. Звуки, означающие эти буквы. От А до Я.
Раздел 3. Послебукварный период - 14 часов.
В. Берестов «Как хорошо уметь читать». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». К. Ушинский «Наше Отечество». В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь». А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский. Рассказы для детей. К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два». М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». Стихи А.Л. Барто, С.В. Михалкова. Стихи Б.В. Заходера, В.Д. Берестова. Проект: «Живая Азбука». Прощание с Азбукой.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (40 часов)
Раздел 4. Жили-были буквы – 7 часов.
Знакомство с учебником. Стихотворения. В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет». Г. Сапкир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Рифма в стихах. И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок». Проверим себя. С. Маршак «Автобус №26». И. Гамазкова «Кто как кричит?»
Раздел 5. Сказки. Загадки. Небылицы. - 6 часов.
Авторская сказка Е. Чарушина «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки. Русские народные песенки. Потешки. Небылицы. Английские песенки. Сравнение народной и литературной сказок. Из старинных книг. К. Ушинский и Л. Толстой. Проверим себя.
Раздел 6. Апрель, апрель! Звенит капель… - 6 часов.
А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Блещеев «Травка зеленеет…». А. Майков «Весна». Т Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей» Л. Ульяницкая «Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки». Е. Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?». Проект «Составляем сборник загадок». В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес». Проверим себя.
Раздел 7. И в шутку и всерьёз - 7 часов.
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. К. Ушинский. Проверим себя.
Раздел 8. Я и мои друзья - 7 часов.
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». Стихотворения В. Берестова, И. Пивоварова, В Орлова. Я. Аким «Моя родня». Проект «Наш класс - дружная семья». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Из старинных книг. Д. Тихомиров. Проверим себя.
Раздел 9. О братьях наших меньших - 7 часов.
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». В. Осеева «Плохо». И. Токмакова «Купите собаку». М Пляцковский «Цап Царыпыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг. Итоговый тест. С. Аскаков «Гнездо». До свиданья – 1 класс.
2 класс (136 часов):
Раздел 1. Самое великое чудо на свете - 5 часов.
Введение. Знакомство с учебником. Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Талант читателя. Наш проект «Библиотека».
Раздел 2. Устное народное творчество - 15 часов.
Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…». Сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди» (2ч.). Викторина по сказкам. КВН «Обожаемые сказки». Проверим себя.
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень. – 8 часов.
Люблю природу русскую. Осень. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева. А. Фет «Ласточки пропали». «Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой, С. Есенин. В. Берестов «Хитрые грибы». М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом…». Обобщение по разделу. Проверим себя.
Раздел 4. Русские писатели - 14 часов.
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…». Стихи А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2ч.). Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Басни И.А. Крылова. «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей». Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филипок» (2ч.), «Котенок», «Правда всего дороже». Веселые стихи. Обобщение. Проверим себя.
Раздел 5. О братьях наших меньших - 12 часов.
О братьях наших меньших. Весёлые стихи Б. Заходера, И. Пивоваровой. В. Берестов «Кошкин щенок». Домашние животные. М. Пришвин «Ребята и утята» (2ч.). Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2ч.). Б. Житков «Храбрый утёнок». В. Бианки «Музыкант», «Сова». Обобщение по разделу. Проверим себя.
Раздел 6. Из детских журналов - 9 часов.
Из детских журналов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Веселые чижи», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка». Проект «Детский журнал». Проверим себя.
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима. - 9 часов.
Люблю природу русскую. Зима. Стихи о первом снеге. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Стихи. С. Есенина. Русская народная сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». Весёлые стихи А. Барто, С. Дрожжин. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу. Проверим себя.
Раздел 8. Писатели детям - 17 часов.
Писатели детям. К.И. Чуковский. «Путаница», «Радость», «Федорино горе» (2ч.). С. Маршак «Кот и лодыри», «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок». А.Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка - добрая душа». Н.Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа» (2ч.), «На горке» (2ч.). Обобщение по разделу «Писатели - детям»
Раздел 9. Я и мои друзья – 10 часов.
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев «Два пирожных». В. Осеева «Волшебное слово» (2ч.), «Хорошее», «Почему?» (2ч.). Обобщение по разделу. Проверим себя.
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна - 10 часов.
Люблю природу русскую. Весна. Стихи Ф. Тютчева о весне. Стихи А. Плещеева о весне. А. Блок «На лугу». С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Обобщение по разделу. Проверим себя.
Раздел 11. И в шутку и всерьёз - 14 часов.
И в шутку и всерьёз. Весёлые стихи Б. Заходера. Песенки Винни – Пуха (2ч.). Стихи Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой». Стихи В Берестова. Стихи В И. Токмаковой. Г. Остер «Будем знакомы» (2ч.). В. Драгунский «Тайное становится явным» (2ч.). Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».
Раздел 12. Литература зарубежных стран - 13 часов.
Литература зарубежных стран. Американская и английская народные песенки. Французская и немецкая народные песенки. Ш. Перро «Кот в сапогах» (2ч.), «Красная Шапочка». Г.С. Андерсен «Принцесса на горошине» (2ч.). Э. Хогарт «Мафин и паук» (2ч.). Итоговая контрольная работа по литературному чтению. Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». КВН «Цветик-семицветик». Подведем итоги.
3 класс (136 часов):
Раздел 1. Введение. Знакомство с учебником - 1 час.
Введение. Знакомство с учебником.
Раздел 2. Самое великое чудо на свете - 4 часа.
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Раздел 3. Устное народное творчество - 14 часов.
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Обобщение по разделу.
Раздел 4. Поэтическая тетрадь 1 – 11 часов.
Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...». «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). Проверочная работа. Оценка достижений.
Раздел 5. Великие русские писатели - 24 часов.
Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А. Пушкин. Лирические стихотворения, «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке А. Пушкина. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Оценка достижений. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».
Раздел 6. Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов.
Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение. Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.
Раздел 7. Литературные сказки - 8 часов.
Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка), «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Лягушка-путешественница». В. Одоевский «Мороз Иванович». Оценка достижений.
Раздел 8. Были и небылицы - 10 часов.
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовской «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон». Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Обобщение по разделу. Оценка достижений.
Раздел 9. Поэтическая тетрадь 1 - 6 часов.
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха». Обобщение по разделу. Оценка достижений.
Раздел 10. Люби живое – 16 часов.
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В. Дуров «Наша Жучка». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится». Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений.
Раздел 11. Поэтическая тетрадь 2 - 8 часов.
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если». «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Обобщение по разделу. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений.
Раздел 12. Собирай по ягодке — наберешь кузовок - 12 часов.
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». А. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В. Драгунский «Друг детства». Обобщение по разделу. Оценка достижений.
Раздел 13. По страницам детских журналов - 8 часов.
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». Обобщение по разделу. Оценка достижений.
Раздел 13. Зарубежная литература – 8 часов.
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Брейн-ринг. Итоговая контрольная работа за год. Подведем итоги.
4 класс (102 часа):
Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития – 9 часов
Введение. Книги, прочитанные летом. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Былина «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой. Герои былины-защитники Руси. Картина В. Васнецова «Богатыри». В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Проект «Календарь исторических событий»
Раздел 2. Чудесный мир классики-18 часов.
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Внеклассное чтение. КВН по сказкам А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Детство», басня «Как мужик камень убрал». А.П. Чехов «Мальчики». Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики».
Раздел 3. Поэтическая тетрадь - 9 часов.
Стихи Ф.И. Тютчева. А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» И.А. Бунин «Листопад». Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Проект: «Родные поэты».
Раздел 4. Литературные сказки – 12 часов.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сказки любимых писателей. Контрольная работа за I полугодие. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».
Раздел 5. Делу время – потехе час – 8 часов.
Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Внеклассное чтение. Книги сверстникам, о школе. Обобщающий урок «Делу время-потехе час». Оценка достижений.
Раздел 6. Страна детства – 6 часов.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка». Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений.
Раздел 7. Поэтическая тетрадь – 4 часа.
В.Я. Брюсов «Опять слон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Стихи М.И. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.
Раздел 8. Природа и мы – 10 часов.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Обобщающий урок-конкурс проектов: «Природа и мы».
Раздел 9. Поэтическая тетрадь – 6 часов.
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка». Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.
Раздел 10. Родина – 6 часов.
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Обобщающий урок «Родина». Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Проект «Они защищали Родину».
Раздел 11. Страна Фантазия – 4 часа.
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы». Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»
Раздел 12. Зарубежная литература – 10 часов.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда Обобщающий урок. Контрольная работа за год. Урок-игра «Литературные тайны». «Путешествие по дорогам любимых книг»
Также на протяжении всего курса обучения особое внимание уделяется реализации регионального компонента в виде освящения следующих тем: Детские книги писателей Якутии. Фольклор народа Саха. Древние книги Якутии. Волшебные сказки Якутии. Стихи про осень Якутии. Любимые сказки Якутии. Волшебные сказки Якутии. Бытовые сказки Якутии. Стихи про природу Якутии. Стихи про детей. Литературные сказки Якутии. Юмористические рассказы. Якутские рассказы о животных. Стихи о временах года. Якутия-наша малая Родина. Читаем стихи про Якутию. Библиосумерки в Якутии. Религия в Якутии. Особенности охоты в тайге. Стихи якутских поэтов. Якутские детские поэты. Писатели Якутии. Детские рассказы о животных. Древние книги Якутии. Якутия 100 лет назад. Устное народное творчество в Якутии. Якутские национальные песни. Национальные игрушки. Времена года глазами поэтов Якутии. Предания и легенды якутского народа. Якутские пословицы про труд. Детские журналы Якутии. Легенды Якутии
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Средства обучения | 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран – доска | 1 1 1 |
УМК учителя | В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. «Азбука. 1 класс». Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 1 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2015. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2016. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2017. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. «Литературное чтение». 4 класс. Учебник для образовательных организаций. - М.: Просвещение, 2018. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. «Литературное чтение» 1 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. «Литературное чтение» 2 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. «Литературное чтение» 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017 М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. «Литературное чтение» 4 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018. Наборы предметных (сюжетных) картинок. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению: 1-4 класс» М., ВАКО, 2016 г. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
УМК ученика | В В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. «Азбука. 1 класс». Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 1 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2015. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2016. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение», 2017. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. «Литературное чтение». 4 класс. Учебник для образовательных организаций. - М.: Просвещение, 2018. | На каждого учащегося. |
ЦОРы | 1. Электронное приложение по литературному чтению 1-4 класс | 1 |
Тематическое планирование
В связи с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» количество часов по литературному чтению в 4 классе сократилось до 3 часов в неделю. Уменьшение количества часов потребовало корректировки программы. Количество часов в неделю по рабочей программе соответствует учебному плану МБОУ СОШ № 14 пос. Серебряный Бор.
№ раздела и тем | Название темы | Количество часов | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество контрольных работ |
По примерной (авторской) программе | По рабочей программе | По примерной (авторской) программе | По рабочей программе | ||
1 класс | |||||
Обучение грамоте 92 часа | |||||
1 | Добукварный период | 20 | 20 | - | - |
2 | Букварный период | 58 | 58 | - | - |
3 | Послебукварный период | 14 | 14 | - | - |
Литературное чтение – 40 часов | |||||
4 | Жили-были буквы | 7 | 7 | - | - |
5 | Сказки. Загадки. Небылицы. | 6 | 6 | - | - |
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 6 | 6 | - | - |
7 | И в шутку и всерьёз | 7 | 7 | - | - |
8 | Я и мои друзья | 7 | 7 | - | - |
9 | О братьях наших меньших | 7 | 7 | 1 | 1 |
| Итого: | 132 | 132 | 1 | 1 |
2 класс | |||||
1 | Самое великое чудо на свете | 4 | 5 | | |
2 | Устное народное творчество | 15 | 15 | 1 | 1 |
3 | Люблю природу русскую. Осень. | 9 | 8 | 1 | 1 |
4 | Русские писатели | 14 | 14 | 1 | 1 |
5 | О братьях наших меньших | 12 | 12 | 1 | 1 |
6 | Из детских журналов | 9 | 9 | 1 | 1 |
7 | Люблю природу русскую. Зима. | 9 | 9 | 1 | 1 |
8 | Писатели детям | 16 | 17 | 1 | 1 |
9 | Я и мои друзья | 11 | 10 | 1 | 1 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 10 | 10 | 1 | 1 |
11 | И в шутку и всерьёз | 14 | 14 | 1 | 1 |
12 | Литература зарубежных стран | 13 | 13 | 1 | 2 |
| Итого: | 136 | 136 | 11 | 12 |
3 класс | |||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | 1 | | |
2 | Самое великое чудо на свете. | 4 | 4 | 1 | 1 |
3 | Устное народное творчество. | 13 | 14 | 1 | 1 |
4 | Поэтическая тетрадь 1. | 12 | 11 | 1 | 1 |
5 | Великие русские писатели. | 24 | 24 | 1 | 1 |
6 | Поэтическая тетрадь 2. | 6 | 6 | 1 | 1 |
7 | Литературные сказки. | 8 | 8 | 1 | 1 |
8 | Были - небылицы. | 10 | 10 | 1 | 1 |
9 | Поэтическая тетрадь 1. | 6 | 6 | 1 | 1 |
10 | Люби живое. | 15 | 16 | 1 | 1 |
11 | Поэтическая тетрадь 2. | 9 | 8 | 1 | 1 |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок. | 12 | 12 | 1 | 1 |
13 | По страницам детских журналов. | 8 | 8 | 1 | 1 |
14 | Зарубежная литература. | 8 | 8 | 1 | 2 |
| Итого: | 136 | 136 | 13 | 13 |
4 класс | |||||
1 | Летописи. Былины. Жития. | 12 | 9 | 1 | 1 |
2 | Чудесный мир классики. | 22 | 18 | 1 | 1 |
3 | Поэтическая тетрадь 1. | 12 | 9 | 1 | 1 |
4 | Литературные сказки. | 16 | 12 | 1 | 2 |
5 | Делу время – потехе час. | 9 | 8 | 1 | 1 |
6 | Страна детства. | 8 | 6 | 1 | 1 |
7 | Поэтическая тетрадь 2. | 5 | 4 | 1 | 1 |
8 | Природа и мы. | 12 | 10 | 1 | 1 |
9 | Поэтическая тетрадь 3. | 8 | 6 | 1 | 1 |
10 | Родина. | 8 | 6 | 1 | 1 |
11 | Страна Фантазия. | 7 | 4 | 1 | 1 |
12 | Зарубежная литература. | 15 | 10 | 1 | 2 |
| Итого: | 134+2 резервных часа | 102 | 12 | 14 |
В настоящее время на уроках литературного чтения используют следующие формы занятий: уроки с игровой и состязательной основой (уроки-конкурсы, турниры, деловые игры, ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина), литературная прогулка, литературная гостиная, урок-путешествие в прошлое. Используются следующие технологии: технология деятельностного метода, информационные технологии, развивающее обучение, личностноориентированное обучение, игровые технологии, групповые технологии, проектные технологии. К системе средств обучения относятся: учебники, учебные пособия, интерактивная доска, компьютер, ЦОРы, демонстрационные модели, раздаточный материал и др.
Формы контроля знаний обучающихся. В начальной школе контроль знаний осуществляется: преподавателем, самими обучающимся (коллективно или самопроверка), защита мини-проекта.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется. При определении уровня предметных результатов первоклассников учитель руководствуется процентным соотношением оценочных суждений:
- высокий уровень - 85-100%;
- удовлетворительный - 70-84 %;
- минимальный - 40-69 %;
- неудовлетворительный - менее 39 %.
Критериями оценивания работ во 2 – 4 классе являются следующие параметры:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию; полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы; делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз; составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно); самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно; читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок; передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок; пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения
При выполнении метопредметных работ оценивание происходит следующим образом. Результаты метапредметной группы оцениваются по уровням:
высокий уровень - 90-100%;
уровень выше среднего - 75-89 %;
средний уровень – 50-74 %;
низкий уровень — менее 49 %.
Шкала перевода процентного соотношения оценочных суждений в балльную систему:
90-100% | 75-89% | 50-74% | Менее 49% |
«5» | «4» | «3» | «2» |
20