Программа по литературному чтению для 4 класса по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 29 December 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель

_________ Т.М.Камышова

Протокол № 1

от «22» августа 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

________ И.В.Хлевная

« » ________ 2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_________Н.В. Гайдаенко

Приказ №______

от «___»_________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

4 а КЛАСС

2017-2018 учебный год

Разработчик программы:

Смирнова Нина Петровна-

учитель начальных классов

г. Красноперекопск - 2017г.

Содержание

1.

Введение

2

2.

Планируемые результаты

2

3.

Содержание учебного предмета

9

4.

Календарно-тематическое планирование

16

1.Введение

Данная программа составлена на основе:

требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

пла­нируемых результатов начального общего образования;

- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;

-авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, 2014г.

2. Планируемые результаты

Личностные

Учащиеся научатся:

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;

рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;

свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;

создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;

участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;

находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;

готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавит­ным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;

приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы;

воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;

осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по ана­логии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описа­ние — характеристика героя);

работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, ос­мыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Рус­ские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чте­цов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

К концу 4 класса обучающийся научится:

Планируемые результаты

Личностными результатами обучения в начальной школе являются :

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного

обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении

как средстве познания мира и самого себя;

Выпускник научится:

полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Выпускник получит возможность:

познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Выпускник начнёт понимать:

значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.

Выпускник освоит:

восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства.

Выпускник полюбит:

чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Выпускник приобретёт:

первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

Они получат возможность научиться

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

3. Содержание учебного предмета

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Летописи, былины, жития (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вра­тах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста лето­писи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произве­дения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Проза­ический текст былины в пересказе Н. Карнаухо­вой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоло­мея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и ре­продукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Описывать характер человека, высказывать своё отношение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Чудесный мир классики (18 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение лите­ратурной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного ис­кусства.

А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование...» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобра­зительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты­рях...». Мотивы народной сказки в литератур­ной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказ­ки на части. Составление плана. Пересказ ос­новных эпизодов сказки.

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины при­роды в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик-Кериб. «Турецкая сказка». Сравнение моти­вов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Ха­рактер главного героя рассказа Л. Толстого. Бас­ня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия расска­за. Главные герои рассказа — герои своего време­ни. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Описывать характер человека, высказывать своё отношение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Поэтическая тетрадь(11 ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Ф. И.Тютчев «Ещё земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Карти­ны природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

Е. А. Баратынский. Передача настроения и чув­ства в стихотворении.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотво­рения.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над поля­ми...» Изменение картин природы в стихотворе­нии. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумер­ки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Слово как средство художествен­ной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Готовиться к уроку, подирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных стихотворений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

 

Литературные сказки (11ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особен­ности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особен­ности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художе­ственного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведе-ния. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы на­родных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы на­родных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пере­сказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Делу время, а потехе час (7ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр про­изведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пере­сказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсце­нирование произведения. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения, определять их нравственный смысл.

Готовить сообщение о писателе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Страна детства (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особен­ности развития сюжета. Герой произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишка­ми». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Му­зыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Со­ставление плана. Пересказ. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения, определять их нравственный смысл.

Готовить сообщение о писателе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

B. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.

C. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...» «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Природа и мы (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ за­головка. Подготовка выборочного пересказа. От­ношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произ­ведения о животных. Поступок как характери­стика героя произведения.

М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рас­сказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как автор передаёт красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Читать выразительно диалоги из текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков. Кар­тины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение приро­ды в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в уч

Родина (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтиче­ском тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А. В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.

Проект: «Они защищали Родину».

Оценка планируемых достижений.

Обучающиеся научатся:

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарии поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

 

Страна фантазия (3 ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необыч­ные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенно­сти фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Осо­бенности повествования. Герои приключенче­ской литературы. Сравнение героев, их поступ­ков.

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семей­ство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.

Обучающиеся научатся:

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Внеклассное

чтение

Тестовая работа

Проекты

 

Летописи, былины, жития

1

1

1

 

Чудесный мир классики

18 ч

3

1

 

 

Поэтическая тетрадь

11 ч

2

1

 

 

Литературные сказки

11 ч

2

1

 

 

Делу время- потехе час

7 ч

1

1

 

 

Страна детства

7 ч

1

1

 

 

Поэтическая тетрадь

5 ч

1

1

 

 

Природа и мы

11 ч

2

1

 

 

Поэтическая тетрадь

7 ч

1

1

 

 

Родина

5 ч

 

1

1

 

Страна фантазия

3 ч

1

   

 

Зарубежная литература

9 ч

1

1

 

 

Итого:

102

16

11

2

Проекты:

1. «Создание календаря исторических событий»

2. «Они защищали Родину»


п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во
часов

Домашнее задание

1

   

Летописи. Былины. Жития (8 ч )

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

8 ч

1

С. 6–8,
выразит. читать, вопрос 6

2

   

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

С. 10–11, выразит. читать, вопросы 4, 5

3

   

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

С. 12–19,читать, вопрос 5

4

   

Былина «Ильины три поездочки»

1

С. 19–24, выразит.читать, вопрос 8

5

   

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы

1

С. 25–29,выразит. читать

6

   

Внеклассное чтение 1: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

С. 30–31, пересказ отрывка
по выбору

7

   

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проект 1 «Создание календаря исторических событий»

1

С. 32–33, вопрос 4

8

   

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Тест 1.

1

С. 36, вопрос 8

9

   

Чудесный мир классики (18 ч). Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок)

18 ч

1

С. 40–49,выразит.

читать, найти отрывок к иллюстрации

10

   

Характеры главных героев в сказке
П. Ершова «Конёк-
горбунок»

1

С. 49–63,выразит.

читать, вопросы 3, 4

11

   

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

С. 63, вопрос 6

12

   

Внеклассное чтение 2: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах

1

С. 66–69, выразит. читать

13

   

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»*

1

наизусть по выбору

14

   

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

С. 72–92,

читать

15

   

Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

С. 72–93,
вопрос 7

16

   

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

С. 92–93,
вопросы 2, 3, 4

17

   

Внеклассное чтение 3: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина *

1

Выучить наизусть отрывок по выбору

18

   

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

С. 96–98, выразит.

читать,
вопросы 1, 2

19

   

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

С. 99–113,

читать

20

   

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

С. 113,

вопросы 2, 3, 7

21

   

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

С. 116– 120, выразительно
читать, вопрос 3

22

   

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой

1

С. 121, подготовиться к чтению по ролям

23

   

Отличие рассказа от сказки.

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе
А. П. Чехова «Мальчики»

1

С. 124– 135, выразительно
читать

24

   

Внеклассное чтение 4. В мире приключений

1

Пересказ отрывка
по выбору

25

   

А. П. Чехов «Мальчики».Составление плана

1

С. 125– 135,

пересказ по плану

26

   

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Тест 2.

1

С. 138,

вопросы 6, 7

27

   

Поэтическая тетрадь (11 ч).

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

11 ч

4

С. 140,

читать,
вопросы 4, 5

28

   

Ф. Тютчев. «Как неожиданно
и ярко…»

1

С. 141– 142, выразительно читать

29

   

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка»

1

С. 143– 144, выразительно читать

30

   

Внеклассное чтение 5. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках

1

Пересказ по выбору

31

   

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

1

С. 145– 146, выразительно читать

32

   

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

1

С. 147, выразительно читать

33

   

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

1

С. 148, выразительно читать, вопросы 1, 2

34

   

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»*

1

С. 149– 151,
наизусть по выбору

35

   

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»

1

С. 152– 153, выразительно читать, вопрос 6

36

   

Внеклассное чтение 6. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

Пересказ отрывка
по выбору

37

   

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест 3.

1

С. 154–156,

вопросы 3, 9

38

   

Литературные сказки(11 ч ). Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

11 ч

1

С. 158– 170,
читать

39

   

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

С. 170,

вопросы 6, 7

40

   

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

С. 171– 180,
читать,

пересказ отрывка

41

   

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

С. 182– 193,
читать

42

   

Внеклассное чтение 7. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

1

Пересказ отрывка
по выбору

43

   

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

С. 182–194,
читать, вопрос 9

44

   

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

1

С. 195–206, читать

45

   

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

1

С. 206– 216, читать

46

   

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Пересказ по плану

47

   

Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Тест 4.

1

С. 217, вопрос 2

48

   

Внеклассное чтение 8. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Пересказ отрывка
по выбору

49

   

Делу время – потехе час (7 ч). Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

7 ч

1

С. 4–16, читать

50

   

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном времени» Е. Л. Шварца

1

С. 16,
вопросы 5, 6

51

   

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

С. 17–23, подготовка к чтению по
ролям

52

   

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

С. 24–28, подготовка к чтению по
ролям

53

   

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

С. 29–34, вопрос 5

54

   

Внеклассное чтение 9: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

Пересказ отрывка
по выбору

55

   

Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час» . Тест 5.

1

С. 36, вопрос 7

56

   

Страна детства (7 ч)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

1

С. 38–46, читать

57

   

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

1

С. 46,
вопрос 7

58

   

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

1

С. 47–58, читать

59

   

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые
в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

С. 53–58, пересказ отрывка

60

   

Внеклассное чтение 10: по страницам былин. «Садко»

1

Пересказ по выбору

61

   

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1

С. 59–64,
вопрос 4

62

   

Обобщение по разделу «Страна детства». Тест 6.

1

С. 66,
вопросы 9, 11

63

   

Поэтическая тетрадь (5 ч).

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

5 ч

1

С. 68–70,
вопрос 6

64

   

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

С. 71,

выразительно
читать

65

   

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

С. 72–73, вырази- тельно читать

66

   

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест 7.

1

С. 74,
вопрос 9

67

   

Внеклассное чтение 11: «Кто
с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

1

Пересказ по выбору

68

   

Природа и мы(11 ч)

Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

11 ч

1

С. 76–83, выразительно
читать

69

   

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-
Сибиряка «Приемыш»

1

С. 76–84, пересказ,
вопрос 5

70

   

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

С. 85–91, читать

71

   

Тема самопожертвования в рассказе
А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

С. 85–91, пересказ

72

   

Внеклассное чтение 12: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц

1

Пересказ по выбору

73

   

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

С. 92–95,
вопрос 5

74

   

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

С. 96–99, пересказ

75

   

Тема природы в рассказе В. П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

С. 100–109, читать

76

   

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

С. 110,
вопрос 10

77

   

Обобщение по разделу «Природа и мы». Тест 8.

1

С. 112,
вопросы 8, 9

78

   

Внеклассное чтение 13. Творцы книг. Рассказы о художниках иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Пересказ по выбору

79

   

Поэтическая тетрадь (7 ч) Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

7 ч

1

С. 114–
115,
вопрос 3

80

   

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

С. 116–
117,
вопрос 3

81

   

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

С. 118,

наизусть

82

   

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

С. 119,

выразительно читать

83

   

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

1

С. 120–
126, вопрос 4

84

   

Внеклассное чтение 14. В мире фантастики

1

Пересказ по выбору

85

   

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест 9

1

С. 126,
вопрос 4

86

   

Родина(5 ч ).

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

5 ч

1

С. 128–132,
выразительно
читать

87

   

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине»

1

С. 133–135,
вопрос 3

88

   

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

1

С. 138,
выразительно
читать

89

   

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади
в океане»

1

С. 139–140,
выразительно
читать, вопрос 4

90

   

Обобщение по разделу «Родина». Тест 10

1

С. 142,
вопрос 7

91

   

Страна Фантазия (3 ч)

Внеклассное чтение 15: В мире фантастики

1

Пересказ по выбору

92

   

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

С. 144–149,
читать,
вопрос 4

93

   

Кир Булычев.
«Путешествие Алисы»

1

С. 150–157,
вопрос 9

94

   

Зарубежная литература (9 ч)
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

9 ч

1

С. 160–
166,
вопрос 9

95

   

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

С. 167–181,
вопрос 3 на с. 193

96

   

Внеклассное чтение 16. В стране литературных героев

1

Пересказ по выбору

97

   

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

С. 181–193,
вопрос 4

98

   

Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

С. 194–200,

читать,
вопрос 6

99

   

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

С. 194–200,
вопрос 3

100

   

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

1

С. 201–208,
вопрос 2

101

   

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

1

С. 209–216,

читать, вопрос 4

102

 

Урок-отчет за год. Тест 11. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

 

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ

урока в теме

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.