12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Виктория174
Россия, Хакасия респ., Черногорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

 

Принято: Утверждено:

Педагогическим Советом приказом МБОУ «Гимназия»

Протокол №___7________

От «24 » 06.2015 г. № _____от « 24 » 06. 2015г.


 

Рабочая программа по литературному чтению

на 2015-2016 учебный год

1 В класс


Составитель:

Колесникова В.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории


г. Черногорск, 2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с внесенными изменениями);

примерной программы начального общего образования по литературному чтению;

примерной авторской программы по предмету (Литературное чтение, авторы Л.Ф.Климанова, В.М. Бойкина)

образовательной программы МБОУ «Гимназия»;

учебного плана МБОУ «Гимназия».


Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи программы:

развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.


 

Место предмета в учебном плане

1 класс -132 часа

Обучение грамоте -92 часа

Литературное чтение – 40 часов

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1 класс

.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;

способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;

стремиться к успешной учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;

составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;

самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

использовать знаково-символические средства, в том числе словесные  модели  для создания высказывания.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

принимать участие в обсуждении прочитанного;

принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

работать  в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными  разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению:

виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);

круг детского чтения;

литературоведческая пропедевтика;

творческая деятельность.

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;

читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

самостоятельно определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Круг детского чтения») будут являться  следующие  умения:

называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

участвовать в организации выставки книг в классе;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

определять особенности сказочного текста;

характеризовать героя произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;

иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

III. Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Работа с разными видами текста.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Контроль и корректировка письменного текста.

 

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений.

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные) - узнавание, различение.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Структура курса

Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

Фонетика.Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставленнй: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на стога, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных карти­нок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Программа литературного чтения состоит из следующих разделов курса:

1 класс

п/п

Название разделов курса «Обучение грамоте»

Количество часов

 

Давайте знакомиться! Добукварный период.

20 ч.

 

Страна АБВГДейка .Букварный период.

64 ч.

 

Про все на свете. Послебукварный период.

8 ч.

 

Итого

92 часа


 

п/п

Раздел

Количество часов

1.

Вводный урок. Книги - мои друзья.

4 часа

2.

Радуга-дуга.

4 часа

3.

Здравствуй, сказка!

5 часов

4.

Люблю всё живое.

6 часов

5.

Хорошие соседи, счастливые друзья.

7 часов

6.

Край родной, навек любимый.

9 часов

7.

Сто фантазий.

5 час

 

Итого:

40 часов

Особенности содержания регионального, национального и этнокультурного компонента

В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип этнокультурного воспитания, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Хакасия.

В Стандартах начального образования четко обозначена одна из задач уроков литературного чтения:

воспитание интереса к чтению, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважение к культуре своей родины.

приобщение учащихся 1 классf к богатствам фольклора народов республики Хакасия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края. Основополагающей является задача:

формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям.

Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения предполагает обратиться к изучению устного народного творчества хакасского, русского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.

Изучение литературы Хакасии немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Хакасские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью. Хакасские народные загадки представляют замысловатое описание предмета или явления, предлагаемые с целью испытания сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке.

Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.

Изучение произведений хакасских писателей предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Такая деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.

Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения формирует положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, чувство гордости за свой народ, а также чувство уважения и толерантности к представителям других народовНа уроках литературного чтения используются произведения хакасских авторов, происходит формирование представления о возникновении и путях развития хакасской литературы, об истории становления некоторых жанров национального фольклора и об их специфике, знакомство с хакасскими писателями и особенностями их творчества.

Формы межпредметной интеграции в учебном предмете литературное чтение

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

IV . Календарно - Тематическое планирование

п/п

Тема урока, кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата проведения

План

План

Дайте знакомиться! Добукварный период – 20 часов

 

Знакомство с учебной книгой _ «Азбукой». Мир общения. 1 ч.

Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок.

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать. Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать

Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации.

Наблюдать за ролью интонации в речи.

Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.

Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов.

Составлять простейшие сообщения.

Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя).

Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).

Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать (запись) простейшие знаки-символы.

Делить сообщения на слова, определять их количество, последовательность.

Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами: фишками, символическим рисунком, знаком. Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.

Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове.

Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук.

Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру. Проводитьслого-звуковой анализ слов.

Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии).

Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов.

Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы.

Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем.


 

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения,

принимать другое мнение и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию.

1/09

 

 

Мы теперь ученики. книжки – мои друзья. 1 ч.

2/09

 

 

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении. 1 ч.

3/09

 

 

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. 1 ч.

4/09

 

 

Помощники в общении: мимика, жесты, интонация. 1 ч.

8/09

 

 

Помощники в общении: мимика, жесты, интонация. Общение без слов. 1 ч.

9/09

 

 

Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках. 1 ч.

10/09

 

 

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. 1 ч.

11/09

 

 

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу. 1 ч.

15/09

 

 

В цветочном городе. Знаки охраны природы. 1 ч.

16/09

 

 

Как найти дорогу? Дорожные знаки. 1 ч.

17/09

 

 

Оформление сообщений с помощью схем. удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. 1 ч.

18/09

 

 

Мир полон звуков. звуки в природе. 1 ч.

22/09

 

 

Как звучат слова? 1 ч.

23/09

 

 

Гласные и согласные звуки. 1 ч.

24/09

 

 

Твердые и мягкие согласные. 1 ч.

25/09

 

 

Звучание и значение слова. 1 ч.

29/09

 

 

Слова и слоги. ударение в слове. 1 ч.

30/09

 

 

Слово и предложение. 1 ч.

1/10

 

 

Повторение – мать учения. 1 ч.

2/10

 

Страна АБВГДейка . Букварный период. – 64 часа.

21.

Звук [а]. 1 ч.

Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков).

Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами.

Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами.

Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог.

Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю].

Читать предложения и Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук — люк, мак — мяч).

Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного.

Делить слова на слоги.

Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол — уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости.

Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.

Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».

Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов.


 


 


 

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения,

учитывать разные мнения, стремиться к координации,

формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

6/10

 

22.

Звук [о]. 1 ч.

7/10

 

23.

Звук [у]. 1 ч.

8/10

 

24.

Закрепление изученного о гласных звуках. 1 ч.

9/10

 

25.

Звук [и]. 1 ч.

13/10

 

26.

Звук [ы]. 1 ч.

14/10

 

27.

Звук [э]. 1 ч.

15/10

 

28.

Закрепление изученного о гласных звуках. 1 ч.

16/10

 

29-30.

Узелки на память. 2 ч.

20-21/10

 

31-32.

Закрепление изученного. 2ч.

22-23/10

 

33

Звуки [м] и [м,]. 1 ч.

27/10

 

34

Звуки [с] и [с,]. 1 ч.

28/10

 

35

Звуки [н] и [н,]. 1 ч.

29/10

 

36

Звуки [д] и [д,]. 1 ч.

30/10

 

37

Чтение предложений и текстов. Игры со словами. 1 ч.

II четв.

10/11

 

38

Звуки [т] и [т,]. 1 ч.

11/11

 

39

Звуки [к] и [к,]. 1 ч.

12/11

 

40

Упражнение в чтении. Игры со словами. 1 ч.

13/11

 

41

Звуки [р] и [р,]. 1 ч.

17/11

 

42

Звуки [в] и [в,]. 1 ч.

18/11

 

43

Звуки [п] и [п,]. 1 ч.

19/11

 

44

Звуки [г] и [г,]. 1 ч.

20/11

 

45

Парные по глухости – звонкости [г] – [к], [г,]- [к,]. 1 ч.

24/11

 

46

Упражнение в чтении. Игры со словами. 1 ч.

25/11

 

47

Буква е в начале слова и после гласных. 1 ч.

26/11

 

48

Буква ё в начале слова и после гласных. 1 ч.

27/11

 

49

Обозначение мягкости согласных буквами е,ё. чтение слов с буквами е, ё. 1 ч.

30/11

 

50

чтение слов с изученными буквами. 1 ч.

1/12

 

51

Узелки на память. игры со словами. 1 ч.

2/12

 

52

Звуки [б] и [б,]. Парные по глухости – звонкости [б] - [п], [б,] - [п,]. 1 ч.

3/12

 

53

Звуки [з] и [з,]. 1 ч.

4/12

 

54

Парные по глухости – звонкости [з] - [с], [з,]- [с,]. Упражнения в чтении. 1 ч.

8/12

 

55

Повторение – мать учения. 1 ч.

9/12

 

56

Звуки [д] и [д,]. Парные по глухости – звонкости [д] - [т], [д,] - [т,]. 1 ч.

10/12

 

57

Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи. 1 ч.

11/12

 

58

Мои первые книжки. 1 ч.

15/12

 

59

Загадки слов. веселые картинки. 1 ч.

16/12

 

60

Узелки на память. Игры со словами. 1 ч.

17/12

 

61

Буква я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я. 1 ч.

18/12

 

62

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. 1 ч.

22/12

 

63

Узелки на память. Упражнения в чтении. 1 ч.

23/12

 

64

Звуки [х] и [х,]. 1 ч.

24/12

 

65

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. 1 ч.

25/12

 

66

Звук [й,]. 1 ч.

29/12

 

67

Буква ю в начале слова и после согласных. 1 ч.

30/12

 

68

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ю. Поговорки, игры, загадки, песенки. 1 ч.

III четв.

12/01

 

69

Узелки на память. Упражнения в чтении. 1 ч.

13/01

 

70

Звук [ш]. Правописание слов с буквосочетанием жи - ши. 1 ч.

14/01

 

71

Звук [ч,] Правописание слов с буквосочетанием ча,чу. 1 ч.

15/01

 

72

Звук [щ,] Правописание слов с буквосочетанием ча,ща, чу,щу. 1 ч.

19/01

 

73

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами. 1 ч.

20/01

 

74

Звук [ц]. 1 ч.

21/01

 

75

Звуки [ф] и [ф,]. Парные по глухости – звонкости [в] - [ф], [в,] - [ф,]. 1 ч.

22/01

 

76

Разделительный ь и ъ. 1 ч.

26/01

 

77

Узелки на память. Упражнения в чтении. 1 ч.

27/01

 

78

Повторение – мать учения. слово – это знак. Значение слова. 1 ч.

28/01

 

79

Старинные азбуки и буквари. 1 ч.

29/01

 

80

По страницам старинных азбук. 1 ч.

2/02

 

81

Читаем сами. народная пословица. 1 ч.

3/02

 

82

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы. 1 ч.

4/02

 

83

Проверка читательских умений. 1 ч.

5/02

 

84

Упражнения в чтении. 1 ч.

9/02

 

Про все на свете. Послебукварный период – 18 ч.

85

Про все на свете. 1 ч.

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту). Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в предложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. Выделять предложения из речи, оформлять их. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать слова на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?

Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения,

учитывать разные мнения, стремиться к координации,

формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

10/02

 

86

С чего начинается общение? 1 ч.

11/02

 

87

Умеет ли разговаривать природа? 1 ч.

12/02

 

88

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. 1 ч.

23/02

 

89

Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. 1 ч.

24/02

 

90

Книга природы. Сравни и подумай. 1 ч.

25/02

 

91

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. 1 ч.

26/02

 

92

Семейное чтение. 1 ч.

29/02

 

Литратурное чтение – 40 ч.

93/1

Вводный урок. 1 ч.

   

1/03

 

Книги – мои друзья – 3 ч.

94/2

Введение в содержание раздела. С. Маршак «новому читателю» 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.  

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. 
Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 
Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками. 
Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение. 

2/03

 

95/3

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?» А.С. Пушкин

3/03

 

96/4

Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

4/03

 

Радуга – дуга – 5 ч.

97/5

Введение в содержание раздела. песенки разных народов. НК Песни хакасского народа. 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученныежанрыфольклора, высказываться о своём отношении крусским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение.

Личностные: проявление любознательности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь. 
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассниками. 
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. 
Познавательные:  знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы). 

9/03

 

98/6

Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. НК Загадки, пословицы и поговорки хакасского народа. 1 ч.

10/03

 

99/7

Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества. 1 ч.

11/03

 

100/8

Наш театр. английская народная песенка «Перчатки». 1 ч.

15/03

 

101/9

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

16/03

 

Здравствуй, сказка! – 6 ч.

102/10

Введение в содержание раздела. 1 ч.

Рассказывать освоём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение

Личностные: проявление любознательности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь. 
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассниками. 
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. 
Познавательные:  знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы). 

17/03

 

103/11

Жили-были буквы. Г. Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя и буквы». сравнение авторской и народной сказки. 1 ч.

18/03

 

104/12

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». 1 ч.

1/04

 

105/13

И. Гамазкова «Живая азбука». татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя». 1 ч.

5/04

 

106/14

Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр С. Михалков «саммит виноваты». 1 ч.

6/04

 

107/15

НК Хакасские народные сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

7/04

 

Люблю все живое – 6 ч.

108/16

Введение в содержание раздела. В Лунин «Никого не обижай», Е. Благтнина «Котенок», Л. Толстой «Пожарные собаки». 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по по темам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты.

Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу.

Личностные:

положительное отношение к уроку литературы;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературн. произвед. доступных жанров и форм;

способность откликаться на добрые чувства при

восприятии образов героев сказок, рассказов,

других произведений;

первоначальные представления о нравственных

понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь

и забота о слабом, смелость, честность),

отраженных в литературных текстах;

доброжелательность, доверие, внимательность,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию

помощи;

осознание семейных традиций, уклада жизни

своей семьи, традиций чтения в семье;

любовь к природе родного края;

основы для эмоционального переживания

художественного текста;

основы для развития творческого воображения.

Регулятивные:

осуществлять действие по образцу и заданному

правилу;

принимать учебную задачу и следовать

инструкции учителя;

принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей;

принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению) и с помощью значков;

выбирать книгу в библиотеке;

ориентироваться в речевом потоке, находить

начало и конец высказывания;

понимать фактическое содержание текста;

выделять события, видеть их последовательность

в произведении;

выделять в тексте основные части;

выполнять логич. действия (анализ, сравнение);

пользоваться словарн. пояснениями учебника.

Коммуникативные:

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

8/04

 

109/17

Прием звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». 1 ч.

12/04

 

110/18

Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов». 1 ч.

13/04

 

111/19

Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных», С. Маршак «В зоопарке». НК Книги хакасских писателей о животных 1 ч..

14/04

 

112/20

Б. Житков «Вечер». наш театр. С. Маршак «Волк и лиса» 1 ч.

15/04

 

113/21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

19/04

 

Хорошие соседи, счастливые друзья – 7 ч.

114/22

Ведение в содержание. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной».А. Барто «Сонечка». 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг.

Личностные: проявление любознательности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь. 
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассниками. 
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. 
Познавательные:  знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы). 

.

20/04

 

115/23

Характеристика героя произведения. Е. пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». 1 ч.

21/04

 

116/24

Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра». 1 ч.

22/04

 

117/25

Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?», В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…» 1 ч.

26/04

 

118/26

Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память», Ю. Мориц «Это-да, это-нет!». 1 ч.

27/04

 

119/27

Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». 1 ч.

28/04

 

120/28

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

29/04

 

Край родной, навек любимый – 10 ч.

121/29

Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края». НРК «Хакасия- наш край родной». 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье;о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.

Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг.

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. 
Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 
Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками. 
Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение. 

3/05

 

122/30

123/31

Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников. НРК Стихотворения хакасских поэтов о природе.2 ч.

5,6/05

 

124/32

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи. 1 ч.

10/05

 

125/33

Образ природы в литературной сказке. В Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. 1 ч.

11/05

 

126/34

В. Бересов «Люблю тебя без особых причин…», Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» 1 ч.

12/05

 

127/35

Н. Митяев «За что люблю маму». В Берестов «Стихи для папы». 1 ч.

13/05

 

128/36

Е.Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье. 1 ч.

17/05

 

129/37

И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство» 1 ч.

18/05

 

130/38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 1 ч.

19/05

 

Сто фантазий – 2 ч.

131/39

Введение в содержание раздела. Р.Сеф «Совершенно непонятно», В. Маяковский «Тучкины штучки», Ю. Мориц «Сто фантази1». 1 ч.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.

Объяснять значение понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: самостоятельное поэтапное выполнение заданий, структурирование знаний.

Коммуникативные: уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

20/05

 

132/40

Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько поведу…», Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка». 1 ч.

   

23/05

 


 

V. Описание МАТЕРИАЛЬНО _ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебники

 

1. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / Сост. Л.Ф. Климанова., С.Г. Макеева

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / Сост. Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. Л.А. Виноградская.

Пособия для учащихся

1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 1 класс/ Л.Ф. Климанова. Т.Ю. Коти.

Материально – технические средства обучения:

 

 Оборудование

Кол-во

комплектов

1

Веер "Касса слогов"

20 шт.

2

Комплект динамических раздаточных пособий Обучение грамоте 1 класс

5 шт.

3

Комплект динамических раздаточных пособий ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ СЛОВА - ИНОСТРАНЦЫ

2 шт.

4

Комплект динамических раздаточных пособий КАРУСЕЛЬ 1 класс

1 шт.

5

Комплект динамических раздаточных пособий ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ с эластичными элементами 1 класс по русскому языку

1 шт.

6

Многофункциональный игровой модуль для ролевой игры и речевого развития (9091)

1 шт.

7

Набор для ролевой игры, театрализации и инсценирования

1 шт.

8

Набор портретов писателей

1 шт.


 

Специфическое сопровождение (оборудование): иллюстрации к литературным произведениям; репродукции произведений живописи, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска с программным обеспечением.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.