12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Математика

6

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

204

Пояснительная записка

Основой данной рабочей программы по математике для 6 класса является авторская программа И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича для 6 класса общеобразовательной школы. Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по математике и реализуется на основе УМК «Математика. 6 класс»/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – М., Мнемозина, 2008 г.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю, всего 204 часа. 170 часов базисного учебного плана дополнены 34 часами школьного компонента. Добавленные 34 часа распределены следующим образом:

глава 1. «Положительные и отрицательные числа». 7ч

глава 2. «Преобразования буквенных выражений». 10ч

глава 3. «Делимость натуральных чисел». 6ч

глава 4. «Математика вокруг нас». 3ч

глава 5. «Первые представления о вероятности». 5ч

повторение. 3ч

и используются для обобщения по темам и анализа контрольных работ.

Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения математики в основной школе, заложенным в программе И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Обязательный минимум содержания образования по математике в

6 классе

Числа и вычисления

Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость произведения. Делимость суммы и разности чисел.

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби и его применение к преобразованию дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от числа и целого по его части.

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональность величин. Решение задач с помощью пропорций.

Решение текстовых задач арифметическими приёмами.

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.

Целые числа. Рациональные числа. Изображение чисел на координатной прямой.

Выражения и их преобразования

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.

Многочлены. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых.

Уравнения

Уравнения с одной переменной. Корни уравнения.

Решение линейных уравнений.

Решение текстовых задач составлением уравнений.

Функции

Прямоугольная система координат.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

Пересекающиеся и параллельные прямые.

Окружность. Длина окружности.

Круг. Площадь круга.

Шар. Сфера.

Поворот. Центральная симметрия. Осевая симметрия.

Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей

Правило умножения для комбинаторных задач.

Частота событий, вероятность. Равновозможные события и подсчёт их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

Базовые компетенции

(требования к математической подготовке учащихся на конец 6 класса)

наличие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; твёрдых навыков устных, письменных, инструментальных вычислений;

овладение символическим языком алгебры, а также техникой тождественных преобразований простейших буквенных выражений, умение применять приобретённые навыки при решении задач;

овладение приёмами решения линейных уравнений; применение полученных умений к решению задач; умение решать задачи выделением трёх этапов математического моделирования;

овладение геометрическим языком и умение использовать его для описания предметов окружающего мира; наличие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений и измерений;

наличие представлений о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах; умение составлять и решать пропорции;

наличие представлений о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; умение применять правило произведения в простейших случаях; наличие представлений о подсчёте вероятности.

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Числа и вычисления

уметь

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное и др.;

- переходить от одной записи чисел к другой;

- сравнивать два числа;

- изображать числа точками на координатной прямой;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами;

- составлять и решать пропорции;

- решать основные задачи на дроби и проценты;

- применять признаки делимости чисел;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с пропорциями.

Выражения и их преобразования

уметь

- составлять несложные буквенные выражения;

- осуществлять в выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- использовать правило вычисления алгебраической суммы, выполнять упрощение выражений.

Уравнения

уметь

- правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, речи учителя;

- решать линейные уравнения;

- решать текстовые задачи с помощью уравнений.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;

- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

- строить простейшие сечения;

- вычислять значения геометрических величин (длин, площадей, объёмов);

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения, преобразования симметрии;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей

уметь

- решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;

- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


 

п/п

Раздел, тема урока в поурочном

планировании.

Тип урока.

Количество часов.

Дата.

1-4

Повторение курса математики 5 класса

-комбинированный

-проблемный

-частично поисковый

4

 

Положительные и отрицательные числа (71ч)

5-7

Поворот и центральная симметрия.

-комбинированные

-проблемный

3

 

8-12

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая.

-комбинированные

-поисковый

-учебный практикум

5

 

13-16

Противоположные числа. Модуль числа.

-комбинированный

-учебный практикум

-проблемный

-исследователь-

ский

4

 

17-18

Геометрический смысл модуля числа.

-исследователь-

ский

-комбинированный

-учебный практи-

кум

2

 

19-22

Сравнение чисел.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-частично поиско-

вый

4

 

23-25

Параллельность прямых.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

3

 

26

Решение задач по теме «Модуль числа. Сравнение чисел»

Учебный практи-

кум

1

 

27

Контрольная работа №1 «Сравнение чисел»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

28

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

29-32

Числовые выражения, содержащие знаки «+»,«-».

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

-исследователь-

ский

4

 

33-36

Алгебраическая сумма и её свойства.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-исследователь-

ский

4

 

37-39

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-поисковый

3

 

40

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Исследователь-

ский

1

 

41

Решение задач по теме «Алгебраическая сумма чисел».

Учебный практи-

кум

1

 

42

Контрольная работа №2 «Алгебраическая сумма чисел»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

43

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

44-46

Расстояние между точками координатной прямой.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-поисковый

3

 

47-49

Осевая симметрия.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

3

 

50-52

Числовые промежутки.

-проблемное изло-

жение

-комбинированный

-учебный практи-

кум

3

 

53-56

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

-комбинированный

-проблемный

-проблемное изло-

жение

4

 

57-59

Координаты.

-проблемное изло-

жение

-учебный практи-

кум

3

 

60-64

Координатная плоскость.

-комбинированный

-проблемное изло-

жение

-проблемный

-учебный практи-

кум

-исследователь-

ский

5

 

65-68

Умножение и деление обыкновенных дробей.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

4

 

69-71

Правило умножения для комбинаторных задач.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-поисковый

3

 

72-73

Решение текстовых задач на применение всех арифметических действий с обыкновенными дробями.

Учебный практи-

кум

2

 

74

Контрольная работа №3 «Координатная плоскость»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

75

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

Преобразование буквенных выражений (40ч)

76-79

Раскрытие скобок.

-комбинированный

-поисковый

-учебный практи-

кум

-проблемный

4

 

80-83

Упрощение выражений.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

4

 

84-87

Решение уравнений.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

4

 

88-89

Решение уравнений, содержащих обыкновенные дроби.

-частично поиско-

вый

-учебный практи-

кум

2

 

90-96

Решение задач на составление уравнений.

-комбинированный

-проблемное изло-

жение

-поисковый

-исследователь-

ский

-учебный практи-

кум

7

 

97

Решение задач по теме «Преобразование буквенных выражений»

Учебный практи-

кум

1

 

98

Контрольная работа №4 «Решение уравнений»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

99

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

100-104

2 основные задачи на дроби.

-комбинированный

-проблемный

-поисковый

5

 
         

105-107

Окружность. Длина окружности.

-комбинированный-поисковый

-проблемный

3

 

108-110

Круг. Площадь круга.

-комбинированный

-проблемный

-учебный практи-

кум

3

 

111-112

Шар. Сфера.

-проблемный

-комбинированный

2

 

113

Решение текстовых задач на применение формул площадей и объёмов геометрических фигур и тел.

Учебный практи-

кум

1

 

114

Контрольная работа №5 «Нахождение части от целого и целого по его части»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

115

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

Делимость натуральных чисел (39ч)

116-119

Делители и кратные.

-комбинированный -поисковый

-учебный практи-

кум

4

 

120-123

Делимость произведения.

-комбинированный

-проблемный

-поисковый

4

 

124-127

Делимость суммы и разности чисел.

-комбинированный -поисковый

-учебный практи-

кум

4

 

128-130

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25.

-комбинированный -поисковый

-учебный практи-

кум

3

 

131-133

Признаки делимости на 3 и 9.

-комбинированный –поисковый

-исследователь-

ский

3

 

134

Решение задач по теме «Признаки делимости чисел».

Учебный практи-

кум

1

 

135

Контрольная работа №6 «Признаки делимости чисел»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

136

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

137-140

Простые числа. Разложение чисел на простые множители.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

-исследователь-

ский

4

 

141-143

Наибольший общий делитель.

-проблемный

-поисковый

-комбинированный

3

 

144

Совершенные и дружественные числа.

Проблемное изло-

жение

1

 

145-146

Взаимно простые числа.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

2

 

147

Признак делимости на произведение.

Комбинированный

1

 

148-151

Наименьшее общее кратное.

-комбинированный -поисковый

-учебный практи-

кум

4

 

152

Решение задач по теме «НОД и НОК чисел».

Учебный практи-

кум

1

 

153

Контрольная работа №7 «НОД. НОК».

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

154

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

Математика вокруг нас (27ч)

155-158

Отношение двух чисел.

-проблемный

-комбинированный

-поисковый

-учебный практи-

кум

4

 

159-160

Диаграммы.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

2

 

161-164

Пропорциональность величин.

-комбинированный

-поисковый

-учебный практи-

кум

4

 

165-166

Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

-поисковый

-учебный практи-

кум

2

 

167-170

Решение задач с помощью пропорций.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

-проблемный

-исследователь-

ский

4

 

171-172

Решение текстовых задач «Пропорциональные отношения в жизни».

Учебный практи-

кум

2

 

173

Контрольная работа №8 «Пропорциональность величин»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

1

 

174

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

175-181

Разные задачи:

на движение;

на совместную работу;

на проценты;

на пропорциональные отношения.

-комбинированный

-поисковый

-учебный практи-

кум

7

 

Первые представления о вероятности (6ч)

182-183

Первое знакомство с понятием вероятности.

-поисковый

-проблемный

2

 

184-185

Первое знакомство с подсчётом вероятности.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

2

 

186-187

Решение текстовых задач на определение вероятности случайных событий в простейших случаях.

-исследователь-

ский

-учебный практи-

кум

2

 

188-197

Повторение курса математики

6 класса.

-комбинированный

-учебный практи-

кум

10

 

198-199

Итоговая контрольная работа.

Контроль, оценка и коррекция знаний.

2

 

200

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.

1

 

201-204

Резерв.

 

4

 


 

Источники информации для учителя

Государственный стандарт основного общего образования по математике.

За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

История математики в школе: 5-6 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича (авт.-сост. Е. А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2007.

Математика. 5-6 кл. Методическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.

Программы. Математика 5-6 кл. / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.– М.: Мнемозина, 2007.

Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002-2003.

Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

 

Литература для учащихся
 

За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002-2003.

Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.