Рабочая программа по математике (9 класс VIII вида)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«МАТЕМАТИКА»
для учащихся 9 класса (VIII вид)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Реализация программы ориентирована на учебник «Математика 9 класс», автор: Эк В. В.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Цели коррекционной работы с обучающимися:
углубление и обобщение их социокультурного опыта на основе содержания предметных областей,
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся,
повышение уровня общего развития обучающихся,
восполнение пробелов предшествующего развития и обучения,
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Распределение математического материала представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Новизной данной программы является то, что обучение идёт в интегрированном режиме в условиях общеобразовательного класса.
При отборе математического материала учитывались разные возможности оюучающихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Математический материал усваивается обучающимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении. В программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.). Коррекционная работа с обучающимися должна быть направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта на основе содержания предметных областей, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся.
В программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики 9 класса обучающийся должен:
знать:
название геометрических тел и их элементов;
единицы измерения площадей земельных участков, их соотношения;
шкалу и цену деления медицинского термометра;
формулу длины окружности, число p и его значении;
формулы площади геометрических фигур и единицах измерения площади;
виды геометрических телах: прямоугольный параллелепипед, куб, цилиндр, их элементы и свойства, высоту.
уметь:
образовывать, читать, записывать (в том числе на микрокалькуляторе), сравнивать числа в пределах 1 000 000;
раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
округлять многозначные числа до наивысших разрядных единиц;
определять температуру тела человека с помощью медицинского термометра;
складывать, вычитать, умножать и делить целые числа до 1 000 000 и числа, полученные при измерении, на однозначное число, на двузначное число (несложные случаи), на 10, 100, 1000, на круглые десятки сотни, тысячи;
выполнять четыре арифметических действия с целыми числами в пределах 1 000 000 и их проверку с использованием микрокалькулятора;
выражать числа, полученные при измерении, в виде десятичной дроби;
складывать и вычитать десятичные дроби;
умножать и делить десятичные дроби на однозначное число, на двузначное число (несложные случаи), на 10, 100, 1000, на круглые десятки сотни, тысячи;
решать примеры, содержащие десятичные дроби и целые числа;
решать задачи на нахождение на вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата);
измерять и вычислять площадь прямоугольника (квадрата) в разных единицах измерения площади;
строить геометрические фигуры;
строить симметричные фигуры относительно оси и центра симметрии;
чертить развертку куба, прямоугольного параллелепипеда;
вычислять площадь боковой и полной поверхностей куба, прямоугольного параллелепипеда.
Содержание тем учебного курса в интегрированном режиме (школа VIII вида)
5 часов в неделю (всего 175 часов)
Повторение
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Арифметические действия с числами в пределах 1000000. Решение задач.
Нумерация
Числа целые и дробные. Сравнение чисел. Чтение и запись чисел в пределах 1000000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1000000, устно, с записью получаемых при счёте чисел, с использованием счётов. Разностное и кратное сравнение чисел. Округление чисел в пределах 1 000000. Медицинский термометр, шкала, цена деления. Определение температуры тела человека с помощью термометра с точностью до десятых долей градуса. Целые числа, полученные при измерении величин. Целые числа, полученные при измерении площади.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га, их соотношение.
Арифметические действия
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100 и 1000. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число.
Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. Арифметические действия с целыми и дробными числами. Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями, полученные при измерении величин. Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями, полученные при измерении площади.
Дроби
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по одной его доле. Преобразование обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Десятичные дроби, полученные при измерении величин. Десятичные дроби, полученные при измерении площади.
Арифметические задачи
Арифметические задачи на нахождения площади прямоугольника (квадрата). Арифметические задачи на нахождение периметра многоугольника.
Геометрический материал
Геометрические фигуры. Окружность. Линии в круге. Градус. Градусное измерение углов. Построение треугольника. Сумма углов треугольника. Симметрия. Построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии. Построение геометрических фигур. Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Палетка. Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Длина окружности. Площадь круга. Диаграмма (круговая, столбчатая, линейная). Геометрические тела: параллелепипед, куб, пирамида, шар. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда, куба, высота.
Повторение
Нумерация. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000. Умножение и деление чисел в пределах 1000000. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Геометрические фигуры.
Основная цель – систематизировать и обобщить материал курса математики 7 – го класса.
Контроль уровня обученности
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с ее содержанием, а перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе, которая меняется по итогам учебных достижений
Тематическое планирование
№ урока |
дата |
тема |
кол час |
1 |
Нумерация |
1 |
|
2 |
Счет разрядными единицами |
1 |
|
3 |
Римские цифры |
1 |
|
4,5 |
Округление чисел до указанного разряда |
2 |
|
6-8 |
Сложение целых чисел |
3 |
|
9-12 |
Вычитание целых чисел |
4 |
|
13-15 |
Нахождение неизвестных компонентов |
3 |
|
16,17 |
Решение задач |
2 |
|
18 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
|
19-22 |
Умножение на однозначное число |
4 |
|
23-28 |
Деление на однозначное число |
6 |
|
29,30 |
Порядок действия |
2 |
|
31,32 |
Решение задач |
2 |
|
33 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
34-36 |
Умножение и деление на 10, 100, 1000 |
3 |
|
37-40 |
Умножение и деление на круглые десятки |
4 |
|
41 |
Угол |
1 |
|
42 |
Градус. Градусное измерение углов |
1 |
|
43 |
Измерение и построение углов с помощью транспортира |
1 |
|
44 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
45-48 |
Умножение на двузначное число |
4 |
|
49 |
Порядок действий |
1 |
|
50,51 |
Решение задач |
2 |
|
52-54 |
Смежные углы |
3 |
|
55 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
56,57 |
Деление с остатком |
2 |
|
58-62 |
Деление на двузначное число |
5 |
|
63 |
Порядок действий |
1 |
|
64,65 |
Решение задач |
2 |
|
66 |
Треугольник |
1 |
|
67,68 |
Сумма углов треугольника |
2 |
|
69 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
|
70 |
Преобразование чисел полученных при измерении |
1 |
|
71,72 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
2 |
|
73 |
Нахождение неизвестных компонентов |
1 |
|
74,75 |
Умножение чисел, полученных при измерении, на однозначное число |
2 |
|
76,77 |
Деление чисел, получ. при измерении, на однозн. число |
2 |
|
78,79 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000, круглые десятки |
2 |
|
80 |
Контрольная работа № 6 |
1 |
|
81-83 |
Вычисление среднего арифметического чисел |
3 |
|
84,85 |
Длина ломаной линии |
2 |
|
86,87 |
Вычисление периметра многоугольников |
2 |
|
88,89 |
Площадь |
2 |
|
90-93 |
Построение треугольников по трем элементам |
4 |
|
94 |
Контрольная работа № 7 |
1 |
|
95 |
Чтение и запись обыкновенных дробей |
1 |
|
96 |
Сравнение обыкновенных дробей |
1 |
|
97,98 |
Сокращение дробей |
2 |
|
99,100 |
Исключение целой части из неправильной дроби |
2 |
|
101,102 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
2 |
|
103,104 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
2 |
|
105-107 |
Вычитание обыкновенной дроби из целого числа |
3 |
|
108,109 |
Решение уравнений |
2 |
|
110,111 |
Решение задач |
2 |
|
112 |
Контрольная работа № 8 |
1 |
|
113 |
Образование, чтение и запись десятичных дробей |
1 |
|
114 |
Сравнение десятичных дробей |
1 |
|
115,116 |
Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями |
2 |
|
117,118 |
Запись десятичных дробей числами, полученными при измерении величин |
2 |
|
119 |
Преобразование десятичных дробей |
1 |
|
120-124 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
5 |
|
125-127 |
Решение уравнений |
3 |
|
128,129 |
Решение задач |
2 |
|
130 |
Контрольная работа № 9 |
1 |
|
131-133 |
Умножение десятичной дроби на число |
3 |
|
134-138 |
Деление десятичной дроби на число |
5 |
|
139-141 |
Запись десятичной дроби обыкновенной |
3 |
|
142-144 |
Запись обыкновенной дроби десятичной |
3 |
|
145-147 |
Действия с обыкновенными и десятичными дробями |
3 |
|
148 |
Контрольная работа № 10 |
1 |
|
149-158 |
Скорость, время, расстояние |
10 |
|
159,160 |
Построение точки, окружности, симметричных данным относительно оси, центра симметрии |
2 |
|
161,162 |
Нахождение дроби от числа |
2 |
|
163,164 |
Нахождение десятичной дроби от числа |
2 |
|
165,166 |
Четырехугольники: параллелограмм и ромб |
2 |
|
167 |
Контрольная работа № 11 |
1 |
|
168-172 |
Повторение |
5 |
|
173-175 |
Резерв |
3 |
Список использованной литературы
Для учителя
Алышева Т.В. Математика 9 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащ. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2008. – с. 159
Эк В. В. Математика 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2012. – с. 271
Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 128с.
Готовимся к ГИА. Математика: 6 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. /авт.-сост. Л.П.Донец. – Ярославь: Академия развития, 2011. – 64с.
Ершова А. А., Голобородько В. В. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса» - М.; Илекса, 2005 – 176с.
Закон «Об образовании». – ИПКиПРО Курганской области. - 2004г. – с.51.
Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». – 2006. - №14. - С.76.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. - № 2. – с.13-18.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс /сост. Л.И. Мартышова. – М.; ВАКО. – 2010. – 96 с.
Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.04.97 № 19).
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой).
Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Для обучающихся
Эк В.В. Математика 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2012. – с. 271.
Алышева Т.В. Математика 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащ. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2008. – с. 159
Ивлиева Наталия Алексеевна
Филонова Надежда Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна