План внеурочной деятельности ФГОС СОО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности ФГОС СОО МАОУ «Байкаловская СОШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
ЦЕЛЯМИ РЕАЛИЗАЦИИ плана внеурочной деятельности на уровне среднегообщего образования являются:
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
ЗАДАЧ:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей внеурочную деятельность;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
развитие государственно-общественного управления в образовании;
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (личностных, метапредметных, предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты реализации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты реализации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования конкретизируются в рабочих программах внеурочной деятельности, представленных в приложении к основной образовательной программе среднего общего образования.
ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Объем часов внеурочной деятельности определяется основной образовательной программой среднего общего образования, учитывающей запросы семей, интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. В целях обеспечения адаптации обучающихся 10 классов к изменившейся образовательной ситуации, объем нагрузки внеурочной деятельности распределяется неравномерно в течении учебного года.
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 2 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе.
Показатель | 10 класс | 11 класс |
Недельный объем внеурочной деятельности (час.) | До 10 | До 10 |
Годовой объем внеурочной деятельности (час.) | 350 | 350 |
Количество недель, отведенных на внеурочную деятельность, в том числе: | 35 | 35 |
– учебное время | 33 | 33 |
– внеучебное время (каникулы :осенние, весенние, летние) | 2 | 2 |
За весь период обучения объем часов внеурочной деятельности не превышает максимально допустимый объем и составляет 700 часов за два года обучения.
МОДЕЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По решению педагогического коллектива и с учетом интересов и запросов детей и родителей в МАОУ «Байкаловская СОШ» реализуется оптимизационная модель предусматривающая интеграцию внеурочной деятельности и социального партнерства, в рамках которой внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное. Организационная модель внеурочной деятельности представлена в виде схемы и ТАБЛИЦЫ
Направление | Внеурочнаядеятельность | Дополнительное образование |
Духовно-нравственное | Мероприятия в рамках календаря образовательных событий Волонтерское движение (БСОШ) | Танцевальный, вокальный (ЦВР) |
Социальное | Мероприятия в рамках календаря образовательных событий ; Курс «Проектория профессионального самоопределения» (БСОШ) Дистанционный курс «Единая промышленная карта» Волонтерское движение (БСОШ) | Социальные пробы с участием соц. партнеров |
Общекультурное | Мероприятия в рамках календаря образовательныхсобытий | Пресс-центр (ДЮЦ) |
Общеинтеллектуальное | Курсыпо выбору обучающихся Мероприятия в рамках календаря образовательныхсобытий | Пресс-центр (ДЮЦ) Курс «Моделирования иробототехники», «Конструирование и дизайн одежды», «Конструирование на тсанке с ЧПУ» (ДЮЦ) «Лидер» ЦВР |
Спортивно- оздоровительное | Военно-патриотическийклуб «Сварог» Мероприятия в рамках календаря образовательных событий Волонтерскоедвижение (БСОШ) | Секции в ДЮСШ, ЦВР, ДЮЦ |
В организации внеурочной деятельности, а также в ее реализации принимают участие педагогические работники учреждения (учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог). Координирующую роль выполняет классный руководитель.
Администрация МАОУ «Байкаловская СОШ» проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств, возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:
получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);
знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);
получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута обучающегося во внеурочной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Индивидуальная карта учащегося»), комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
план воспитательных мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Структура направлений плана внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования представлена в ТАБЛИЦЕ
Что входит | Из чего состоит |
Ученические сообщества | сообщества ученических классов, разновозрастные объединения по интересам,клубы; юношеские общественные объединения, организации |
Курсыпо выбору обучающихся | предметные кружки, факультативы, ученические научныеобщества; школьные олимпиады по предметам |
Воспитательные мероприятия | внутриклассные и общешкольные мероприятия; мероприятия муниципального, областного, всероссийского и международного уровней |
Так как в системе школьного дополнительного образования отсутствуют творческие объединения интеллектуальной направленности, то внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования реализуется преимущественно в рамках общеинтеллектуального направления, являющегося для образовательной организации приоритетным.
При организации внеурочной деятельности используются формы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную, парную и командную формы работы, проектную и исследовательскую деятельность. В реализации регулярных мероприятий плана внеурочной деятельности применяются следующие формы: факультатив, занятие творческого объединения, классный час.
Для организации разовых и краткосрочных мероприятий используются формы, представленные в ТАБЛИЦЕ
Направление | Форма |
Духовно-нравственное | концерт, беседа, выставка, просмотр фильма, проектная деятельность, экскурсия, уроки мужества и т.д. |
Социальное | экскурсия, тренинг, встреча с представителями разных профессий, проектная деятельность, акция и т.д. |
Общекультурное | беседа, экскурсия, творческий проект, выставка и т.д. |
Общеинтеллектуальное | игра, квест, викторина, проектная деятельность, конкурсы, предметные олимпиады, научно-практическая конференция и т.д. |
Спортивно-оздоровительное | соревнование, тематическое учение и тренировка, занятие в спортивном зале и на свежем воздухе, экскурсия и т. д |
Структура направления | Направления неурочной деятельности | Количество часов | ||
Регулярные мероприятия | | |||
Классный час | Воспитательное мероприятие | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное | 1 | |
«Проектория профессионального самоопределения» | Курс по выбору обучающихся | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное Интеллектуальное | 1 | |
«Единая промышленная карта» | Дистанционный курс по выбору обучающихся Мероприятия в рамках календаря образовательных событий | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное | 1 | |
«Прессцентр», танцевальный, вокальный, хоккейный клуб и т.д | Секции, кружки, подростковые клубы и объединения по выбору учащихся | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное Интеллектуальное Спортивное | 1-3 | |
Разовые мероприятия | | |||
Волонтерское движение | Подростковое объединение | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное | 1 | |
Традиционные школьные мероприятия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) | Мероприятия в рамках плана воспитательной работы | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное Интеллектуальное Спортивное | 1-3 | |
Российское движение школьников Совет старшеклассников | Мероприятия в рамках плана РДШ, Совета старшеклассников | Общекультурное Духовно- нравственное Социальное Интеллектуальное Спортивное | 1-3 | |
| | ИТОГО | 7-10 ч. |