12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Москалева Любовь Васильевна436
Россия, Смоленская обл., с.Понизовье, Руднянский район
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
 

МБОУ «ПОНИЗОВСКАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МХК

для 10 - 11 классов

на 68 часов


 


 


 


 


 


 


 

Составитель:

учитель МХК

Москалева Л.В.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 Рабочая программа по МХК для 10-11 классов

Рабочая программа по МХК для 10-11 классов разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений . 5-11кл. / сост. Г.И. Данилова. – 5е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.

Реализация рабочей учебной программы осуществляется с помощью учебников:

1. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2012,

2. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2011.

Учебная программа 10-11 классов рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе.

Планируемые результаты усвоения

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать:

- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

- основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выбора путей своего культурного развития;
-организации личного и коллективного досуга;
-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества;
-формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
-умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.

Содержание программы

10 класс

1.Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч)

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры.  Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец. Мировое значение Древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе, как  выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Нового и Среднего царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков  в архитектуре и рельефах.

2.Художественная культура Античности. (6 ч)

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

3. Художественная культура Средних веков. (9 ч)

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Скульптура романского стиля и ее связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме в средневековом фарсе.

4. Художественная культура средневекового Востока (4 ч)

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Значение и уникальность художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

5. Художественная культура Возрождения (9 ч)

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов   Ренессанса в архитектуре Флоренции.  Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой   деятельности. Прославленные шедевры художника Микеланджело Буаноротти. Скульптурные и живописные шедевры художника. Судьба художника, основные этапы его творчества.  Портретное творчество художника Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества. Гентский алтарь Яна Ван Эйка, как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнь природы. Мастерство Дюрера – гравера. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий и их защита.

11 класс

I.Художественная культура нового времени (22 ч)

 Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение  понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых стилей. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо; Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные творения Растрелли. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» , Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю «Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный»  вид Петербурга, Н. Пуссен – основоположник классицизма.  Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник  граций» и «королевский живописец», Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта, У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета, Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко. Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец  (Бетховен). 

II.Художественная культура конца XIX-XX века. (12 ч)

Романтизм. История происхождения термина. Значение романтизма. Герой романтической эпохи: портретная живопись. История глазами романтиков. Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм.  Реализм и художественная фотография. Г.Курбье, О.Домье. Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. Художники-передвижники, «Салон Отверженных». Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы     «Могучей    кучки»: М.А. Балакирев,  А.П.Бородин, М.  П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.  «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре. Русский   театр   романтизма   и   его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской  театральной  сцены.   «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХАТ.

Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова. Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий Чаплин, рождение звукового кино

Тематическое планирование.

урока

Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

 

10 класс

   

I

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.

6

 

2

Художественная культура Античности.

6

 

3

Художественная культура Средних веков.

9

 

4

Художественная культура средневекового Востока.

4

 

5

Художественная культура Возрождения.

9

 

Итого:

34

 

1

Художественная культура нового времени.

 

22

2

Художественная культура конца XIX-XX века.

 

12

Итого:

 

34

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

10 класс

урока

Тема урока

Дата

по плану

по факту

 

I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч)

   

1

Искусство первобытного человека.

 

 

2

Художественная культура Древней Передней Азии.

 

 

3

Архитектура Древнего Египта.

 

 

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

   

5

Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков.

   

6

Художественная культура майя и инков.

   
 

II. Художественная культура Античности. (6 ч)

   

7

Эгейское искусство.

   

8

Архитектурный облик древней Эллады.

   

9

Изобразительное искусство Древней Греции.

   

10

Архитектура Древнего Рима.

   

11

Изобразительное искусство Древнего Рима.

   

12

Театр и музыка Античности.

   
 

III. Художественная культура Средних веков. (9 ч)

   

13

Мир византийской культуры.

   

14

Архитектура западноевропейского Средневековья.

   

15

Изобразительное искусство Средних веков.

   

16

Театр и музыка Средних веков.

   

17

Художественная культура Киевской Руси.

   

18

Развитие русского регионального искусства.

   

19

Искусство единого Российского государства.

   

20

Театр и музыка.

 

 

21

Обобщающий урок по теме «Художественная культура Средних веков».

   
 

IV. Художественная культура средневекового Востока. (4 ч)

   

22

Индия – «страна чудес».

   

23

Художественная культура Китая.

   

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

   

25

Художественная культура ислама.

   
 

V. Художественная культура Возрождения. (9 ч)

   

26

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

   

27

Архитектура итальянского Возрождения.

   

28

Художественный мир Леонардо да Винчи.

   

29

Бунтующий мир Микеланджело. Рафаэль – «первый среди великих».

   

30

Мастера венецианской живописи.

   

31

Северное Возрождение.

   

32

Музыка и театр эпохи Возрождения.

   

33

Обобщающее повторение.

   

34

Итоговый урок.

   

Календарно-тематическое планирование

11 класс

урока

Тема урока

Дата

по плану

по факту

 

1.Художественная культура нового времени. (22ч)

   

1

Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв.

   

2

Художественная культура барокко.

   

3

Архитектура барокко.

   

4

Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли.

   

5

Изобразительное искусство барокко.

   

6

Реалистические тенденции в живописи Голландии.

   

7

Музыкальная культура барокко.

   

8

Эстетика классицизма.

   

9

Рококо и сентиментализм.

   

10

Классицизм в архитектуре западной Европы.

   

11

Изобразительное искусство классицизма и рококо. Театральное искусство 17- 18 вв.

   

12

Композиторы венской классической школы.

   

13

Шедевры классицизма в архитектуре России.

   

14

Искусство русского портрета.

   

15

Неоклассицизм и академизм в живописи.

   

16

Художественная культура романтизма: живопись.

   

17

Романтический идеал и его отражение в музыке.

   

18

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка.

   

19

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

   

20

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

   

21

Русские художники – передвижники.

   

22

Развитие музыки во второй половине XIX века.

   
 

II. Художественная культура конца XIX - XX века. (12ч)

   

23

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

   

24

Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

   

25

Символ и миф в живописи и музыке.

   

26

Художественные течения модернизма в живописи.

   

27

Русское изобразительное искусство XX века.

   

28

Искусство советского периода.

   

29

Архитектура XX века.

   

30

Театральная культура XX века.

   

31

Шедевры мирового кинематографа.

   

32

Музыкальная культура России XX века.

   

33

Стилевое многообразие западноевропейской музыки.

   

34

Итоговый урок.

   
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.