12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Москалева Любовь Васильевна436 Россия, Смоленская обл., с.Понизовье, Руднянский район Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
МБОУ «ПОНИЗОВСКАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МХК
для 10 - 11 классов
на 68 часов
Составитель:
учитель МХК
Москалева Л.В.
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений . 5-11кл. / сост. Г.И. Данилова. – 5е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.
Реализация рабочей учебной программы осуществляется с помощью учебников:
1. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2012,
2. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2011.
Учебная программа 10-11 классов рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе.
Планируемые результаты усвоения
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выбора путей своего культурного развития;
-организации личного и коллективного досуга;
-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества;
-формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
-умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.
Содержание программы
10 класс
1.Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч)
Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец. Мировое значение Древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе, как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Нового и Среднего царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
2.Художественная культура Античности. (6 ч)
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.
3. Художественная культура Средних веков. (9 ч)
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи
Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Скульптура романского стиля и ее связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме в средневековом фарсе.
4. Художественная культура средневекового Востока (4 ч)
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Значение и уникальность художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
5. Художественная культура Возрождения (9 ч)
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника Микеланджело Буаноротти. Скульптурные и живописные шедевры художника. Судьба художника, основные этапы его творчества. Портретное творчество художника Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества. Гентский алтарь Яна Ван Эйка, как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнь природы. Мастерство Дюрера – гравера. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий и их защита.
11 класс
I.Художественная культура нового времени (22 ч)
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых стилей. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо; Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные творения Растрелли. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» , Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю «Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный» вид Петербурга, Н. Пуссен – основоположник классицизма. Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец», Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта, У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета, Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко. Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец (Бетховен).
II.Художественная культура конца XIX-XX века. (12 ч)
Романтизм. История происхождения термина. Значение романтизма. Герой романтической эпохи: портретная живопись. История глазами романтиков. Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография. Г.Курбье, О.Домье. Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. Художники-передвижники, «Салон Отверженных». Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П.Бородин, М. П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре. Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХАТ.
Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова. Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий Чаплин, рождение звукового кино
Тематическое планирование.
№ урока | Тема | Количество часов | |||
10 класс | 11 класс | ||||
10 класс | |||||
I | Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. | 6 | |||
2 | Художественная культура Античности. | 6 | |||
3 | Художественная культура Средних веков. | 9 | |||
4 | Художественная культура средневекового Востока. | 4 | |||
5 | Художественная культура Возрождения. | 9 | |||
Итого: | 34 | ||||
1 | Художественная культура нового времени. | 22 | |||
2 | Художественная культура конца XIX-XX века. | 12 | |||
Итого: | 34 | ||||
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч) | |||
1 | Искусство первобытного человека. |
| |
2 | Художественная культура Древней Передней Азии. |
| |
3 | Архитектура Древнего Египта. |
| |
4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | ||
5 | Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков. | ||
6 | Художественная культура майя и инков. | ||
II. Художественная культура Античности. (6 ч) | |||
7 | Эгейское искусство. | ||
8 | Архитектурный облик древней Эллады. | ||
9 | Изобразительное искусство Древней Греции. | ||
10 | Архитектура Древнего Рима. | ||
11 | Изобразительное искусство Древнего Рима. | ||
12 | Театр и музыка Античности. | ||
III. Художественная культура Средних веков. (9 ч) | |||
13 | Мир византийской культуры. | ||
14 | Архитектура западноевропейского Средневековья. | ||
15 | Изобразительное искусство Средних веков. | ||
16 | Театр и музыка Средних веков. | ||
17 | Художественная культура Киевской Руси. | ||
18 | Развитие русского регионального искусства. | ||
19 | Искусство единого Российского государства. | ||
20 | Театр и музыка. |
| |
21 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура Средних веков». | ||
IV. Художественная культура средневекового Востока. (4 ч) | |||
22 | Индия – «страна чудес». | ||
23 | Художественная культура Китая. | ||
24 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония). | ||
25 | Художественная культура ислама. | ||
V. Художественная культура Возрождения. (9 ч) | |||
26 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. | ||
27 | Архитектура итальянского Возрождения. | ||
28 | Художественный мир Леонардо да Винчи. | ||
29 | Бунтующий мир Микеланджело. Рафаэль – «первый среди великих». | ||
30 | Мастера венецианской живописи. | ||
31 | Северное Возрождение. | ||
32 | Музыка и театр эпохи Возрождения. | ||
33 | Обобщающее повторение. | ||
34 | Итоговый урок. |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ урока | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
1.Художественная культура нового времени. (22ч) | |||
1 | Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв. | ||
2 | Художественная культура барокко. | ||
3 | Архитектура барокко. | ||
4 | Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли. | ||
5 | Изобразительное искусство барокко. | ||
6 | Реалистические тенденции в живописи Голландии. | ||
7 | Музыкальная культура барокко. | ||
8 | Эстетика классицизма. | ||
9 | Рококо и сентиментализм. | ||
10 | Классицизм в архитектуре западной Европы. | ||
11 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. Театральное искусство 17- 18 вв. | ||
12 | Композиторы венской классической школы. | ||
13 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | ||
14 | Искусство русского портрета. | ||
15 | Неоклассицизм и академизм в живописи. | ||
16 | Художественная культура романтизма: живопись. | ||
17 | Романтический идеал и его отражение в музыке. | ||
18 | Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка. | ||
19 | Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. | ||
20 | Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. | ||
21 | Русские художники – передвижники. | ||
22 | Развитие музыки во второй половине XIX века. | ||
II. Художественная культура конца XIX - XX века. (12ч) | |||
23 | Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. | ||
24 | Формирование стиля модерн в европейском искусстве. | ||
25 | Символ и миф в живописи и музыке. | ||
26 | Художественные течения модернизма в живописи. | ||
27 | Русское изобразительное искусство XX века. | ||
28 | Искусство советского периода. | ||
29 | Архитектура XX века. | ||
30 | Театральная культура XX века. | ||
31 | Шедевры мирового кинематографа. | ||
32 | Музыкальная культура России XX века. | ||
33 | Стилевое многообразие западноевропейской музыки. | ||
34 | Итоговый урок. |