МБОУ «ПОНИЗОВСКАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МХК
для 10 - 11 классов
на 68 часов
Составитель:
учитель МХК
Москалева Л.В.
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
Рабочая программа по МХК для 10-11 классов разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений . 5-11кл. / сост. Г.И. Данилова. – 5е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.
Реализация рабочей учебной программы осуществляется с помощью учебников:
1. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2012,
2. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2011.
Учебная программа 10-11 классов рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе.
Планируемые результаты усвоения
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выбора путей своего культурного развития;
-организации личного и коллективного досуга;
-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества;
-формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
-умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.
Содержание программы
10 класс
1.Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч)
Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец. Мировое значение Древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе, как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Нового и Среднего царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
2.Художественная культура Античности. (6 ч)
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.
3. Художественная культура Средних веков. (9 ч)
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи
Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Скульптура романского стиля и ее связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме в средневековом фарсе.
4. Художественная культура средневекового Востока (4 ч)
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Значение и уникальность художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
5. Художественная культура Возрождения (9 ч)
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника Микеланджело Буаноротти. Скульптурные и живописные шедевры художника. Судьба художника, основные этапы его творчества. Портретное творчество художника Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества. Гентский алтарь Яна Ван Эйка, как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнь природы. Мастерство Дюрера – гравера. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий и их защита.
11 класс
I.Художественная культура нового времени (22 ч)
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых стилей. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо; Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные творения Растрелли. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» , Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю «Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный» вид Петербурга, Н. Пуссен – основоположник классицизма. Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец», Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта, У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета, Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко. Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец (Бетховен).
II.Художественная культура конца XIX-XX века. (12 ч)
Романтизм. История происхождения термина. Значение романтизма. Герой романтической эпохи: портретная живопись. История глазами романтиков. Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография. Г.Курбье, О.Домье. Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. Художники-передвижники, «Салон Отверженных». Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П.Бородин, М. П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре. Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХАТ.
Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова. Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий Чаплин, рождение звукового кино
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема |
Количество часов |
|||
10 класс |
11 класс |
||||
10 класс |
|||||
I |
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. |
6 |
|||
2 |
Художественная культура Античности. |
6 |
|||
3 |
Художественная культура Средних веков. |
9 |
|||
4 |
Художественная культура средневекового Востока. |
4 |
|||
5 |
Художественная культура Возрождения. |
9 |
|||
Итого: |
34 |
||||
1 |
Художественная культура нового времени. |
22 |
|||
2 |
Художественная культура конца XIX-XX века. |
12 |
|||
Итого: |
34 |
||||
Итого: |
68 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||
I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (6 ч) |
|||
1 |
Искусство первобытного человека. |
|
|
2 |
Художественная культура Древней Передней Азии. |
|
|
3 |
Архитектура Древнего Египта. |
|
|
4 |
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. |
||
5 |
Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков. |
||
6 |
Художественная культура майя и инков. |
||
II. Художественная культура Античности. (6 ч) |
|||
7 |
Эгейское искусство. |
||
8 |
Архитектурный облик древней Эллады. |
||
9 |
Изобразительное искусство Древней Греции. |
||
10 |
Архитектура Древнего Рима. |
||
11 |
Изобразительное искусство Древнего Рима. |
||
12 |
Театр и музыка Античности. |
||
III. Художественная культура Средних веков. (9 ч) |
|||
13 |
Мир византийской культуры. |
||
14 |
Архитектура западноевропейского Средневековья. |
||
15 |
Изобразительное искусство Средних веков. |
||
16 |
Театр и музыка Средних веков. |
||
17 |
Художественная культура Киевской Руси. |
||
18 |
Развитие русского регионального искусства. |
||
19 |
Искусство единого Российского государства. |
||
20 |
Театр и музыка. |
|
|
21 |
Обобщающий урок по теме «Художественная культура Средних веков». |
||
IV. Художественная культура средневекового Востока. (4 ч) |
|||
22 |
Индия – «страна чудес». |
||
23 |
Художественная культура Китая. |
||
24 |
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). |
||
25 |
Художественная культура ислама. |
||
V. Художественная культура Возрождения. (9 ч) |
|||
26 |
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. |
||
27 |
Архитектура итальянского Возрождения. |
||
28 |
Художественный мир Леонардо да Винчи. |
||
29 |
Бунтующий мир Микеланджело. Рафаэль – «первый среди великих». |
||
30 |
Мастера венецианской живописи. |
||
31 |
Северное Возрождение. |
||
32 |
Музыка и театр эпохи Возрождения. |
||
33 |
Обобщающее повторение. |
||
34 |
Итоговый урок. |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||
1.Художественная культура нового времени. (22ч) |
|||
1 |
Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв. |
||
2 |
Художественная культура барокко. |
||
3 |
Архитектура барокко. |
||
4 |
Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли. |
||
5 |
Изобразительное искусство барокко. |
||
6 |
Реалистические тенденции в живописи Голландии. |
||
7 |
Музыкальная культура барокко. |
||
8 |
Эстетика классицизма. |
||
9 |
Рококо и сентиментализм. |
||
10 |
Классицизм в архитектуре западной Европы. |
||
11 |
Изобразительное искусство классицизма и рококо. Театральное искусство 17- 18 вв. |
||
12 |
Композиторы венской классической школы. |
||
13 |
Шедевры классицизма в архитектуре России. |
||
14 |
Искусство русского портрета. |
||
15 |
Неоклассицизм и академизм в живописи. |
||
16 |
Художественная культура романтизма: живопись. |
||
17 |
Романтический идеал и его отражение в музыке. |
||
18 |
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка. |
||
19 |
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. |
||
20 |
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. |
||
21 |
Русские художники – передвижники. |
||
22 |
Развитие музыки во второй половине XIX века. |
||
II. Художественная культура конца XIX - XX века. (12ч) |
|||
23 |
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. |
||
24 |
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. |
||
25 |
Символ и миф в живописи и музыке. |
||
26 |
Художественные течения модернизма в живописи. |
||
27 |
Русское изобразительное искусство XX века. |
||
28 |
Искусство советского периода. |
||
29 |
Архитектура XX века. |
||
30 |
Театральная культура XX века. |
||
31 |
Шедевры мирового кинематографа. |
||
32 |
Музыкальная культура России XX века. |
||
33 |
Стилевое многообразие западноевропейской музыки. |
||
34 |
Итоговый урок. |