Рабочая программа по музыкальному воспитанию для дошкольников «Музыка в дошкольном детстве»

0
0
Материал опубликован 27 May 2020


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение

«Детский сад № 241»

Центрального района г. Барнаула









Рабочая программа


по музыкальному воспитанию

«Музыка в дошкольном детстве»


Программа предназначена для детей дошкольного возраста (3-7 лет)










Разработчик:

Бессонова Виктория Анатольевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №177»

Центральный район

г. Барнаул








2017




Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

4

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

5

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста …….

6

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………


12

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

20


3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) …………………………………………..





20































2

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:

*«Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой;

         *«Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации);

         *«Федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации ООП дошкольного образования»

       *«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Программа определяет основные  направления,  условия  и  средства  развития   ребенка  в  музыкальной  деятельности,  как  одного  из  видов  продуктивной  деятельности  детей  дошкольного  возраста,  их  ознакомления  с  миром  музыкального  искусства  в  условиях  детского  сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Программа стро­ится на принципе личностно-ориенти­рованного  взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

3

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). В связи с этим для реализации целей Стандарта перед детскими образовательными организациями ставится несколько новых ориентиров: формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусств, развитие восприятия и сопереживания к художественным образам произведений, обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности. Кроме того, Стандарт ставит задачу организовать обучение детей таким образом, чтобы музыкальное образование интегрировалось с другими образовательными областями.

По мнению учёных (Б.М.Теплова, Н.А. Ветлугина, О. П.Радынова и др.) музыкальные способности есть у каждого ребёнка, но у одних детей они лучше развиты, у других – хуже в силу особенностей физиологического развития. Если создать окружающую музыкально-художественную среду, систематически заниматься с ребёнком, то его музыкальные способности развиваются. Через музыкальное искусство малыш познаёт мир, развивается эмоционально, учится говорить и общаться, красиво двигаться.

Содержание программы по музыкальному воспитанию может в какой-то степени варьироваться в зависимости от конкретной группы детей.

1.2 Цель

Создание условий для развития у дошкольников музыкально-творческих способностей средствами музыки ритмопластики, театрализованной деятельности, развитие психических и физических качеств ребенка.

1.3 Задачи

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

- развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка;

- формировать интерес к музыкальному искусству, формировать ценностные ориентиры средствами музыкального искусства, способствовать формированию общей духовной культуры;







4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.

Основными методологическими подходами к формированию программы являются: культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.















5

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Современные музыкальные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким красоте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки. Дать возможность её почувствовать.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на человека на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.

Впервые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальном искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства).

Восприятие является ведущим видов деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» её звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Необходимо развить в детях всё лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вторая группа раннего возраста.(от 2 до 3лет)





Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. 6

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чём (о ком) поётся, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Младшая группа. (от 3 до 4 лет)

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, способный), эмоционально на неё реагировать.

Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.)

Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). 7

Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соотвествии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко-тихо); реагировать на начало звучания музыки о её окончание.

Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т.д.

Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). 8

Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Учить самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной формой музыки.

Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба: «торжественная», «спокойная», «таинственная»; бег: лёгкий, стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомимику (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

9

Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Развивать пенный музыкальный вкус.

Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.



10

Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд).

Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Пробуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знаковые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

11

Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

Обучать игре на детских музыкальных инструментах.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчество композиторов и музыкантов.

Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения. Способствовать развитию творческой активности в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.)

Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). 12

Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)


Виды музыкальной деятельности.


Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, в также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.



















13

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Исполнительство

Творчество

Музыкально-образовательная

деятельность

Восприятие музыки, специально созданной для слушания

Пение

Песенное творчество

Знания общего характера

Восприятие музыки в связи с её исполнением

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Специальные знания, связанные в различными видами музыкальной деятельности

Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей

Игра на детских музыкальных инструментах

Импровизация на детских музыкальных инструментах




Музыкальная культура ребёнка

Музыкальная деятельность

Знания, умения и навыки

Музыкально-эстетическое сознание

Восприятие музыки

Опят восприятия

Эстетическая потребность, установка, интерес к музыке

Исполнительство

Исполнительские: пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах

Эстетические эмоции, переживания, чувства

Творчество

Творческие: восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество

Эстетическая оценка, вкус

Музыкально-образовательная деятельность

Общие знания о музыке, культурные навыки






14

Способности к различным видам музыкальной деятельности

Способность восприятия

Исполнительские способности

Творческие способности

Способность целостного восприятия

Чистота певческих интонаций, качество звукообразования

Способность творческого восприятия при восприятии музыки

Способность дифференцированного восприятия

Координированность, согласованность движений рук (игра на музыкальных инструментах)

Способность к песенному, музыкально игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на музыкальных инструментах


Пластичность моторного аппарата, изящность движений и их слитность с музыкой (ритмика)




Факторы, влияющие на развитие восприятия


Выбор методов и приёмов на разных этапах знакомства с музыкой

Подбор музыкального репертуара

Использование разнообразных форм организации восприятия музыки


Критерии


Доступность

Художественность


Программно-изобразительная (о природе, игре, животных и т.д.)

Непрограммная (ярко выраженные чувства, эмоции)

Народная

Классическая

Современная

Фольклор – детские попевки, песенки


Музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов-классиков, написанные для детей


Фрагменты классических произведений


Произведения современных композиторов, написанные для детей










15

Пение

Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению

Учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их

Развивать музыкальный слух, приучать слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки

Развивать голос, формируя естественное звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, монотонное «гудение» у детей, которые поют низко и неточно.

Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах



Основная цель пения – научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

- следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;

- необходимо обращать внимание на диапазон (нельзя исполнять трудные песни);

- дети могут исполнять не более 3-5 песен (в зависимости от возраста);

- тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;

- песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам.


16

Музыкально-ритмические движения

Развитие восприятия и музыкально-ритмического чувства, ритмичности движений

Согласованность движения с характером музыки

Обучение, через игру, пляску, упражнения

Развитие художественно-творческих способностей

Значение

Развитие музыкальных способностей

Развитие нравственных чувств

Умственное развитие

Физическое развитие

Виды музыкально-ритмических движений

Игры

Пляски

Упражнения

Сюжетные

Несюжетные

Импровизации

С фиксированными движениями

Совершенствующие основные движения

Образные

Подготовительные упражнения

Композиция



Игра на детских музыкальных инструментах

Дети должны знать

Дети должны научиться

Названия инструментов

Владеть простейшими приёмами игры на музыкальных инструментах

Характер звучания инструментов

Правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах, находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, пианино, приглушать звучание треугольников

Правила пользования инструментами и их хранения

Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру, правильно держать руки и инструмент

Приёмы игры на инструментах

Пользоваться элементарными динамическими оттенками

Расположение высоких и низких звуков на различных инструментах

Играть индивидуально простейшие песенки, попевки

Названия нот и их место на пластинках металлофона и других инструментах

Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки


Импровизировать ритмические и мелодические попевки



17

Восприятие музыки

Слушание музыки

Восприятие музыки в связи с её исполнительством

Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей

Исполнительство

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Творчество

Песенное творчество

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Музыкально-образовательная деятельность

Знания общего характера

Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности


Сведения в связи с исполнительством

Сведения о нотной системе



Формы организации музыкальной деятельности ребёнка в детском саду

Занятия

Фронтальные

Индивидуальные

Небольшими группами

Жизненные ситуации

Праздники

Развлечения

В разных жизненных условиях

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Музыкально-дидактические игры

Музицирование (упражнения)

Навыки и умения по ФГОС ДО

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.


- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

- узнавать песни, мелодии;

- различать звуки по высоте (секста-септима);

- петь протяжно, четко поизносить слова;

- выполнять движения в соответствии с характером музыки»

- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

- играть на металлофоне


- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.


- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

- передавать несложный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.



18










Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


Ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.


Ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.


Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.

Ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.

19







































«Музыкальные шедевры» Автор О.П.Радынова

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический ( шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств























Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники


Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические рекомендации

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)























ДИСК 1. Тема «Настроения, чувства в музыке» 

1. А.Гречанинов. В разлуке 
2. М.Глинка. Ноктюрн «Разлука». 
3. П. Чайковский. Новая кукла. 
4. Г.Свиридов. Попрыгунья. 
5. Г.Свиридов. Упрямец. 
6. Р.Шуман. Просящий ребенок. 
7. Г.Свиридов. Ласковая просьба. 
8. А.Гречанинов. Материнские ласки. 
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость. 
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка. 
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка. 
12. Р.Шуман. Первая утрата. 
13. М.Мусоргский. Слеза. 
14. Р.Шуман. Веселый крестьянин. 
15. Р.Шуман. Смелый наездник. 
16. Р.Шуман. Всадник. 
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке. 
18. Р.Шуман. Горелки. 
19. Ж. Визе. Волчок. 
20. Э.Вилла-Лобос. Петрушка. 
21. К.Дебюсси. Маленький негритенок. 
22. Р.Шуман. Грезы. 
23. Г.Форе. Мечты. 
24. Р.Шуман. Порыв. 
25. Ж. Масне. Размышление. 
26. П.Чайковский. Размышление. 
27. Р.Шуман. Воспоминания. 
28. Э.Григ. Воспоминания. 
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения). 
31. А.Корелли. Шутка. 
32. Д.Кабалевский. Шутка. 
33. П.Чайковский. Юмореска. 
34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения). 
36. Р.Щедрин. Юмореска 
37. С.Прокофьев. Сарказм. 
38. А.Лядов. Первое скерцо. 
39. П.Чайковский. Скерцо. 
40. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо. 
41. Ф.Шуберт. Скерцо. 
42. X. Глюк. Мелодия. 
43. П.Чайковский. Мелодия. 
44. Э. Григ. Мелодия. 
45. А.Рубинштейн. Мелодия. 
46. А.Дворжак. Цыганская мелодия 
47. Ф.Шуберт. Венгерская мелодия. 




ДИСК 2. Тема «Настроения, чувства в музыке» (окончание) 

1. П.Чайковский. Ноктюрн. 
2. Ф.Шопен. Ноктюрн си бемоль минор. 
3. Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор. 
4. С.Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор. 
5. И.С.Бах. Прелюдия. 
6. Ф.Шопен. Прелюдия. 
7. С.Прокофьев. Прелюдия. 
8-11. Шопен. Четыре этюда. 
12. Р.Шуман. Пьеска.. 
13. Ф.Шуберт. Пьеса.. 
14. Дж.-Б. Перголези. Андантино. 
15. Л.Бетховен. Элизе. 
16. И.С.Бах. Рондо из Партиты до минор. 
17. В.А.Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада). 
18. В.А.Моцарт. Рондо ля минор. 
19. В.А.Моцарт. Турецкое рондо. 
20-22. И.Гайдн. Соната ре мажор №50,1-я,2-я,3-я части. 23. Л.Бетховен. Соната № 17, 
3-я часть. 24-27. В.А.Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1-я часть, 2-4 части во 
фрагментах. 
28. Л.Бетховен. Симфония №5,1-я часть (фрагмент). 
29. П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 
1-я часть (фрагмент). 
30. Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть. 
31. Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть. 





























ДИСК 3. Тема "Песня, танец, марш» ПЕСНЯ 

1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня. 
2. Дубинушка - рус. нар. песня. 
3. Метелица - рус. нар. песня. 
4. А.Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая. 
5. А.Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно 
гремит колокольчик. 
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла. 
7. П.Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои. 
8. М.Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша. 
9. М.Глинка. Камаринская. 
10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая. 
12. А.Лядов. Каляда-Маляда. 
13. А.Лядов. Плясовая. 
14. А.Лядов. Колыбельная. 
15. Г.Свиридов. Колыбельная. 
16. Г.Форе. Колыбельная песня. 
17. А.Лядов. Хороводная. 
18. П.Чайковский. Русская песня. 
19. И.Стравинский. Русская песня. 
20. Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»). 
21. ПЛайковский. Песня без слов. 
22. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера» 
23. Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт). 
24. Ф Шуберт. Аве, Мария. 
25. И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1). 
26. Ш.Гуно. Аве, Мария. 
27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3. 
28. Э.Григ. Ариетта. 
29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения). 
31. Л.Бетховен. Романс. 
32. Р.Шуман. Маленький романс. 
33. П.Сарасате. Андалузский романс. 
34. Г.Свиридов. Романс. 
35. И.Гайдн. Серенада. 
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения). 
38. П.Чайковский. Меланхолическая серенада. 
39. А.Бородин. Ноктюрн. 
40. Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн. 
41. А.Вивальди. Сицилиана. 
42. П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор). 









ДИСК 4 Тема - «Песня, танец, марш». ТАНЕЦ. 

1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор. 
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор. 
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра. 
4. Г.Персел. Менуэт из сюиты. 
5. Л.Боккерини. Менуэт-рондо. 
6. Л.Боккерини. Менуэт. 
7. В.А.Моцарт. Менуэт. 
8. Л.Бетховен. Менуэт. 
9. Э.Григ. Бабушкин менуэт. 
10. Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2). 
11. Г.Свиридов. Старинный танец. 
12. И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3. 
13. С.Прокофьев. Гавот. 
14. С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии. 
15. Л.Бетховен. Экосез. 
16. А.Гречанинов. Вальс. 
17. П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом). 
18. П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра). 
19. П.Чайковский. Сентиментальный вальс. 
20. П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»). 
21. М.Глинка. Вальс-фантазия. 
22. Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля). 
23. И.Брамс. Вальс. 
24. Ф.Шуберт. Вальс. 
25. Ф.Шуберт. Лендлер. 
26. Ф.Шопен. Вальс №19. 
27. Ф.Шопен. Вальс №17. 
28. Ф.Шопен. Вальс №6. 
29. Ф.Шопен. Вальс №7. 
30. Ф.Шопен. Вальс №11. 
31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»: 
31. Вальс, 
32. Аллегретто, 
33. Модерато, 
34. Вальс. 
35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения). 
37. И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае». 
38. И.Штраус. Королевский вальс. 
39. С.Прокофьев. Вальс. 
40. Г. Свиридов. Вальс. 









ДИСК 5 Тема «Песня, танец, марш». ТАНЕЦ (окончание) 

1. П.Чайковский. Полька. 
2. М.Глннка. Первоначальная полька. 
3. И.Штраус. Полька. 
4. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак». 
5. И. Штраус. Полька-пиццикато. 
6. Ф.Таррега. Полька Розита. 
7. А.Алябьев, Мазурка. 
8. А. Гречанинов. Мазурка. 
9. П.Чайковский. Мазурка. 
10. Ф.Шопен. Мазурка си бемоль минор. 
11-16. Д.Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек: И. Тарантелла, 
12. Мазурка, 
13. Казачий танец, 
14. Шутливый танец, 
15. Медленный вальс, 
16. Галоп. 
17. Ж.Бше. Галоп. 
18. И.С.Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра). 
19. А.Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина). 
20. П.Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»). 
21. Г. Венявский. Полонез. 
22. Ф.Шопен. Полонез ля мажор. 
23. Р.Шуман. Фантастический танец. 
24. Э.Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт). 
25.-26. И Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5. 
27.-28. А.Дворжак. Два Славянских танца. 
29. М.Глинка. Арагонская хота. 
30. М.Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде. 
31. М.Равель. Болеро. 
32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения). 
34. И. Альбенис. Танго. 



















ДИСК 6 Тема «Песня. Танец, марш». МАРШ 

1. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков. 
2. Р.Шуман. Марш. 
3. П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор). 
4. Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане». 
5. М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота. 
6. С.Прокофьев. Марш. 
7. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». 
8. С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти». 
9. Г.Свиридов. Военный марш. 
10. Г.Персел. Рондо из сюиты. 
11. Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 
1-я часть (фрагмент). 
12. Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент). 
13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения). 15-17. Ф. 
Шуберт. Три марша. 
18. Д.Верди. Марш из оперы "Аида". 
19. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль». 
20. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка». 
21. Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»). 
22. Ж.Бшс. «Детские игры». Марш. 
23. Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра. 
24. Ж Визе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола. 
25. И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу). 
26. И.Штраус. Радецки марш. 
27. И.Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон». 
28. Г.Берлиоз. Венгерский марш №3. 


























ДИСК 7. Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» 

К.Сен-Санс. "Карнавал животных". 
1. Вступление и Королевский марш льва. 
2. Куры и петухи. 
3. Птичник. 
4. Лебедь. 
5. Антилопы. 
6. Слон. 
7. Длинноухие персонажи. 
8. Кенгуру. 
9. Аквариум. 
Ю.Ф.Шуберт. Форель. 
11.Сен-Сане. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса. 
12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения) 
14. И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде». 
15. А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа). 
16.П.Чайковский. Песнь жаворонка .(«Времена года», 
инструментовка А.Гаука). 
17. П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом). 
18. М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева). 
19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения). 
21. А.Лядов. Былина о птицах. 
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц. 
23. М.Равель. Печальные птицы. 
24. Э.Григ. Птичка. 
25. Ф. Куперен. Бабочки. 
26. Э Григ. Бабочка. 
27. Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка. 
28. С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»). 
29. С.Прокофьев. Шествие кузнечиков. 
30. А.Лядов . Я с комариком плясала. 
31. Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля. 
32. Тема «Природа и музыка». 
32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт). 
33. С.Прокофьев. Утро. 
34. П.Чайковский. Зимнее утро. 
35. И.Штраус. Утренние листки. Вальс. 
36. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. 
37. Э.Григ. Летний вечер. 
38. С.Прокофьев. Вечер. 
39. С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами. 
40. Р.Шуман. Вечером. 
41. Р.Шуман. Ночью. 
42. Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита). 
43. К.Дебюсси. Лунный свет 




ДИСК 8. Тема «Природа и музыка»(окончание) 

1-3. А.Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части. 
4-5. П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы», 
1-я, 2-я части (фрагменты). 
6. Р.Шуман. Зима 1. 
7-8. Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два 
варианта исполнения). 
11. П.Чайковский. На тройке. 
12. Г.Свиридов. Тройка. 
13. С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка». 
14 -15. А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части. 
16. П.Чайковский. Подснежник . 
17. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя». 
18. Э.Григ. Весной. 
19. Э Григ. Ноктюрн. 
20. С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка». 
21. Р.Шуман. Май, милый май! 
22.- 23. А.Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части. 
24. Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза. 
25. Г.Свиридов. Дождик. 
26. С.Прокофьев. Дождь и радуга. 
27. Р.Шуман. Цветы. 
28. А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро. 
29. М.Глинка. Баркарола. 
30. Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте. 
31. Э.Григ. Ручеек. 
32. А.Аренский. Лесной ручей. 
33. Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина). 
34. М.Равель. Лодка в океане. 
35. М.Равель. Игра воды. 
36 -37. А.Вивальди."Времена года". Осень.2-я ,3-я части. 
38. П.Чайковский. Осенняя песня. 
39. Г.Свиридов. «Весна и осень». 
40. С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка». 

















ДИСК 9. Тема «Сказка в музыке». 

1. П.Чайковский. Нянина сказка. 
2. С.Прокофьев. Сказочка. 
3. П.Чайковский. Баба Яга. 
4. А. Лядов. Баба Яга. 
5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения). 
7. А.Лядов. Кикимора. 
8. Э.Григ. В пещере горного короля. 
9. Г.Свиридов. Колдун. 
10. М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки». 
11. Э.Григ. Шествие гномов. 
12. -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения). 
14. М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». 
Три чуда: 
15. Белка, 
16. 33 Богатыря, 
17. Царевна-Лебедь. 
18. Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»). 
19. С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка», 
20. Бой часов. 
21 - 28. П.Чайковский «Щелкунчик». 
21. Марш, 
22. Испанский танец. Шоколад, 
23. Арабский танец. Кофе, 
24. Китайский танец. Чай, 
25. Русский танец. Трепак, 
26. Фея Драже, 
27. Вальс цветов, 
28. Адажио. (Мари и Принц). 























ДИСК 10 Тема «Музыкальные инструменты». Подражание музыкальным инструментам и 
игрушкам 

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин. 
2. Г.Свиридов. Парень с гармошкой. 
3. А.Гречанинов. На гармонике. 
4. П.Чайковский. Камаринская. 
5. И.Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»). 
6. И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка). 
7. П.Чайковский. Шарманщик поет. 
8. А.Лядов. Музыкальная табакерка. 
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс. 
10. Г.Свиридов. Музыкальный ящик. 
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры. 
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон, 
13. Свадебный звон, 
14. Красный звон. 
15. А.Бородин. В монастыре. 
16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения). 
18. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. 
19. С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть. 
20. Г.Свиридов. Звонили звоны. 
21. Н.Паганини. Кампанелла. 
22. Э.Григ. Колокольный звон. 
23. М.Равель. Долина звонов. 




































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.