Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 11 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Рассмотрено Принято Утверждено
заседании предметной группы на заседании педагогического приказом директора
протокол № __1___/__29.08.2018_________ совета МБОУ «СОШ № 31» МБОУ «СОШ № 31»
Протокол № _1_ от _30.08.2018_________ № ___149_ от __2018____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбществознанию (включая экономику и право)
По ____________________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения 11 (класс) ______среднее общее оборазование_______________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов ___102____профильный уровень__ __________________________
(базовый, профильный)
Учитель __________________Котов Антон Сергеевич _______________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество полностью)
Программа разработана на основе программы обществознание 10-11 класс ____Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень 2014 г.
______________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Череповец
2018__ год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты…………………………………………………………………………………………………………………….……….4
3. Содержание программы……………………………………………………………………………………...……………………………………….6
4. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………….……………………………………………..9
5. Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………………23
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование).
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015учебный год
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
6. Программа: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень 2011 г.
Место учебного предмета в базисном плане
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10-11 класса на профильном уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 102 учебных часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, деятельность как способ существования людей, межличностные отношения, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, МХК и ОБЖ, основ социологии и политологии, международного гуманитарного права.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедования; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
40% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и. выделенного для каждого года обучения. работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Формы и методы деятельности учителя и учащихся:
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Формы и критерии оценки знаний учащихся
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ ( тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Формы контроля: Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы
Т е м а 6. Социальное развитие современного общества (42 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 7. Политическая жизнь современного общества (33 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 8. Духовная культура (17ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 9. Современный этап мирового развития (9 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного знания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их ме6сто и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальн6ый ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливая соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенны проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократиче6ских и гуманитарных ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества |
42 часа |
Тема 2 Политическая жизнь современного общества |
33 часа |
Тема 3 Духовная культура |
17 часов |
Тема 4 Современный этап мирового развития |
9 часов |
Итоговое повторение |
1 час |
Календарно-тематическое планирование
Урок п/п |
Кол-во ч |
Название урока |
ожидаемые результаты |
Планируемые результаты (УДД) |
Вид контроля |
|||||
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (42 часа |
||||||||||
1 |
1 |
Общество, в котором мы живем |
Знать основные обществоведческие термины, характеризовать изученные социальные объекты и процессы |
Метапредметные: учебной соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; поиск и выделение информации, адекватная оценка языка СМИ; социальнаяучет позиций других людей. Умениевыражать самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему; искать и выделятьнеобходимуюопределятьотношениясубъекту осуществлятьинформации; сравнивать,и обобщать факты и явления;давать определения понятий. Личностные формирование ценностных ориентиров основанных на поддержание гражданского мира и согласия. Определение своего места в общества и жизни в целом |
Тестирование |
|||||
2 |
1 |
Человек в обществе |
Знать основные обществоведческие термины, характеризовать изученные социальные объекты и процессы |
Фронтальный опрос |
||||||
3 4 5 6 7 |
1 1 1 1 1 |
Социальная структура общества Социальная стратификация и мобильность Бедность и неравенство. Толпа, ее свойства и основные признаки. Тенденции в развитии социальных отношений |
Знать основные положения по теме урока: что такое социальная дифференциация; как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»; три вида социальной стратификации; какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов; какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером; что в социологии понимается под социальной мобильностью; какие «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека. Понимать, почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер; чем статусная группа отличается от класса; какие тенденции в развитиисоциальных отношений характерны для различных групп стран; в чем различие маргиналов от люмпенов |
Составление развернутого плана Задания с развернутым ответом Ответы на вопросы к текстам |
||||||
8 9 10 |
1 1 1 |
Понятие и типы социальных институтов Функции социальных институтов Социальная инфраструктура общества |
Знать основные положения по теме урока: основные признаки понятия «социальный институт»; что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина. Понимать, что такое институали-зация; что лежит в основе типологии социальных институтов; как связаны потребности общества и функции социальных институтов. Уметь привести примеры главных и неглавных социальных институтов; показать на конкретном примере различие между явными и скрытыми функциями социальных институтов |
Тестирование |
||||||
11 12 13 |
1 1 1 |
Роль экономики в жизни общества Экономика и социальная структура Социология труда. |
Знать основные положения по теме урока: каковы место и роль экономики в жизни общества; какие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния; может ли рыночная экономика способствовать развитию демократии, гражданского общества. Понимать, от чего зависит богатство и процветание страны; влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики. Уметь объяснять, каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества; раскрывать роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики |
Фронтальный опрос Представление результатов работы в группе |
||||||
14 15 16 |
1 1 1 |
Социальный статус личности Социальные роли личности. Социализация личности. |
Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности и чем он определяется; какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус; что такое статусная роль; как относятся реальное поведение человека и его статусная роль; какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус; в чем заключается процесс социализации. Понимать, в чем сущность ролевого конфликта; какова роль семьи в социализации личности; какое влияние на становление личности оказывает школа. Уметь раскрывать особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте; показать противоречивое воздействие на взгляды человека средств массо противоречивое воздействие на, взгляды человека средств массовой информации |
Тестирование Представление результатов работы в группе |
||||||
17 18 19 |
1 1 1 |
Социальные ценности. Социальные нормы. Правовое регулирование социальных отношений |
Знать основные положения по теме урока: какова роль социальной нормы; какую моральную проблему выражают формулой «знаю, как надо, а поступаю, как хочу». Понимать, чем ценность отличается от нормы; как соотносятся принципы морали и нормы морали; в чем основные особенности моральной нормы; в чем состоит специфика правового регулирования социальных отношений |
Фронтальный опрос Выполнение разноуровневых заданий |
||||||
20 21 22 |
1 1 1 |
Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. |
Знать основные положения по теме урока: в чем заключаются причины отклоняющегося поведения; что такое социальный контроль. Понимать, в чем социальная опасность преступности; в чем состоит значение самоконтроля. Уметь объяснять, почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства |
Составление развернутого плана |
||||||
23 24 |
1 1 |
Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. |
Знать основные определения понятий; что является общей причиной социальных конфликтов. Уметь раскрывать содержание понятия «социальный интерес»; отвечать на вопросы, давать собственную оценку, приводить собственные примеры; характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия; называть основные методы разрешения конфликта и приводить примеры на каждый вид |
Тестирование |
||||||
25 26 |
1 1 |
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. |
Знать основные понятия и термины; чем различаются определения понятия «этнос». Уметь объяснять, что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества; отвечать на вопросы |
Выполнение заданий-задач |
||||||
27 28 |
1 1 |
Межэтнические отношения. Конституционные основы государственной национальной политики РФ. |
Урок-анализ Урок лабораторного типа |
Знать основные положения по теме урока: что такое межэтнические конфликты, их основные причины; каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов. Понимать, какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений; в чем заключается сущность межнационального сотрудничества. Уметь назвать уровни межэтнических отношений, показать общее и различное в этих уровнях; привести примеры проявлений двух тенденций в развитии межэтнических отношений; характеризовать принципы национальной политики РФ |
Написание эссе |
|||||
29 30 |
1 1 |
Современная демографическая ситуация в РФ. Демографическая политика в России |
Урок-анализ Урок лабораторного типа |
Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изучает демография; какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными. Понимать, в чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации |
Представление результатов работы в группе |
|||||
31 32 33 |
1 1 1 |
Семья как социальный институт Тенденции развития семьи в современном мире Государственная политика поддержки семьи |
Урок-анализ Урок-анализ с элементами дискуссии Урок лабораторного типа |
Знать, какие нормы регулируют отношения в семье. Понимать, почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений; что можно отнести к традиционным семейным ценностям; в чем заключается государственная поддержка семьи. Уметь объяснять, каково социальное назначение института брака; объяснять, какие изменения переживает семья в современном мире |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
|||||
34 35 |
1 1 |
Материально-вещественная среда обитания человека. Урбанизация и быт. |
Урок-анализ Урок-дискуссия |
Знать, в чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека; какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов. Понимать, по каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения; какие типывыделяют на основе каждого из них; каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека; что такое культура бытовых отношений. Уметь раскрывать содержание понятия «быт»; объяснять, как урбанизация влияет на быт |
Представление результатов работы в группе |
|||||
36 37 |
1 1 |
Молодежь как социальная группа Молодежная субкультура |
Урок-анализ Урок лабораторного типа |
Знать основные положения по теме урока: какие права и обязанности приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия; как меняются в молодые годы социальные роли и статусы человека; что свойственно неформальным молодежным объединениям. Уметь объяснять, каковы основные психологические особенности юношеского возраста |
Написание эссе |
|||||
39 40 41 |
1 1 1 |
Социальная структура российского общества Тенденции развития социальных отношений в российском обществе Конституционные основы социальной политики |
Урок-анализ Урок-дискуссия Урок лабораторного типа |
Знать основные понятия и термины; чем характеризуются социальная стратификация современного российского общества. Понимать главные направления борьбы с бедностью. Уметь отвечать на вопросы |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
|||||
42 |
1 |
Урок-повторение по теме: Социальное развитие современного общества |
Повторительно-обобщающий |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
||||||
Тема 2 Политическая жизнь современного общества (33 часа) |
||||||||||
43 44 45 |
1 1 1 |
Общая характеристика политической системы общества. Политические системы диктаторского типа. Политический режим. |
Знать, что такое политическая система; что такое политический режим; как соотносятся между собой политическая система и политический режим; основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических систем. Уметь объяснять, каковы структурные элементы политической системы |
Метапредметные: учебной соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; поиск и выделение информации, адекватная оценка языка СМИ; социальнаяучет позиций других людей. Умениевыражать самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему; искать и выделятьнеобходимуюопределятьотношениясубъекту осуществлятьинформации; сравнивать,и обобщать факты и явления;давать определения понятий. Личностныеформирование ценностных ориентиров основанных на поддержание гражданского мира и согласия. Определение своего места в общества и жизни в целом |
Выполнение аналитических заданий |
|||||
46 47 48 |
1 1 1 |
Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Проблемы современной демократии |
Знать признаки и ценности демократии, как связаны они между собой. Понимать, почему парламентаризм называют парламентской демократией |
Представление результатов работы в группе |
||||||
49 50 51 |
1 1 1 |
Государство – основной институт политической системы Функции государства. Современная государственная служба и ее задачи. |
Знать основные положения по теме урока: почему государство является основным институтом политической системы; в чем проявляется суть и значимость политики как государственного управления; чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»; что представляет собой современная государственная служба и каковы ее задачи |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
||||||
52 53 54 |
1 1 1 |
Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. |
Знать, что понимается под правовым государством; что представляет собой система местного самоуправления в России; в каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Понимать, в чем сущность и значимость гражданского общества. Уметь характеризовать признаки правового государства |
Ответы на вопросы к текстам |
||||||
55 56 |
1 1 |
СМИ в политической системе общества Влияние СМИ на избирателя |
Знать, что входит в понятие «средства массовой информации»; политические функции СМИ; при каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ. Понимать, чем массовая информация отличается от обмена информации в межличностном общении; особенности различных видов массовой политической информации; как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия. Уметь объяснять, какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя |
Представление результатов работы в группе |
||||||
57 58 59 |
1 1 1 |
Современные политические идеологии Политическая психология.. Многообразие форм политического поведения |
Знать, что входит в понятие «средства массовой информации»; политические функции СМИ; при каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ. Понимать, чем массовая информация отличается от обмена информации в межличностном общении; особенности различных видов массовой политической информации; как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия. Уметь объяснять, какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя |
Тестирование |
||||||
60 61 62 |
1 1 1 |
Типология и функции политических партий Типы партийных систем Тенденции развития политических партий и движении |
Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идео-лого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; что изучает политическая психология. Попинать, чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»; что называется политическим поведением; каковы мотивы политического поведения, привести примеры. Уметь приводить примеры мотивов политического поведения; объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, каковы возможности регулирования политического поведения |
Ответы на вопросы к текстам |
||||||
63 64 65 |
1 1 1 |
Политическая элита. Политическое лидерство. Типы политического лидерства. |
Знать, что представляет собой политическая элита; каковы основные типы формирующихся в обществе элит; какую роль в политической жизни играют группы давления. Понимать, чем контрэлита отличается от элиты; как создается имидж политического лидера. Уметь объяснять, в чем заключается сущность политического лидерства |
Выполнять задания проблемного типа |
||||||
66 67 68 |
1 1 1 |
Типы избирательных систем. Избирательная кампания. Современные политические технологии. |
Знать, что понимается под избирательной системой. Понимать, как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания». Уметь характеризовать этапы избирательной системы; объяснять, в чем сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица государства |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
||||||
69 70 71 |
1 1 1 |
Политическое участие Политическая культура. Типология политических культур. |
Знать, что понимается под политическим участием и каковы его формы; типы политической культуры. Понимать, в чем особенности российской политической культуры. Уметь раскрывать содержание понятия «политическая культура» |
Написание эссе |
||||||
72 73 74 |
1 1 1 |
Политический процесс Типологизация политических процессов. Особенности политического процесса в современной России. |
Знать, какие факторы оказывают воздействие на политический процесс; каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом режиме. Понимать, в чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем диктаторского типа; в чем состоит особенность политического процесса в России. Уметь объяснять, почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы; давать характеристику основных типов политических процессов |
Тестирование |
||||||
75 |
1 |
Урок-повторение по теме: Политическая жизнь современного общества |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов |
|||||||
Тема 3 Духовная культура (17 часов |
||||||||||
76 77 |
1 1 |
Духовное развитие общества Проблема многообразия культур |
Знать, что такое культура, какие науки ее изучают; что означает понятие «материальная культура»; что понимается под духовной культурой; каковы способы развития духовной культуры; что такое субкультура, при каких условиях она превращается в контркультуру; какие проблемы порождает признание многообразия культур; что такое диалог культур. Понимать, почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условньш. Уметь объяснять, каковы способы развития духовной культуры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур |
Метапредметные: учебной соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; поиск и выделение информации, адекватная оценка языка СМИ; социальнаяучет позиций других людей. Умениевыражать самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему; искать и выделятьнеобходимуюопределятьотношениясубъекту осуществлятьинформации; сравнивать,и обобщать факты и явления;давать определения понятий. Личностные формирование ценностных ориентиров основанных на поддержание гражданского мира и согласия. Определение своего места в общества и жизни в целом |
Представлять результаты работы в группе |
|||||
78 79 |
1 1 |
Духовный мир личности Мировоззрение – ядро духовной жизни |
Знать, что такое духовная жизнь общества, в чем состоит сущность внутреннего мира человека; какие типы мировоззрения выделяет наука, чем характеризуется каждый из них; что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социума. Понимать, каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего; в чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие; в чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека, как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов |
Написание эссе |
||||||
80 81 |
1 1 |
Мораль в жизни людей Нравственная культура |
Знать, в чем состоит главное отличие принципов морали от моральных норм; какие вопросы решает этика; что такое нравственная культура личности, чем она отличается от общей культуры. Понимать, чем мораль отличается от нравственности; каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии. Уметь объяснять, как они понимают смысл моральных принципов личности |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
||||||
82 83 |
1 1 |
Наука и ее функции. Этика науки. |
Знать, что такое наука, почему ее характеризуют как двойственную ценность; каковы признаки науки как социального института; когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки; основные положения этики ученых; в чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе Понимать, в чем состоит незавершенность науки; почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов |
Решение творческих задач |
||||||
84 85 |
1 1 |
Тенденции развития образования в современном мире Российское образование на путях модернизации |
Знать, что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать; в чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»; в чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходимо. Понимать, в чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества; каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России. Уметь объяснять, какие качества формирует образование у человека; характеризовать взаимосвязь образования и культуры; характеризовать основные тенденции развития образования в XXI в.; объяснять, каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются |
Представление результатов работы в группе |
||||||
86 87 |
1 1 |
Роль религии в жизни общества Мировые религии |
Знать, что такое религия, какие элементы религии можно выделить; какими признаками характеризуется религиозное сознание. Понимать, каково значение религии в жизни общества; в Чем сущность принципа свободы совести, как он реализован в законодательстве Российской Федерации. Уметь объяснять, каковы основные идеи каждой из мировых религий |
Написание эссе |
||||||
88 89 |
1 1 |
Понятие и функции искусства Современное искусство |
Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и его отличительные черты; причины возникновения искусства; сущность искусства. Уметь называть и характеризовать основные функции искусства; перечислять основные виды и жанры искусства |
Тестирование |
||||||
90 91 |
1 1 |
Сущность и особенности массовой культуры Массовая культура в России . |
Знать основные положения по теме урока: когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуру. Уметь характеризовать народную культуру; называть и раскрывать основные черты массовой культуры; показывать на примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры; определять отличия дореволюци- онной массовой культуры и современного этапа; объяснять связь СМИ и массовой культуры; приводить аргументы и контраргументы критиков массовой культуры |
Представление результатов работы в группе |
||||||
92 |
1 |
Повторение по теме: духовная культура |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов |
|||||||
Тема 4 Современный этап мирового развития ( 9 часов) |
||||||||||
93 94 |
1 1 |
Особенности традиционных обществ на современном этапе развития Достижения и противоречия западной цивилизации. Постиндустриальное общество. |
Знать основные положения по теме урока: чем обусловлены многообразия форм политической и социальной жизни; в чем проявляется вестернизация слаборазвитых стран; причины успеха модернизации ряда стран Восточной Азии; в чем состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития. Уметь характеризовать достижения и проблемы современных индустриальных обществ |
Метапредметные: учебной соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; поиск и выделение информации, адекватная оценка языка СМИ; социальнаяучет позиций других людей. Умениевыражать самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему; искать и выделятьнеобходимуюопределятьотношениясубъекту осуществлятьинформации; сравнивать,и обобщать факты и явления;давать определения понятий. Личностные формирование ценностных ориентиров основанных на поддержание гражданского мира и согласия. Определение своего места в общества и жизни в целом |
Развернутый ответ на проблемный вопрос |
|||||
95 96 |
1 1 |
Многоаспектность процессов глобализации Противоречия процесса глобализации |
Знать основные положения по теме урока: что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; что представляет собой глобализация а сфере культуры. Уметь определять основные противоречия процесса глобализации; характеризовать роль НТР и ИКТ в процессе глобализации; называть признаки глобализации ' |
Ответы на вопросы к текстам |
||||||
97 98 |
1 1 |
Сетевые структуры в современной политике Сетевой терроризм на фоне глобализации |
Знать основные положения по теме урока: что такое политическая сеть; в каких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые структуры; в чем опасность террористических сетей. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма |
Ответы на вопросы к текстам |
||||||
99 100 |
1 1 |
Целостность и противоречивость современного мира Глобальные проблемы современности |
Знать основные положения по теме урока: чем обусловлен планетарный характер глобальных проблем современности; чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса; какова взаимосвязь глобальных проблем современности. Уметь определять роль НТП в развитии современного мира; в чем состоит и как проявляется демографическая проблема; выявлять проявление проблемы взаимоотношений Севера и Юга |
Написать эсе |
||||||
101 |
1 |
Урок-повторение по теме: Современный этап мирового развития |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов |
|||||||
102 |
1 |
Итоговое обобщение |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов |
Выполнение заданий из экзаменационных материалов |
Перечень учебно-методического обепечения
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2012 год.
Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.-272с.-(В помощь школьному учителю)..
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008 год.
Список литературы
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Практикум. М ., Гуманитарий, 1993.
2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологи 10-11 классы: учебник для учащихся гуманитарных школ, гимназий и лицеев. М., Дрофа, 1998.
3. Двигалева А. А. Обществознание. Экзамен на пять. СПб, 2006.
4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2001.
5. Единый государственный экзамен 2007. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. – М. : ФИПИ – Центр, 2007.
6. Единый государственный экзамен: Обществознание: Справочные материалы, контрольно- тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: учебное пособие для 10-11 классов. Челябинск, 2005.
7. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Обществознание. – М. : Федеральный центр тестирование, 2007.
8. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Обществознание: Краткие конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. М., Владос, 2005.
9. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1997.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс. М., Русское слово, 2002.
11. Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2005.
12. Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразовательных . учреждений : профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
13. Обществознание. Учебное пособие под. ред. проф. М.Н.Марченко М., проспект, 2013.
14. Обществознание. Общество. Государство. Право. Под ред. проф. А.В.Опалева. Учебное пособие для абитуриентов юридических вузов. М., Юнити. 2004.
15. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию профильный уровень. 10 класс. М., Вако, 2008.
16. Современная западная социология словарь. М., 1990.
17.Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2001.
П
риложения
Годовая контрольная работа по обществознанию 11 класс 1 вариант.
Компоненты духовной сферы общества изучает наука: а) антропология; б) этика; в) археология; г) психология.
Усиление взаимосвязи стран и народов в современном мире выступает проявление тенденции: а) глобализации; б) модернизации; в) информатизации; г) демократизации.
Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как: а) личности; б) индивида; в) индивидуальности; г) гражданина.
Владение собственностью в рыночной экономике может являться причиной: а) освобождения владельца от некоторых налогов; б) дефицита государственного бюджета; в) сдерживания экономического роста; г) неравенства в доходах населения.
Почасовая оплата рабочих в промышленности США в 15 раз выше, чем в России, а рост заработной платы работника опережает производительность труда. Какие последствия для материального производства имеет такая экономическая политика? А) повышение стоимости основных факторов производства; б) рост издержек производства; в) повышение эффективности производства; г) необходимость усиления государственного регулирования.
Социальный статус личности – это: а) поведение, ожидаемое от индивида; б) положение человека в обществе; в) оценка занимаемой индивидом позиции; г) характеристика социальных качеств личности.
Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея: а) равного распределения материальных благ; б) гражданского общества; в) классовой борьбы; г) необходимости уничтожения эксплуатации.
Одной из задач Прокуратуры РФ является: а) вынесение решения по результатам рассмотрения дела в суде; б) расследование наиболее опасных видов преступления; в) оказание консультационных юридических услуг; Г) проверка документов, удостоверяющих личность.
Деятельность муниципального образования регулируется: а) уставом города, района или села; б) муниципальной администрацией; в) гражданским правом; г) районной управой.
Верны ли суждения: А) Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона; Б) Важной функцией судебной власти является применение правовых норм в конфликтной ситуации. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Установите соответствие: Характеристики норм: 1) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни; 2) детальные правила вежливого поведения; 3) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения; 4) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения. Виды норм: А) этикет; Б) традиция; в) закон; Г) обычай.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политическая система». Найдите и укажите термин, «выпадающий из этого ряда: Государство; политические консультанты; общественные движения; политические лидеры; ветви власти; политические партии.
Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.
Раскройте на трех примерах деятельности адвокатуры способы защиты ею прав граждан.
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение новых земель. Это ведет в вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Годовая контрольная работа по обществознанию 11 класс 2 вариант.
Общество, в отличие от природы: а) развивается под влиянием деятельности людей; б) является замкнутой системой; в) направляется объективными законами развития; г) подвержено эволюционным изменениям.
К глобальным проблемам человечества относится: а) рост числа неграмотных в мире; б) увеличение числа безработных в странах Запада; в) усиление влияния СМИ на общественное мнение; г) разрыв в уровнях экономического развития между отдельными регионами.
Опора на объективные факты при аргументации выводов – обязательная составляющая познания: а) художественного; б) научного; в) мифологического; г) житейского.
Одной из задач процесса приватизации является: а) увеличение доходов госбюджета; б) расширение объемов использования природных ресурсов; в) снижение уровня конкурентной борьбы; г) равное распределение общественных доходов.
Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует деятельность государства в сфере: а) производства; б) распределения; в) обмена; г) потребления.
Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус: а) чиновника; б) аристократа; в) финансиста; г) предпринимателя.
Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является: а) разработка единой идеологии; б) формирование политической элиты; в) укрепление организации; г) увеличение собственного электората.
Согласно законодательству РФ бесплатную судебную защиту адвокат обязан осуществлять по делам: а) о разводе; б) несовершеннолетних; в) малоимущих; г) о защите чести.
Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде: а) Уголовного; б) Гражданского; в) Семейного; г) Административного.
Верны ли суждения о трудовом договоре: А) О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за две недели; Б) Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть договор, является несоответствие работника занимаемой должности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Установите соответствие: Формы территориально-государственного устройства: А) унитарное государство; Б) конфедеративное государство; В) федеративное государство. Признаки: 1) отсутствует единая налоговая система; 2) союз государств ориентирован на достижение преимущественно внешнеполитических целей; 3) властные полномочия разделены между центром и субъектами; 4) на всей территории действует единая конституция; 5) административно-территориальные образования не имеют своих законодательных органов; 6) существует верховенство союзного Закона.
Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «государственный аппарат». Найдите и укажите характеристику, «выпадающую» из этого ряда: Система органов; властные полномочия; должностные лица; представительная демократия; компетенция; исполнительно-распорядительные органы; органы охраны общественного порядка.
Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Человек и экономика 1 вариант.
Часть А.
Что характеризует экономику в значении «хозяйство»: а) принципы составления государственного бюджета; б) расчет изменения спроса на шампунь для волос; в) оказание населению парикмахерских услуг; г) законы функционирования экономики.
Работники трикотажной фабрики «Алиса» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример: а) государственную; б) кооперативную; в) частную; г) акционерную.
Предприниматель К. подарил детскому дому, в котором воспитывался, два автомобиля. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника: а) владеть; б) распоряжаться; в) пользоваться; г) наследовать.
Потребитель огражден от принуждения продавца, поскольку имеются другие продавцы, у которых он может купить нужный ему товар. Какой тип хозяйственной системы характеризует этот признак: а) смешанный; б) командный; в) рыночный; г) традиционный.
Верны ли суждения: А) В условиях рыночной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируется обычаями, освещенными временем; Б) В условиях командной экономики преобладает частная собственность на природные факторы производства.
Процесс строительства загородных коттеджей сопровождается увеличением спроса на строительные материалы высокого качества. Это пример функционирования рынка: а) информации; б) товаров; в) капиталов; г) фондового.
Одну из статей расходов государственного бюджета составляет (-ют): а) проценты по государственным облигациям; б) прибыль государственных предприятий; в) обслуживание долгов государства (внешних и внутренних); г) акцизы.
Какова цель налоговой политики государства в условиях рынка: а) уменьшение спроса на товары; б) перераспределение доходов; в) развитие государственного сектора экономики; г) расширение ассортимента производимых товаров.
Основной инструмент денежно-кредитной политики государства в условиях рынка – регулирование: а) государственных доходов; б) размера минимальной оплаты труда; в) ставки подоходного налога; г) учетной ставки банковского процента.
Роль потребителя в стране с рыночной предполагает непосредственное участие индивида: а) в определении видов платежей за коммунальные услуги; б) в распределении прибыли; в) в формировании цены товара; г) в выборе технологии производства.
Производителю в условиях рыночной экономики выгодно: а) постоянное повышение цен на продукцию; б) производство товаров для собственного потребления; в) снижение затрат на единицу производимой продукции; г) постоянное увеличение объемов производства.
К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести: а) повышение минимальной зарплаты; б) реализацию программы профессиональной переподготовки; в) увеличение пособий по безработице; г) уменьшение размера обязательных налогов.
Верны ли суждения: А) Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий; Б) Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.
Антимонопольное регулирование является инструментом: а) налоговой политики; б) кредитной политики; в) правового регулирования; г) государственного предпринимательства.
К косвенным методам государственного регулирования в рыночной экономике относится: а) предоставление субсидий; б) формирование государственного оборонного заказа; в) кредитно-денежная политика; г) государственное предпринимательство.
Верны ли суждения: А) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование; Б) Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.
Часть В.
Найдите в приведенном списке признаки экономики как науки: а) выяснение перспективных направлений для государственных инвестиций; б) выяснение причин снижения курса национальной валюты; в) вынесение на рынок бытовой техники новой модели холодильника; г) расширение спектра направлений для внутреннего туризма; д) заключение хозяйственных договоров между предприятиями; е) разработка путей снижения инфляции.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Две крупнейших в стране энергетических компании заявили о своем слиянии. 2) Это вызвало значительный рост курса акций большинства наиболее крупных предприятий. 3) Однако, вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке, рост курса акций будет носить устойчивый характер. 4) По всей видимости, продавцы подорожавших акций стремятся зафиксировать свою прибыль.
Определите, какие положения носят:
А) фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
Часть С.
Назовите три ориентира, которые дает рыночная цена товара деятельности производителя.
Объясните три пути повышения эффективности работы фирмы в условиях рыночной экономики.
Человек и экономика 2 вариант.
Часть А.
Что характеризует экономику в значении «наука»: а) изучение моделей функционирования рынка связи; б) продажа населению туристических путевок; в) развитие сетей мобильной связи; г) конфискация большой партии контрафактных мобильных телефонов.
Работники кафе «Кофейня у дуба» являются собственниками своего предприятия. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего кафе они решают сообща. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример: а) государственную; б) кооперативную; в) частную; г) акционерную.
Фабрикант П. Приобрел виллу на берегу Черного моря. Она стала четвертой среди его приморских резиденций. Правда, проводить свой отпуск П. Привык на заграничных курортах. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника: а) владеть; б) распоряжаться; в) пользоваться; г) наследовать.
В стране С. законами гарантируется равенство предприятий различных форм собственности. Во главу угла успеха предприятия ставят интересы потребителя. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны С: а) плановому; б) командному; в) рыночному; г) традиционному.
Верны ли суждения: А) В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем; Б) В условиях командной экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.
В стране, традиционно лидирующей в качестве центра туризма, произошло землетрясение. Цены на турпутевки упали в среднем на 20 %. На каком рынке произошли колебания цен: а) кредитов; б) услуг; в) капиталов; г) фондового.
Одну из статей расходов государственного бюджета составляет: а) погашение долгов перед бюджетом иностранными заемщиками; б) финансирование оборонного заказа; в) прибыль государственных предприятий; г) акцизные пошлины на табачные изделия.
К прямым налогам относится налог на: а) ввоз иностранных товаров; б) наследство; в) экспорт энергоносителей; г) строительство дорог.
Государство в условиях современного смешанного хозяйства: а) устраняется от установления минимального размера заработной платы; б) осуществляет финансирование общественных благ; в) определяет количество произведенных товаров и услуг; г) директивно устанавливает цены на энергоносители.
Участник рынка влияет на формирование цены товара. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идет о производителе: а) от него зависит учетная ставка банковского процента; б) он формирует предложение на товары и услуги; в) он входит в систему социального партнерства.
Отказ государства от выполнения своих обязательств перед внешними и внутренними кредиторами: а) девальвация; б) инфляция; в) дефицит бюджета; г) дефолт.
Профицит государственного бюджета – это: а) досрочное погашение долга перед кредиторами; б) превышение доходов над расходами; в) пересмотр расходных статей бюджета в сторону сокращения; г) получение льготных кредитов у Мирового банка.
Верны ли суждения: А) В структуру государственного долга входят долги государства внешним кредиторам; Б) В структуру государственного долга входит задолженность государства перед своими фирмами и гражданами.
Одной из причин, вызывающей инфляцию, является: а) рост дефицита государственного бюджета; б) исполнение государственного бюджета с профицитом; в) расширение рынка труда, появление новых рабочих мест; г) увеличение выпуска потребительских товаров.
Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к: а) уравновешиванию спроса и предложения; б) снижению объемов производства; в) увеличению расходов на природоохранную деятельность; г) снижению налогов.
Верны ли суждения: А) Государство в условиях рыночной экономики поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства производства; Б) Государство в условиях рыночной экономики защищает экономические интересы производителя и потребителя.
Часть В.
Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие роль государства в рыночной экономике: а) осуществляет лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности; б) осуществляет директивное планирование хозяйственной деятельности; в) устанавливает жесткие цены на товары и услуги; г) осуществляет безвозвратное субсидирование ряда предприятий и отраслей; д) устанавливает налогообложение предприятий и физических лиц; е) определяет ставку банковских резервов.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Влиятельное международное агентство повысило инвестиционный рейтинг России. 2) Можно предположить, что теперь иностранные фирмы с большим доверием будут вкладывать свои капиталы в отечественную экономику. 3) Прежде всего ожидаются инвестиции в нефтегазовую отрасль. 4) Однако, маловероятно размещение долговременных средств в иные отрасли хозяйства.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
Часть С.
По подсчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В.Леонтьева, к началу третьего тысячелетия в США произойдет сокращение 20 млн. рабочих мест. В какой сфере и в связи с чем произойдет это масштабное сокращение? Угрожает ли оно стабильности общества (ответ поясните). Предложите способ решения проблемы занятости.
Гражданин Н. Открыл депозитный счет в банке под 9 % годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Назовите любые две иные функции и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Проверочная работа по теме: Право 1 вариант.
1. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются…
2. Верны ли суждения: а) в социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения; б) эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
3. Отклоняющееся поведение всегда нарушает: а) правовые нормы; б) моральные нормы; в) социальные нормы; г) обычаи и традиции.
4. Отклоняющееся поведение всегда: а) наносит ущерб обществу; б) причиняет вред личности; в) нарушает нормы права; г) не соответствует социальным нормам.
5. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам…
6. Верны ли суждения: а) социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка; б) нормы и санкции – это элементы социального контроля.
7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример…
Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу…
8. Верны ли суждения: а) процесс социализации продолжается у человека всю жизнь; б) важныминститутом социализации выступают средства массовой информации.
9. Компромисс как способ решения конфликтов предполагает…
10. Под толерантностью принято понимать…
11. Примером компромисса являются: а) пакт о ненападении между Германией и СССР 1939 г.; б) события в Москве в октябре 1993 г.; в) бомбардировка НАТО Югославии в 1999 г.; г) пакт о капитуляции Японии 1945 г.; д) договор о сотрудничестве России и НАТО.
12. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных стран. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?
13. Укажите два признака отклоняющегося поведения.
14.Установите соответствие: Понятия: А) социальный статус; Б) социальная роль. Характеристики: 1) модель поведения; 2) положение в обществе; 3) размеры доходов; 4) конфликт социальных требований; 5) уровень образования.
15. Найдите в приведенном ниже списке определения, относящиеся к социальному статусу: а) достигаемый; б) ожидаемый; в) мобильный; г) предписанный; д) отклоняющийся.
16. Раскройте сущность ролевого конфликта и конкретизируйте ее на двух примерах.
17. Прочитайте фрагмент из рассказа. «Двадцатилетний Джон Фуллер, служащий компании по производству множительной техники, с годовым доходом в 60 тыс. долл., ранним утром понедельника отправился в небольшой городок штата Феникс к поставщикам оборудования для его фирмы. Фуллер недавно окончил колледж и считал себя высококлассным специалистом в области производства современного оборудования и хорошим психологом. Для встречи с руководством предприятия-поставщика он оделся, на его взгляд, самым подобающим образом: неброско, но солидно». Выберите характеристики, отражающие социальный статус героя рассказа и его социальную роль.
18. Ответьте на вопросы к тексту.
Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации – «крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэрет», «накат», «откат» и т.п.); 3) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особых взаимоотношений между криминалом и властью.
Главный процесс свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях – как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны. Так и в высших органах законодательной и исполнительной власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах: первый процесс – теневизация общества, т.е. все больший уход различных общественных структур в тень…и второй процесс – криминализация общества, т.е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.
1. Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества?
2. Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?
3. Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?
Проверочная работа по теме: Право 2 вариант.
1.Чем отличаются нравственные нормы от правовых?
2. Обычаи и традиции: а) закрепляют привычные образцы поведения; б) обеспечиваются силой государственного принуждения; в) имеют формальный характер; г) закрепляют представление людей о прекрасном и безобразном.
3. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения: а) следование моде; б) конформизм; в) преступление; г) коллекционирование марок.
4. Самоконтроль – это…
5. Верны ли суждения: а) методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля; б) совесть является одним из механизмов самоконтроля.
5. Верны ли суждения: а) отклоняющееся поведение нарушает только правовые нормы; б) отклоняющееся поведение нарушает писаные и неписаные нормы.
6. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры норм…
7. Штраф за нарушение правил дорожного движения – это пример…
8. Верны ли суждения: а) цель санкции – гарантировать выполнение социальной нормы; б) санкции призваны защитить общество от конформного поведения людей.
9. За добросовестный многолетний труд гражданин Т. был награжден орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится…
10. Верны ли суждения: а) социальные роли человека определяются его социальным статусом; б) между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.
11. Найдите в приведенном списке моральные нормы: а) в полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет; б) к человеку следует относится не как к средству, а как к цели; в) общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины; г) трудовой договор устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя; д) супруги могут заключить брачный договор; е) ближнего своего нужно любить как самого себя.
12. Вставьте в текст пропущенные слова.
Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, наиболее ярко проявляются в (1) сфере. Одной из особенностей последних лет стало возрастание социальной (2). Это выражается в существенном увеличении разрыва (3) различных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления. Острой социальной проблемой остается падение (4) многих массовых интеллектуальных профессий. Известно, что в странах Запада учителя, инженеры, врачи входят в (5), а профессура относится к (6).
А) дифференциация, Б) доход; В) социальный, Г) средний класс; Д) статус; Е) элита.
13. Перечислите виды социальных норм.
14. Верны ли суждения: а) социальное неравенство всегда создается и поддерживается государственной властью; б) государственная политика не может повлиять на объективный процесс разделения общества на богатых и бедных.
15. Верны ли суждения: а) углубление в обществе социального неравенства может привести к социальным конфликтам; б) провозглашение и юридическое закрепление равенства граждан перед законом кладет конец социальному неравенству.
16. Штраф за нарушение правил дорожного движения – это пример: а) формальной негативной санкции; б) социальной нормы; в) внутреннего контроля; г) отклоняющегося поведения.
17. Верны ли суждения: а) процесс социализации продолжается у человека всю жизнь; б) важным институтом социализации выступают СМИ.
18. Ответьте на вопросы к документу.
Из работы российского социолога О.С.Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т.д. Можно выделить следующие зависимости: а) чем более высокий уровень социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека; б) чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение); в) чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля; г) чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия; д) чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный контроль».
А) Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм;
Б) К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради»; «перед Новым годом мы вместе идем в баню»; «раздельное обучение черных и белых»; «солидарность рабочих всех стран».
В) Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне автор помещает естественные права человека?
Г) Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы решительные действия государства?
Д) Чем объяснить, что более демократическое общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?