Рабочая программа по обществознанию, 11 класс
Пояснительная записка. 11 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной «Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 классы» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Обществознание: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев) / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2007.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание в таблицах и схемах. Под, редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 11 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 11 класса.
- Электронное приложение для 11 класса (www.drofa.ru).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Используемая литература:
Обществознание: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев) / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2007.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание в таблицах и схемах. Под, редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
1. |
Человек и экономика. (22 часа) |
Урок 1. Экономика: наука и хозяйство. |
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Что изучает экономика. Экономика и экономическая деятельность. |
||
2. |
Урок 2. Измерители экономической деятельности. |
ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт) |
|||
3. |
Урок 3. Экономический рост. |
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные. |
|||
4. |
Урок 4. Экономическое развитие. |
Измерители экономического развития. Экономические циклы. |
|||
5. |
Урок 5. Рыночные отношения в экономике. |
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Постоянные и переменные затраты. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Конкуренция и монополия. |
|||
6. |
Урок 6. Современный рынок. |
Фондовый рынок. Характеристика современного рынка. |
|||
7. |
Урок 7. Фирмы в экономике. |
Основные источники финансирования бизнеса. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. |
|||
8. |
Урок 8. Правовые основы предпринимательской деятельности. |
Налоги, уплачиваемые предприятиями. Предпринимательские правоотношения. Организационно – правовые формы предпринимательства. |
|||
9. |
Урок 9. Субъекты предпринимательского права. |
Правовая база предпринимательства. Качества личности успешного предпринимателя. |
|||
10. |
Урок 10. Слагаемые успехи бизнеса: менеджмент |
Основные принципы менеджмента. |
|||
11. |
Урок 11. Слагаемые успеха бизнеса: маркетинг. |
Основы маркетинга. Организация производственных и сбытовых мероприятий. |
|||
12. |
Урок 12. Экономика и государство. |
Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние эффекты. Внешние факторы. |
|||
13. |
Урок 13. Монетарная и фискальная политика государства. |
Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг. Основные рычаги государственного регулирования экономики. |
|||
14. |
Урок 14. Финансы в экономике. |
Финансы. Банковская система. Финансовые институты. Роль ЦБ в банковской системе РФ. |
|||
15. |
Урок 15. Инфляция: виды, причины, последствия. |
Социально – экономические последствия инфляции. |
|||
16. |
Урок 16. Занятость. |
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. |
|||
17. |
Урок 17. Безработица. |
Безработица и государственная политика в области занятости. Причины и виды безработицы. |
|||
18. |
Урок 18. Мировая экономика. |
Государственная политика в области международной торговли. |
|||
19. |
Урок 19. Глобальные экономические системы. |
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Динамика развития и глобализации. Влияние на экономику НТР. |
|||
20. |
Урок 20. Человек в системе экономических отношений: поведение потребителя. |
Суверенитет потребителя. Обязательные и произвольные расходы. |
|||
21. |
Урок 21. Человек в системе экономических отношений: поведение производителя. |
Рост производительности труда. |
|||
22. |
Урок 22. Обобщающий урок по теме «Человек и экономика». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и экономика». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
23. |
Проблемы социально- политической и духовной жизни. (14 часов) |
Урок 1. Свобода в деятельности человека. |
Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других |
||
24. |
Урок 2. Свободное общество. |
Понятие. Проблема выбора |
|||
25. |
Урок 3. Общественное сознание. |
Сущность и особенности. Структура. |
|||
26. |
Урок 4. Обыденное и массовое сознание. |
Основные структурные элементы: общественная психология и идеология. |
|||
27. |
Урок 5. Политическое сознание. |
Политическая идеология. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения. |
|||
28. |
Урок 6. Политическая психология и СМИ. |
Средства массовой информации в политической системе общества. Понятие. Пропаганда. Функции СМИ. |
|||
29. |
Урок 7. Политическое поведение. |
Многообразие политического поведения |
|||
30. |
Урок 8. Политический терроризм. |
Понятие. Причины. Методы. |
|||
31. |
Урок 9. Политическая элита. |
Формирование политической элиты в современной России и её особенности. |
|||
32. |
Урок 10. Политическое лидерство. |
Типология лидерства. Лидеры и ведомые. |
|||
33. |
Урок 11. Демографическая ситуация в современной России. |
Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. |
|||
34. |
Урок 12. Проблемы развития семьи в современной России. |
Тенденции развития семьи. Проблема неполных семей. Семья как социальный институт. |
|||
35. |
Урок 13. Религиозные объединения и организации в России. |
Права религиозных организаций. Опасность сектантства. |
|||
36. |
Урок 14. Обобщающий урок «Проблемы социально - политической и духовной жизни». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Проблемы социально - политической и духовной жизни». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
37. |
Человек и закон. (24 часа) |
Урок 1. Современные подходы к пониманию права. |
Право в системе социальных норм. Система российского права. |
||
38. |
Урок 2. Законотворческий процесс в Российской Федерации. |
Основные этапы создания закона. |
|||
39. |
Урок 3. Гражданин Российской Федерации. |
Гражданство РФ. Законодательство российской федерации о выборах. Права и обязанности граждан. |
|||
40. |
Урок 4. Воинская обязанность. |
Альтернативная Гражданская Служба. |
|||
41. |
Урок 5. Экологическое право. |
Право на благоприятную окружающую среду. Характеристика права. Право на благоприятную окружающую среду. |
|||
42. |
Урок 6. Экологические правонарушения. |
Виды ответственности. |
|||
43. |
Урок 7. Гражданское право. |
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. |
|||
44. |
Урок 8. Защита гражданских прав. |
Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. |
|||
45. |
Урок 9. Семейное право. |
Порядок и условия расторжения и заключения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правовая связь членов семьи. Права и обязанности супругов. |
|||
46. |
Урок 10. Права и обязанности родителей и детей. |
Воспитание детей. Опека и попечительство. |
|||
47. |
Урок 11. Правовое регулирование занятости. |
Социальная защита и обеспечение. Профессиональное образование. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. |
|||
48. |
Урок 12. Правовое регулирование трудоустройства. |
Занятость и трудоустройство. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. |
|||
49. |
Урок 13. Процессуальное право: гражданский процесс. |
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники процесса, основные принципы. |
|||
50. |
Урок 14. Процессуальное право: арбитражный процесс. |
Служба судебных приставов. Исполнительное производство. |
|||
51. |
Урок 15. Процессуальное право: уголовный процесс. |
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначений. |
|||
52. |
Урок 16. Судебное производство. |
Судебное разбирательство и следствие. Суд присяжных заседателей. |
|||
53. |
Урок 17. Процессуальное право: административная юрисдикция. |
Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. |
|||
54. |
Урок 18. Процессуальное право: конституционное судопроизводство. |
Основные стадии конституционного судопроизводства. |
|||
55. |
Урок 19. Международная защита прав человека. |
Защита прав и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. |
|||
56. |
Урок 20. Международные преступления и правонарушения. |
Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени. |
|||
57. |
Урок 21. Угрозы и вызовы нового 21 века. |
Глобальные проблемы человечества. |
|||
58. |
Урок 22. Новый этап развития общества. |
Гуманизм общества. |
|||
59. |
Урок 23. Постиндустриальное (информационное) общество. |
Переход к новому этапу развития. |
|||
60. |
Урок 24. Обобщающий урок по теме «Человек и закон». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и закон». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
61. |
Повторение. (8 часов) |
Урок 1. Общество. |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||
62. |
Урок 2. Человек. |
Решение практических задач по теме «Человек». |
|||
63. |
Урок 3. Познание. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Познание». |
|||
64. |
Урок 4. Духовная жизнь общества. |
Решение тестовых заданий по теме «Духовная жизнь общества». |
|||
65. |
Урок 5. Экономика. |
Решение экономических и практических задач по теме «Экономика». |
|||
66. |
Урок 6. Социальные отношения. |
Повторение и обобщение материала по теме «Социальные отношения». |
|||
67. |
Урок 7. Политика. |
Обобщение материала по теме «Политика». |
|||
68. |
Урок 8. Право. |
Решение правовых и практических задач по теме «Право». |