12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барышников Денис Вадимович505 Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья |
Рабочая программа по обществознанию, 11 класс
Пояснительная записка. 11 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной «Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 классы» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Обществознание: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев) / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2007.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание в таблицах и схемах. Под, редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 11 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 11 класса.
- Электронное приложение для 11 класса (
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ | Возможные изменения | Пути внесения изменений |
1. | Нет изменений в общем количестве часов. | Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Используемая литература:
Обществознание: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев) / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2007.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание в таблицах и схемах. Под, редакцией Т.Г. Сазоновой. - Санкт-Петербург, «Витория». - 2005.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Последовательность тем в предмете | Последовательность уроков в теме | Минимальный объём содержания | ЭОР |
1. | Человек и экономика. (22 часа) | Урок 1. Экономика: наука и хозяйство. | Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Что изучает экономика. Экономика и экономическая деятельность. | ||
2. | Урок 2. Измерители экономической деятельности. | ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт) | |||
3. | Урок 3. Экономический рост. | Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные. | |||
4. | Урок 4. Экономическое развитие. | Измерители экономического развития. Экономические циклы. | |||
5. | Урок 5. Рыночные отношения в экономике. | Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Постоянные и переменные затраты. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Конкуренция и монополия. | |||
6. | Урок 6. Современный рынок. | Фондовый рынок. Характеристика современного рынка. | |||
7. | Урок 7. Фирмы в экономике. | Основные источники финансирования бизнеса. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | |||
8. | Урок 8. Правовые основы предпринимательской деятельности. | Налоги, уплачиваемые предприятиями. Предпринимательские правоотношения. Организационно – правовые формы предпринимательства. | |||
9. | Урок 9. Субъекты предпринимательского права. | Правовая база предпринимательства. Качества личности успешного предпринимателя. | |||
10. | Урок 10. Слагаемые успехи бизнеса: менеджмент | Основные принципы менеджмента. | |||
11. | Урок 11. Слагаемые успеха бизнеса: маркетинг. | Основы маркетинга. Организация производственных и сбытовых мероприятий. | |||
12. | Урок 12. Экономика и государство. | Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние эффекты. Внешние факторы. | |||
13. | Урок 13. Монетарная и фискальная политика государства. | Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг. Основные рычаги государственного регулирования экономики. | |||
14. | Урок 14. Финансы в экономике. | Финансы. Банковская система. Финансовые институты. Роль ЦБ в банковской системе РФ. | |||
15. | Урок 15. Инфляция: виды, причины, последствия. | Социально – экономические последствия инфляции. | |||
16. | Урок 16. Занятость. | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. | |||
17. | Урок 17. Безработица. | Безработица и государственная политика в области занятости. Причины и виды безработицы. | |||
18. | Урок 18. Мировая экономика. | Государственная политика в области международной торговли. | |||
19. | Урок 19. Глобальные экономические системы. | Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Динамика развития и глобализации. Влияние на экономику НТР. | |||
20. | Урок 20. Человек в системе экономических отношений: поведение потребителя. | Суверенитет потребителя. Обязательные и произвольные расходы. | |||
21. | Урок 21. Человек в системе экономических отношений: поведение производителя. | Рост производительности труда. | |||
22. | Урок 22. Обобщающий урок по теме «Человек и экономика». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и экономика». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
23. | Проблемы социально- политической и духовной жизни. (14 часов) | Урок 1. Свобода в деятельности человека. | Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других | ||
24. | Урок 2. Свободное общество. | Понятие. Проблема выбора | |||
25. | Урок 3. Общественное сознание. | Сущность и особенности. Структура. | |||
26. | Урок 4. Обыденное и массовое сознание. | Основные структурные элементы: общественная психология и идеология. | |||
27. | Урок 5. Политическое сознание. | Политическая идеология. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения. | |||
28. | Урок 6. Политическая психология и СМИ. | Средства массовой информации в политической системе общества. Понятие. Пропаганда. Функции СМИ. | |||
29. | Урок 7. Политическое поведение. | Многообразие политического поведения | |||
30. | Урок 8. Политический терроризм. | Понятие. Причины. Методы. | |||
31. | Урок 9. Политическая элита. | Формирование политической элиты в современной России и её особенности. | |||
32. | Урок 10. Политическое лидерство. | Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | |||
33. | Урок 11. Демографическая ситуация в современной России. | Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. | |||
34. | Урок 12. Проблемы развития семьи в современной России. | Тенденции развития семьи. Проблема неполных семей. Семья как социальный институт. | |||
35. | Урок 13. Религиозные объединения и организации в России. | Права религиозных организаций. Опасность сектантства. | |||
36. | Урок 14. Обобщающий урок «Проблемы социально - политической и духовной жизни». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Проблемы социально - политической и духовной жизни». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
37. | Человек и закон. (24 часа) | Урок 1. Современные подходы к пониманию права. | Право в системе социальных норм. Система российского права. | ||
38. | Урок 2. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | Основные этапы создания закона. | |||
39. | Урок 3. Гражданин Российской Федерации. | Гражданство РФ. Законодательство российской федерации о выборах. Права и обязанности граждан. | |||
40. | Урок 4. Воинская обязанность. | Альтернативная Гражданская Служба. | |||
41. | Урок 5. Экологическое право. | Право на благоприятную окружающую среду. Характеристика права. Право на благоприятную окружающую среду. | |||
42. | Урок 6. Экологические правонарушения. | Виды ответственности. | |||
43. | Урок 7. Гражданское право. | Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. | |||
44. | Урок 8. Защита гражданских прав. | Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
45. | Урок 9. Семейное право. | Порядок и условия расторжения и заключения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правовая связь членов семьи. Права и обязанности супругов. | |||
46. | Урок 10. Права и обязанности родителей и детей. | Воспитание детей. Опека и попечительство. | |||
47. | Урок 11. Правовое регулирование занятости. | Социальная защита и обеспечение. Профессиональное образование. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | |||
48. | Урок 12. Правовое регулирование трудоустройства. | Занятость и трудоустройство. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | |||
49. | Урок 13. Процессуальное право: гражданский процесс. | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники процесса, основные принципы. | |||
50. | Урок 14. Процессуальное право: арбитражный процесс. | Служба судебных приставов. Исполнительное производство. | |||
51. | Урок 15. Процессуальное право: уголовный процесс. | Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначений. | |||
52. | Урок 16. Судебное производство. | Судебное разбирательство и следствие. Суд присяжных заседателей. | |||
53. | Урок 17. Процессуальное право: административная юрисдикция. | Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. | |||
54. | Урок 18. Процессуальное право: конституционное судопроизводство. | Основные стадии конституционного судопроизводства. | |||
55. | Урок 19. Международная защита прав человека. | Защита прав и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. | |||
56. | Урок 20. Международные преступления и правонарушения. | Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени. | |||
57. | Урок 21. Угрозы и вызовы нового 21 века. | Глобальные проблемы человечества. | |||
58. | Урок 22. Новый этап развития общества. | Гуманизм общества. | |||
59. | Урок 23. Постиндустриальное (информационное) общество. | Переход к новому этапу развития. | |||
60. | Урок 24. Обобщающий урок по теме «Человек и закон». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и закон». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
61. | Повторение. (8 часов) | Урок 1. Общество. | Подведение итогов пройденного материала по теме «Общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | ||
62. | Урок 2. Человек. | Решение практических задач по теме «Человек». | |||
63. | Урок 3. Познание. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Познание». | |||
64. | Урок 4. Духовная жизнь общества. | Решение тестовых заданий по теме «Духовная жизнь общества». | |||
65. | Урок 5. Экономика. | Решение экономических и практических задач по теме «Экономика». | |||
66. | Урок 6. Социальные отношения. | Повторение и обобщение материала по теме «Социальные отношения». | |||
67. | Урок 7. Политика. | Обобщение материала по теме «Политика». | |||
68. | Урок 8. Право. | Решение правовых и практических задач по теме «Право». |