12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Давыденко Оксана890 Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года. Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово |
Рабочая программа по обществознанию в 11 кл
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- обществознание (включая экономику и право)
Класс - 10
Всего часов на учебный год - 70ч.
Количество часов в неделю - 2ч в неделю
Учебник - « Обществознание », под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учитель:
Фамилия: Давыденко
Имя: Оксана
Отчество: Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения обществознания на базовом уровне из федерального компонента в 10 классе 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Формирование ключевых социальных компетентностей:
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности ( работа с различными источниками информации-энциклопедии, виртуальные школы, Интернет, СМИ и т.д.);
- в сфере трудовой деятельности (раскрытие её различных аспектов);
- в семейно-бытовой сфере;
- связанные с возникновением информационного общества (характеристика этого общества, развитие способности критического отношения к информации и рекламе);
- в сфере гражданско – общественной, социальной деятельности и межличностных отношениях ( содействие выработке нравственного и правомерного поведения, развитию способности брать на себя ответственность и т.п.);
- касающихся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе ( рассмотрение проблем терроризма, этнического и религиозного экстремизма на местном материале ).
Содержание курса
Тема 1. Общество. Что такое общество. Структура общества. Общество как сложная динамическая система. . Взаимосвязь четырех сфер общества. Общество и природа. Общество и культура.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ существования людей. Мотивация деятельности. Её многообразие. Познание и знание. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность
истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания.
Научное и социальное познание.
Человек в системе социальных связей. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация.
Единство свободы и ответственности личности.
Тема 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур
Наука и образование. . Роль науки в современном обществе
Мораль и религия. Категории морали. Многообразие религий. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Социальные интересы. Социальная мобильность и социальные лифты.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальные регуляторы. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодёжь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера. Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Д емократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Тема 7. Право как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.
Правовая культура
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _10_ класса и специфики классного коллектива. В классе после окончания основной школы обучаются 4 детей, из которых мальчиков – 1, девочек - 3. По итогам успеваемости за 9 класс имеют "5" -3, "4"-1, "3"-0. Качество знаний за прошлый год у этих учеников- 100%. Основная масса обучающихся класса имеет возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля . Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение:
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник «Обществознание. 10 класс». Базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2010-2014гг.
Методические рекомендации к учебнику «Обществознание». 10 класс. Под. ред. Л.Н.Боголюбова. М. 2012г.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. М,2009г.
Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М.2008-2013гг.
Литература
Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: весь курс. М.: Эксмо, 2007.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы. М.: ACT Астрель Хранитель, 2006.
Баранов П.А, С.В.Шевченко Обществознание. Экспресс-репетитор ACT Астрель ( 4 части)2008.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2008.
Чернышова О.А. Обществознание. Эссе, сложный развёрнутый план ответа. Р.: Легион, 2013.
Пархоменко И.Т. Обществознание. Вопрос и ответ. Р.: Учитель 2004
Клименко А.В. Обществознание: пособие для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2006
Боголюбов Л.Н. Человек и'общество. Практикум (для основной школы). М.: Гуманитарий, 1993.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Основы современной цивилизации. М.: Бюро Денди, 1992.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 200
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||||
план | факт | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 часов) Тема 1. Общество. (4часа) | |||||||||
1-2 | Что такое общество. | 2 | Урок изуче- ния нового материала. Комбинированнный урок | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества | |||||
3-4 | Структура общества. Общество как сложная динамическая система. | 2 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры | |||||
Тема 2. ЧЕЛОВЕК (12 часов) | |||||||||
5-6 | Природа человека. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды | |||||
7-8 | Человек как духовное существо. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека | |||||
9-10 | Деятельность как способ существования людей. | 2 | Комбинированный урок | Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения | |||||
11-12 | Познание и знание. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность | |||||
13 | Научное и социальное познание. | 1 | Комбинированный урок | Научное и социальное познание. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. | |||||
14-15 | Человек в системе социальных связей. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка | |||||
16 | Общество и человек. | 1 | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (37 часов) | |||||||||
Тема 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (8 часов) | |||||||||
17-18 | Культура и духовная жизнь общества. | 2 | Уроки изучения нового материала | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. | |||||
19-20 | Наука и образование. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок (практическое занятие) | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий | |||||
21-22 | Мораль и религия. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Нравственная культура. | |||||
23-24 | Искусство и духовная жизнь. | 2 | Комбинированный урок | Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | |||||
Тема 4. Экономическая сфера. (4 часа) | |||||||||
25-26 | Роль экономики в жизни общества. | 2 | Комбинированный урок | Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. | |||||
27-28 | Экономическая культура. | 2 | Комбинированный урок | Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. | |||||
Тема 5. Социальная сфера. ( 14 часов) | |||||||||
29-30 | Социальная структура. | 2 | Комбинированный урок | Социальная структура как анатомический скелет общества. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность и социальные лифты. Люмпены и маргиналы. Тенденции в развитии социальных отношений. | |||||
31 | Социальные институты. | 1 | Комбинированный урок | Социальный институт. Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. | |||||
32 | Социальные статусы и роли. | 1 | Комбинированный урок | Что такое социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности. Социальная адаптация | |||||
33-34 | Социальные взаимодействия. | 2 | Комбинированный урок | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. | |||||
35-36 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 2 | Комбинированный урок | Многообразие социальных норм. Социальные регуляторы. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. | |||||
37-38 | Национальные отношения. | 2 | Комбинированный урок | Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. | |||||
39-40 | Семья и быт. | 2 | Комбинированный урок | Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. | |||||
41-42 | Молодежь в современном мире. | 2 | Комбинированный урок | Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | |||||
Тема 6. Политическая сфера. (11 часов) | |||||||||
43-44 | Политика и власть. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. | |||||
45-46 | Политическая система. | 2 | Комбинированный урок | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. | |||||
47-48 | Гражданское общество и правовое государство. | 2 | Комбинированный урок | Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. | |||||
49-50 | Демократические выборы и политические партии. | 2 | Комбинированный урок | Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. | |||||
51-52 | Участие граждан в политической жизни. | 2 | Комбинированный урок | Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. | |||||
53 | Политическая сфера. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
Раздел 3. Право (10часов). Тема 7. Право как особая система норм. ( 10 часов) | |||||||||
54-55 | Право в системе социальных норм. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. | |||||
56-57 | Источники права. | 2 | Комбинированный урок | Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. | |||||
58-59 | Правоотношения и правонарушения. | 2 | Комбинированный урок | Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | |||||
60-61 | Современное российское законодательство. | 2 | Комбинированный урок. Урок-практикум. | Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. | |||||
62-63 | Предпосылки правомерного поведения. | 2 | Комбинированный урок Урок-практикум | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. | |||||
64-65 | Общество в развитии. | 2 | Комбинированный урок. | Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. | |||||
66-67 | Человек и общество. | 2 | Повторение и обобщение | Систематизировать и обобщить изученный материал | |||||
68 | Проблемы общественного развития. | 1 | Семинар | Подготовка сообщений | |||||
69-70 | Итоговое повторение по теме:"Взаимосвязь основных сфер жизни общества". | 2 | Итоговый урок. | Систематизировать и обобщить изученный материал |