Рабочая программа по обществознанию (6 класс, УМК: Королькова Е.С.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Обществознание 6 Королькова Е.С. 35 |
Пояснительная записка
Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа составлена на основании:
- закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»,
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Стандарт основного общего образования по русскому языку) (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
- приказа Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»,
-Инструктивно-методического письма ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования«О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году»;
- примерной программы основного общего образования по обществознанию,
- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области,
- программы по обществознаниюКорольковаой Е.С.(Программа курса «Обществознание». 6-9 класс. М.: Академкнига, 2012).
Основанием выбора авторской программы послужило то, что данный УКМ имеет завершенную линию, включающую в себя
- программу;
- учебник;
- рабочую тетрадь;
- тестовые тематические контрольные работы;
- поурочно-тематическое планирование. Рабочая тетрадь для учителя.
Учебники написаны в соответствии с современными требованиями в образовательной области «Обществознание». В них рассматриваются проблемы формирования личности и характера человека, взаимодействия личности и общества, а также роль религии, искусства и морали в жизни людей. Текст учебников, органически дополненный иллюстрациями, составлены в доступной форме, содержат высказывания мыслителей прошлого, мифы, отрывки из документов. В методическом аппарате преобладают творческие, развивающие задания, предусматривающие различные формы работы учащихся.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Курс «Обществознание» для 6–7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Курс «Обществознания» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 140 часов, по 35 часов в 6,7,8 и 9 классах соответственно. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа предполагает использование следующих форм организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы, фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, устное сообщение реферативного характера.
В 6–7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации данной рабочей программы является урок. При реализации данной рабочей программы используются следующие технологии обучения:
- личностно-ориентированное (дифференцированное) обучение,
- проблемное обучение,
- элементы активного обучения (дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры)
- элементы проектной технологии,
- информационно-коммуникационные технологии,
- технологии тестового контроля знаний,
- технология контекстного обучения (групповой работы),
- здоровьесберегающие технологии.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
• извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
• формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
• наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
• оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Учебник :Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой 2-е изд.— М.: Академкнига, 2012.
Содержание рабочей программы
34 часа, 1 час неделю
Раздел 1: Человек и общество (17 часов)
Глава 1. О том как человек становился человеком. (8 часов)
Два человеческих начала (человек – существо биосоциальное). Понятие биологического и социального человеческого начала. Жизнь человека в первобытном обществе(умение договариваться как условие совместного человеческого общежития). Человек – создатель культуры. Первые правила, обычаи человеческого общества(рольсоциальныхрегуляторов). Причины перехода от обычаев к законам. Понятия закон, право, мораль.
Глава 2:Человек среди людей (2 часа)
Может ли человек прожить без общества. Социальные потребности людей. Общение. Общество людей. Отношения людей в обществе.
Глава 3: Что такое семья (4 часа)
Семья – первая человеческая группа. Разделение общины на семьи. Семья и общество. Родители и дети(задачи семейного воспитания, проблемы взаимоотношений, межличностный конфликт и способы его разрешения). Права и обязанности родителей(семейные правила, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс). Воспитание и забота о детях. Главный детский закон – Конвенция о правах детей или мировая конституция прав ребенка. Изучение избранных статей Конвенции.
Глава 4:Школьные годы стали чудесными (3 часа)
Зачем нужна школа(роль школы в жизни общества и современного человека). Главный школьный закон –Закон об образовании. Особый мир школы (школьный устав). Права и обязанности школьника. Взаимоотношения учителя и ученика. Умение дружить и дорожить друзьями. Жить дружно это важно.
Раздел 2: Человек и его права (17 часов)
Глава 1.Право на жизнь сейчас и в прошлом (7 часов)
Самые важные права человека. Всеобщая декларация прав человека, ее значение. Изучение основных статей документа. Жизнь и смерть в первобытном обществе. Что думали о жизни и смерти древние греки. Человек Средневековья о жизни и смерти. Как средневековый человек понимал мир.
Глава 2:Свобода для каждого, свобода для всех (4 часов)
Понятия свобода, выбор, цель, долг, мораль и счастье. Чем ограничена свобода. Соблюдение прав другого человека. Свобода и общественное мнение. Влияние общественного мнения на поведение людей в обществе.
Глава 3:О долгом пути к правам человека (3 часа)
Об обычаях, законах и морали. На пути к современному пониманию человека. Мораль и закон: общее и различия. Шаг за шагом к правам человека. Борьба людей за свои права. Самоуправление.
Глава 8:С чего начинаются права человека (3 часа)
Каким может быть современный человек и почему. Конфликты и их причины. Предотвращение и улаживание конфликтных ситуаций. Права человека в Конституции России. Изучение основных статей Конституции РФ.
Учебно-тематический план
по предмету обществознание для 6а класса рассчитан
на 34 часа (1 час в неделю)
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе: | |
Уроков | К/Р | |||
1 | Раздел 1: Человек и общество | 16 | 16 | 1 |
2 | Раздел 2: Человек и его права | 17 | 16 | 1 |
3 | Резерв | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по курсу «Обществознание»
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), - следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение.
Для учащихся
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой 2-е изд.— М.: Академкнига, 2012.
Школьный словарь по обществознинию/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. М .Просвещение, 2010
Королькова Е.С. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2-х частях. М., 2012.
Для учителя
Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
Королькова Е.С. Обществознание. Тестовые тематические контрольные работы. 6 класс. – М., 2012.
Королькова Е.С. Обществознание. Рабочая тетрадь для учителя. 6 класс. В 2-х частях. М., 2012.
Королькова Е.С. Программа курса «Обществознание». 6-9 класс. М., 2012.
Электронные ресурсы:
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим обще-ственных наукам
http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
http://www.lawdir.ru – законы, законодательства, право
http://www.e-allpravo.ru – электронная библиотека, юридические словари, рекомендации, обзоры судебной практики
http://www.echr-base.ru – информационная система по правам человека и Европейскому суду
http://www.consultant.ru – Консультант-плюс (правовая поддержка).
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
6 класс, 34 часа, 1 час в неделю
Дата | Тема раздела учебного курса | № урока | Тема и краткое содержание урока | |
По плану | Дано | |||
02.09-07.09 | Раздел 1: Человек и общество | 1 | Два человеческих начала. | |
09.09-14.09 | 2 | Еще одно загадочное слово – культура. | ||
16.09-21.09 | 3 | А ему так хотелось выжить (причины создания культуры). | ||
23.09-28.09 | 4 | Когда человек стал человеком. | ||
30.09-05.10 | 5 | Первые правила человеческого общества. | ||
07.10-12.10 | 6 | От обычая к закону. Закон и право. Новое слово – мораль. | ||
14.10-19.10 | 7 | Зачем человеку люди. | ||
21.10-26.10 | 8 | Общество людей. | ||
28.10-02.11 | 9 | Семья – первая человеческая группа. Трудная должность – родители. | ||
11.11-16.11 | 10 | Семья и общество. | ||
18.11-23.11 | 11 | Как мир людей заботиться о детях. Главный детский закон. | ||
25.11-30.11 | 12 | Что говорит закон о правах и обязанностях родителей. Родители и дети. | ||
02.12-07.12 | 13 | Зачем нужна школа. Главный школьный закон. Особый мир школы. | ||
10.12-14.12 | 14 | Учитель и ученик. Давайте жить дружно (причины межличностных конфликтов.) | ||
16.12-21.12 | 15 | Контрольная работа по разделу «Человек и общество». | ||
23.12-28.12 | 16 | Резерв. | ||
10.01-18.01 | Раздел 2: Человек и его права | 17 | Самые важные права человека. | |
20.01-25.01 | 18 | Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека. | ||
27.01-01.02 | 19 | Жизнь и смерть в первобытном обществе. | ||
03.02.08.02 | 20 | Что думали о жизни и смерти древние греки. | ||
10.02-15.02 | 21 | Человек Средневековья о жизни и смерти. | ||
17.02-22.02 | 22 | Как средневековый человек понимал мир | ||
24.02-01.03 | 23 | Повторение о обобщение. Контрольное тестирование. | ||
03.03-07.03 | 24 | Свобода, выбор, цель. Свобода, долг и счастье. | ||
10.03-15.03 | 25 | Чем ограничена свобода. | ||
17.03-22.03 | 26 | Свобода и мораль. | ||
03.04-12.04 | 27 | Свобода и общественное мнение. | ||
28 | Еще раз об обычаях, законах и морали. | |||
14.04-19.04 | 29 | На пути к современному пониманию человека.Мораль и закон: общее и различия. | ||
21.04-30.04 | 30 | Люди в обществе. | ||
03.05-08.05 | 31 | Шаг за шагом к правам человека. | ||
12.05-17.05 | 32 | Каким должен быть современный человек и почему. | ||
19.05-24.05 | 33 | Конфликты и их причины. | ||
26.05-30.05 | 34 | Права человека в Конституции России . |
8