Рабочая программа по обществознанию, 6 класс, УМК: Боголюбов Л.Н.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Обществознание 6 Л.Н. Боголюбов 35 |
Пояснительная записка
1. Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 6 – 11 классы». М.: Просвещение, 2009.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю).
Учебник Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
УМК учителя:
Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
УМК обучающегося:
1.Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
2.Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Особенностью данной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
4. Цели и задачи изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
5. Ключевые компетенции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
6. Практическая деятельность.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
7. Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:
тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе, и т.д.
8. Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)
подготовка сообщения по теме
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.
защита мини - рефератов,
написание сочинений разных вариаций,
написание диктантов.
Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)
Система проверки результативности изучения курса учащимися (формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки)
9. Основные методы работы на уроке.
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность – овладение процессуальными умениями.
Методы обучения
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными , инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, , работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций, определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.
Содержание программы учебного предмета.
Структура программы по обществознанию для 6 класса.
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1. |
Человек |
9 |
2. |
Семья. |
4 |
3. |
Школа. |
4 |
4. |
Труд. |
5 |
5. |
Родина |
7 |
6. |
Добродетели. |
6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Урок |
Тема раздела, урока |
Колич. часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности обучающихся или учебной деятельности |
Планируемые результаты обучения учащихся (знать и уметь) |
Вид контроля |
Дом. задание |
Дата |
|
План |
факт |
||||||||
|
Введение в курс |
1 |
Вводный урок |
Уметь высказывать свое мнение, |
С.5-10 |
||||
|
Раздел I. Человек (9 ч.) Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. |
1 |
Изучение нового материала |
критическое чтение, работа с текстом |
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения |
Устный опрос, сообщения («люди-маугли», человек и его возможности) |
§1, зад. с.15 (отношение к старикам и детям в исторических обществах) |
7/09 |
|
|
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. |
1 |
Осмысление и освоение материала |
работа с текстом, проблемные задания |
Знать сущностные характеристики личности, понимать, что можно воспитать в себе личностные качества, уметь доказывать биосоциальную сущность человека |
Опрос, эссе (с.24, зад.1) |
§2, вопросы с. 24-25 |
14/09 |
|
|
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. |
1 |
Комбинированный |
работа в группах «родители»- «дети» |
Понимать и знать особенности переходного возраста, уметь пояснять свою точку зрения |
Беседа, деловая игра |
§3, с.35-36, 5 секретов общения, |
21/09 |
|
|
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. |
1 |
Изучение и практическое применение знаний |
.психологический практикум |
Знать как влияет самооценка на поведение человека, уметь объяснять поведение человека |
Опрос, «автопортрет» |
§4, с.45, таблица |
28/09 |
|
|
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). |
1 |
Актуализация знаний |
Коллективная работа, критическое чтение |
Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности |
Опрос, письменные задания |
§5, с.53-54 |
5/10 |
|
|
Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности |
Опрос, письменные задания |
§5, |
12/10 |
|
|
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать многообразие потребностей человека, что такое мышление, понимать, что есть духовный мир |
Опрос, понятия |
§6, с.62 |
19/10 |
|
|
Повторение и обобщение по разделу «Человек» |
1 |
Повторение и обобщение |
Индивидуальная |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом |
Решение проблемных задач, работа с худ. текстом |
С.65-66 |
26/10 |
|
|
Раздел II. Семья (4 ч.) Семья – ячейка общества |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать и обосновывать точку зрения |
Работа с репродукциями худ. текстом, Семейным кодексом |
§7, с.72-73, «Моя семья» |
2/11 |
|
|
Семейное хозяйство |
1 |
Осмысление и освоение материала |
Коллективная дискуссия, составление кластеров |
Знать основные положения по теме (рачительный хозяин, источники экономии), уметь анализировать составляющие домашнего труда, потребности семьи |
Творческие работы |
§8, воп. 1-9 с.84 |
16/11 |
|
|
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы |
Практическая работа |
§9, «Сколько у меня свободного времени?», с.93 |
23/11 |
|
|
Повторение и обобщение по разделу «Семья» |
1 |
Повторение и обобщение |
Индивидуальная работа |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Письменные и творческие задания |
Слайдовые презентации |
30/11 |
|
|
Раздел III. Школа (4 ч.) Значение образования в жизни общества. |
1 |
Комбинированный |
Групповая работа с текстом и дополнительным материалом |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы |
Опрос, слайды, сообщения |
§10, зад. с.112 |
7/12 |
|
|
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. |
1 |
Осмысление и актуализация знаний |
Индивидуальная |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Опрос, письменные и творческие задания |
§11, групповое задание 5 с. 117. |
14/12 |
|
|
Проблемы общения. Дружба. Дружный класс. |
1 |
Комбинированный |
Групповая работа с текстом и дополнительным материалом |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы |
Опрос |
§11 |
21/12 |
|
|
Повторительно-обощающий урок по теме: «Школа" |
1 |
Повторение и обобщение |
Индивидуальная |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Письменные и творческие задания |
С.120-122 |
28/12 |
|
|
Раздел IV. Труд (5 ч.) Труд – основа жизни |
1 |
Комбинированный |
Групповая работа |
Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы |
Опрос, сообщения. |
§12, |
18/01 |
|
|
Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. |
1 |
Комбинированный |
Групповая работа |
Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы |
Опрос, сообщения. |
§12, с.131, секреты достатка и пути достижения богатства |
25/01 |
|
|
Труд и творчество |
1 |
Комбинированный |
Групповая работа |
Знать основные положения по теме (два значения – «ремесленник», творчество и творение), уметь отвечать на вопросы, давать определения |
Опрос, творческие задания |
§13, сообщение зад.3 с.143, выставка зад.2 с.143 |
1/02 |
|
|
На пути к жизненному успеху |
1 |
Осмысление и актуализация знаний |
Групповая работа |
Знать основные положения по теме, понимать, как выбрать свое дело |
Сообщения. Задания |
, зад 3,5 с.152-153, практикум |
8/02 |
|
|
Повторение и обобщение по разделу «Труд» |
1 |
Повторение и обобщение |
Индивидуальная работа |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Письменные и творческие задания |
15/02 |
||
|
Раздел V. Родина (7 ч.) Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. |
1 |
Изучение нового материала |
Урок-конференция |
Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы |
Знать карту (субъекты-столицы), опрос |
§15, вопросы с.163 |
22/02 |
|
|
Любовь к Родине. Черты патриота. |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы |
Знать карту (субъекты-столицы), опрос |
§15, вопросы с.163 |
7/03 |
|
|
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальная Самостоятельная |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы |
Опрос, задания |
§16, вопросы с.172-173 |
14/03 |
|
|
История государственных символов. |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальная Самостоятельная |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы |
Опрос, задания |
§16, вопросы с.172-173 |
21/03 |
|
|
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. |
1 |
Изучение нового материала |
Коллективная Самостоятельная |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом |
Работа с Конституцией РФ |
§17, зад. с.180, текст Конституции |
4/04 |
|
|
Россия — федеративное государство. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. |
1 |
Осмысление и актуализация знаний |
Самостоятельная Групповая |
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы (что значит быть россиянином?) |
Опрос, задания, слайды |
§18, зад.1-2 с.188 |
11/04 |
|
|
Повторение и обобщение по разделу «Родина» |
1 |
Повторение и обобщение |
Групповая |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Письменные и творческие задания |
18/04 |
||
|
Раздел VI. Добродетели (6 ч.) Человек славен добрыми делами. |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения |
Опрос, работа с иллюстрациями, задания |
§19, зад.3 с.198 |
25/04 |
|
|
Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро |
1 |
Комбинированный |
Групповая |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения |
Опрос, работа с иллюстрациями, задания |
§19 |
2/05 |
|
|
Быть смелым. Смелость и отвага. Противодействие злу. |
1 |
Осмысление и актуализация знаний |
Коллективная беседа |
уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, объяснять изученный материал |
Опрос, задания |
§20, задания с.207 |
16/05 |
|
|
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. |
1 |
Осмысление и актуализация знаний |
Самостоятельная Индивидуальная |
Знать, что есть человечность. Понимать, почему надо заботиться о других |
Опрос, задания |
§21, задания с.212-213 |
17/05 |
|
|
Повторение и обобщение по разделу «Добродетели» |
1 |
Повторение и обобщение |
Коллективная Дискуссия |
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Письменные и творческие задания |
23/05 |
||
|
Человек и общество |
1 |
Итоговое повторение и обобщение |
Самостоятельная |
Знать основные положения курса, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом |
Письменные и творческие задания, опрос |
30/05 |