Рабочая программа по обществознанию, 6 класс, УМК: Боголюбов Л.Н.

0
0
Материал опубликован 18 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Обществознание

6

Л.Н. Боголюбов

35

Пояснительная записка

1. Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 6 – 11 классы». М.: Просвещение, 2009.

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова­ния, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан­дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учеб­ных часа (1 час в неделю).

Учебник Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

2. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

УМК учителя:

Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.

УМК обучающегося:

1.Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

2.Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо­ват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гу­манит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Особенностью данной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему.

4. Цели и задачи изучения предмета.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следу­ющих целей:

развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

5. Ключевые компетенции.

Программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются:

умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас­считанных на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические зада­ния предполагают использование компьютерных техноло­гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос­ти.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова­ния или будущей профессиональной деятельности.

6. Практическая деятельность.

Не менее 25% учебного времени отводится на самосто­ятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Ми­нимальный набор выполняемых учащимися работ вклю­чает в себя:

извлечение социальной информации из разнообраз­ных (в том числе экономических и правовых) источни­ков, осмысление представленных в них различных подхо­дов и точек зрения;

решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные жизненные ситуации;

формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

наблюдение и оценку явлений и событий, происхо­дящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономи­ческой рациональности;

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реаль­ной жизни;

выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

совместную деятельность в процессе участия в уче­нических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

7. Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:

тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе, и т.д.

8. Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

подготовка сообщения по теме

выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.

защита мини - рефератов,

написание сочинений разных вариаций,

написание диктантов.

Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)

Система проверки результативности изучения курса учащимися (формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки)

9. Основные методы работы на уроке.

При реализации программы планируется использовать следующие принципы:

Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.

Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.

Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.

Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.

Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.

Результативность – овладение процессуальными умениями.

Методы обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.

10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.

Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными , инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, , работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций, определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.

Содержание программы учебного предмета.

Структура программы по обществознанию для 6 класса.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Человек

9

2.

Семья.

4

3.

Школа.

4

4.

Труд.

5

5.

Родина

7

6.

Добродетели.

6


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урок

Тема раздела, урока

Колич. часов

Тип урока

Характеристика деятельности обучающихся или учебной деятельности

Планируемые

результаты

обучения учащихся

(знать и уметь)

Вид контроля

Дом. задание

Дата

План

факт

 

Введение в курс

1

Вводный урок

 

Уметь высказывать свое мнение,

 

С.5-10

   

 

Раздел I. Человек (9 ч.)

Человек — био­логическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

1

Изучение нового материала

критическое чтение, работа с текстом

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения

Устный опрос, сообщения («люди-маугли», человек и его возможности)

§1, зад. с.15

(отношение к старикам и детям в исторических обществах)

7/09

 

 

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.

1

Осмысление и освоение материала

работа с текстом, проблемные задания

Знать сущностные характеристики личности, понимать, что можно воспитать в себе личностные качества, уметь доказывать биосоциальную сущность человека

Опрос, эссе (с.24, зад.1)

§2, вопросы с. 24-25

14/09

 

 

Отрочество — особая пора жизни. Особенности под­росткового возраста.

1

Комбинированный

работа в группах «родители»- «дети»

Понимать и знать особенности переходного возраста, уметь пояснять свою точку зрения

Беседа, деловая игра

§3, с.35-36, 5 секретов общения,

21/09

 

 

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка.

1

Изучение и практическое применение знаний

.психологический практикум

Знать как влияет самооценка на поведение человека, уметь объяснять поведение человека

Опрос, «автопортрет»

§4, с.45, таблица

28/09

 

 

Деятельность человека, ее основные формы (труд, иг­ра, учение).

1

Актуализация знаний

Коллективная работа, критическое чтение

Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности

Опрос, письменные задания

§5, с.53-54

5/10

 

 

Связь между дея­тельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

1

Комбинированный

Групповая

Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности

Опрос, письменные задания

§5,

12/10

 

 

Потребности человека — биологические, социальные, духовные.

1

Комбинированный

Групповая

Знать многообразие потребностей человека, что такое мышление, понимать, что есть духовный мир

Опрос, понятия

§6, с.62

19/10

 

 

Повторение и обобщение по разделу «Человек»

1

Повторение и обобщение

Индивидуальная

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом

Решение проблемных задач, работа с худ. текстом

С.65-66

26/10

 

 

Раздел II. Семья (4 ч.)

Семья – ячейка общества

1

Комбинированный

Групповая

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать и обосновывать точку зрения

Работа с репродукциями худ. текстом, Семейным кодексом

§7, с.72-73, «Моя семья»

2/11

 

 

Семейное хозяйство

1

Осмысление и освоение материала

Коллективная дискуссия, составление кластеров

Знать основные положения по теме (рачительный хозяин, источники экономии), уметь анализировать составляющие домашнего труда, потребности семьи

Творческие работы

§8, воп. 1-9 с.84

16/11

 

 

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

1

Комбинированный

Групповая

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы

Практическая работа

§9, «Сколько у меня свободного времени?», с.93

23/11

 

 

Повторение и обобщение по разделу «Семья»

1

Повторение и обобщение

Индивидуальная работа

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменные и творческие задания

Слайдовые презентации

30/11

 

 

Раздел III. Школа (4 ч.)

 Значение образования в жизни общества.

1

Комбинированный

Групповая работа с текстом и дополнительным материалом

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы

Опрос, слайды, сообщения

§10, зад. с.112

7/12

 

 

 Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

1

Осмысление и актуализация знаний

Индивидуальная

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Опрос, письменные и творческие задания

§11, групповое задание 5 с. 117.

14/12

 

 

Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

1

Комбинированный

Групповая работа с текстом и дополнительным материалом

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы

Опрос

§11

21/12

 

 

Повторительно-обощающий урок по теме: «Школа"

1

Повторение и обобщение

Индивидуальная

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменные и творческие задания

С.120-122

28/12

 

 

Раздел IV. Труд (5 ч.)

Труд – основа жизни

1

Комбинированный

Групповая работа

Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы

Опрос, сообщения.

§12,

18/01

 

 

Труд — условие бла­гополучия человека. Благотворительность и меценатство.

1

Комбинированный

Групповая работа

Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы

Опрос, сообщения.

§12, с.131, секреты достатка и пути достижения богатства

25/01

 

 

Труд и творчество

1

Комбинированный

Групповая работа

Знать основные положения по теме (два значения – «ремесленник», творчество и творение), уметь отвечать на вопросы, давать определения

Опрос, творческие задания

§13, сообщение зад.3 с.143, выставка зад.2 с.143

1/02

 

 

На пути к жизненному успеху

1

Осмысление и актуализация знаний

Групповая работа

Знать основные положения по теме, понимать, как выбрать свое дело

Сообщения. Задания

, зад 3,5 с.152-153, практикум

8/02

 

 

Повторение и обобщение по разделу «Труд»

1

Повторение и обобщение

Индивидуальная работа

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменные и творческие задания

 

15/02

 

 

Раздел V. Родина (7 ч.)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъ­екты Федерации.

1

Изучение нового материала

Урок-конференция

Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы

Знать карту (субъекты-столицы), опрос

§15, вопросы с.163

22/02

 

 

Любовь к Родине. Черты патриота.

1

Комбинированный

Групповая

Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы

Знать карту (субъекты-столицы), опрос

§15, вопросы с.163

7/03

 

 

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.

1

Комбинированный

Индивидуальная

Самостоятельная

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы

Опрос, задания

§16, вопросы с.172-173

14/03

 

 

История государственных символов.

1

Комбинированный

Индивидуальная

Самостоятельная

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы

Опрос, задания

§16, вопросы с.172-173

21/03

 

 

Гражданин — Отечества достойный сын. Права граж­дан России. Обязанности граждан.

1

Изучение нового материала

Коллективная

Самостоятельная

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом

Работа с Конституцией РФ

§17, зад. с.180, текст Конституции

4/04

 

 

Россия — федеративное государство. Народы России — одна семья. Многонацио­нальная культура России.

1

Осмысление и актуализация знаний

Самостоятельная

Групповая

Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы (что значит быть россиянином?)

Опрос, задания, слайды

§18, зад.1-2 с.188

11/04

 

 

Повторение и обобщение по разделу «Родина»

1

Повторение и обобщение

Групповая

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменные и творческие задания

 

18/04

 

 

Раздел VI. Добродетели (6 ч.)

Человек славен добрыми делами.

1

Комбинированный

Групповая

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения

Опрос, работа с иллюстрациями, задания

§19, зад.3 с.198

25/04

 

 

Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро

1

Комбинированный

Групповая

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения

Опрос, работа с иллюстрациями, задания

§19

2/05

 

 

Быть смелым. Смелость и отвага. Противодействие злу.

1

Осмысление и актуализация знаний

Коллективная

беседа

уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, объяснять изученный материал

Опрос, задания

§20, задания с.207

16/05

 

 

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к лю­дям.

1

Осмысление и актуализация знаний

Самостоятельная

Индивидуальная

Знать, что есть человечность. Понимать, почему надо заботиться о других

Опрос, задания

§21, задания с.212-213

17/05

 

 

Повторение и обобщение по разделу «Добродетели»

1

Повторение и обобщение

Коллективная

Дискуссия

Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменные и творческие задания

 

23/05

 

 

Человек и общество

1

Итоговое повторение и обобщение

Самостоятельная

Знать основные положения курса, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом

Письменные и творческие задания, опрос

 

30/05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.