Рабочая программа предмета «Обществознание» по УМК под ред. Л.Н. Боголюбова

11
0
Материал опубликован 20 May 2017 в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Сурковская средняя школа»

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Протокол от ______ № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

от «____» __________ 2015 г.

Рабочая программа предмета

«Обществознание»

для основного общего образования

 

                                                      Составитель: 

                                                          учитель истории

                                                          Залевская Н.И.

 

2016 г.

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «Обществознание» обязательной предметной области "Общественно-научные предметы" для основного общего образования предназначена для обучающихся 6-9 классов и составлена на основе нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Приказ от 8 июня 2015 г. №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. №253".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 " О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Тогучинского района "Сурковская средняя школа" (от «_____»___________2015 г. приказ №_____).

и информационно-методических материалов:

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 15.04. 2015 г., www.fgosreesr.ru).

Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений\ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2014. – 63 с.

Учебный предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее коли­чество времени на четыре года обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения состав­ляет 1 час.

Количество часов по неделям и годам обучения предмета "Обществознание" обязательной предметной области "Общественно-научные предметы"

Таблица 1

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

1

35

35

7 класс

1

35

35

8 класс

1

36

36

9 класс

1

34

34

     

140

Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание»

Класс

Личностные результаты

6

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

7

8

9

Метапредметные результаты

Класс

Познавательные

6 класс

- воспроизводить и понимать базовые знания по обществознанию;

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина

7 класс

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять

наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

8 класс

- подбирать аргументы, формулировать выводы;

- определять структуру объекта познания;

- выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные

решения;

- конструировать новые алгоритмы деятельности;

- использовать для познания окружающего мира различные естественнонауч-

ные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- рассматривать факты, явления, мнения с разных точек зрения;

- формулировать проблемный вопрос, обнаруживая противоречивость фактов и

явлений;

- создавать рефераты

9 класс

- различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- выдвигать и обосновывать гипотезы;

- определять степень убедительности аргументов;

- определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

- решать задачи разнообразных классов, в том числе задачи, требующие поиска пути и способов решения;

- использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задач и

демонстрировать личную интерпретацию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов;

- применять знания в новой области, отбирая и адаптируя методы, инструменты, материалы

Класс

Регулятивные

6 класс

- осуществлять самоконтроль, самооценку;

- брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование

деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

- анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

- взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

- формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

- управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

- понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

- делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)

7 класс

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и

возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию

8 класс

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения;

- осознавать сферы своих интересов и возможностей;

- работать в команде: согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач; учитывать особенности различного ролевого поведения;

- отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

- понимать ценность образования как средства развития культуры личности

9 класс

- знать и понимать свои права и обязанности как гражданина России;

- понимать ценности культуры, искусства, науки;

- осознанно определять сферы своих интересов и возможностей;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно-следственного ана­лиза;

- исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопостав­ления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и право­вых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

Класс

Коммуникативные

6 класс

- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

- корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)

7 класс

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и

иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)

8 класс

- владеть следующими видами публичных выступлений: высказывание, монолог, дискуссия;

- излагать различные точки зрения на один вопрос

9 класс

- использовать различные языки (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- владеть различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и

иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления)

Предметные результаты.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механиз­мах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действи­тельности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспри­нимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой зада­чей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкрети­зировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социаль­ных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии обще­ства;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов об­щественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; уста­новка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой эти­ки в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные сред­ства связи и коммуникации для поиска и обработки необ­ходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответ­ствующую информацию; умение различать факты, аргумен­ты, оценочные суждения;

• понимать значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументи­ровать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Предметные результаты изучения обществознания по классам.

Класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Человек. Деятельность человека

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

- приводить примеры основных видов деятельности человека;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

- осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм;

- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- различать уровни общего образования в России;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

- описывать основные социальные роли подростка;

- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

- объяснять роль политики в жизни общества;

- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

- раскрывать достижения российского народа;

- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- характеризовать конституционные обязанности гражданина.

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

- характеризовать систему российского законодательства;

- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

- характеризовать гражданские правоотношения;

- раскрывать смысл права на труд;

- объяснять роль трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

- анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;

- анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;

- анализировать структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

1. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо­быми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются соци­альные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстни­ками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на соци­альное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

2. Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

3. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и из­менчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно­вения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.

4. Общество, в котором мы живём (15 ч)

Мир как единое целое. Ускорение мирового обществен­ного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влия­ние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая си­туация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональ­ный состав её населения. Что значит сегодня быть граждани­ном своего Отечества?

Духовные ценности российского народа. Культурные до­стижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

5. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Об­щественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние мо­ральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государ­ства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоот­ношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно отно­ситься к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

6. Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности роди­телей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ­ственность работника и работодателя. Особенности положе­ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

7. Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность эко­номического развития.

Современное производство. Факторы производства. Но­вые технологии и их возможности. Предприятия и их совре­менные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и гра­ницы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в эконо­мике.

Роль государства в рыночной экономике. Государствен­ный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

8. Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики — производители и по­требители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и про­фессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное по­требление.

Права потребителя.

9. Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и про­явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на со­циальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня­тие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч).

10. Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государствен­ное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Полити­ческие партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра­нительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные поли­тические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безо­пасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы лю­дей. Гражданская активность. Патриотизм.

11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные разли­чия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нор­мы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

12. Человек в меняющемся обществе (3 ч)

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образова­ние и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

6 класс (35 ч.)

п\п

Тема

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

Введение (1 ч)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса.

Наметить перспективу совершенствования уме­ний и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся.

1.

Человек в социальном измерении (12 ч)

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности.

Характеризовать особенности познания че­ловеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические уме­ния, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Приводить примеры проявления различных способностей людей.

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа для выявления связи между деятель­ностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества соб­ственной успешной деятельности.

Характеризовать и иллюстрировать приме­рами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Характеризовать и конкретизировать при­мерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопо­мощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.

Создать условия для отработки умений харак­теризовать сущность понятий «личность», «инди­видуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов де­ятельности человека, его потребности, внутрен­ний мир и понимание жизненного успеха.

Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в соб­ственной деятельности.

2.

Человек среди людей (10 ч)

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и со­перничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы.

Приводить примеры таких групп. Характери­зовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связан­ные с выявлением места человека в группе, про­явлений лидерства.

Характеризовать общение как взаимные де­ловые и дружеские отношения людей.

Иллюстрировать с помощью примеров раз­личные цели и средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Оценивать собственное умение общаться.

Описывать сущность и причины возникнове­ния межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в кон­фликтных ситуациях.

Объяснять, в чём заключается конструктив­ное разрешение конфликта.

Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные ти­пичные реакции в конфликтной ситуации.

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных кон­фликтов и возможности их конструктивного раз­решения.

Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отно­шений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования раз­личных стратегий разрешения конфликтов в ма­лых группах.

Создавать условия для осознания необходи­мости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструк­тивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.

Совершенствовать личностные, коммуника­ционные универсальные учебные действия

3.

Нравственные основы жизни

(10 ч)

Характеризовать и иллюстрировать приме­рами проявления добра.

Приводить примеры, иллюстрирующие золо­тое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуаци­ях поступки людей с точки зрения золотого пра­вила морали.

На конкретных примерах давать оценку про­явлениям мужества, смелости, случаям преодоле­ния людьми страха в критических и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требую­щие личного противодействия проявлениям зла

Раскрывать на примерах смысл понятия «че­ловечность».

Давать оценку с позиции гуманизма кон­кретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём.

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как до­бродетелях.

Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

Создать условия для расширения и рефлек­сии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

 

Итоговое повторение (2)

Провести диагностику результатов обучения в 6 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 7 классе.

7 класс (35 ч)

п\п

Тема

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

Введение (1 ч)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся.

1.

Регулирование поведения людей в обществе (14 ч)

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.

Анализировать несложные практические си­туации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.

Приводить примеры защиты прав и интере­сов детей, оставшихся без попечения родителей.

Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

Объяснять и конкретизировать фактами со­циальной жизни связь закона и правопорядка, за­кона и справедливости.

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.

Раскрывать значение дисциплины как не­обходимого условия существования общества и человека.

Характеризовать различные виды дисципли­ны.

Моделировать несложные практические си­туации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины.

Характеризовать ответственность за наруше­ние законов.

Определять черты законопослушного поведе­ния.

Моделировать несложные практические си­туации, связанные с последствиями противоза­конного поведения.

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

Называть правоохранительные органы Рос­сийского государства.

Различать сферу деятельности полиции, пра­воохранительных органов.

Исследовать несложные практические ситу­ации, связанные с деятельностью правоохрани­тельных органов.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

2.

Человек в экономических отношениях (12 ч)

Характеризовать роль потребителя и произ­водителя в экономике.

Приводить примеры их деятельности.

Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

Описывать составляющие квалификации ра­ботника.

Характеризовать факторы, влияющие на раз­мер заработной платы.

Объяснять взаимосвязь квалификации, коли­чества и качества труда.

Раскрывать роль производства в удовлетворе­нии потребностей общества.

Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.

Объяснять значение разделения труда в раз­витии производства.

Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.

Объяснять значение бизнеса в экономиче­ском развитии страны.

Характеризовать особенности предпринима­тельской деятельности.

Сравнивать формы организации бизнеса.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с достижением успеха в бизнесе.

Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.

Объяснять условия осуществления обмена в экономике.

Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности.

Раскрывать роль рекламы в развитии торгов­ли.

Выражать собственное отношение к реклам­ной информации.

Оценивать своё поведение с точки зрения ра­ционального покупателя.

Описывать виды денег.

Раскрывать на примерах функции денег

Раскрывать понятие «семейный бюджет».

Приводить примеры различных источников доходов семьи.

Различать обязательные и произвольные рас­ходы.

Описывать закономерность изменения по­требительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучае­мой теме.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

3.

Человек и природа (6 ч)

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.

Характеризовать отношение людей к исчер­паемым ресурсам.

Описывать состояние неисчерпаемых бо­гатств Земли.

Объяснять опасность загрязнения воды, по­чвы и атмосферы.

Различать ответственное и безответственное отношение к природе.

Определять собственное отношение к при­роде.

Объяснять необходимость активной деятель­ности по охране природы.

Характеризовать смысл экологической мо­рали.

Характеризовать деятельность государства по охране природы.

Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбере­жении природы.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

 

Итоговое повторение (2 ч)

Провести диагностику результатов обучения в 7 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 8 классе.

8 класс (36 ч)

п\п

Тема

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

Введение (1 ч)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся.

1.

Личность и общество (6 ч)

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества.

Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать при­мерами биологическое и социальное в человеке.

Определять своё отношение к различным ка­чествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснять понятие «самореализация».

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятель­ности.

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческо­го разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.

Анализировать и оценивать текст с задан­ных позиций.

Анализировать факты и обосновывать сде­ланные выводы

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и ха­рактерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаи­мосвязь основных сфер общественной жизни.

Выявлять изменения социальной структуры, свя­занные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действитель­ности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрес­сивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать факта­ми социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственно­го анализа при характеристике глобальных проблем.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характе­ризующие человека как индивида, индивидуаль­ность и личность.

Описывать агенты социализации, оказываю­щие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценно­сти и ориентиры.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

2.

Сфера духовной культуры (8 ч)

Определять сущностные характеристики по­нятия «культура».

Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить и извлекать социальную инфор­мацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности россий­ского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы мо­рали.

Характеризовать моральную сторону раз­личных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-след­ственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и че­ловека.

Осуществлять рефлексию своих нравствен­ных ценностей.

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей

Оценивать значение образования в информа­ционном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в раз­витии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры со­временную образовательную политику РФ.

Обосновывать своё отношение к непрерыв­ному образованию.

Характеризовать науку как особую систе­му знаний.

Объяснять возрастание роли науки в со­временном обществе.

Определять сущностные характеристики ре­лигии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпи­мости.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оце­нивать своё отношение к религии и атеизму.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к ана­лизу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с приняты­ми этическими принципами.

Уметь строить уст­ное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

3.

Социальная сфера (5 ч)

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов соци­альной мобильности.

Характеризовать причины социальных кон­фликтов, используя межпредметные связи, мате­риалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать социальную инфор­мацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников раз­личного типа.

Называть позиции, определяющие статус личности.

Различать предписанный и достигаемый ста­тусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли стар­ших подростков.

Характеризовать межпоколенческие отноше­ния в современном обществе.

Выражать соб­ственное отношение к проблеме нарастания раз­рыва между поколениями

Знать и правильно использовать в предлага­емом контексте понятия «этнос», «нация», «на­циональность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнаци­ональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межна­циональных конфликтов и характеризовать воз­можные пути их разрешения.

Объяснять причины отклоняющегося поведе­ния.

Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

4.

Экономика (13 ч)

Раскрывать роль экономики в жизни обще­ства.

Объяснять проблему ограниченности эконо­мических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками эконо­мики.

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Характеризовать способы координации хо­зяйственной жизни в различных экономических системах.

Объяснять смысл понятия «собственность».

Характеризовать и конкретизировать при­мерами формы собственности.

Называть основания для приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические си­туации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.

Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат про­изводства.

Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информа­цию о производстве из адаптированных источни­ков.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с использованием различных спо­собов повышения эффективности производства.

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-пра­вовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки мало­го бизнеса.

Выражать собственное отношение к пробле­ме соблюдения морально-этических норм в пред­принимательстве.

Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

Характеризовать экономические функции го­сударства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной полити­ки регулирования доходов и расходов.

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения доходов.

Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

Описывать закономерность изменения по­требительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, пре­доставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Различать номинальные и реальные доходы граждан.

Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан.

Объяснять связь семейной экономики с ин­фляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбереже­ний своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

Характеризовать безработицу как закономер­ное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные по­следствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

Оценивать собственные возможности на рын­ке труда.

Описывать реальные связи между участни­ками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государ­ства.

Раскрывать смысл понятия «обменный ва­лютный курс».

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

 

Итоговое повторение (2 ч)

Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 9 классе.

9 класс (34 ч)

п\п

Тема

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

Введение (1 ч)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся.

1.

Политика (11 ч)

Характеризовать власть и политику как со­циальные явления.

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государствен­ного устройства.

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

Раскрывать принципы правового государства.

Характеризовать разделение властей.

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление.

Анализировать влияние политических отно­шений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, лич­ного социального опыта.

Описывать различные формы участия граж­данина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость граж­данской активности.

Приводить примеры гражданственности.

Назвать признаки политической партии и по­казать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартий­ности.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы соци­альной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преоб­разовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуа­ции.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практиче­ские задания, в том числе с использованием про­ектной деятельности.

2.

Право (20 ч)

Объяснять, почему закон является норматив­ным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы систе­мы российского законодательства.

Раскрывать смысл понятия «правоотноше­ния», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участ­ников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения пра­воспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоот­ношений.

Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки право­нарушений.

Характеризовать юридическую ответствен­ность в качестве критерия правомерного поведе­ния.

Объяснять смысл презумпции невиновности.

Называть основные правоохранительные ор­ганы РФ.

Различать сферы деятельности правоохрани­тельных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохра­нительных органов.

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её выс­шую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового госу­дарства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Кон­ституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим доку­ментом.

Классифицировать права и свободы (приво­дить примеры различных групп прав).

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры граж­данских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дее­способности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.

Характеризовать осо­бенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отно­шениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовер­шеннолетних в трудовых правоотношениях.

Объяснять условия заключения и расторже­ния брака.

Приводить примеры прав и обязанностей су­пругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семей­ных правоотношениях из адаптированных источ­ников различного типа.

Определять сферу общественных отноше­ний, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений.

Указывать основные признаки административного правонарушения.

Характери­зовать значение административных наказаний

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

Указы­вать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки престу­пления.

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответ­ственности несовершеннолетних

Называть основные социальные права чело­века.

Раскрывать понятие «социальное государ­ство».

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики на­шего государства.

Объяснять сущность гуманитарного права.

Характеризовать основные нормы, направ­ленные на защиту раненых, военнопленных, мир­ного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гумани­тарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное престу­пление».

Объяснять смысл понятия «право на образо­вание».

Различать право на образование примени­тельно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Определять собственное отношение к реа­лиям социально-правовой деятельности.

Форми­ровать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регу­ляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

Осознан­но строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

 

Итоговое повторение (2 ч)

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ (ВОЗМОЖЕН СТЕНД, ПЛАКАТ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, СПРАВОЧНИК, АННОТИРОВАННАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ПРЕССЫ и т. п.)

Социальный портрет моего сверстника

Знай свои права (пособие для подростка)

Защита правопорядка

Молодой человек на рынке труда (Как найти достой­ную работу?)

Бизнес (иллюстрированный словарь)

Как работает современный рынок

Здоровый образ жизни

Советы самому себе: как улучшить свою учебную де­ятельность

Мой город — город для всех

Защита прав детей, оставшихся без попечения роди­телей

Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?)

Человек долга — кто он, каков он?

Свободное время школьника

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по общество-знанию

Д

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/

1.2.

Примерная программа ос-новного общего образова-ния по обществознанию на базовом уровне

Д

Примерная программа основного общего образования по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5—9 классы— 2-е изд. — М.: Просвеще­ние, 2011. — 94 с. — (Стандарты второго поколения).

1.3.

Авторские рабочие прог-раммы по обществознанию.

Д

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбо­ва. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — З-е изд. — М.: Просвещение, 2014. - 63 с.

1.4.

Учебники

К

1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2016

2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2016

3. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2017

4. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2018

1.5.

Рабочие тетради

Д

1. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2015.

2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Просвещение, 2017.

3. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Просвещение, 2017.

     

4. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Просвещение, 2018.

1.7

Контрольно-измерительные материалы

Ф

1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. Тестовые задания. М.: Просвещение, 2016.

2. Е.Н. Калачёва. Промежуточное тестирование. 6 класс. Обществознание. М.: "Экзамен", 2015.

1.8.

     

1.9.

Научная, научно-популяр-ная, художественная, об-щественно-политическая и историческая литература.

П

 

1.10.

Учебный словарь по обще-ствознанию для основной школы.

П

 

1.11.

Справочные пособия (эн-циклопедии, словари по экономике, праву, социо-логии, философии, полито-логии, демографии, соци-альной психологии).

П

 

1.12.

Книга для учителя общест-вознания

Д

 

1.13.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

1. Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. М.: "ВАКО", 2016.

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Таблицы по основным раз-делам курса.

Д

 

2.2.

Схемы по обществознанию (отражающие причинно-следственные связи, сис-темность социальных объ-ектов, явлений и процессов)

Д

 

2.3.

Комплект «Государствен-ные символы Российской Федерации»

Д

1. Герб РФ

2. Флаг РФ

3. Гимн РФ

4. Портрет Президента РФ

5. Портрет главы Правительства РФ

3.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1.

Электронные библиотеки по курсу обществознания

Д

 

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1.

Видеоуроки по общество-знанию

Д

 

5.

ТЕхнические средства обучения

6.

цифровые образовательные ресурсы

 

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

http://socio.rin.ru/

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.rsnet.ru — Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

 

http://president.kremlin.ru — Президент Российской Феде­рации.

http://www.rsnet.ru — Судебная власть Российской Феде­рации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

http://socionet.ru — Соционет: информационное простран­ство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.

http://subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).

http://ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менед­жмент. Федеральный образовательный портал.

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

http://50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. http://gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.

http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес- образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru — Бизнес-образование без границ.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hro.org — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав чело­века.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Деклара­ция прав школьника.

http://school-sector.relarn.ru/prava — Права и дети в Ин­тернете.

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека по куль­турологии.

http://www.russianculture.ru — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.

http://www.ecosystema.ru — Экологический центр «Экоси­стема».

http://www.priroda.ru — Национальный портал «Природа России».

http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, се­мейная политика).

http://www.glossary.ru — Глоссарий по социальным наукам.

http://ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, сло­вари, справочники.

7

УЧБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Д

8

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

8.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Ф

8.2

Стол учительский

Д

8.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

8.4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации