Рабочая программа по обществознанию, 6 класс
Основное содержание предмета
Глава I. Человек в социальном измерении. (11 часов)
Индивид, индивидуальность, личность. Познание мира и себя. Познание человеком мира и самого себя. Роль деятельности в жизни человека и общества. Основные формы деятельности человека и общества. Многообразие видов деятельности. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями и понятие деятельности. Мир мыслей. Мир чувств. Игра, труд, учение. Слагаемые жизненного успеха. Выбор профессии. Выбор жизненного пути.
Глава II. Человек среди людей. (9 часов)
Межличностные отношения. Виды межличностных отношений. Личные и деловые отношения. Виды человеческих групп. Человек в малой группе. Методы поощрения и наказания групп. Выбор групп. Общение. Цели общения. Виды человеческого общения. Общение с разными возрастными группами. Манеры общения. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Конфликты в межличностных отношениях. Как не проиграть в конфликте. Способы решения конфликтов.
Глава III. Нравственные основы жизни. (7 часов)
Добро и зло. Что такое добро. Кого называют добрым. Золотое правило морали. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Что такое смелость и страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Что такое человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Итоговое повторение. (7 часов)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения младшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
«Учащийся 6 класса научится»:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
«Учащийся 6 класса получит возможность научится»:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Последовательность тем (разделов) в предмете, количество часов раздела |
Последовательность уроков в теме (разделе) |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
Дата |
1. |
Глава I. Человек в социальном измерении. (11 часов) |
Урок 1. Человек-личность. |
Индивид, индивидуальность, личность. |
Презентация «Человек-личность» |
|
2. |
Урок 2. Отличие индивида от личности. |
Индивид, индивидуальность, личность. |
|||
3. |
Урок 3. Познай самого себя. |
Познание мира и себя. |
|||
4. |
Урок 4. Самосознание. |
Познание человеком мира и самого себя. |
|||
5. |
Урок 5. Человек и его деятельность. |
Роль деятельности в жизни человека и общества. |
|||
6. |
Урок 6. Основные формы деятельности человека. |
Основные формы деятельности человека и общества. Многообразие видов деятельности. |
|||
7. |
Урок 7. Потребности человека. |
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями и понятие деятельности. |
|||
8. |
Урок 8. Внутренний мир человека. |
Мир мыслей. Мир чувств. |
|||
9. |
Урок 9. На пути к жизненному успеху. |
Игра, труд, учение. Слагаемые жизненного успеха. |
|||
10. |
Урок 10. Выбор жизненного пути. |
Выбор профессии. Выбор жизненного пути. |
|||
11. |
Урок 11. Практическая работа по теме «Человек в социальном измерении». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек в социальном измерении». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
12. |
Глава II. Человек среди людей. (9 часов) |
Урок 1. Межличностные отношения. |
Межличностные отношения. |
||
13. |
Урок 2. Виды межличностных отношений. |
Виды межличностных отношений. Личные и деловые отношения. |
|||
14. |
Урок 3. Человек в группе. |
Виды человеческих групп. Человек в малой группе. |
|||
15. |
Урок 4. Методы поощрения и наказания групп. |
Методы поощрения и наказания групп. Выбор групп. |
|||
16. |
Урок 5. Общение. |
Общение. Цели общения. Виды человеческого общения. |
|||
17. |
Урок 6. Особенности общения с разными возрастными группами людей. |
Общение с разными возрастными группами. Манеры общения. |
|||
18. |
Урок 7. Что такое конфликт? |
Межличностные конфликты и способы их разрешения. |
|||
19. |
Урок 8. Как не проиграть конфликт? |
Конфликты в межличностных отношениях. Как не проиграть в конфликте. Способы решения конфликтов. |
|||
20. |
Урок 9. Практическая работа по теме «Человек среди людей». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек среди людей». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
21. |
Глава III. Нравственные основы жизни. (7 часов) |
Урок 1. Человек славен добрыми делами. |
Добро и зло. Что такое добро. Кого называют добрым. Золотое правило морали. |
||
22. |
Урок 2. Добро и добрые дела. |
Долг. Совесть. Моральная ответственность. |
|||
23. |
Урок 3. Будь смелым. |
Что такое смелость и страх. |
|||
24. |
Урок 4. Смелые поступки человека. |
Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». |
|||
25. |
Урок 5. Человек и человечность. |
Что такое человечность. |
Презентация «Что такое человечность» |
||
26. |
Урок 6. Гуманизм. |
Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам. |
|||
27. |
Урок 7. Практическая работа по теме «Нравственные основы жизни». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Нравственные основы жизни». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
28. |
Итоговое повторение. (7 часов) |
Урок 1. Практическая работа по курсу «Человек и общество». |
Подведение итогов пройденного материала по курсу «Человек и общество». Решение тестовых заданий по пройденному курсу. |
||
29. |
Урок 2. Решение практических задач по курсу «Человек и общество». |
Подведение итогов пройденного материала по курсу «Человек и общество». Решение практических задач по пройденному курсу. |
|||
30. |
Урок 3. Подготовка проектов по теме «Человек в системе общественных отношений». |
Подготовка материала для составления проекта по теме «Человек в системе общественных отношений». |
|||
31. |
Урок 4. Защита проектов по теме «Человек в системе общественных отношений». |
Защита проекта «Человек в системе общественных отношений». Систематизация знаний по пройденному курсу обществознания в 6 классе. |
|||
32. |
Урок 5. Итоговая контрольная работа. |
Контроль и коррекция знаний по темам «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни». |
|||
33. |
Урок 6. Урок-конференция по теме «Человек». |
Повторение и обобщение материала изученных тем. Круглый стол по проблемам, касающихся блока «Человек и общество». |
|||
34. |
Урок 7. Урок-конференция по теме «Общество». |
Итоговое повторение материала по темам, изученным в 6 классе по курсу обществознание. |