Рабочая программа по обж фгос в 10 классе

1
0
Материал опубликован 15 September 2021



«ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»



Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель МО

___________ /Подуруева Л.И./

подпись ФИО

Протокол №__2__

от «25» августа 2021г.



Согласовано

Заместитель руководителя по УВР

_____________/А.А.Запрометова/

подпись ФИО

«30» августа 2021г.




Утверждено

Директор гимназии

___________ /протоиерей Георгий Горлов /

подпись ФИО

Приказ №__1____ от

«30» августа 2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

"Основы безопасности жизнедеятельности"

10 класс


Автор-составитель: Шарова Наталья Владимировна,

учитель основ безопасности жизнедеятельности









Оренбург

2021г.






Оглавление



Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________

Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________

Раздел III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания_________

Приложение ___________________________________________________________________________________

Оценочные материалы__________________________________________________________________________

Методические материалы_______________________________________________________________________























Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 10 класса и разработана на основании следующих документов:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);

ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г.);

положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2019 г.)




Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

знание истории своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета ОБЖ. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере безопасности, умения использовать ценности безопасности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов.

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:


Основы комплексной безопасности

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;

использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;

действовать согласно указанию на дорожных знаках;

пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей

среды;

использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды

для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды; распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;

описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;

опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;

пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;

прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и

при ухудшении экологической обстановки;

распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;

соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за

противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;

применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;

распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.


Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;

приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;

оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;

использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; распознавать симптомы употребления наркотических средств;

описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;

использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;

описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней

террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.


Основы здорового образа жизни

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;

использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;

оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; описывать факторы здорового образа жизни;

объяснять преимущества здорового образа жизни;

объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства; описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека; раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;

использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи; отличать первую помощь от медицинской помощи;

распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;

составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;

комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно- эпидемиологическом благополучия населения;

использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;

классифицировать основные инфекционные болезни;

определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.


Основы обороны государства

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;

характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России; описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;

приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;

раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;

разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ; оперировать основными понятиями в области обороны государства;

раскрывать основы и организацию обороны РФ;

раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны; объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;

описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;

характеризовать историю создания ВС РФ; описывать структуру ВС РФ;

характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи; распознавать символы ВС РФ;

приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина

РФ;


характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе; раскрывать организацию воинского учета;

комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной

службы по призыву, контракту;

описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского

звания;


различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; описывать основание увольнения с военной службы;

раскрывать предназначение запаса;

объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе; раскрывать предназначение мобилизационного резерва;

объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.


Элементы начальной военной подготовки

Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки; оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

выполнять строевые приемы и движение без оружия;

выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении; приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова; выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки; описывать порядок хранения автомата;

различать составляющие патрона; снаряжать магазин патронами;

выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;

описывать явление выстрела и его практическое значение;

объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

выполнять изготовку к стрельбе; производить стрельбу;

объяснять назначение и боевые свойства гранат; различать наступательные и оборонительные гранаты;

описывать устройство ручных осколочных гранат;

выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

объяснять предназначение современного общевойскового боя; характеризовать современный общевойсковой бой;

описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

выполнять приемы «К бою», «Встать»;

объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;

выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

передвигаться по азимутам;

описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);

применять средства индивидуальной защиты;

действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.


Военно-профессиональная деятельность

Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно- учебных заведениях;

использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно- учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Основы комплексной безопасности

Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .


Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.


Основы обороны государства

Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.


Элементы начальной военной подготовки

Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря; определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;

выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;

выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова; описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе; выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами; описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).


Военно-профессиональная деятельность

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно- учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.


Содержание учебного предмета 10 класс

Основы комплексной безопасности


Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.

Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ.

Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них.

Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты.

Предназначение и использование экологических знаков. Безопасность на транспорте.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.

Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.

Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте.

Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля).

Предназначение и использование дорожных знаков.

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.


Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций


Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для

региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности.

Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.

Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств.

Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.


Основы здорового образа жизни


Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье.

Репродуктивное здоровье.

Индивидуальная модель здорового образа жизни.


Правовые основы военной службы

Воинская обязанность.

Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу.

Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба.

Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу.

Воинские должности и звания.

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.


Элементы начальной военной подготовки

Строи и управление ими.

Строевые приемы и движение без оружия.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строи отделения.

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе.

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата

Калашникова.

Устройство патрона.

Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.

Основы и правила стрельбы.

Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты.

Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами. Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата.

Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1).

Действия по сигналам оповещения.

Состав и применение аптечки индивидуальной.

Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.





3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

пп


Наименование разделов, тем


Содержание воспитательного потенциала урока

Кол-во часов

Экологическая безопасность и

охрана окружающей среды.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Входная контрольная работа N1

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Влияние экологической безопасности на национальную

безопасность РФ.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

1

Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей

среды.

Формирование навыков безопасного поведения


1

Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Неблагоприятные районы в месте

проживания и факторы экориска.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


1

Средства индивидуальной защиты.

Формирование навыков безопасного поведения


1

Предназначение и использование

экологических знаков.

Формирование представления о ценности информационного пространства


1

Безопасность на транспорте.

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1

Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на

железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.

Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий


1

Предназначение и

использование

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Виды ответственности за

асоциальное поведение на транспорте.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Правила безопасности дорожного движения части, касающейся

пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового

автомобиля).

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир

1

Предназначение и использование

дорожных знаков.

Формирование представления о ценности информационного пространства


1

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби

Последствия и ответственность.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


1

Основы законодательства Российской Федерации по

организации защиты населения от

опасных и чрезвычайных ситуаций.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир

1

Права, обязанности и ответственностьгражданина в

области организации защиты населения от опасных и

чрезвычайных ситуаций.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Составляющие

государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Формирование ответственного отношения к учению

1

Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и

чрезвычайных ситуаций.

Формирование культуры чтения


1

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации,

возникающие

Формирование ответственного отношения к учению

1

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для

обеспечения личной безопасности.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Средства индивидуальной,

коллективной защиты и приборы индивидуального

дозиметрического контроля.

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Общегосударственная система противодействия

экстремизму, терроризму и наркотизму.

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств

1

Основы

законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму

и наркотизму.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в

Российской Федерации.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде

1

Права и ответственность гражданина в области противодействия

экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств

1

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и

употреблению наркотических

средств.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Правила и рекомендации

безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и

угрозе совершения террористической акции.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде

1

Основы законодательства Российской Федерации в области

формирования здорового образа жизни.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Факторы и привычки, разрушающие

здоровье.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Репродуктивное здоровье.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Индивидуальная модель здорового

образа жизни.

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;


1

Воинская обязанность.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Подготовка граждан к военной

службе.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Организация воинского учета.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Призыв граждан на военную

службу.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


1

Поступление на военную службу по

контракту.

Формирование навыков безопасного поведения


1

Исполнение обязанностей военной

службы.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Альтернативная гражданская

служба.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


1

Срок военной службы для

военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую

службу.

Формирование навыков безопасного поведения


1

Воинские должности и звания.

Формирование представления о ценности информационного пространства


1

Военная форма одежды и знаки

различия военнослужащих ВС РФ.

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1

Увольнение с военной службы.

Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий


1

Запас. Мобилизационный резерв.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Контрольная работа N2

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Строи и управление ими.Строевые приемы и движение без

оружия.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир

1

Выполнение воинского

приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй.

Формирование представления о ценности информационного пространства


1

Подход к начальнику и отход от

него.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.


1

Строи отделения.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир

1

Назначение, боевые свойства и

общее устройство автомата Калашникова.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Работа частей и механизмов автомата Калашникова при

стрельбе.

Формирование ответственного отношения к учению

1

Неполная разборка и сборка

автомата Калашникова для чистки и смазки.

Формирование культуры чтения


1

Хранение автомата Калашникова.

Формирование ответственного отношения к учению

1

Устройство патрона.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности

и при проведении стрельб.

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1

Основы и правила стрельбы.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Ведение огня из автомата

Калашникова.

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств

1

Ручные осколочные гранаты.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Меры безопасности при обращении с ручными

осколочными гранатами.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде

1

Современный общевойсковой бой.

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств

1

Инженерное оборудование позиции

солдата.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Способы передвижения в бою при

действиях в пешем порядке.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде

1

Элементы военной топографии.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Назначение, устройство, комплектность,

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1

Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки

индивидуальной.

Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений


1

Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля

боя

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;


1

Промежуточная аттестация. Контрольная работа N3

Активизация познавательной деятельности учащихся

1

Итого


68










































Приложение

Оценочные материалы

Контрольная работа №1

Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

потеря части продуктов питания, потеря компаса;

несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;

потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств в условиях природной среды;

плохие погодные условия на маршруте движения.

Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, когда командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, возникла непосредственная угроза жизни людей;

направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;

место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

точно неизвестно местонахождение спасателей, и состояние здоровья людей не позволяет преодолеть расстояние до населенного пункта.

Собираясь в поход, вам необходимо подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать?

одежда должна быть свободной и надеваться в несколько слоев;

одежда должна быть из синтетических материалов;

одежда должна быть однотонного цвета или из камуфлированного материала;

одежда должна иметь световозвращающие элементы.

Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища

место должно находиться на берегу реки или другого водоема на уровне воды;

место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;

место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;

недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа.

Выберите самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях:

очистка через фильтр из песка и материи;

очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

кипячение воды;

добавление в воду марганцовки.

Где рекомендуется расположиться в салоне общественного транспорта, если в нем нет свободных мест для сидения?

занять свободное место на передней площадке транспортного средства;

нужно постараться встать в центре прохода, держась руками за поручень или специальные подвески;

расположиться на задней площадке транспортного средства;

не имеет значения, где будет находиться пассажир при отсутствии мест для сидения.

Участник дорожного движения, это:

лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства;

это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и лица, производящие рементные работы на проезжей части;

люди, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства лица, и лица, осуществляющие регулирование дорожного движения;

граждане, передвигающиеся на транспотных средствам и пешем порядке по проезжей части , тротуару и обочине дороги.

Что такое «дорога»?

проезжая часть, тротуары, обочины;

полоса земли для движения транспортных средств и пешеходов;

обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искуственного сооружения;

полоса земли для движения автомобилей, трамваев, троллейбусов, мотоциклов и мопедов.

Где должны двигаться пешеходы?

по тротуарам, велосипедным дорожкам;

по тротуарам,или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам;

по тротуарам,или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по краю проезжей части;

пешеходы могут двигаться там, где удобно, не мешая транспортным средствам.

Как должны двигаться пешеходы по краю проезжей части загородной дороги?

не имеет значения, как следовать;

должны следовать по ходу движения транспортных средств;

выбирать место движения в зависимости от наличия на проезжей части транспотных средств;

должны идти навстречу движению транспортных средств.

Опасное время это время значительного повышения риска для личной безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время и место:

темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают;

сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;

раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке;

вечернее время на остановке общественного транспорта.

Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним заходит незнакомец?

пропустить незнакомца вперёд, под любым предлогом задержаться у подъезда;

не следует обращать на постороннего человека внимания;

завязать с незнакомцем беседу и попытаться выяснить, в какую квартиру он следует;

войдя в подъезд, побежать наверх.

Каким из нижеперечисленных правил рекомендуется воспользоваться при возвращении домой в вечернее время с тренировки или дополнительных занятий?

пойду кратчайшим путем, пролегающим через дворы;

буду идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;

воспользуюсь попутным транспортом;

пойду по тропинке, пролегающей через лесопарк.

Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится компания молодежи. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли бы посоветовать девушке:

спокойно подниматься домой, но при этом проявлять осторожность;

ждать, пока они уйдут;

дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры, либо позвонить родителям, чтобы встретили;

дойти до молодежной компании, может среди них окажутся знакомые юноши или девушки, завести с ними непринужденный разговор.

Вам часто приходится пользоваться услугами общественного транспорта. Что не рекомендуется делать при пользовании общественным транспортом?

при отсутствии мест для сидения стоять в центральном проходе;

садиться в пустом автобусе (трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и т. д.) на сиденье близко к водителю;

ожидать транспорт на остановке в плохо освещенном месте;

стоять справа лицом по направлению движения при нахождении на эскалаторе метрополитена.



ТЕСТ №2

На решение какой главной задачи направлена деятельность человека при вынужденной автономии?

на возвращение к людям и привычной жизни;

на получение новых острых ощущений;

организацию активного отдыха на природе;

достижение новых спортивных достижений в ориентировании на местности.

Что запрещается делать при разведении костра?

использовать для разведения костра сухостой;

разводить костер на торфяных болотах;

использовать для разведения костра сухую траву;

оставлять дежурить у костра менее 3-х человек.

Для выбора конечной точки маршрута однодневного турпохода на природу необходимо руководствоваться тремя основными критериями. Среди приведенных ответов найдите ошибку:

участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала;

расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону;

расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее одного часа;

конечная точка путешествия должна быть расположена недалеко от автомобильной дороги.

Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить?

пить часто, но по одному глотку;

беречь воду и пить по одной чашке в день;

пить только при сильной жажде, промочить рот и выпить один – два глотка;

утолить жажду, выпив половину имеющейся воды.

Во время движения группы в грозу рядом ударила молния, один человек упал. При осмотре вы заметили на его теле обширные красные полосы и явное отсутствие признаков жизни. Каковы ваши действия?

немедленно сделать пострадавшему искусственное дыхание;

закопать его по шею в землю для отвода электрического тока;

растереть спиртом пораженные участки тела;

не трогать пострадавшего, пока он сам не придет в сознание.

Что рекомендуется иметь при себе пешеходам при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости?

включенный фонарь зеленого цвета;

фонарь синего цвета;

предметы со свеетовозвращающими элементами;

электрический фонарь желтого цвета.

Как пешеходы должны переходить дорогу при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка?

когда на дороге нет машин и бегом;

под любым углом к краю проезжей части;

где дорога хорошо просматривается хотя бы в одну сторону;

под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, гед она хорошо просматривается в обе стороны.

Что не запрещается пассажирам?

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

посадка в транспортное средство только после его полной остановки через передние двери;

открывать двери транспортного средства во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять и сидеть на бортах.

Чем должен быть оборудовании велосипед при движении на дорогах в темное время суток?

спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади световозвращателем и фонарем красного цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета;

спереди фонарем (фарой) красного цвета, сзади световозвращателем и фонарем белого цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета;

спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади световозвращателем красного цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или белого цвета;

спереди световозвращателем белого цвета, сзади световозвращателем и фонарем красного цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета;

С какой скоростью разрешается движение транспотных средств в населенных пунктах, в жилых зонах и на дворовых территориях?

в населенных пунктах не более 40 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 30 км/ч;

в населенных пунктах не более 50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 10 км/ч;

в населенных пунктах не более 50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 15 км/ч;

в населенных пунктах не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Вы собрались вместе с родителями в торговый гипермаркет для закупки необходимых школьных принадлежностей и других товаров для дома, имея при себе крупную сумму денег. Как вы поступите с денежными средствами?

все купюры положите в один наружный карман папиной куртки;

сложите в один мамин кошелек, кошелек нужно положить в сумочку;

разложите купюры по разным местам, но не в наружные карманы;

все купюры положите в один внутренний карман и застегнете его булавкой.

Вы заметили, что напротив вашего дома группа подростков громко шумят, совершают хулиганские действия. Как вы намерены поступить из предложенных вариантов ответа?

выйдете на улицу и постараетесь задержать хулиганов;

вызовете полицию, до прибытия полиции не станете выходить на улицу и попытаетесь запомнить приметы молодых людей;

будете просто наблюдать за действиями группы подростков;

позовете на помощь соседей, вместе с ними выйдете на улицу и постараетесь пресечь действия хулиганов.

Вы пришли домой и заметили, что входная дверь распахнута, замок на входной двери сломан. На ваш вопрос «Есть кто дома?» ответа нет. Как вы поступите?

войдёте в квартиру, осмотрите все комнаты и позвоните родителям;

войдете в квартиру, осмотрите ее и установите, какие вещи исчезли, о чем сообщите в полицию;

не будете входить в квартиру, а вызовете полицию по телефону от соседей или по мобильному телефону, попросите соседей побыть вместе с вами;

войдете в квартиру и сразу позвоните в полицию по телефону «02».

Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу?

вести себя как обычно, быть ближе к тем, с кем общаешься;

не проявлять излишней тревоги и беспокойства;

приготовить мобильный телефон;

заранее наметить пути возможного отхода.

Какое из перечисленных правил по защите жилища относится к информационной безопасности?

уходя из квартиры, оставляйте включенными радиоприемник, или свет на кухне, уезжая с родителями на дачу, попросите соседей забирать почту из ящика, холодильник оставить включенным;

врежьте в дверь два замка, глазок и цепочку, уходя, запирайте все окна, форточки, балкон и все замки; не оставляйте ключи в укромных местах;

если в дверь позвонили, посмотрите в глазок; незнакомым не открывать дверь, дверная цепочка позволит вам принять телеграмму или проверить служебное удостоверение пришедшего;

на время отсутствия написать записку, что дома никого нет, указать в ней номер телефона для связи и вставить ее в дверь.

11 кл.



Контрольная работа N2


Потенциально-опасным объектом называют:

А) Особо охраняемый объект

Б). Предприятие, на котором возможны хищения опасных веществ. В). Предприятие, на котором возможны аварийные ситуации.

Услышав сигнал «Внимание всем!» необходимо: А. Спуститься в подвал.

Б. Позвонить всем знакомым и предупредить об опасности. В. Включить радио или ТВ, прослушать рекомендации.

Дополните фразу:» Радио- и телевизионные приёмники необходимо включить на местной программе передач и прослушать сообщение органов «ГОЧС» после сигнала:

(выберите правильный ответ):

А) внимание всем б) SOS

в) говорит МЧС

Г) говорит Архангельск

Установите соответствие между группой средств индивидуальной защиты и их разновидностью (ответ представьте цифрой с буквой, например, …2В…)

средства индивидуальной защиты органов дыхания 2.средства индивидуальной защиты кожи

А) общевойсковой защитный комплект Б) противогаз

В) производственная одежда Г) ватно-марлевая повязка

Д) противопыльная тканевая маска

Е) повседневная одежда, при необходимости пропитанная специальными растворами Ж) респиратор

З) Легкий защитный костюм Л-1 И) аптечка индивидуальная АИ-2

Из перечисленных веществ выбрать наиболее распространенные АХОВ: А) перекись водорода

Б) хлор

В) соляная кислота Г) аммиак

Д) карбонат натрия Е) сероуглерод

Объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений АХОВ называется…

А) радиационно опасным объектом

Б) гидродинамическим опасным объектом В) технически опасным объектом

Г) ядерным объектом

Д) химически опасным объектом

Поражающими факторами АХОВ являются:

А) ударная волна

б) пожары и взрывы

в) токсическое воздействие на организм человека и животного г) стихийные бедствия

д) заражение местности, воздуха, водоёмов

Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или

выбросом аварийно химически опасного вещества, способная привести к гибели или химическому заражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, заражению окружающей среды называется…

А) гидродинамическая авария Б) радиационная авария

В) катастрофой

Г) химическая авария

Территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений называется…

А) зоной поражения АХОВ Б) очагом поражения АХОВ

В) радиусом поражения АХОВ

Свойства ртути: А) жидкий металл

Б) газообразное вещество, тяжелее воздуха В) бесцветный газ без запаха



Признаки поражения парами ртути:

А) раздражение слизистых оболочек глаз, рвота, головокружение Б) повышенная утомляемость, слабость, сонливость, головная боль. В) резь в глазах, слезотечение, раздражительность, кашель.

Средства защиты при разливе ртути:

А) ватно-марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды

Б) ватно-марлевая повязка, смоченная 5% раствором лимонной кислоты В) ГП-5, ГП-7,ПДФ-2 (ДШ)

Г) полоскание рта 0,25% раствором марганцовки, чистка зубов

С какой целью руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристской группы в поисково-спасательную службу (ПСС)?

А)Для того, чтобы ППС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте

Б) Для того, чтобы ППС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, указанных в маршруте

В) Для того, чтобы ППС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае создания экстремальной ситуации оперативно оказать ей помощь

Г) Для того, чтобы ППС выделила группе рацию для связи во время прохождения маршрута

Определить стороны света на местности можно по ... А)... собственной тени

Б)... направлению полета птиц

В)... направлению течения реки (ручья) Г)... направлению троп

Главной задачей при подготовке и проведении туристического похода является ... А) ... обеспечение безопасности

Б)... полное прохождение маршрута В)... выполнение целей и задач похода Г)... организация питания

Наиболее удобной обувью для туристического похода являются ... А)... сапоги резиновые

Б)... сапоги кирзовые

В)... ботинки туристические Г)... кроссовки

Определить стороны света, находясь в лесу в безоблачную ночь, можно по ... А)... луне

Б)... Полярной звезде В)... часам

Г)... собственной тени

Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время, называются ...

А) ... радиационные укрытия Б)... убежища

В)... блиндажи

Г)... специальные подвалы

Назовите наиболее подходящее место для установки палатки. А) Под деревом

Б)В кустарнике В) В низине

Г) На возвышенном участке

Установите соответствие между степенью опасности природного явления и его видов

(ответ представьте цифрой с буквой, например, 2в)

обычные природные явления… 2. опасные природные явления…

А) землетрясения

Д) оползни

И) ураганы

Б) цунами

Е) лесные пожары

К) иней

В) наводнения

Ж) дождь


Г) туман

З)снежные лавины



Вы в школе. Идёт урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный по школе и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении.

Определите ваши дальнейшие действия и укажите их последовательность: А) отключить электричество

Б) забить окна

В) попытаться быстро покинуть здание школы и пойти домой Г) эвакуироваться вместе с классом из здания школы

Д) занять место вдали от зданий и линий электропередач

Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Какие из перечисленных действий необходимы? Укажите их последовательность:

А) быстро перемещаться на ближайшее возвышенное место Б) оставаться на месте до схода воды

В). подавать сигналы бедствия белым или цветным полотнищем в дневное время, световые – в ночное

Вы – в лесу, где возник пожар. Определите очередность действий: А)быстро выходить из леса в наветренную сторону

Б) определить направление распространения огня

В) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место Г) определить направление ветра

Эвакуация - это..

А) вывод населения из зоны ЧС

Б) вывод населения из очага поражения или из зоны ЧС

В) организованный вывод (вывоз) населения. Не занятого в производстве (в том числе учащихся), из городов в загородную зону

25 Повреждение тканей тела человека, возникшее при повышении их температуры свыше 50°C, называется ...

А)... тепловым ударом Б)... солнечный ударом В)... ожогом

Г)... химическим ожогом

Как называется смещение костей относительно друг друга в области сустава? А) Сдавливание

Б) Вывих В) Перелом

Г) Открытый перелом


Противорадиационное укрытие предназначено для защиты людей от ...

А)... радиоактивного заражения Б)... сильнодействующих отравляющих веществ В)... ударной волны

В солнечный полдень тень указывает на:

А) Юг

Б) Север В) Запад Г) Восток

Перечислить способы ориентирования на местности: А)

Б)

В)

Г)

Аммиак это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов; в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.


Вы находились на улице не далеко от дома. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащие в ней указания;

в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.


Хлор это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.


При оповещении об аварии на радиационной опасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:

а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;

б) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;

в) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.


Ядерное оружие – это:

А) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землёй (под водой)

Б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения в результате возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающего ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи

В) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии

Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

А) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра облако, изменение состава атмосферного воздуха

Б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорания веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах.

Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:

а) «Внимание! Опасность!»; б) «Внимание всем!»;

в) «Тревога».

К коллективным средствам защиты относятся: а) убежища и противорадиационные укрытия;

б) противогазы и респираторы;

в) средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия.

Лед применяется при оказании первой помощи пострадавшим при… А). ожогах

Б). кровотечениях В). Переломах

При ожоге используют…

А) синтомициновую и стрептоцидовую эмульсию Б) синтомициновую и стрептоцидовую мазь

В) эритромициновую присыпку

Временным и вспомогательным способом остановки кровотечений является… А). давящая повязка

Б). закрутка

В). способ прижатия сосудов

Кровоостанавливающий жгут накладывается А). в любом месте кровоточащей конечности

Б). 5-7 см выше раны В). 5-7 см ниже раны

Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении? а. положить на живот горячую грелку;

б. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок; в. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;

г. дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом;

Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?

а. дать обезболивающие средство; б. вызвать «скорую помощь»;

в. промыть пострадавшему желудок;

г. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.

Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения? а. кровь спокойно вытекает из раны;

б. кровь фонтанирует из раны; в. кровь ярко-красного цвета; г. кровь тёмно-красного цвета; д. слабость.

Как правильно наложить давящую повязку?

а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой; б. обработать края раны вазелином или кремом;

в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;

г. наложить повязку.

Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах? а. вправить вышедшие наружу кости;

б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;

в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.

Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах? а. провести иммобилизацию места перелома;

б. устранить искривление конечности;

в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство; г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

При каких случаях пострадавшего укладывают с приподнятыми ногами, расстегивают ворот, протирают лицо холодной водой, дают нюхать нашатырь?

а) отравление; б) утопление; в) обморок;

г) открытая черепно-мозговая травма.

В каком возрасте призываются мужчины на военную службу в Российскую армию?

а) от 16 до 18 лет; б) от 18 до 27лет; в) от 28 до 32 лет;

г) от 33 до 35 лет.

В какие сроки осуществляется призыв граждан России на действительную военную службу?

а) с 1октября по 31 декабря; б) с 1 января по 31 марта;

в) с 1 апреля по 15 июля; г) в любые сроки.

Перечислите виды Вооруженных Сил Российской Федерации.

А)

б)

в)

Сколько патронов снаряжают в магазин АК-47 А) 25

Б) 30

В) 28

Как называются люди, находящиеся на военной службе? А) гражданами

Б) военнообязанными В) призывниками

Г) военнослужащими

Каким может быть решение комиссии по воинскому учёту для гражданина РФ по отношению к военной службе?

А) «А» - годен к военной службе; «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями

Б) «А,Б» - не вполне годен к военной службе

В) «В»- ограниченно годен к военной к военной службе Г) «Д» - не годен к военной службе

Значение цветов флага Российской Федерации?

Белый- Синий Красный

Дата утверждения флага Российской Федерации А) 1991

Б) 1993

В) 1998

Г) 2000

Что изображено на Гербе Российской Федерации?

t1631717490aa.gif


Авторы Гимна Российской Федерации?

t1631717490aa.gif


Написать слова 2 куплета Гимна РФ

t1631717490aa.gif



Ключи

В

- В

А

1БГДЖ 2АВЕЗИК

БГЕ

Д

А Б В Д

Г

Б

А

Б

Г

В

А

А

В

Б

Б

Г

1ГЖК 2АБВДЕЗИ

АГД

ВАД

ГБВА

В

В

Б

А

Б

компас, местные признаки, небесные светила, часы 30-В

Б

В

В

В

Б

Б

А

Б

В

А

Б

БВГ

БВГ

АГ

АВГ

БВГ

АВГ

В

Б

АВ

Сухопутные войска, ВВС, ВМФ

Б

Г

А

Белый - благородство, мир, чистота, совершенство Синий - вера, верность, постоянство

Красный– любовь, энергия, сила, мужество, кровь, пролитая за Отечество, смелость 56 – 25 декабря 2000г

57-Двуглавый орёл с короной посередине, у одного – скипетр, у другого-держава.

В центре – Святой Георгий Первозванный убивает черного змея.

58.Музыка – А.Александрова, слова – С.Михалкова 59 – От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!


Контрольная работа N3

Вариант 1

С какой целью создана РСЧС? Выберите правильный ответ.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

Объединение усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Совершенствование подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для чего создаются территориальные подсистемы РСЧС? Выберите правильный ответ.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в жилых и нежилых зданиях.

Для локализации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий.

На каких уровнях действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

Объектовый, производственный, местный.

Федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый.

Поселковый, районный, региональный.

Территориальный, республиканский.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:

региональном уровне;

федеральном уровне;

муниципальном уровне;

территориальном уровне.

Органом повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне является (-ются):

информационный центр органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

центры управления в кризисных ситуациях;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов);

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

ОТВЕТЫ



Номер вопроса

1

2

3

4

5

Правильный ответ

3

4

2

3

4



Вариант 2

В каких режимах могут функционировать органы управления и силы РСЧС?

В режиме постоянной готовности и повседневной деятельности.

В режиме готовности к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В режимах готовности к оповещению населения и проведения аварийно-спасательных работ.

В режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

Что не является основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности? Найдите в приведённых ответах ошибку.

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

С какой целью федеральными органами исполнительной власти созданы функциональные подсистемы РСЧС?

Организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления.

Укажите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности».

Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».

Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

Определите, какой нормативно-правовой акт закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».

Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

ОТВЕТЫ

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Правильный ответ

4

2

1

3

3








Методические рекомендации.






Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя [8]. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.

Учитель ОБЖ может использовать ресурсы Интернета следующим образом:

Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег;

Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования;

Получение информации о новейших педагогических технологиях;

Использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети;

Разработка собственных материалов и публикация их в Сети;

Тестирование школьников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;

Знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;

Участие в заочных конференциях и конкурсах;

Создание собственного сайта преподавателя ОБЖ;

Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.

К проблемам, которые возникают при использовании Интернета можно отнести следующие [9]:

Возникновение информационной перегрузки, вызванную обилием источников информации и невозможностью охватить ее сколько-нибудь значительную часть;

Беспорядочное расположение информации;

Сложный процесс поиска информации;

Бесконтрольный доступ к антигуманной информации;

Наличие проблем информационной безопасности.

При работе в Интернете надо постоянно помнить о вирусах, способных нанести большой ущерб компьютеру. Вирусы могут принести ущерб не только файлам, хранящемся на компьютере, но и самому компьютеру. Для сохранения данных на компьютере необходимо выполнять следующие правила:

Установить на компьютер антивирусное программное обеспечение. Такая программа должна постоянно находиться в памяти и сканировать все копируемые и открываемые файлы в поиске вируса.

Периодически обновлять антивирусную базу.

Регулярно проводить полную антивирусную проверку компьютера.

Эти правила надо соблюдать с первых дней работы в Сети. Бесплатный антивирус Dr.WebCureIt можно скачать с сайта http: // www.freedweb.com. Бесплатный антивирус Avast! можно найти на http: // www.biblprog.org.ua или http: // www.avast.com. Именно этим антивирусным программам отдают предпочтение многие пользователи при работе с Сетью.

Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы:

http: // www.yandex.ru – Яндекс;

http: // www.rambler.ru – Rambler;

http: // www.google.com – Google;

http: // www.aport.ru – Апорт.

В специальном поле ввода поисковой системы вводят ключевое слово или несколько слов. Различные поисковые системы при вводе одних и тех же ключевых слов могут давать разные результаты поиска.

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;

http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ






















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.