ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса средней школы №21 г. Ярославля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Структурно программа состоит из 2 разделов и 10 тем.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом сообществе Национальные интересы России в современном мире Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности |
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация ЧС, основные причины увеличения их числа.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военная угроза национальной безопасности России
Международный терроризм – угроза национальной безопасности
4.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи решаемые РСЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения о ЧС. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Рассредоточение персонала объектов экономики.
Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации Виды террористических акций, их цели и способы осуществления Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом Система борьбы с терроризмом Правила поведения при угрозе террористических актов Государственная политика противодействия наркотизму Профилактика наркомании |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
7. Основы здорового образа жизни.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения. (ВОЗ)
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие и ВИЧ – инфекции и СПИДе.
9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Права и обязанности родителей.
Семья и здоровый образ жизни молодежи. Права несовершеннолетних детей.
10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
- учебника для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Т.Смирнова, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», издательство «Просвещение», 2013, г. Москва;
- книга для учителя «методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», Москва;
-демонстрационных фильмов имеющихся в кабинете «Основ безопасности жизнедеятельности»
В результате изучения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе ученик должен
Знать:
Основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности.
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию
Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации
Рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Приемы и правила оказания первой медицинской помощи
Уметь:
Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья
Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивость к вредным привычкам
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим
Тематический план по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» (9 класс)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Раздел |
Тема |
Из них практич.зан. |
||||
I. |
Основы безопасности личности, общества и государства |
20 |
3 |
|||
1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
||||
2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России. |
3 |
||||
3 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера |
2 |
||||
4 |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. |
3 |
1 |
|||
5 |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. |
3 |
1 |
|||
6 |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
5 |
1 |
|||
II. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
14 |
6 |
|||
7 |
Основы здорового образа жизни. |
3 |
2 |
|||
8 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
||||
9 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. |
4 |
1 (к\р) |
|||
10 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
4 |
3 |
|||
Итого |
34 |
34 |
9 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 КЛАСС
& |
Наименование разделов и темы |
Кол-во часов |
Практич. занятия |
Дата проведения |
|||||
9А |
9Б |
9В |
|||||||
Основы безопасности личности, общества и государства (20 часов) Национальная безопасность России в современном мире (4 часа) |
|||||||||
1.1 |
Россия в мировом сообществе |
1 |
|||||||
1.2 |
Национальные интересы России в современном мире |
1 |
|||||||
1.3 |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России |
1 |
|||||||
1.4 |
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности |
1 |
|||||||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России (3 часа) |
|||||||||
2.1 |
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация ЧС, основные причины увеличения их числа. |
1 |
|||||||
2.2 |
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. |
1 |
|||||||
2.3 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. |
1 |
|||||||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера (2 часа) |
|||||||||
3.1 |
Военная угроза национальной безопасности России |
1 |
|||||||
3.2 |
Международный терроризм – угроза национальной безопасности |
1 |
|||||||
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа) |
|||||||||
4.1 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи решаемые РСЧС. |
1 |
|||||||
4.2 |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
1 |
1 |
||||||
4.3 |
МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. |
1 |
|||||||
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (3 часа) |
|||||||||
5.1-5.3 |
Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения от ЧС. Оповещение населения о ЧС. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. |
1 |
|||||||
5.4 |
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Рассредоточение персонала объектов экономики. |
1 |
1 |
||||||
5.5 |
Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
1 |
|||||||
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (5 часов) |
|||||||||
6.1 |
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления |
1 |
|||||||
6.2 |
Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом |
1 |
|||||||
6.3 |
Система борьбы с терроризмом |
1 |
|||||||
6.4 |
Правила поведения при угрозе террористических актов |
1 |
1 |
||||||
6.5 |
Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании |
1 |
|||||||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 часов) Основы здорового образа жизни (3 часа) |
|||||||||
7.1 |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. |
1 |
1 |
||||||
7.2 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
1 |
1 |
||||||
7.3 |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. |
1 |
|||||||
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа) |
|||||||||
8.1 |
Ранние половые связи и их последствия. |
1 |
|||||||
8.2 |
Инфекции, передаваемые половым путем. |
1 |
|||||||
8.3 |
Понятие и ВИЧ – инфекции и СПИДе. |
1 |
|||||||
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часов) |
|||||||||
9.1 |
Брак и семья. Права и обязанности родителей |
1 |
|||||||
9.2 |
Семья и здоровый образ жизни молодежи. |
1 |
|||||||
9.3 |
Основы семейного законодательства. Права несовершеннолетних детей |
1 |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
|||||||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) |
|||||||||
10.1 |
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. |
1 |
|||||||
10.1 |
Первая медицинская помощь при ушибах, переломах, растяжениях |
1 |
1 |
||||||
10.2 |
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ |
1 |
1 |
||||||
10.2 |
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ |
1 |
1 |
||||||
Итого: 34 часа (8 практических \ 1 контрольная работа) |