Рабочая программ по ОБЖ, 10 класс

0
0
Материал опубликован 3 November 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Специализированная школа №19 с углубленным изучением английского языка»

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО Директор МБОУ СШ №19

руководитель ШМО ________________________

___________________ от ______________20____г.

Протокол №_____

«___»_________20____г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


 

Керчь, 2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 - А КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет основы безопасности жизнедеятельности через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Ц е л и.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и антиобщественному поведению.

Место предмета в учебном плане.

Учебный план школы предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет регионального компонента в 11 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов и реализуется в МБОУ СШ № 19 в 11а, 11б классах на базовом уровне, по 1 часу в неделю.

Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.

Статус документа.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности (издательство «Дрофа», автор Э.Д.Днепров, 2008 г.) и разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации для среднего полного образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

- умение вносить определённые коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

- умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

- умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

- умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооружённой защите Российской Федерации;

- умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.

Сроки реализации программы.

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом своих возможностей и потребностей.

Структура программы.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета учащиеся формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения, изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

- учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

- интегративность (проблематика курса основы безопасности жизнедеятельности охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;

- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Личностными результатами обучения являются:

- неприятие терроризма и экстремизма;

- усвоение правил поведения при угрозе террористического акта;

- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Результаты обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Тематический план программы

 

раздела, темы

Наименование раздела, темы

Количество часов

Раздел 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10

Тема 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10

Раздел 2

Основы обороны государства и воинская обязанность

25

Тема 2

Воинская обязанность

18

Тема 3

Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил

5

Тема 4

Военно-профессиональная ориентация

1

ИТОГО:

34

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья ( 10 ч).

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Инфекции, передаваемые половым путем. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Основы обороны государства и воинская обязанность (25 ч).

Тема 2. Воинская обязанность. (18ч)

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Статус военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Тема 3. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил. (5ч)

Дни воинской славы России – Дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Тема 4. Военно-профессиональная ориентация. (1ч)

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс

Название раздела

Название модуля

урока

Тема урока

Стр.

учеб-

ника

Вид контроля

РАЗДЕЛ 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10 часов

Тема 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10 часов

1

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

   

2

Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре

   

3

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года

   

4

Нравственность и здоровье

   

5

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

   

6

Инфекции, передаваемые половым путем

   

7

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

   

8

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях

   

9

Первая медицинская помощь при остановке сердца

   

10

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

   

РАЗДЕЛ 2

Основы обороны государства и воинская обязанность 25 часов

Тема 2

Воинская обязанность

18 часов

11

Основные понятия о воинской обязанности

   

12

Организация воинского учета

   

13

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

   

14

Обязанности граждан по воинскому учету

   

15

Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учет

   

16

Обязательная подготовка граждан к военной службе

   

17

Добровольная подготовка граждан к военной службе

   

18

Правовые основы военной службы

   

19

Призыв на военную службу

   

20

Особенности прохождения военной службы по призыву

   

21

Прохождение военной службы по контракту

   

22

Альтернативная гражданская служба

   

23

Статус военнослужащих

   

24

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих

   

25

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам граждан

   

26

Воинская дисциплина, ее сущность и значение

   

27

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву

Дисц. устав

 

28

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, самовольное оставление службы, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими)

   

Тема 3.

Воинские символы и боевые традиции российских вооруженных сил

(5 часов)

29

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

   

30

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части

   

31

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и повседневной деятельности

   

32

Ритуал приведения к военной присяге

   

33

Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Вручение личному составу вооружения и боевой техники

   
 

Тема 4.

Военно-профессиональная ориентация.

1 час

34

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

   


 

Комментарии
Комментариев пока нет.