Рабочая программа по обж фгос в 11 классе
«ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ /Подуруева Л.И./ подпись ФИО Протокол №__2__ от «25» августа 2021г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР _____________/А.А.Запрометова/ подпись ФИО «30» августа 2021г. | Утверждено Директор гимназии ___________ /протоиерей Георгий Горлов / подпись ФИО Приказ №__1____ от «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Основы безопасности жизнедеятельности"
11 класс
Автор-составитель: Шарова Наталья Владимировна,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Оренбург
2021г.
Оглавление
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________
Раздел III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания_________
Приложение ___________________________________________________________________________________
Оценочные материалы__________________________________________________________________________
Методические материалы_______________________________________________________________________
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 11 класса и разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г.);
положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2019 г.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружа- ющей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте- ресы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де- лать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Содержание тем учебного курса
I. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности-10ч. ТБ. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Наркотики.
Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
ПМП; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
ПМП; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая медицинская помощь при ранениях.
Первая медицинская помощь при переломах, кровотечениях.
Первая медицинская помощь при переломах, кровотечениях. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при переломах.
II. Государственная система обеспечения безопасности населения-2 ч. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Правила безопасного поведения человека при угрозе тер. акта и захвате в качестве заложника.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
III. Основы обороны государства и воинская обязанность – 22 ч. Вооруженные Силы РФ - основа обороны государства.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы ВС РФ.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы ВС РФ
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Основные понятия о воинской обязанности.
Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение.
Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование.
Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Обязательная подготовка к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности.
Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Правовые основы военной службы.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Правовые основы военной службы.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Статус военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части, нарушение порядка прохождения военной службы.).
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в вооруженных силах российской федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в вооруженных силах российской федерации. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Общие обязанности и права военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Государственная и военная символика РФ, традиции и ритуалы ВС РФ. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.
Государственная и военная символика РФ, традиции и ритуалы ВС РФ. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Призыв на военную службу.
Призыв на военную службу. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.
Порядок и особенности прохождения военной службы по контракту
Порядок и особенности прохождения военной службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба
Альтернативная гражданская служба. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Итоговая контрольная работа
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№пп | Наименование разделов, тем | Содержание воспитательного потенциала урока | Кол-во часов |
| Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Т.Б. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Входная контрольная работа N1 | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | Формирование навыков безопасного поведения | 1 |
| Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Первая медицинская помощь; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Первая медицинская помощь; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.Первая медицинская помощь при остановке сердца. | Формирование навыков безопасного поведения | 1 |
| Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая медицинская помощь при ранениях. | Формирование представления о ценности информационного пространства | 1 |
| Первая медицинская помощь при переломах, кровотечениях. Первая медицинская помощь при травмах. | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов | 1 |
| Первая медицинская помощь при переломах. Первая медицинская помощь при травмах. | Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий | 1 |
| Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир | 1 |
| Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. | Формирование представления о ценности информационного пространства | 1 |
| Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Основные понятия о воинской обязанности. | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир | 1 |
| Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет | Формирование ответственного отношения к учению | 1 |
| .Обязательная подготовка к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. | Формирование культуры чтения | 1 |
| Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. | Формирование ответственного отношения к учению | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Правовые основы военной службы. | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Правовые основы военной службы. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Контрольная работа N2 | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву.Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части, нарушение порядка прохождения военной службы | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. | Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде | 1 |
| Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в вооруженных силах российской федерации. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств | 1 |
| Общие обязанности и права военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. | Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде | 1 |
| Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Призыв на военную службу. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Альтернативная гражданская служба. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; | 1 |
| Промежуточный контроль. Контрольная работа N 3 | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Итого | | 34 |
Приложение
Оценочные материалы
Контрольная работа №1
Вариант 1
Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами, – это:
эстетика;
этика;
нравственность;
культура.
Укажите одно из главных направлений нравственного поведения человека, которые обеспечивают непрерывную смену поколений.
Вежливое отношение к окружающим.
Духовные и физические качества.
Способность критически оценивать своё поведение.
Безопасное поведение в автономных условиях.
Выберите из предложенных наиболее полное определение понятия «семья».
Группа людей, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
Основанная на кровном родстве малая группа людей, скреплённая отношениями уважения и любви.
Это группа людей, связанных барком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
Группа людей, проживающих совместно, имеющих детей, в которой главную роль играет мужчина.
Выберите из предложенных наиболее важные факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.
Интеллектуальная и психологическая совместимость супругов.
Идеологические и физиологические факторы.
Единство эмоциональных и познавательных процессов.
Схожесть потребностей и интересов супругов.
Чем определяется культурный фактор в создании гармонии совместной семейной жизни?
Потребность в регулярном чтении приключенческой литературы.
Поддержание чистоты и порядка в местах массового проживания людей.
Соблюдение правил дорожного движения.
Интеллектуальные и культурные запросы супругов.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Вариант 2
Какая задача семьи из перечисленных является важнейшей?
Поддержание здоровых морально-нравственных взаимоотношений.
Правильное создание и использование материальной базы семьи.
Постоянное повышение своего образовательного уровня.
Рождение и воспитание детей, развитие их духовных и физических качеств.
Из приведённых ниже факторов выберите тот (те), который(-е) оказывает(-ют) отрицательное воздействие на прочность молодой семьи.
Ранний возраст вступающих в брак.
Ранее начало активной половой жизни.
Наличие вредных привычек у одного из родителей.
Все предложенные варианты верны.
Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости:
врождённые качества супругов в совместных парах должны быть контрастными, а приобретённые качества – подобными, схожими;
оба супруга должны быть властными, активными, резкими по характеру;
оба супруга должны быть спокойными, уравновешенными, не проявлять эмоциональных переживаний;
супруг(-а) должен(-на) спокойно воспринимать успехи и неудачи своего спутника жизни.
Что следует понимать под нравственностью человека?
Сильная воля, характер, достаточно высокое мнение о себе.
Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.
Хорошее трудолюбие, стремление к одиночеству, способность переносить нервные расстройства.
Чувство самоконтроля, способность ярко выражать свои переживания, хорошо развитый инстинкт самосохранения.
Будучи сложным общественным образованием, мораль (нравственность) включает в себя три основных компонента:
моральную деятельность, самокритичность, правильное поведение в обществе;
соблюдение мер безопасности, моральные отношения, культуру поведения;
соблюдение принципов общения между людьми, моральное сознание, соблюдение правил личной гигиены;
моральную деятельность с точки зрения её содержания и мотивации; моральные отношения, регулирующие эту деятельность; моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 |
Контрольная работа №2
Вариант 1
Какое отрицательное воздействие вирус ВИЧ оказывает на организм человека?
Поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией, способной поражать клетки головного мозга, вызывая серьёзные неврологические расстройства.
Поражает центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и кровеносную систему человека.
Вызывает раковые заболевания различных органов, поражает внутренние органы: лёгкие, печень, селезёнку, поджелудочную железу, лимфатическую систему.
Поражает костно-мышечную систему человека, нарушает координацию движений и сон человека, ухудшает аппетит.
К болезням, передаваемым половым путём, относятся следующие:
Сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, генитальный герпес.
Вирусный гепатит, чесотка, дизентерия, туляремия, сибирская язва.
Токсикоинфекция, корь, натуральная оспа, столбняк, бешенство.
Сибирская язва, кровяные инфекции, заболевания центральной нервной системы.
Первым признаком какого заболевания, передающегося половым путём, является появление пузырьковых высыпаний на коже?
ВИЧ-инфекция.
Микроплазмоз.
Гепатит B.
Генитальный герпес.
Течение венерической болезни сифилиса делится на несколько периодов. Назовите их.
Начальный период внедрения и размножения микробов – 1-2 недели, второй период лечения заболевания – 5-6 месяцев.
Инкубационный период – 3-4 дня, период активной болезни – 3-4 месяца, период выздоровления.
Период проникновения возбудителя болезни в организм, период размножения микробов, период лечения и выздоровления.
Первичный период начинается с появления твёрдого шанкра и длится 1,5-2 месяца, вторичный период продолжается 3-4 года и начинается с появления сыпи, третичный период (поражаются кости, кровеносные сосуды, спинной и головной мозг) длится 10-20 лет и заканчивается параличом и слабоумием.
Заражение венерической болезнью предусматривает:
наложение дисциплинарного наказания;
наказание в виде мер гражданско-правовой ответственности;
уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до восьми лет;
наказание в виде мер административного взыскания и принудительного лечения.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 |
Вариант 2
Выберите из приведённых ниже ответов возможные пути передачи болезни СПИД.
Через пищу, которая была приготовлена инфицированным человеком.
При пользовании общественным туалетом и общественным бассейном.
Через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты, при переливании инфицированной крови, при половом контакте с инфицированным человеком.
При нахождении в непосредственной близости от инфицированных людей, через кровососущих насекомых.
Признаком какого заболевания, передающегося половым путём, является появление красноты вокруг наружного отверстия мочеиспускательного канала у мужчин, небольшая отёчность, которая сопровождается жжением и зудом, резью при мочеиспускании?
Гарднереллез.
Гонорея.
Сифилис.
Генитальный герпес.
Предусматривается ли наказание за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией?
Предусматривается в административном порядке.
Могут быть применены меры материальной ответственности.
Предусматривается наказание в уголовном порядке.
Не предусматривается никакого наказания, только общественное осуждение.
Общими правилами профилактики инфекций, передаваемых половым путём, можно считать:
воздержание от случайных половых контактов и интимных соприкосновений гениталий;
взаимную верность неинфицированных партнёров, правильное и постоянное использование презервативов;
воздержание от употребления крепких спиртных напитков до и после полового контакта;
верны варианты №1 и №2.
Основным направлением в профилактике ВИЧ-инфекции считается:
обучение населения правильному половому поведению начиная со среднего школьного возраста, а именно: ограничению числа половых партнёров и использованию презервативов;
организация массовой продажи медицинских препаратов для предупреждения ранней беременности и презервативов;
выпуск различной научной литературы по проблемам профилактики венерических заболеваний;
принудительное обследование молодёжи в кожно-венерологических диспансерах.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 |
Контрольная работа №3
Вариант 1
Семейным кодексом установлены обязательные условия заключения брака. Назовите их.
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и их родителей.
Добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими возраста: мужчины – 20 лет, женщины – 18 лет.
Согласие родителей, родных братьев и сестёр, а также достижение возраста 16-17 лет.
Заключение брака происходит по истечении определённого срока после подачи заявления в орган ЗАГС:
трёх недель;
полутора месяцев;
двух месяцев;
одного месяца.
3.Не допускается заключение брака (найдите ошибку) в следующем случае:
если один из вступающих в брак является лицом преклонного возраста;
между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии;
между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в браке;
между усыновителями и усыновлёнными.
4.Брак может быть расторгнут по заявлению:
одного из супругов и одного из ближайших родственников;
обоих супругов или по просьбе одного из них;
по просьбе несовершеннолетних детей супругов;
обоих супругов и их родителей.
5.Для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера:
способность критически относиться к себе, терпимость, доверие;
доброжелательность, понимание, красноречие;
волевые качества, темперамент, настойчивость;
целеустремлённость, твёрдый характер, хорошие физические качества.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Вариант 2
В России официальным признаётся гражданский брак, который:
официально может быть не зарегистрирован, но личные и имущественные отношения между мужчиной и женщиной продолжались не менее 3-х лет;
зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах);
зарегистрирован в территориальных органах внутренних дел по месту жительства мужа или жены;
зарегистрирован в органах местного самоуправления.
Какими правами и обязанностями в соответствии с требованиями Семейного кодекса обладают родители по отношению к своим детям? В предложенных вариантах найдите ошибочный ответ.
Всегда и во всём поддерживать все действия и поступки своих несовершеннолетних детей.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.
Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду.
При каких обстоятельствах прекращают своё действие родительские права?
При достижении детьми возраста 20 лет.
После окончания средней школы и при поступлении детей в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
При достижении детьми возраста 18 лет или вступлении несовершеннолетних детей в брак.
При поступлении детей на работу.
Когда возникают права и обязанности супругов?
Со дня государственной регистрации брака.
Со дня подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака.
С момента рождения первого ребёнка.
С момента возникновения беременности у женщины.
При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой:
во всех случаях в суд по месту жительства;
в комиссию по делам несовершеннолетних, а по достижении возраста двенадцати лет в суд;
к участковому инспектору полиции, а по достижении возраста шестнадцати лет в суд;
в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
ОТВЕТЫ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 |
Методические рекомендации.
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя [8]. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
Учитель ОБЖ может использовать ресурсы Интернета следующим образом:
Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег;
Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования;
Получение информации о новейших педагогических технологиях;
Использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети;
Разработка собственных материалов и публикация их в Сети;
Тестирование школьников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;
Знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;
Участие в заочных конференциях и конкурсах;
Создание собственного сайта преподавателя ОБЖ;
Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.
К проблемам, которые возникают при использовании Интернета можно отнести следующие [9]:
Возникновение информационной перегрузки, вызванную обилием источников информации и невозможностью охватить ее сколько-нибудь значительную часть;
Беспорядочное расположение информации;
Сложный процесс поиска информации;
Бесконтрольный доступ к антигуманной информации;
Наличие проблем информационной безопасности.
При работе в Интернете надо постоянно помнить о вирусах, способных нанести большой ущерб компьютеру. Вирусы могут принести ущерб не только файлам, хранящемся на компьютере, но и самому компьютеру. Для сохранения данных на компьютере необходимо выполнять следующие правила:
Установить на компьютер антивирусное программное обеспечение. Такая программа должна постоянно находиться в памяти и сканировать все копируемые и открываемые файлы в поиске вируса.
Периодически обновлять антивирусную базу.
Регулярно проводить полную антивирусную проверку компьютера.
Эти правила надо соблюдать с первых дней работы в Сети. Бесплатный антивирус Dr.WebCureIt можно скачать с сайта http: // www.freedweb.com. Бесплатный антивирус Avast! можно найти на http: // www.biblprog.org.ua или http: // www.avast.com. Именно этим антивирусным программам отдают предпочтение многие пользователи при работе с Сетью.
Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы:
http: // www.yandex.ru – Яндекс;
http: // www.rambler.ru – Rambler;
http: // www.google.com – Google;
http: // www.aport.ru – Апорт.
В специальном поле ввода поисковой системы вводят ключевое слово или несколько слов. Различные поисковые системы при вводе одних и тех же ключевых слов могут давать разные результаты поиска.
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ