Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Цели изучения предмета «ОБЖ» в системе основного общего образования
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной линии учебников под редакцией Ю. Л. Воробьёва Москва 2013 год. Программа составлена без изменений содержания учебной программы. В соответствии с ФГОС в течении учебного года учащиеся выполнят три проекта. В результате этой работы будут разработаны программы и составлены планы по предотвращению опасных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение ОБЖ в основной школе отводит 1 час в неделю , из расчета 34 часа в год.
Изучение ОБЖ в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебной программы
Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
Личная безопасность в повседневной жизни – 29 часов.
Опасные и чрезвычайные ситуации, главные правила ОБЖ, какие службы защищают людей, какие сигналы оповещают нас об опасностях, опасность в городе, сельской местности.
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения во время опасных природных явлениях.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Проблема поведения человека при угрозе стихийных бедствий. Краткая характеристика чс природного характера, их последствий. Обеспечение личной безопасности в условиях чс природного характера.
Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасности человека.
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома, профилактика криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в лифте. Нахождение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенности. Умение предвидеть события и избежать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Опознавать взрывное устройство на улице.
Дорожное движение и безопасность человека.
Дорога и её предназначения. Участники дорожного движения, дорожные разметки, дорожные знаки, светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездки ж.д. транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 5 часов.
Оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызвать скорую помощь, правила её вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой помощи:
- при ушибах;
- при ссадинах;
- при носовом кровотечении.
Отравление, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлении. Отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
- медикаментами;
- препаратами бытовой химии;
- кислотами;
- щелочами; никотином, угарным газом.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни, как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять время, как основное составляющее здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой – обязательные условия для укрепления здоровья.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: жиры, углеводы, белки и т.д.
Потенциальные возможности человека, значение здорового образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.
Тематическое планирование ОБЖ 5 класс
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ |
Ч а с ы |
Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни |
29 |
|
1. |
Опасные и чрезвычайные ситуации |
1 |
2. |
Главные правила ОБЖ |
1 |
3. |
Как научиться выявлять и предвидеть опасность |
1 |
4. |
Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях |
1 |
5. |
Опасности в городе и сельской местности. |
1 |
6. |
Опасные ситуации в жилище. |
1 |
7. |
Пожары в жилище |
1 |
8. |
Оповещение при пожаре и эвакуации |
1 |
9 |
Средства тушения пожаров |
1 |
10 |
Опасные газы |
1 |
11 |
Затопление жилища. |
1 |
12 |
Разрушения зданий |
1 |
13 |
Опасные вещества в быту |
1 |
14 |
Опасные ситуации на дорогах |
1 |
15 |
Безопасность в общественном и личном транспорте |
1 |
16 |
Правила поведения в метро. |
1 |
17 |
Правила поведения на железнодорожном транспорте. |
1 |
18. |
Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. |
1 |
19 |
Опасный лёд. |
1 |
20 |
Аварийные ситуации на воздушном транспорте |
1 |
21. |
Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. |
1 |
22 |
Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. |
1 |
23 |
Как защитить себя при угрозе террористического акта. |
1 |
24. |
Нарушение экологического равновесия. |
1 |
25. |
За чистый воздух |
1 |
26. |
Вода – формула жизни! |
1 |
27 |
Загрязнение почвы. |
1 |
28 |
Продукты под контролем |
1 |
29. |
Безопасный компьютер |
1 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
5 |
|
30 |
Что следует знать об оказании первой помощи |
1 |
31. |
Помощь при термических и химических ожогах. |
1 |
32- 33 |
Правила здорового образа жизни. Контрольная работа №2 по теме: «Оказание первой помощи» |
1 |
34. |
Чрезвычайные ситуации техногенного /аварийного/ характера на транспорте. |
1 |
Итого 34 часов |
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Обучение в 5 классах под ред. Ю. Л. Воробьёва/ Основы безопасности жизнедеятельности . Программа. Методическое и тематическое планирование/ М. В. Юрьева, Б. И. Мишин. – М.: АСТ. Астрель, 2014.
ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2013. – 174 с.: ил.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. /А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику ОБЖ под ред. Ю. Л. Воробьёва - М.: АСТ. Астрель, 2014.
Результаты изучения предмета «ОБЖ»
В результате изучения ОБЖ ученик должен
уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.
Календарно-тематическое планирование по предмету
Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс
Автор учебника: Ю. Л. Воробьёв
№ п/п |
Дата |
Тема урока (страницы учебника, тетради) |
Деятельность учащихся |
Понятия |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) |
||||||||||||
Предмет-ные результаты |
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) |
Личностные |
ИКТ-компетент-ность |
Основы учебно-исслед. и проект. деятель-ности |
Основы смыслового чтения и работа с текстом |
||||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||||
Раздел 1.Личная безопасность в повседневной жизни |
|||||||||||||||||
1 |
Опасные и чрезвы-чайные ситуации (па-раграф 1 стр.7-11) |
Формирование приемов работы с учебником и электрон-ным приложени-ем |
Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове |
Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации |
Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы |
Порядок вызова соответствующей службы. |
Работа с электрон-ным приложением, знакомство с презента-цией |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты |
|||||||||
2 |
Главные правила ОБЖ(па-раграф 2 стр.11-13) |
Ответы на вопросы и задания из учебника |
Главные правила ОБЖ |
Уметь найти выход из сложной ситуации |
Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы |
Умение противодействовать злоумышленнику |
Работа с электронным прило-жением, знакомство с презен-тацией |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты |
|||||||||
3 |
Как научит-ся выявлять и предви-деть опас-ность.(па-раграф 3 стр.13-17) |
Ответы на вопросы и задания из учебника |
Знать о характерных криминогенных ситуациях. |
Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников |
Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. |
Умение противодействовать злоумыш-леннику |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
4 |
Какие службы защища-ют население. Какие сигналы оповещают нас об опаснос-тях(па-раграф 4 стр.18-21) |
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением |
Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове |
Уметь правильно сообщить по теле-фону в службу безопасности города (пожар-ная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации |
Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы |
Порядок вызова соответствующей службы. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
5 |
Опасности в городе и в сельской местности.(па-раграф 5 стр.22-26) |
Решение задачи |
Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых воз-растает сте-пень угрозы личной безо-пасности; правила безо-пасного пове-дения на улице; |
Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников |
Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. |
Умение противодействовать злоумышленнику. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
6 |
Опасные ситуации в жилище (па-раграф 6 стр.22-26) |
Решение задачи, работа с |
Знать о характерных криминогенных ситуациях. |
Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам. К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог |
Умение противодействовать злоумышленнику. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
7 |
Пожары в жилище (па-раграф 7 стр.31-37) |
Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач |
Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. |
О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. |
Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы |
Правильно действовать в случае пожара в доме |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Пожары в жилище-проект. Составление пла-на про-тивопо-жарных меропри-ятий в школе и дома |
Умение ориентироваться в содержа-нии текста учебника |
||||||||
8 |
Оповещение при пожаре и эвакуация(па-раграф 8 стр.38-40) |
Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач |
Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. |
О правилах поведения при пожарах в до-ме и способах эвакуации из горящего помещения. |
Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы |
Правильно действовать в случае пожара в доме |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
9 |
Средства тушения пожаров( па-раграф 9 стр.41-44) |
Практическое упражнение по подбору и использованию противогаза |
Отличия детских противогазов от граждански |
Особенности использование детской маски. Положение лямок упоров |
Правильно действовать в случае пожара в доме |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
||||||||||
10 |
Опасные газы(па-раграф 10 стр.46-49) |
Работа с учебником, ответы на вопросы |
Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. |
В чем заклю-чается опас-ность средств бытовой химии, газа, ле-карств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на ор-ганизм оказывают недобро-качественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы |
Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
11 |
Затопле-ние жилища (па-раграф 11 стр.49-51) |
Работа с учебником, решение заданий |
Правила поведения при затоплении жилища. |
Основные при-чины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища. |
Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. |
Уметь правильно действовать в случае затопления жилища. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
12 |
Разруше-ния зданий (па-раграф 12 стр.52-54) |
Решение задачи, ответы на вопросы |
Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций |
Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. |
Уметь действовать при взрыве в квартире (доме). |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
13 |
Опасные вещества в быту(па-раграф 13 стр.54-64) |
Работа с учебником, ответы на вопросы |
Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. |
В чем заклю-чается опасность средств бытовой химии, газа, ле-карств, и как они действуют на организм челове-ка; какое отрица- тельное влияние на организм ока-зывают недобро-качественные про-дукты питания, и как избежать пищевого отравления. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы |
Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Опасные вещества в быту-проект. Исследо-вать опасные вещества в вашем доме и их воздействие на организм человека |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
||||||||
14 |
Опасные ситуации на дорогах (па-раграф 14 стр.64-76) |
Дорога. Участники дорожного движения. |
Элементы дороги. Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения. |
: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Давать определение понятиям. К: Ставить вопросы |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отноше-ния ко всем участникам дорожного движения. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопас-ности человека по изуча-емому разделу |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
15 |
Безопас-ность в общест-венном и личном транспорте(па-раграф 15 стр.77-81) |
Решение задач учебника, работа с плакатами |
Знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения. |
Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы |
Сформулировать основные правила безопасного поведения в обществен-ном транспорте. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
16 |
Правила поведе-ния в метро(па-раграф 16 стр.82-86) |
Работа с плакатами, иллюстрациями |
Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом |
Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы |
Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодо-рожном транспорте |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
17 |
Правила поведе-ния на железно-дорожном транспорте(па-раграф 17 стр.86-90) |
Работа с плакатами, иллюстрациями |
Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом |
Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы |
Сформулировать основные правила безопасного поведения железнодорожном транспорте |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
18 |
Как уберечь-ся от опаснос-тей на воде и водном транспорте.(па-раграф 18 стр.90-97) |
Работа с учебником, решение задач |
Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна |
Уметь пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы |
Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
19 |
Опасный лёд (па-раграф 19 стр.97-103) |
Работа с учебником плакатами, презента-цией |
Гололед, гололедица. |
Знать правила безопасного поведения во время гололеда. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
20 |
Аварий-ные ситуации на воздуш-ном транспорте(па-раграф 20 стр.104-108) |
Решение заданий, работа в группах |
Решение заданий, работа в группах |
Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы . |
Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
21 |
Криминальные ситуации. Как защитить свой дом.(па-раграф 21 стр.105-112) |
Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами |
Знать о характерных криминогенных ситуациях. |
Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам. К: Аргументировать свою точку зрения. |
Умение противодействовать злоумыш-леннику. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
22 |
Крими-нальные ситуации на улице и в других общест-венных местах. Как защитить себя при угрозе террористическо-го акта.(па-раграф 22 стр.116-130) |
Решение задач учебника |
Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; правила безопасного поведения на улице; Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); |
Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком Владеть понятиями и приемами самозащиты. К: Аргументировать свою точку зрения. Представлять свои взгляды |
Умение противодействовать злоумышленнику. О манере поведения и о языке жестов иметь представление. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
23 |
Как защитить себя при угрозе террористическо-го акта.(па-раграф 23 |
Решение задач учебника |
Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; правила безопасного поведения на улице; Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); |
Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком Владеть понятиями и приемами самозащиты. К: Аргументировать свою точку зрения. Представлять свои взгляды |
Умение противодействовать злоумышленнику. О манере поведения и о языке жестов иметь представление. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
24 |
Наруше-ние экологи-ческого равнове-сия(па-раграф 24 стр.130-134) . |
Работа с плакатами, иллюстрациями |
Что такое экология. Промышленные предприятия Автотранспорт.Бытовые и промышленные отходы. |
Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей |
Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного от-ношения к экологии. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
25 |
За чистый воздух! (па-раграф 25 стр.135-139) |
Иметь представление о требованиях, предъявляемых к воздуха, способах очистки воздуха в быту |
. Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье люде |
Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
||||||||||
26 |
Вода – формула жизни! (па-раграф 26 стр.140-146) |
Определение способов получения чистой воды, работа с учебником |
Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту. |
Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Вода – формула жизни! - проект. Результатом рабо-ты счи-тать программу по сохране-нию чис-той воды в водоёмах с. Расту-ново |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
||||||||
27 |
Загрязнение почвы (па-раграф 27 стр.146-148) |
Работа с учебником, ответить на вопросы |
Свалки мусора, сточные воды. |
Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами. |
Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отно-шения к экологии. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
28 |
Продук-ты под контро-лем (па-раграф 28 стр.148-152) |
Работа с учебником, ответы на вопросы |
Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. |
В чем заклю-чается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрица-тельное влияние на организм оказывают недобро-качественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. |
Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
29 |
Безопас-ный компью-тер(па-раграф 29 стр.153-155) |
Ответы на вопросы учебника |
Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. |
Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления. |
Р: Применять установленные правила по охране здоровья. П: Соблюдение гигиены. К: Аргументировать точку зрения |
Правила личной гигиены. Режим дня. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Безопасный ком-пьютер. Исследователь-ская деятель-ность о том, как влияет ком-пьютер на организм ребёнка |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника. |
||||||||
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
|||||||||||||||||
30 |
Что следует знать об оказании первой помощи. (па-раграф 30 стр.156-164) |
Ознакомле-ние с презента-цией, работа с учебником |
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; |
Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях. |
Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. |
Владеть правилами оказания первой медицинской помощи |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |
|||||||||
31 |
Помощь при термических и химичес-ких ожогах (па-раграф 31 стр.164-168) |
Ознакомле-ние с презента-цией, работа с учебником |
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; |
представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при химических ожогах |
Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. |
Владеть правилами оказания первой медицинской помощи |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объясне-ние) |
|||||||||
32- 33 |
Правила здорово-го образа жизни Параграф 32 |
Ответы на вопросы учебника Тестовая работа |
Двигательная активность - составляющая здорового образа жизни. |
Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека. |
Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Овладевать методами ЗОЖ К: Умение работать в группе. |
Умение вести здоровый образ жизни. |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Сопостовлять ос-новные текстовые и вне-текстовые компоненты (объяс-нение) |
|||||||||
34 |
Чрезвы-чайные ситуации техногенного /аварий-ного/ характе-ра на транспорте. |
Работа с плакатами |
Правила безопасного поведения пассажиров при следовании транспортом |
Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на транспорте |
Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы |
Сформулировать основные правила безопасного поведения на транспорте |
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ |
Умение ориенти-роваться в содержа-нии текста учебника |