Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК «Перспектива»
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
Обучающийся научится:
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мы - граждане единого Отечества
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН.
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.
Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.
Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.
По родным просторам
Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.
Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.
Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.
Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.
Путешествие по Реке времени
Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени»,лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.
Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
Деятельность великих соотечественников в после петровское время. Преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.
Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.
Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников впервые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.
Мы строим будущее России
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период.
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
Правила безопасной жизни
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мы- граждане единого Отечества | 13 |
2 | По родным просторам | 19 |
3 | Путешествие по реке времени | 27 |
4. | Мы строим будущее России | 9 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в 4 «А» классе
Учитель: Журавлева Т.А.
(количество часов по учебному плану: 70; по КТП: 69)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Материально- техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | дата | ||
по плану | по факту | |||||||
Мы – граждане единого Отечества | ||||||||
1. | Общество – это мы. | 1 | Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. | Уч. : с.4-7 РТ: с. 3-5 | ФО | 03.09 | | |
2. | Российский народ. | 1 | Знать государственную символику России. | Уч. : с.8-11 РТ: с. 6-9 | УО | 05.09 | | |
3. | Конституция России. | 1 | Различать права и обязанности граждан России. | Уч. : с.12-15 РТ: с. 10-11 | УО | 10.09 | | |
4. | Права ребёнка | 1 | Знать права ребёнка, объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления. | Уч. : с.16-19 РТ: с. 12-13 ЭПУ | ФО | 12.09 | | |
5. | Государственное устройство России. | 1 | Устанавливать связь особенностей государ- ственного устройства России и положений её Конституции, выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. | Уч. : с.20-23 РТ: с. 14-15 ЭПУ | УО | 17.09 | | |
6. | Российский союз равных. | 1 | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, составлять рассказ о природн- ых и культурных достопримечательностях. | Уч. : с.24-29 РТ: с. 16-19 ЭПУ | ФО | 19.09 | | |
7. | Государственная граница России | 1 | Определять по карте граничащие государства с Россией | Уч. : с.30-33 РТ: с. 20-21 ЭПУ П.№25 | фо | 24.09 | | |
8. | Путешествие за границу России. | 1 | Использовать источники дополнительной информации для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья. | Уч. : с.34-37 РТ: с. 22-23 ЭПУ П. № 25 | УО | 26.09 | | |
9. | Сокровища России и их хранители. | 1 | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, анализировать их содержание. | Уч. : с.38-43 РТ: с. 24-25 ЭПУ | ФО | 01.10 | | |
10 | Творческий союз. | 1 | Презентовать рассказ о жизни и творчестве деятелей культуры своего края, оценивать роль русского языка и культуры в творчестве. | Уч. : с.44-47 РТ: с. 26-27 ЭПУ | УО | 03.10 | | |
11. | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». | 1 | Рассказывать о важных природных и культурных объектах, называть сопредельные с Россией страны | Уч. : с.48 ЭПУ | ФО | 08.10 | | |
12. | Наши проекты. За страницами учебника. | 1 | Систематизировать представления о российском народе, Использовать источники дополнительной информации для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья. | Физическая карта России | ФО | 10.10 | | |
13. | Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества». | 1 | Самостоятельная работа | Карточки с заданиями | ПО | 15.10 | | |
По родным просторам | ||||||||
14. | Карта – наш экскурсовод. | 1 | Сравнивать масштабы физической карты России и мира, объяснять разницу, изучать условные знаки на физической карте. | Уч. : с.50-53 РТ: с.28-31 ЭПУ П. № 25 | ФО | 17.10 | | |
15. | По равнинам и горам. | 1 | Учиться показывать на физической карте равнины и горы, характеризовать крупнейшие горы России. | Уч. : с.54-57 РТ: с. 32-33 ЭПУ | УО | 22.10 | | |
16. | В поисках подземных кладовых. | 1 | Изучать полезные ископаемые разных регионов России, высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых. | Уч. : с.58-61 РТ: с. 34-35 ЭПУ | УО | 24.10 | | |
17. | Наши реки. | 1 | Раскрывать значение рек в жизни людей, составлять схему «Части реки», осуществлять самопроверку. | Уч. : с.62-65 РТ: с. 36-37 ЭПУ | ФО | 05.11 | | |
18. | Озёра – краса Земли | 1 | Раскрывать значение в жизни людей, учиться показывать озёра на карте. | Уч. : с.66-69 РТ: с. 38-39 | УО | 07.11 | | |
19. | По морским просторам. | 1 | Различать озёра и моря по существенному признаку, сравнивать Белое и Чёрное моря. | Уч. : с.70-73 РТ: с. 40-41 | УО | 12.11 | | |
20. | С севера на юг. | 1 | Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. | Уч. : с.74-77 РТ: с. 42-45 ЭПУ П. № 25 | ФО | 14.11 | | |
21. | В ледяной пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России арктическую пустыню, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.78-81 РТ: с. 46-47 ЭПУ П. №26 | УО | 19.11 | | |
22. | В холодной тундре. | 1 | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.82-85 РТ: с. 48-49 ЭПУ | УО | 21.11 | | |
23. | Среди лесов. | 1 | Находить на карте природных зон России лесную зону, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.86-89 РТ: с. 50-51 ЭПУ | УО | 26.11 | | |
24. | В широкой степи. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.90-93 РТ: с. 52-53 ЭПУП.№26 | ФО | 28.11 | | |
25. | В жаркой пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.94-97 РТ: с. 54-55 ЭПУ | УО | 03.12 | | |
26. | У тёплого моря. | 1 | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать по карте про эту зону. | Уч. : с.98-101 РТ: с. 56-57 ЭПУ | УО | 05.12 | | |
27. | Мы – дети родной земли. | 1 | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа | Уч. : с.102-105 РТ: с. 58-59 ЭПУ П. №26 | ФО | 10.12 | | |
28. | В содружестве с природой. | 1 | Различать особенности кочевого и осёдлого образа жизни, рассказывать о древних занятиях одного из народов России. | Уч. : с.106-109 РТ: с. 60-61 ЭПУ | УО | 12.12 | | |
29. | Как сберечь природу России. | 1 | Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. | Уч. : с.110-113 РТ: с. 62-63 ЭПУ | ФО | 17.12 | | |
30. | По страницам Красной книги. | 1 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной Книги России, обитающими в разных природных зонах | Уч. : с.114-117 РТ: с. 64-67 ЭПУ | ФО | 19.12 | | |
31. | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с заповедниками и национальными парками России | Уч. : с.118-123 РТ: с. 68-70 ЭПУ | УО | 24.12 | | |
32. | Проверочная работа по разделу « По родным просторам» | 1 | Самостоятельная работа | Карточки с заданиями | ПО | 26.12 | | |
Путешествие по реке времени | ||||||||
33. | В путь по реке времени. | 1 | Определять по дате век события, определять значимость прошлого для сохранения народ- ной памяти. | Уч. : с.3-7 РТ: с. 3-5 ЭПУ | ФО | 14.01 | | |
34. | Путешествуем с археологами. | 1 | Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | Уч. : с.8-11 РТ: с. 6-7 ЭПУ | ФО | 16.01 | | |
35. | По страницам летописи. | 1 | Объяснять значение названий славянских племён, характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике, сравнивать их, находить общее и различное. | Уч. : с.12-15 РТ: с. 8-9 ЭПУ | УО | 21.01 | | |
36. | Истоки Древней Руси. | 1 | Рассказывать о берестяных грамотах, о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. | Уч. : с.16-19 РТ: с. 10-11 ЭПУ | ФО | 23.01 | | |
37. | Мудрый выбор. | 1 | Характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. | Уч. : с.20-23 РТ: с. 12-13 ЭПУ | УО | 28.01 | | |
38. | Наследница Киевской Руси. | 1 | Перечислять названия городов, положивших начало Золотому кольцу. | Уч. : с.24-27 РТ: с. 14-15 | ФО | 30.01 | | |
39. | Москва – преемница Владимира. | 1 | Характеризовать роль Александра Невского, объяснять важность преемственности в государственных поступках. | Уч. : с.28-31 РТ: с. 16-17 ЭПУ | УО | 04.02 | | |
40. | Начало Московского царства. | 1 | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси, характеризовать деятельность великого князя Ивана 3 и царя Ивана Грозного. | Уч. : с.32-35 РТ: с.18-19 ЭПУ | ФО | 06.02 | | |
41. | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания, характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников. | Уч. : с.36-39 РТ: с. 20-21 ЭПУ | ФО | 11.02 | | |
42. | На пути к единству. | 1 | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения единства страны. | Уч. : с.40-43 РТ: с. 22-23 ЭПУ | УО | 13.02 | | |
43. | Начало Российской империи. | 1 | Высказывать мотивированное Суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны. | Уч. : с.44-47 РТ: с. 24-25 ЭПУ | ФО | 17.02 | | |
44. | « Жизнь – Отечеству, честь- никому» | 1 | Характеризовать преображения в послепетровскую эпоху. | Уч. : с.48-51 РТ: с. 26-27 | УО | 20.02 | | |
45. | Отечественная война 1812 года. | 1 | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца, характеризовать войну с Наполеоном как народную отечественную войну. | Уч. : с52-55 РТ: с. 28-29 ЭПУ | УО | 25.02 | | |
46. | Великий путь. | 1 | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке. | Уч. : с.56-59 РТ: с. 30-31 ЭПУ | ФО | 27.02 | | |
47. | Золотой век театра музыки. | 1 | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке, приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства. | Уч. : с.60-63 РТ: с. 32-33 ЭПУ | УО | 03.03 | | |
48. | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Обобщить знания о произведения великих русских художников и писателей, характери- зовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. | Уч. : с.64-67 РТ: с. 34-35 ЭПУ | ФО | 05.03 | | |
49. | В поисках справедливости. | 1 | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. | Уч. : с.68-71 РТ: с. 36-41 ЭПУ | УО | 10.03 | | |
50. | Век бед и побед. | 1 | Характеризовать особенности развития страны. | Уч. : с.72-75 РТ: с. 42-43 ЭПУ | ФО | 12.03 | | |
51-52. | « Вставай, страна огромная!». | 2 | Характеризовать основные этапы ВОВ, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом. | Уч. : с.76-81 РТ: с. 44-45 ЭПУ | УО | 17.03 19.03 | | |
53. | Трудовой фронт России. | 1 | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время ВОВ. | Уч. : с.82-85 РТ: с.46-47 ЭПУ | УО | 24.03 | | |
54. | « Нет в России семьи такой…» | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. | Уч. : с.86-91 РТ: с. 48-49 ЭПУ | УО | 07.04 | | |
55. | После великой войны. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. | Уч. : с.92-95 РТ: с. 50-51 ЭПУ | ФО | 09.04 | | |
56. | Экскурсия в музей боевой славы. | 1 | Оформлять выставку «Мои земляки в годы ВОВ». | Экспонаты музея | ФО | 14.04 | | |
57. | Достижения 1950-1970 гг. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. 20 века. | Уч. : с.96-99 РТ: с.52-53 ЭПУ | ФО | 16.04 | | |
58. | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Презентовать рассказ о памятниках своего города. | Выставка проектов | ФО | | | |
59. | Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени» | 1 | Самостоятельная работа | Карточки с заданиями | ПО | 21.04 | | |
Мы строим будущее России | ||||||||
60-61 | Современная Россия. | 2 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-9х гг. 20 в. и в первое десятилетие 21в., приводить примеры преобразований. | Уч. : с.101-105 РТ: с. 54-57 ЭПУ | ФО | 23.04 28.04 | | |
62. | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современ- ного сельского хозяйства, выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни. | Уч. : с.106-109 РТ: с. 58-59 ЭПУ | ФО | 30.04 | | |
63. | . Умная сила России. | 1 | Обсуждать значение понятия « социальная ответственность», устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок. | Уч. : с.110-113 РТ: с. 60-61 ЭПУ | ФО | 07.05 | | |
64. | Светлая душа России | 1 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. | Уч. : с.114-117 РТ: с. 62-63 ЭПУ | ПО | 12.05 | | |
65. | Начни с себя! Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников. | Уч. : с.118-121 РТ: с. 64-67 ЭПУ | УО | 14.05 | | |
66 | Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России» | 1 | Самостоятельная работа | Карточки с заданиями | ПР Работа по карточкам | 19.05 | | |
67-69 | Обобщение пройденного за год. | 3 | Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | | УО | 21.05 26.05 28.05 | |
«СОГЛАСОВАНО»
зам. дир. по УВР
_________________
«30 » августа 2019 г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |
| | |
| | |
| | |
| | |
Источники: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=11229