Рабочая программа по окружающему миру 1 класса (УМК «Перспектива»)

2
0
Материал опубликован 7 November 2020 в группе


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;

умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях много- национального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;

эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир — это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;

представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

положительное отношение к школе, учебной деятельности;

представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.;

первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстника- ми через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по за- данным критериям;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

различать природу и культуру;

различать живую и неживую природу;

отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

распознавать и называть комнатные растения;

ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

различать деревья, кустарники, травянистые растения;

устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

называть наиболее распространённые растения своей местности;

различать культурные и дикорастущие растения;

различать лиственные и хвойные деревья;

называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

называть фрукты, овощи, ягоды;

отличать животных от растений;

распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;

перечислять группы животных и их существенные признаки;

различать домашних и диких животных;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;

ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;

называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;

определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

определять ближайшие родственные связи в семье;

работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;

перечислять известные профессии и соотносить их с не- обходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

определять достопримечательности Москвы и своего региона;

определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

находить место России на земном шаре.

Содержание курса

Мы и наш мир (9 ч)

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш

мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс (13 ч)

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопо­мощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные расте­ния. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие расте­ний возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аква­риум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бе­режного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насеко­мые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переме­нок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья (18 ч)

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, ува­жение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соедине­ние красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как по­являются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные рас­тения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.

Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игруш­ки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и твор­чества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бы­товыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по ма­териалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родослов­ное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Се­мейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (13 ч)

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Раз­нообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цвет­ника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное чело­веком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное бо­гатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.

Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопар­ке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и се­ле: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в горо­де и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; по­сещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями город­ских, сельских профессий.

Родная страна (7 ч)

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Сим­волы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в про­шлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жиз­ни культурного человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи раз­ных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согла­сия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообра­зие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. За­поведники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и ро­дителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (6 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Из­менение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопо­ставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представ­ляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знаком­ство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного раз­вития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как соци­альный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрожде­нию культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1

Мы и наш мир

9

2

Наш класс в школе

13

3

Наш дом и семья

17

4

Город и село

14

5

Родная страна

8

6

Человек и окружающий мир

5


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
DOCX / 34.25 Кб

Источники:http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=47335



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.