12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина61
Россия, Пермский край, Кочёвский район село Юксеево



Пояснительная записка  

 Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина.

Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, М.:, «Просвещение», 2016г.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

    общая историческая судьба народов России;

    единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Основные задачи комплексного учебного курса:

    познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;

    развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

На изучение учебного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника.

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Введение в курс (2ч.)

Россия – наша Родина

Богатство России. Малая Родина. Россия. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Этика – это наука о нравственной жизни человека

Этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Вежливость, приветливость, доброжелательность. Культура человека. Нравственные нормы поведения.

Этика общения (4ч)

Добрым жить на белом свете веселей

Что такое доброта? Качества доброго человека.

Правила общения для всех

Что такое чуткость, тактичность и деликатность? Золотое правило нравственности. Принципы общения.

От добрых правил – добрые слова и поступки

Добро и зло - главные этические категории. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Связь между добрым словом и добрым поступком.

Каждый интересен

Каждый имеет свою особенность, индивидуальность. Правила общения. Что такое дружба?

Этикет (4ч)

Премудрости этикета

Что такое этикет. История этикета. Правила этикета

Красота этикета

Расширение знаний о этикете. Правила поведения за столом.

Простые школьные и домашние правила этикета

Правила школьного и домашнего этикета.

Чистый ручеек нашей речи

Речь и речка – что в них общего? Что должно выражать слово? Характеристика нашей речи.

Этика человеческих отношений (4ч)

В развитии добрых чувств – творение души

Что такое душа, дух, духовность? Что значит – быть человеком?

Природа – волшебные двери к добру и доверию

Природа – волшебные двери к добру и доверию. Доброе отношение к окружающему миру.

Чувство Родины

Род. Родина. Отчизна. Патриотизм

Жизнь протекает среди людей

Кто такой хороший человек? Чувство собственного достоинства. Уважение к людям.

Этика отношений в коллективе (4ч)

Чтобы быть коллективом

Понятие «коллектив». Отношения в классе. Нравственные установки в коллективе.

Коллектив начинается с меня

Как укрепить дружеские отношения в классе? Как заслужить уважение в классе?

Мой класс – мои друзья

Чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к одноклассникам.

Ежели душевны вы и к этике не глухи

Золотое правило этики. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4ч)

Жизнь священна

Материальные потребности. Духовные потребности. Жизнь – наивысшая ценность.

Человек рожден для добра

Добро и зло в русских народных сказках. Добро – основа продолжения жизни. Истина. Красота.

Милосердие – закон жизни

Сочувствие, сопереживание, сострадание. Понятие «милосердие»

Жить во благо себе и другим

Нормы нравственного поведения людей. Понятия «справедливость» и «тактичность» и из роль во взаимодействии людей.

Душа обязана трудиться (4ч)

Следовать нравственной установке

Понятие «нравственная установка». Твои нравственные усилия. Что значит думать и поступать с позиции добра.

Достойно жить среди людей

Дерево мудрости. Как «победить дракона» в себе? Что значит жить достойно? Понятие «бескорыстие».

Уметь понять и простить

Понятие «гуманность». Что значат слова «понять и простить»? Умение контролировать свои необдуманные порывы.

Простая этика поступков

Нравственный выбор. Этические правила твоих поступков. Что значит быть терпимым?

Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч)

Общение и источники преодоления обид

Общение с одноклассниками: что радует и что огорчает. Как преодолеть обиду. Человек, приятный в общении - какой он?

Ростки нравственного опыта поведения

Азбука поведения с людьми. Привычка поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Доброте сопутствует терпение

Понятия «терпение» и «терпимость». В чем разница между этими понятиями. Терпение – это сила или слабость человека?

Действия с приставкой «со»

Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие. Образ жизни неравнодушного человека.

Судьба и Родина едины (4ч)

С чего начинается Родина

Родина, ее связь с семьей, с природой. Понятия «Родина», «семья», «цветы».

В тебе рождается патриот и гражданин

Понятия «патриот», «гражданин». Твои гражданские обязанности. Патриот и гражданин в твоей семье.

Человек – чело века

Человек, назначение человека, внутренний мир человека, смысл жизни

Слово, обращенное к себе

Дерево мудрости: нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

Тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов


Введение в курс (2ч.)


1

Россия - наша Родина.

1



2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1


Этика общения (4 ч.)


3

Добрым жить на свете веселей.

1



4

Правила общения для всех.

1



5

От добрых правил – добрые слова и поступки.


1


6

Каждый интересен.

1


Этикет (4 ч.)


7

Премудрости этикета.

1



8

Красота этикета.

1


9

Простые школьные и домашние правила этикета.

1


10

Чистый ручеёк нашей речи.

1


Этика человеческих отношений (4 ч.)


11

В развитии добрых чувств – творение души.

1


12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1


13

Чувство Родины.

1


14

Жизнь протекает среди людей.

1


Этика отношений в коллективе (4 ч.)


15

Чтобы быть коллективом.

1


16

Коллектив начинается с меня.

1


17

Мой класс – мои друзья.

1


18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1


Простые нравственные истины (4 ч.)


19

Жизнь священна.

1


20

Человек рождён для добра.

1


21

Милосердие – закон жизни.

1


22

Жить во благо себе и другим.

1


Душа обязана трудиться (4 ч.)


23

Следовать нравственной установке.

1



24

Достойно жить среди людей.

1


25

Уметь понять и простить.

1


26

Простая этика поступков.

1


Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)


27

Общение и источники преодоления обид.

1


28

Ростки нравственного опыта поведения.

1


29

Доброте сопутствует терпение.

1


30

Действия с приставкой «СО».

1


Судьба и Родина едины (4 ч.)


31

С чего начинается Родина.

1

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

33

Человек – чело века.

1

34

Слово, обращённое к тебе.

1











































9



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.