Рабочая программа по ознакомлению с английским языком в средней группе «Весёлый английский»
МБДОУ «Детский сад №163»г.Чебоксары
Рабочая программа
кружка по ознакомлению с английским языком
«Веселый английский»
для средней группы.
Составитель:Печкина Н.В.
Чебоксары
2022
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с укреплением международных связей повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, т.к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. В процессе обучения иностранному языку на раннем этапе обнаружились собственные проблемы, одной из которых является необходимость разработки программы, которая бы обеспечила реализацию принципа непрерывного систематического языкового образования. Цель программы предполагает формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного возраста. В основу программы положен УМК под редакцией Н. А. Бонк “Английский для малышей”. Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения и направлена на поэтапное формирование и развитие элементарных навыков устной речи у детей дошкольного возраста, составлена для детей 4-7 лет, изучающих иностранный (английский) язык в качестве первого иностранного языка в детском саду. Она строится на основе преемственности по отношению к целям и содержанию обучения иностранному языку, заложенными в детском саду с учетом методических принципов. Программа рассчитана на 36 часов в год, по 1 часу в неделю. Длительность занятий – 20-30 минут. Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание образовательной деятельности в месяц (8-9 занятий), по разработанным сюжетам.
Задачи программы по английскому языку органично переплетаются с задачами, которые решаются в детском саду, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу. Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
• обучение дошкольников английской разговорной речи;
• подготавливает прочную базу для успешного перехода к углубленному изучению английского языка в начальных классах общеобразовательной школы;
• способствует развитию интеллектуальных способностей, внимания и памяти, в целом положительно сказывается на развитие личности;
• создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 4-7 лет к изучению иностранного языка;
• расширение кругозора детей посредством знакомства с иноязычными праздниками, традициями, иностранными словами,
вошедшими в русский язык и др;
• использование материалов региональной направленности в иноязычной деятельности детей.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;
• принцип опоры на родной язык, предполагающий проведение определенных параллелей родного и иностранного языка и установление общих закономерностей;
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем
(интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;
• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;
• принцип «минимакса», заключающийся в минимальном количестве вводимых на занятии фраз при их максимальной тренировке;
• принцип игровой основы обучения.
Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам.
В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на учебных занятиях, различных внеклассных мероприятий, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями. Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный движитель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно (Д. Элысонин). Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения иностранному языку в детском саду. Поэтапное формирование элементарных иноязычных навыков и умений обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения, отслеживание достижений детей и определение их уровня сформированности коммуникативной компетенции данного этапа.
Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:
- способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции,
дисциплины;
- развивать его речевые способности ;
- развивать мотивацию, волю и активность детей;
- приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;
- развивать любознательность, артистизм и др.
Программа предполагает непрерывное знакомство с иноязычным фольклором (песни, стихи, рифмовки, игры, поговорки), со сказочными и
страноведческим материалом. Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность. По мере усвоения программы, в процессе диагностирования произносительных, лексических и грамматических навыков (в пределах изученных тем), элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности (аудировании и говорении), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к учебе в целом и к иностранному языку в частности. Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей является ведущей как в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе рисования, лепки, физкультурных упражнений, танцев, экскурсий на природу, игр, театральных представлений с использованием иностранного языка. Взаимодействие с собеседником, звучащим текстом, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции. На раннем этапе обучения иностранному языку происходит формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенций. Это стимулирует познавательную мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и иноязычной культуре.
Программа исходит из того, что содержание обучения детей иностранному языку должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:
• социокультурный компонент;
• национально-краеведческий компонент;
• межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации общения, языковой и речевой материал);
• коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.
Отбор содержания осуществляется с учетом возраста и коммуникативно-познавательных интересов дошкольников. На первый план
выдвигаются такие критерии, как аутентичность, занимательность, красочность, реальность, достоверность, интеркультурная ориентированность.
Сформированность элементарных навыков общения на английском языке представляет собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе раннего обучения. Развитие этих навыков осуществляется в тесной связи с овладением детьми языковыми средствами общения, страноведческой и предметной информацией, необходимыми общеучебными и компенсационными умениями, развитием социальной активности детей.
Выбор форм проведения образовательной деятельности по английскому языку, форм и методов обучения обусловлен психолого- педагогическими особенностями дошкольников. Внимания заслуживает тот факт, что в 6-7 лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в его темпераменте: ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный стиль деятельности, активно ищет приемы и способы, соответствующие своему темпераменту. По мнению ученых эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно ярко проявляются уже в младшем раннем возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, парная, игровая. В процессе обучения детей английскому языку на раннем этапе согласно программе используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный, проектный.
Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения в кабинете иностранного языка, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста. Таким образом, у детей развивается элементарная креативная компетенция как показатель коммуникативного владения английским языком на данном этапе его изучения.
Фактор педагога способствует успешному обучению неродному языку детей дошкольного возраста. Педагог обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого дошкольника на основе максимальной помощи и поддержки, сочетания разнообразных путей-методов-подходов к обучению иностранному языку.
Форма занятий: игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Методы и приемы
1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные игры, творческие игры)
4. Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
Содержание занятий
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и аудиозаписи стихов и песен на английском языке.
Предполагаемый результат обучения
Первый год обучения
К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, некоторые готовые речевые образцы:
Я … (имя)
Мне … (возраст)
Я умею …
Я люблю …
У меня есть…
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут?
Умеешь ли ты …?
Есть ли у тебя …?
А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия | Кол-во занятий/кол-во теоретической/ практической длительности | Лексический материал |
сентябрь | 1 | Знакомство с английским языком. | 1/10/10 | |
2 | Давайте познакомимся. | 1/10/10 | Ответ на вопрос – What is your name? -I’m… | |
3 | Приветствие и прощание. | 1/10/10 | hello/goodbye. | |
4 | Разноцветная полянка. | 1/10/10 | Colours: red,yellow,green, blue, orange, pink. | |
октябрь | 5 | Любимые питомцы. | 1/10/10 | It’s…dog,cat,rabbit,fish,tortoise. Big/small Ответ на вопрос What is this? It’s a dog. |
6 | «Мои игрушки» | 1/10/10 | doll, ball,car,bear, train,plain,drum | |
7 | Названия цветов | 1/10/10 | /black, white.…. | |
8 | Числительные от 1 до 5 | 1/10/10 | Ответ на вопрос How many…? What’s this…? Numbers 1-5, | |
ноябрь | 9 | Я умею делать ТАК! (Движения) | 1/10/10 | walk, run, jump, swim, hop, tip-toe, sleep. |
10 | 1/0/20 | |||
11 | Моя любимая еда. | 1/10/10 1/0/20 | Banana, apple, watermelon, French fries, spaghetti, ice-cream. | |
12 | ||||
декабрь | 13 | Одежда. Clothes | 1/10/10 1/0/20 | hat,coat,socks,boots,sweater, T-shirt,skirt,jeans, shirt. |
14 | ||||
15 | Рождество и Новый год. | 1/10/10 1/0/20 | Happy New Year! Merry Christmas! Christmas tree. Stockings, sweets, present, snowflake, candle, Father Christmas | |
16 | ||||
январь | 17 | Повторение изученного материала. | 4/0/20 | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
февраль | 21 | Мы путешествуем «Transport» | 1/10/10 1/0/20 | car, bike, plane, bus, lorry, train, horse and carriage |
22 | ||||
Части тела ”Body” | 1/10/10 1/0/20 | Body: head, shoulders, kneese, toes, eyes, ears, mouth, nose | ||
23 | ||||
24 | ||||
март | 25 | Действия и чувства. | 1/10/10 1/0/20 | happy, angry, scared/ clap your hands, stamp, say |
26 | ||||
27 | Прогулка по зоопарку. | 1/10/10 1/0/20 | elephant, tiger, lion, giraffe, monkey. | |
28 | ||||
апрель | 29 | Погода | 2/10/10 2/0/20 | rainy, sunny, windy, cloudy, snowy Ответ на вопрос: What’s the weather like? Разучивание песни It’s sunny, sunny, sunny sing,sing, sing |
30 | ||||
31 | ||||
32 | Одежда | 2/10/10 2/0/20 | jeans,shoes,hat, T-shirt, shirt, jacket,scarf. Put on/take off. Новое: Hear, see, eat. | |
май | 33 | |||
34 | ||||
35 | Повторение изученного материала | 2/0/20 | Повторение body parts, clothes and colours. | |
36 | Диагностика освоения материала | 2/0/20 |
Список использованной литературы.
1.Александрова О.В. Английский для малышей./ Александрова О.В.-М:Эксмо, 2015.-64с.
2Бибалетова М.З. Английский язык для маленьких / М.З. Биболетова. -М.; 1994г., с.3-5.
3. Бим И.Л. Иностранные языки в школе/ И.Л. Бим №5 1991г., с.11-14.
4. Бонк Н.А. Английский для малышей / Н.А. Бонк. –М.; 1996г.
5. Боева Н.Б., Попова Н.П. Великобритания. География. История. Культура. Учебное пособие на английском языке/Н.Б. Боева – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ 1996г., с.54-59.
6. Верещагина И.Н. Книга для учителя/И.Н. Верещагина – М.: «Просвещение» 1995г., с.20-23.
7. Великобритания: Лингвострановедческий словарь –М.; Русский язык.1999г.
8. Грызулина И.П. Я играю и учу английский / И.П. Грызулина – М.,1993г., с.5-8.
9. Епанчинцева Н.Д. Учимся говорить по-английски в первом классе начальной школы/ Н.Д.Епанчинцева-Белгород 2008г.
10. Епанчинцева Н.Д. Учимся говорить по-английски в детском саду /Н.Д.Епанчинцева-Белгород 2008г.
11. Епанчинцева Н.Д. Примерная «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы/ Н.Д.Епанчинцева-Белгород 2008г.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам./Н.Д. Гальскова – М.: АРКТИ, 2004г. – 192с.
13. Khimunina T.N. и др. Customs, Traditions and Festal of Great Britain/T.N.Khimunina –М.: Просвещение, 1984г.
14. Vaks A. Play and Learn English / A. Vaks. –Спб.; 1997г
15.Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей.под ред. Бонк Н.А.-М:РОСМЭН, 2014.-96с.
16.Пруидзе Е.Ш. Веселый английский для маленьких друзей.\ Пруидзе Е.Ш.-Ростовн/Д: Легион, 2014.-160с.
17.Шабельникова Е.Ю.Обучение детей 5-6 лет английскому языку./ Шабельникова Е.Ю.-Волгоград/Изд. «Учитель», 2015-127с.