Рабочая программа по предмету математика (1 дополнительный класс, вариант 8.3)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39
«Согласовано» Зам. директора по УВР __________________ «____»_______________20__г. |
| «Утверждаю» Директор школы ______________________ «____»____________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: "МАТЕМАТИКА"
1 дополнительный класс (вариант 8.3)
Разработчик:
учитель начальных классов Дудкина О.В
Воронеж
2018-2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для первого дополнительного класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ СОШ №39 городского округа город Воронеж;
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования. Задачи обучения математике:
формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Учебно-методический комплект: Алышева Т. В., Эк В. В.Математика. Рабочая тетрадь. 1 дополнительный класс. В 2 частях. Часть 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), И: Просвещение, 2018.
Общая характеристика учебного предмета
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
3.Описание места учебного предмета «Математика" в учебном плане
На изучение курса «Математика» в 1/ (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). Продолжительность урока по предмету «Математика» в 1/ классе в I полугодии – 35 минут, во II полугодии – 40 минут.
4.Результаты формирования базовых учебных действий, предметные результаты
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные действия:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
Предметные результаты
Достаточный уровень
читать и записывать числа от 1 до 5;
считать в прямом и обратном порядке по единице;
сравнивать числа в пределах 5;
решать примеры на сложение и вычитание;
записывать и решать примеры с именованными числами;
отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:
образовывать, читать и записывать числа до 5;
считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;
отображать точку на листе бумаги, классной доске.
5. Основное содержание учебного предмета
Единицы измерения и их соотношения: Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.
Нумерация: Отрезок числового ряда 1 – 5. Образование, чтение и запись чисел 1 – 5. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел 2-5. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Сравнение чисел в пределах 5, установление соотношения больше, меньше, равно.
Арифметические действия: Сложение и вычитание в пределах 5. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5.
Арифметические задачи. Знакомство с понятием «задача». Решение задач на основе предметно-практических действий.
Геометрический материал: Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам). Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии.
6. Тематическое планирование
1 дополнительный класс
Раздел | Кол-во часов |
Единицы измерения и их соотношение | 19 |
Нумерация | 48 |
Арифметические действия | 20 |
Арифметические задачи | 4 |
Геометрический материал | 8 |
Итог: | 99 |
7. Календарно-тематическое планирование
1’ класс
№ п/п | Тема урока | Ко - во часов | Дата | Форма организации учебных занятий | Результатив-ность |
1 четверть (24 часа) | |||||
1-2 | Различение предметов по цвету. Выделение из множества предметов заданного цвета. | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
3-4 | Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. Выделение предметов круглой формы из множества. | 2 | | Индивидуальное | |
5-8 | Различение по размеру однородных и разнородных предметов. Большой, маленький, больше, меньше | 3 | | Индивидуальное, групповое | |
9-10 | Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. Выделение предметов квадратной формы из множества. | 2 | | Индивидуальное, | |
11-12 | Положение предметов в пространстве: вверху – внизу. | 2 | | Индивидуальное, | |
13-14 | Положение предметов в пространстве: внутри- снаружи, около | 2 | | Индивидуальное, | |
15-17 | Различение предметов по величине: длинный – короткий. Длиннее, короче | 3 | | Индивидуальное, групповое | |
18-19 | Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. Выделение предметов треугольной формы. | 2 | | Индивидуальное, | |
20-22 | Различение предметов по величине: широкий – узкий. Шире, уже. Выделение предметов одинаковых по величине из множества. | 3 | | Индивидуальное, групповое | |
23-24 | Различение предметов по величине: высокий – низкий. Знакомство с понятиями выше, ниже | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
2 четверть (24 часа) | |||||
25-27 | Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Тоньше, толще. Выделение предметов одинаковых по величине из множества. | 3 | | Индивидуальное, групповое | |
28-29 | Знакомство с геометрическими фигурами. Прямоугольник. Выделение предметов прямоугольной формы. | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
30-33 | Дочисловые представления. Один, много, мало, ни одного | 4 | | Индивидуальное, групповое | |
34-36 | Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. | 3 | | | |
37-38 | Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. | 2 | | Индивидуальное | |
39-40 | Формирование временных представлений. Сутки. Части суток | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
41-42 | Положение предметов в пространстве: далеко – близко. | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
43-46 | Положение предметов в пространстве: Ориентировка на листе бумаги: клетка, вверху – внизу, выше- ниже. | 4 | | Индивидуальное, групповое | |
47-48 | Группировка предметов по заданному признаку. | 2 | | Индивидуальное | |
3 четверть (27 часов) | |||||
49-54 | Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, одинаково. | 6 | | Индивидуальное, групповое | |
55-58 | Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. | 4 | | Индивидуальное, групповое | |
59-60 | Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. | 2 | | Индивидуальное | |
61-63 | Число 1. Количество 1. Цифра 1 ( лепка, выкладывание) | 3 | | Индивидуальное, групповое | |
64-66 | Число 2. Количество 2. Цифра 2. | 3 | | Индивидуальное | |
67-68 | Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
69-70 | Арифметический знак "=". Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». | 2 | | Индивидуальное, групповое | |
71-73 | Число 3. Количество 3. Цифра 3. | 3 | | Индивидуальное | |
74-75 | Сравнение изученных чисел на предметном материале. Письмо изученных цифр в тетради | 2 | | Индивидуальное | |
4 четверть (24 часов) | |||||
76-79 | Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. Знак «+».Счет и счетные операции в пределах 3. | 4 | | Индивидуальное | |
80-83 | Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. Знак «– ». Счет и счетные операции в пределах 3. | 4 | | Индивидуальное, групповое | |
84-88 | Число 4. Количество 4. Цифра 4. Состав числа 4. | 5 | | | |
89-92 | Задача. Знакомство с понятием «задача». Решение задач на основе предметно-практических действий. | 4 | | Индивидуальное, групповое | |
93-97 | Число 5. Количество 5. Цифра 5. Счет и счетные операции в пределах 5. | 5 | | | |
98-99 | Сравнение серии предметов по величине. | 2 | | | |
Шкала оценивания:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Контрольно-измерительные материалы
I четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Раскрась в заданном ритме. Соедини одинаковые по форме предметы. Соедини матрёшек от самой маленькой к самой большой. Нарисуй ленту шире этой. Нарисуй лестницу ниже этой Какие предметы похожи на эти геометрические фигуры? Дорисуй. | Раскрась в заданном ритме. Соедини стрелками фигуру с похожим на нее предметом. Помоги Маше убрать игрушки. Большие положи в большую коробку, а маленькие в маленькую. Раскрась самую широкую ленту. Из каких фигур составлен домик? Раскрась фигуры и домик. |
II четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Разложи игрушки: машинки поставь на верхнюю полку, а мячи положи на нижнюю. Что находится между яблоком и грушей? Раскрась. Что находится между грушей и апельсином? Раскрась. Раскрась вазу, в которой много яблок синим цветом, а вазу, в которой лежит мало яблок – жёлтым. На большой тарелке нарисуй несколько конфет, а на маленькой одну. | Что находится вверху? Раскрась. Что находится внизу? Обведи. Какой фрукт лежит между яблоком и грушей? Раскрась. У кого много шариков? Наклей ему на футболку звёздочку. Раскрась тарелку, на которой одна конфета. |
III четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Запиши числа от 1 до 3; от 3 до 1 Подчеркни большее число, обведи меньшее число 3 2 1 3 1 2 Реши примеры: 2 + 1 1 + 1 3 – 1 3 – 2 2 – 1 1 + 2 Раскрась предмет в правом верхнем и левом нижнем углу | Вставь пропущенные числа. 1, …, 3 3, 2, … Реши примеры 2 + 1 1 + 1 3 – 1 2 – 1 Раскрась птиц, которые находятся справа от домика. |
IV четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Запиши числа от 3 до 5, от 5 до 2 Нарисуй столько кругов, сколько показывает число. Разложи на два числа. 5 = … + … 4 = … + … 3 = … + … 5 = … + … Реши примеры 1 + 1 2 + 1 5 – 2 2 + 2 4 – 3 5 – 1 Реши задачу В гараже было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось? | Вставь пропущенные числа. 1 … 3 … 5 5 … … 2 … Раскрась столько квадратов, сколько показывает число Дополни до заданного числа Реши примеры 1 + 1 5 – 2 4 – 3 2 + 2 |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Информационно-коммуникативные средства |
Видеофрагменты, презентации и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором креплений для картинок, таблиц; компьютер с программным обеспечением; интерактивная доска; магнитная доска. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение, 2018 Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.: Сфера Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.: Сфера Кубики «Сложи узор» (Световид) Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет) Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений. |