Рабочая программа + КТП по предмету «Рисование» для 2 класса (АООП НОО Вариант 8.3.)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
| «Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Рисование»
для учащегося по СИПР на основе АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.3. ФГОС НООО ОВЗ).
2 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Рисование» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Рисование» включен в образовательную область «Искусство».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Обучение рисованию носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
совершенствования учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока во 2 классе составляет 40 минут.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час нагрузки в неделю, 34 часа в год.
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1 | Организация рабочего места | на каждом уроке | Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. |
2 | Различение формы предметов и геометрических фигур | на каждом уроке | Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов. |
3 | Развитие мелкой моторики руки | на каждом уроке | Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. |
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности. (34 часа) | |||
| Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: | | складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. |
| Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): | рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам); рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал); удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа; осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании; рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш; завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу); | |
| Приемы работы красками: | | примакивание кистью; наращивание массы; |
| Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: | правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм. | |
5 | Развитие речи | на каждом уроке | Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.). |
6 | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке | на каждом уроке | Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра (основные). Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима). |
Планируемые результаты.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
пользование материалами для рисования
знание названий предметов, подлежащих рисованию
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебник «изобразительное искусство» М. Ю. Рау; М. А. Зыкова «просвещение» М. 2019 г.
2.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе».
3.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П.Пузанова.
Календарно-тематическое планирование по рисованию 2 класс
№ урока в теме | № урока по п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
| 1. | Лето. | комбинированный | Беседа «Лето в картинах живописцев». Рассматривание иллюстраций. Цвета лета. Рисование по образцу с выбором. | Рисование карандашом плавных линий, не отрывая руки от листа бумаги. Ориентирование на листе бумаги. Умение пользоваться кистью и красками. | 4.09. | |
| 2. | Ветка с вишнями. | комбинированный | Рассматривание иллюстрации «Ветка вишни». Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги. Закрашивать рисунок гуашью. | 11.09. | |
| 3. | Грибы. | комбинированный | Беседа «Съедобные и несъедобные грибы». Рассматривание иллюстраций. Части гриба. Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги. | 18.09. | |
| 4. | Корзина с грибами. | комбинированный | Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги. | 25.09. | |
| 5. | Берёза в разное время года. | комбинированный | Беседа «Природа России в картинах художников». Рассматривание иллюстраций. Поэтапное рисование дерева в разное время года. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Рисовать плавные линии. Уметь срисовывать с образца. Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры изображения. | | |
| 6. | Дуб в разное время года. | комбинированный | Поэтапное рисование дерева в разное время года. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Рисовать плавные линии. Уметь срисовывать с образца. Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры изображения. | | |
| 7. | Рисование сосны. | комбинированный | Поэтапное рисование дерева в разное время года. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Рисовать плавные линии. Уметь срисовывать с образца. Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры изображения. | | |
| 8. | Рисование ели. | комбинированный | Поэтапное рисование дерева в разное время года. Раскрашивание гуашью с помощью кисти. | Рисовать плавные линии. Уметь срисовывать с образца. Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры изображения. | | |
| 9. | Белые уточки на воде. | комбинированный | Беседа «Фон на картине. Светлый и тёмный фон». Рассматривание иллюстраций, определение фона: тёмный или светлый. Рисование на фоне. | Раскрашивать фон, выбирать тональность фона. Рисовать по фону. | | |
| 10. | Правила работы с акварельными красками. Смешивание. Получение тона. | комбинированный | Краски: гуашь, акварель. Правила рисования акварелью. Получение фона разных цветов, осветлением белой гуашью. Получение тонов смешиванием. | Уметь пользоваться кистью при рисовании акварельными красками, выполнять различные мазки. Уметь смешивать краски для получения новых оттенков. | | |
| 11. | Рисуем листья. | комбинированный | Рисование несложных листьев. | Уметь рисовать по образцу, выполнять смешивание красок. | | |
| 12. | Рисуем листья с помощью трафарета. | комбинированный | Рисование сложных листьев с помощью трафарета. Получение составных цветов смешиванием. | Уметь рисовать по трафарету, выполнять смешивание красок. | | |
| 13. | Фрукты на столе. | комбинированный | Радостные цвета: яркие, светлые. Грустные цвета: неяркие, тусклые, тёмные. Беседа «Радостные и грустные цвета в картинах художников». Рисование фруктов на фоне, раскрашивание акварелью. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя. | | |
| 14. | Овощи на столе. | комбинированный | Беседа «Овощи на картинах художников». Рисование на фоне, раскрашивание акварелью. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя. | | |
| 15. | Рисование человечка по точкам. | комбинированный | Фигура человека. Рисование человечка по точкам, дорисовывание черт лица. | Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги. | | |
| 16. | Рисование человека в одежде. | комбинированный | Рисование человека в одежде. | Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги. | | |
| 17. | Снеговик во дворе. | комбинированный | Беседа «Зимние развлечения детей». Рисунок по описанию. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя. | | |
| 18. | Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. | комбинированный | Раскрашивание акварельными красками. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. | | |
| 19. | Весёлый хоровод вокруг ёлки. | комбинированный | Рисование по образцу с помощью педагога. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Ориентироваться на плоскости листа бумаги в соответствии с инструкцией учителя. | | |
| 20. | Любимые домашние животные. Собака. | комбинированный | Беседа «Различные породы собак». Рассматривание иллюстраций. Поэтапное рисование. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 21. | Любимые домашние животные. Кошка. | комбинированный | Беседа «Различные породы кошек». Рассматривание иллюстраций. Поэтапное рисование. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 22. | Зверушки и другие игрушки. | комбинированный | Рисование игрушки по выбору учащегося с натурального объекта. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 23. | Дымковская игрушка. (беседа). | комбинированный | Беседа «Дымковская игрушка» с презентацией. | Выполнять элементы узоров Дымковской игрушки. Различать «Дымку» среди других изображений. | | |
| 24. | Дымковская игрушка. (рисование). | комбинированный | Украшение дымковской игрушки (рисование узоров) акварелью и гуашью. | Выполнять элементы узоров Дымковской игрушки. Различать «Дымку» среди других изображений. | | |
| 25. | Птицы в природе. Рисование птички. | комбинированный | Беседа «Птицы такие разные». Рассматривание иллюстраций. Рисование птички. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 26. | Скворцы прилетели. | комбинированный | Беседа «Весна. Скворцы прилетели». Рисование по сюжету. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 27. | Рисование предметов разной формы. | комбинированный | Рассматривание иллюстраций. Рисование посуды различной формы, стоящей на столе. | Ориентироваться на плоскости листа бумаги. Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. | | |
| 28. | Красивые цветы. | комбинированный | Беседа «Цветы на картинах художников». Рисование цветов по образцу. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 29. | Рисование с натуры весенних цветов. | комбинированный | Рисование с натуры цветка мать-и-мачеха. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 30. | Ваза с цветами. | комбинированный | Поэтапное рисование вазы с цветами на светлом фоне. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 31. | Комнатные растения. | комбинированный | Беседа «Комнатные цветы». Рисование кактуса в горшке акварельными красками. | Уметь выполнять поэтапное рисование. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях. | | |
| 32. | Открытка к празднику 1 мая. | комбинированный | Беседа «1 Мая – праздник весны и труда». Рисование по образцу. | Рисовать по образцу, самостоятельно выбирать цвета для раскрашивания. | | |
| 33. | Открытка к празднику 9 мая. | комбинированный | Беседа «9 Мая – День Победы». Рисование по образцу. | Рисовать по образцу, самостоятельно выбирать цвета для раскрашивания. | | |
| 34. | В парке весной. | комбинированный | Рисование по описанию. | Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. | | |