Материал на проверке

Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Столярное дело» 11 класс

0
0
Материал опубликован 26 September





Рабочая программа по предмету

«Профильный труд. Столярное дело»

11 класс























Пояснительная записка.


Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Столярное дело», составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1).


При разработке адаптированной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 2 п. 22; ст. 12 п. 1,5; ст. 28 п. 26; ст. 47 п. 3 п.п. 5; ст. 48 п. 1 п.п. 1);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Устав школы.


Цели обучения:

- совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля;

- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;

- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задачи курса:

расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

ознакомление с современным производством и требованиями, предъявляемыми им к человеку;

совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;

совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;

коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;

развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей освоения его учащимися.

В процессе обучения школьники приобретают знания о видах и породах древесины, структуре древесины и её свойствах, знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. А также приобщаются к культурному наследию нашей страны, воспитывают эстетический вкус.

Программа состоит из следующих разделов:

Материаловедение;

Технология столярных работ;

Общая технология деревообрабатывающего производства, основы конструирования мебели, охрана труда;

Производственное обучение;

Раздел «Материаловедение» знакомит учащихся с применением древесины в народном хозяйстве. У учащихся углубляются и расширяются знания об основных свойствах древесины и совершенствуются навыки изготовления столярных изделий.

Знакомство с ресурсосберегающими технологиями прививает учащимся бережное отношение к материальным ценностям. Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением столярных изделий.

В разделе «Технология столярных работ» учащиеся изучают научные основы технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией столяра. Они знакомятся со способами обработки древесины, получают сведения об устройствах и принципах действия деревообрабатывающих станков, об операциях, выполняемых на этих станках и о правилах их эксплуатации.

Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.

Раздел «Общая технология деревообрабатывающего производства» знакомит учащихся со способами обработки древесины, углубляет их знания и практические умения по выполнению столярных работ. Учащиеся получают сведения о структуре технологического процесса, усваивают необходимость соблюдать технические условия на обработку дерева.

В программу раздела «Основы конструирования мебели» введены темы по совершенствованию приемов изготовления мебели. Конструктивное решение при выполнении учебного образца формирует у учащегося навыки самостоятельной работы над изделием.

Особое внимание уделено правилам безопасности работы учащихся в мастерской и на производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении данного материала учащиеся знакомятся с системой охраны труда на деревообрабатывающем предприятии, с основами законодательства по охране труда. На практических занятиях значительное место отведено выполнению правил безопасности при столярных работах.

Основой раздела «Производственное обучение» является участие учащихся в производственном труде. В учебной мастерской учащиеся последовательно изучают приемы и способы выполнения столярных работ. При этом сложность изделия возрастает для того, чтобы учащиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ. Производственная практика в составе бригад квалифицированных столяров предполагает выполнение учащимися работ по изготовлению деталей и узлов столярно – мебельных изделий, приспособлений, инструментов, предусмотренных квалификационной характеристикой 1- го и 2 - го разрядов.



Данный курс «Столярное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Столярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

В основе методического аппарата курса используются элементы: информационно- компьютерных технологий с целью активации познавательной деятельности обучающихся, технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

Основные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Столярное дело» являются:

работа с текстами, направленные на формирование способности мыслить, делать выводы;

выполнение тестовых заданий;

практические упражнения;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельное выполнение практических работ, которые способствуют воспитанию прочных знаний по предмету, умения работать с источниками (учебник, технологические карты, карточки-задания );

работа с практическими заданиями по столярному делу (упражнения «Подбери нужный инструмент», «Допиши», задания на соотношение даты и события).


Данный предмет сочетается с рядом дисциплин:

-Математика,

-Письмо и развитие речи,

-Русский язык и развитие речи,

-Чтение развитие речи,

- Социально – бытовая ориентировка.

Описание места учебного предмета в учебном плане


В учебном плане образовательного учреждения, на изучение Столярного дела отводится:

10 класс –510 часов, при недельной нагрузке – 15 час.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Личностные и предметные результаты освоения предмета.


1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13)формирование готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:

знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, автомобиля, трактора); знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы; владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы; определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий; понимание и оценка красоты труда и его результатов; использование эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в образовательной организации; эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи; учет мнений других обучающихся и педагогического работника при организации собственной деятельности и совместной работы; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других обучающихся; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.


Достаточный уровень:

осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью; осуществление настройки и текущего ремонта инструмента; отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения; владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого); понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.



Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся XI класса.


Личностные учебные действия:

К личностным БУД, формируемым на этом третьем этапе школьного обучения, относятся умения:

- осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

- соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;

- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;

- ориентировка в социальных ролях;

- осознанное отношение к выбору профессии.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия представлены комплексом следующих умений:

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;

- выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;

- с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные учебные действия:

К регулятивным БУД, обеспечивающим обучающимся организацию учебной деятельности, относятся:

- постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);

- определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач;

- осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;

- осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Познавательные учебные действия:

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;

- использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;

- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.


Содержание учебного предмета

11 класс 510 часов




Вводное занятие 1 час.

Повторный инструктаж по охране труда.


Основы материаловедения.

Строение дерева и древесины 26 часов.

Строение дерева и древесины. Составные части дерева. Строение древесины. Главные разрезы ствола. Годичные слои. Смоляные ходы. Свойства древесины.

Физические свойства древесины 54 часа.

Внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах. Характерные показатели микроструктуры. Влажность древесины. Определение влажности. Усушка и разбухание древесины в разных направлениях. Внутреннее напряжение, растяжение и коробление. Плотность, электропроводность, звукопроводность.

Механические свойства древесины 21 час.

Общие понятия о механических свойствах древесины. Пределы прочности древесины на сжатие, растяжение, изгиб и сдвиг. Сопротивление древесины резанию.

Технологические свойства древесины 3 часа.

Свойство удерживать механические крепления, способность к гибке, износостойкость, сопротивление к раскалыванию.

Характеристика древесных пород. 10

Характеристика древесных пород. Классификация древесных пород. Использование древесных пород.

Пороки древесины 11 час.

Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков древесины. Сучки: виды, измерение. Классификация трещин. Пороки формы ствола характеристика. Пороки строения древесины: виды характеристика. Грибные поражения и повреждения древесины насекомыми. Общие сведения об инородных включениях и дефектах. Деформация древесины.

Сушка и продление срока службы. 21 час.

Характеристика древесных пород. Классификация древесных пород. Использование древесных пород. Способы хранения и продления службы древесины. Сушка. Предохранение древесины от гниения.

Технология столярных работ

Основы резания древесины. 21 час.

Технология обработки древесины. Обработка древесины резанием. Резание со снятием стружки. Резание без снятия стружки. Виды древесины. Простое и сложное резание.

Практические работы. Способы резания: в торец, вдоль волокон и поперёк волокон. Переходные случаи резания.

Геометрия резца: углы заострения и резания, передний и задний углы. Факторы, влияющие на процесс резания древесины. Шероховатость обработанной поверхности по Государственному стандарту. Резание при вращательном движении резца.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены рабочего. 3 час.

Оборудование рабочего места столяра. Организация рабочего места столяра.

Обработка древесины. 28 часов.

Практические работы. Обработка древесины пилением. Виды и устройство ручных пил. Подготовка ручных пил к работе. Приемы пиления ручными пилами. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при пилении.

Деревообрабатывающие станки и работа на них. 21 час.

Применение в столярном производстве ручного электроинструмента. Устройство ручных электроинструментов и правила работы с ними. Ручные электропилы. Общие сведения о деревообрабатывающих станках. Виды деревообрабатывающих станков. Производительность деревообрабатывающих станков.

Практические работы. Наладка деревообрабатывающих станков. Правила техники безопасности при работе на деревообрабатывающих станках.

Раскрой древесных материалов. 31 час.

Деревообрабатывающие станки: применение и классификация. Устройство деревообрабатывающего станка: станина, стол, суппорт и т.д. Правила ТБ при работе на деревообрабатывающих станках. Круглопильный станок: виды, применение. Модели типового круглопильного станка. Организация рабочего места при работе на круглопильном станке. Правила ТБ при работе на круглопильном станке.

Практические работы. Раскрой досок на круглопильных станках. Поперечный раскрой досок на круглопильных станках. Продольный раскрой досок на круглопильных станках. Универсальный круглопильный станок.

Самостоятельная работа. 31 час.

Практические работы. Изготовление скамейки.

Общая технология деревообрабатывающего производства, основы конструирования мебели, охрана труда

Разметка и разметочный инструмент. 10 часов.

Разметка и разметочный инструмент. Разметочный инструмент и уход за ним. Требования к качеству разметки и приемы работы разметочными инструментами.

Практические работы. Предварительная разметка. Изготовление разметочных инструментов.

Строгание древесины. 10

Строгание плоских поверхностей ручным инструментом. Устройство ручных инструментов для строгания. Заточка и наладка инструмента для строгания. Приемы строгания. Профильные строгания древесины. Виды профильного строгания. Ручной инструмент для профильного строгания.

Практические работы. Долбление древесины. Понятие о столярном соединении. Инструмент для долбления. Приемы долбления.



Сверление, долбление и резание стамеской. 15

Сверление древесины. Приспособление для ручного сверления и приемы сверления. Электрифицированные и пневматические инструменты для сверления. Сверлильные станки и работа на них.

Практические работы. Ящик для цветов (изготовление).

Изготовление шипов. Шиповые соединения. Выработка шипов на станках.

Работа на токарном станке по дереву. 40

Обработка древесины на токарных станках по дереву. Токарный станок по дереву. Оборудование для работы на токарных станках по дереву.

Практические работы. Работа на токарном станке по дереву. Формы токарных изделий и их проточка. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

Зачистка и шлифование. Шлифование деталей. Шлифовальные станки. Шероховатость поверхности.

Нарезание шипов и выдалбливание проушин. 10

Столярные соединения. Виды столярных соединений. Выработка шипов, гнезд и проушин. Выбор вида соединения при изготовлении изделия вручную.

Практические работы. Портретная рамка для стола (изготовление).

Соединение разборных столярно-мебельных изделий. Петли для навески дверей.

Ручки, замки, задвижки и защелки.

Установка мебельной фурнитуры на производстве.

Обработка и склеивание древесины 5

Склеивание древесных материалов. Общие сведения. Клеевые материалы. Глютиновые клеи. Казеиновый клей. Синтетические клеи. Оборудование для склеивания древесины. Режим склеивания. Брак при склеивании. Организация рабочего места при склеивании древесины.

Практическая работа. 38 часов.

Заготовка деталей для простого столярного изделия. Обработка деталей механическим способом.

Изготовление ящика. Зачистка и подготовка к отделке собранного изделия. Отделка собранного изделия.

Ремонт и реставрация мебели. Художественная отделка изделий из древесины. 20

Практические работы. Подготовка столярных изделий к отделке. Общие понятия об отделке поверхности древесины. Подготовка поверхности древесины под непрозрачное покрытие. Подготовка поверхности древесины под прозрачное покрытие. Крашение древесины. Ручные инструменты для отделки.

Приемы окрашивания. Способы нанесения лака. Полирование. Организация рабочего места отделочника. Правила техники безопасности при работе с лаками.

Ремонт столярных изделий (практика). Ремонт мебели (практика).

Основные технические требования к ремонту и реставрации столярных изделий. Устройство и сборка столярных изделий. Устройство столярных изделий. Составные части изделия. Требования к изготовлению столярных изделий.

Мебельное производство 20

Мебель. Типы и виды мебели. Технологические условия на столярную мебель.

Практические работы. Табуретка. Скамейка трехместная. Стол для кабинета. Навесная книжная полка. Прикроватная тумбочка. Кухонный стол-шкаф. Устройство столярно-строительных изделий.

Оконный блок. Дверной блок. Столярная перегородка. Панель.

Практическая работа. 37 часов.

Изготовление оконной и дверной коробок. Заготовка деталей для простого столярного изделия. Зачистка и подготовка к отделке собранного изделия. Отделка собранного изделия.

Производственное обучение 15 часов

Организация производства. Технологический процесс. Общие положения.

Технологическая документация.

Виды столярного производства. Организация руда и квалификационные характеристики столяров. Организация труда. Квалификационные характеристики рабочих-столяров. Трудовое законодательство.

Охрана труда и производственная санитария. Организация работ по охране труда. Общие правила техники безопасности на производстве.

Производственная санитария. Гигиена труда. Правила техники безопасности на деревообрабатывающем предприятии. Правила техники безопасности на строительстве. Работа на высоте. Правила электробезопасности. Противопожарные мероприятия.

Практическое повторение 9

Практические работы. Изготовление рамки для фотографий.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

Беседа (диалог).

Работа с книгой.

Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Работа по плакатам.

Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

Демонстрация натуральных объектов;

ИТК

Дифференцирование, разноуровневое обучение;

Наглядные пособия, раздаточный материал;

Декады трудового обучения;

Участие в конкурсах;

Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.










Учебно-тематический план 11класс


Наименование

Всего

Основные виды деятельности

1

Вводное занятие

1


1.1

Повторный инструктаж по охране труда.

1

Слушать объяснения учителя. Повторять правила безопасной работы, название материалов и инструментов.

2

Строение дерева и древесины.

26


2.1

Строение дерева и древесины.

8

Слушать объяснения учителя.

Закрепят знания о строении дерева и древесины, разрезах ствола.

2.2

Составные части дерева.

3

2.3

Строение древесины.

3

2.4

Главные разрезы ствола.

3

2.5

Годичные слои.

3

2.6

Смоляные ходы.

3

2.7

Свойства древесины.

3

3

Физические свойства древесины.

54


Внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах.

2

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.


Характерные показатели микроструктуры.

6

Влажность древесины.

9

Определение влажности.

9

Усушка и разбухание древесины в разных направлениях.

9

Внутреннее напряжение, растяжение и коробление.

9

Плотность, электропроводность, звукопроводность.

9


4

Механические свойства древесины.

21


4.1

Общие понятия о механических свойствах древесины.

6

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Узнают подробно о механических свойствах древесины.

Закрепят знания о механических свойствах древесины.

4.2

Пределы прочности древесины на сжатие, растяжение, изгиб и сдвиг.

6

.4.3

Сопротивление древесины резанию.

9

5

Технологические свойства древесины часа.

3


5.1

Свойство удерживать механические крепления, способность к гибке, износостойкость, сопротивление к раскалыванию.

3

Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Узнают подробно о технологических свойствах древесины.

6

Характеристика древесных пород.

10


6.1

Характеристика древесных пород.

3

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Знакомство сосновными хвойными породами: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница.


6.2

Классификация древесных пород.

2

6.3

Контрольная работа за 1 четверть

1

6.4

Использование древесных пород.

5

7

Пороки древесины.

11


7.1

Характерные отличия пороков древесины от дефектов.

1

Слушать и анализировать объяснения учителя. Наблюдать за демонстрацией учителя

Узнают подробно о пороках древесины. Закрепят знания о пороках древесины.

Научатся устранять пороки древесины

7.2

Классификация пороков древесины. Сучки: виды, измерение. Классификация трещин.

3

7.3

Пороки формы ствола характеристика.

1

7.4

Пороки строения древесины: виды характеристика.

1

7.5

Грибные поражения и повреждения древесины насекомыми.

2

7.6

Общие сведения об инородных включениях и дефектах.

2

7.7

Деформация древесины.

1


8

Сушка и продление срока службы.

21

8.1

Характеристика древесных пород.

3

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают подробно о видах сушки и продлении срока службы древесины.

8.2

Классификация древесных пород.

5

8.3

Использование древесных пород

5

8.4

Способы хранения и продления службы древесины

3

8.5

Сушка

3

8.6

Предохранение древесины от гниения.

2

9

Основы резания древесины.

21


9.1

Технология обработки древесины.

3

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают более подробно о резании древесины и приёмах резания. Закрепят полученные знания.

9.2

Обработка древесины резанием.

3

9.3

Резание со снятием стружки.

2

9.4

Резание без снятия стружки.

2

9.5

Виды древесины.

2

9.10

Простое и сложное резание

2

Знакомство со способами резания: в торец, вдоль, вдоль и поперек волокон.


Знакомство с геометрия резца: углы заострения и резания, передние и задние углы

9.11

Способы резания: в торец, вдоль волокон и поперёк волокон.

1

9.12

Переходные случаи резания.

1

9.13

Геометрия резца: углы заострения и резания, передний и задний углы.

1

9.14

Факторы, влияющие на процесс резания древесины.

1

9.15

Шероховатость обработанной поверхности по Государственному стандарту.

2

9.16

Резание при вращательном движении резца.

1

10

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены рабочего.

3


10.1

Оборудование рабочего места столяра.

2

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают подробно о гигиене труда и производственной санитарии.

10.2

Организация рабочего места столяра.

1

11

Обработка древесины.

28


Правила техники безопасности при пилении.

2

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Узнают подробно об обработке древесины и её склеивании, о приёмах работы. Закрепят полученные знания.

Обработка древесины пилением.

3

Организация рабочего места.

5

Виды и устройство ручных пил.

3

Подготовка ручных пил к работе.

3

Приемы пиления ручными пилами.

12




11

Деревообрабатывающие станки и работа на них.

21


Применение в столярном производстве ручного электроинструмента.

3

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Узнают более подробно о видах деревообрабатывающих станков и работе на них. Закрепят полученные знания.


Узнают более подробно о каждой группе деревообрабатывающих станков, правилах безопасной работы.

Устройство ручных электроинструментов и правила работы с ними.

3

Правила техники безопасности при работе на деревообрабатывающих станках.

2

Ручные электропилы.

2

Общие сведения о деревообрабатывающих станках.

3

Виды деревообрабатывающих станков.

2

Производительность деревообрабатывающих станков.

3

Наладка деревообрабатывающих станков

3

12

Раскрой древесных материалов.

31


Деревообрабатывающие станки: применение и классификация.

4

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают подробно о видах раскроя древесных материалов.

Устройство деревообрабатывающего станка: станина, стол, суппорт и т.д

4

Правила ТБ при работе на деревообрабатывающих станках.

3

Круглопильный станок: виды, применение.

3

Модели типового круглопильного станка.

2

Организация рабочего места при работе на круглопильном станке.

3


Правила ТБ при работе на круглопильном станке.

2

Раскрой досок на круглопильных станках.

2

Поперечный раскрой досок на круглопильных станках.

3

Продольный раскрой досок на круглопильных станках.

3

Универсальный круглопильный станок.

2

13

Самостоятельная работа.

31


13.1

Изготовление скамейки.

31

Выполнение самостоятельной работы. Анализировать выполненную работу.

Научатся составлять алгоритм (последовательность) изготовления изделия; самостоятельно отбирать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы, изготавливать изделие.

14

Разметка и разметочный инструмент.

10


14.1

Разметка и разметочный инструмент.

2

Ознакомление с разметкой. Разметочный инструмент: виды, назначение. Припуски на обработку.

14.2

Разметочный инструмент и уход за ним.

2

14.3

Требования к качеству разметки и приемы работы разметочными инструментами.

2

14.4

Предварительная разметка.

2

14.5

Изготовление разметочных инструментов.

2


15

Строгание древесины.

10


Устройство ручных инструментов для строгания.

1

Знакомство со строганием древесины. Инструменты для плоского строгания. Требования к чистоте обработки древесной поверхности.

Заточка и наладка инструмента для строгания.

1

Приемы строгания.

1

Строгание плоских поверхностей ручным инструментом.

1

Ознакомление с приспособление для разметки заготовк и:виды(шаблон)и приемы пользования. Разметка заготовок по чертежу, образцу и шаблону.

Профильные строгания древесины.

1

Виды профильного строгания.

1

Ручной инструмент для профильного строгания.

1

Долбление древесины.

1

Понятие о столярном соединении.

1

Инструмент для долбления. Приемы долбления.

1

16

Сверление, долбление и резание стамеской.

15


Сверление древесины.

2

Знакомства с сверление древесины: назначение, инструменты, правила безопасности. Сверло: формы, размеры и назначение.

Приспособление для ручного сверления и приемы сверления.

1

Электрифицированные и пневматические инструменты для сверления.

1

Сверлильные станки и работа на них.

1

Ящик для цветов (изготовление).

6


Изготовление шипов.

2


Шиповые соединения.

2

Выработка шипов на станках.

2

17

Работа на токарном станке по дереву.

40


Обработка древесины на токарных станках по дереву.

1

Ознакомление с правилами безопасности работы на токарном станке и средства защиты от пыли.

Выполнений работ по обработке внутренней поверхности деталей.

Практические работы на токарном станке. Оттачивание мастерства.

Токарный станок по дереву.

2

Оборудование для работы на токарных станках по дереву.

3

Работа на токарном станке по дереву.

25

Формы токарных изделий и их проточка.

2

Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

2

Зачистка и шлифование.

1

Шлифование деталей.

3

Шлифовальные станки.

1

Шероховатость поверхности.

1

18

Нарезание шипов и выдалбливание проушин.

10


Столярные соединения.

1

Знакомства с шаблонами и приспособлениям и для разметки шипов и проушин. Брак при разметке.

Виды столярных соединений.

1

Выработка шипов, гнезд и проушин.

1

Выбор вида соединения при изготовлении изделия вручную.

1

Производства проверочных работ по качеству изготовленных шипов и проушин.

Портретная рамка для стола (изготовление).


1

Соединение разборных столярно-мебельных изделий.

2

Петли для навески дверей.


1

Ручки, замки, задвижки и защелки.


1

Установка мебельной фурнитуры на производстве.

1

19

Обработка и склеивание древесины

5


Склеивание древесных материалов. Общие сведения. Клеевые материалы.

1

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов.

Узнают подробно об обработке древесины и её склеивании, о приёмах работы. Закрепят полученные знания.

Организация рабочего места при склеивании древесины.

1

Глютиновые клеи. Казеиновый клей. Синтетические клеи.

1

Оборудование для склеивания древесины.

1

Режим склеивания. Брак при склеивании.

1

20

Практическая работа.

38


Заготовка деталей для простого столярного изделия.


5

Использовании полученных теоретических знаний на практике

Обработка деталей механическим способом.

5


Изготовление ящика.

21

Зачистка и подготовка к отделке собранного изделия.

3

Отделка собранного изделия.


4

21

Ремонт и реставрация мебели. Художественная отделка изделий из древесины.

20


Подготовка столярных изделий к отделке.

1

Ознакомление с повреждениями мебели: виды, способы, устранения. Требования к качеству ремонта и реставрации мебели

Выполнение работ по подборке материала для заменяемой детали по породе, цвету, и текстуре.






Выполнение работ по шлифованию окрашенных поверхностей. Полирование древесины.

Общие понятия об отделке поверхности древесины.

1

Подготовка поверхности древесины под непрозрачное покрытие.

1

Подготовка поверхности древесины под прозрачное покрытие.

1

Правила техники безопасности при работе с лаками.

1

Крашение древесины.

2

Ручные инструменты для отделки.

1

Приемы окрашивания. Способы нанесения лака.

1

Полирование.

2

Организация рабочего места отделочника.


1

Основные технические требования к ремонту и реставрации столярных изделий.

1


Ремонт столярных изделий (практика). Ремонт мебели (практика).

4

Устройство и сборка столярных изделий.

2

Составные части изделия. Требования к изготовлению столярных изделий.

1

22

Мебельное производство

20


Мебель. Типы и виды мебели.

1

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают подробно о классификации мебели и назначении мебели по её классификации.

Технологические условия на столярную мебель

1

Устройство столярно-строительных изделий.

2

Табуретка

2

Скамейка трехместная.

2

Выполнение работ для повышения навыков использования инструментов и материалов.

Стол для кабинета.

2

Навесная книжная полка.

2

Прикроватная тумбочка.

2

Кухонный стол-шкаф.

2

Слушать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов по изготовлению оконных и дверных коробок. Узнают более подробно об изготовлении оконных и дверных коробок.

Оконный блок. Дверной блок.

2

Столярная перегородка. Панель.

2

23

Практическая работа.

37


Изготовление оконной и дверной коробок.

20

Слушание и анализ объяснения учителя. Наблюдать за демонстрацией учителя

Закрепят полученные знания практической работой. Проанализируют результат проделанной работы.

Заготовка деталей для простого столярного изделия.


10

Зачистка и подготовка к отделке собранного изделия.

3


Отделка собранного изделия.

4


24

Производственное обучение

15


Организация производства. Технологический процесс. Общие положения.

3

Знакомства с организации работы по охране труда на производстве.

Знакомство с коллективным договором.

Правила внутреннего распорядка рабочего. Рабочее время.

Технологическая документация.

Виды столярного производства.

2

Организация руда и квалификационные характеристики столяров. Организация труда.

2

Квалификационные характеристики рабочих-столяров. Трудовое законодательство.

2

Охрана труда и производственная санитария.


1

Слушать и анализировать объяснения учителя. Просмотр слайдов и видеофрагментов. Узнают подробно про безопасность труда и пожарную безопасность в учебных мастерских и на предприятии

Организация работ по охране труда. Общие правила техники безопасности на производстве.

1

Производственная санитария. Гигиена труда.

1

Правила техники безопасности на деревообрабатывающем предприятии.

1

Правила техники безопасности на строительстве. Работа на высоте.

1

Правила электробезопасности. Противопожарные мероприятия.

1

25

Практическое повторение

9


25.1

Изготовление рамки для фотографий.

9

Изготовление изделий по образцу и шаблонов.
























Формы оценивания:


Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

Прилежание ученика во время работы.

Степень умственной отсталости.

Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.



Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Верстак в комплекте





Набор инструментов столяра

Сверильный станок ZJ413А+тиски

Станок заточный школьный с двумя камнями

Станок сверлильный

Станок токарный деревообрабатывающий СТД-120М

Стол верстальный (верстак)




Набор инструментов столяра

Электроточило

Ермак ножовка п/д 10В,400мм, зуб 5мм


Ермак ножовка п/д 1А,450мм, зуб 8мм заточ.

Коловорот

Молоток слесарный 200г 1010-03-НМ200 STURM

Напильник круглый

Ножовка п/м 300 мм с прорезин. Ручкой 40065

Ножовка уч.

Плакат Техника безопасности для кабинета труда

Плакаты "Электроинструмент

Плакаты Безопасность труда при деревеобработке

Рубанок металл. 1064-02-04, STURM

Стамеска учебная

Уровень

ЛБО 31-2*36-017 без кронштейнов (Кососвет)



Дрель 10/350 ЭР Д Интерскол

Лобзик электр. 65мм 550ВТ ТРИГГЕР

Дрель14 DCL-RA DS Hitachi шуруповерт акк.

Фрезер 8 SA 2 М 900 Вт Hitachi

Лобзик 0600 K JV Makita

Станок деревообрабатывающий универ. ЭНКОР Корвет-322

Станок деревообрабатывающий универ. Могилев ИЭ-6009 А 4.2






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.