12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Каюмова Светлана Харисовна20

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧИСТОЕ СЛОВО».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слово – душа языка, его богатство и гордость. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. Недаром лингвисты называют его основной, центральной, узловой единицей языка. Почему? А потому, что все свое знание о мире, свое понимание явлений действительности, их свойств человек, прежде всего, выразил в слове. Воспитание и развитие лучших черт русского характера, приобщение учащихся к русской культуре и традициям и должно идти за счет использования того потенциала, которым располагает родное слово.

Проблема сохранения чистоты родного языка далеко не проста. Как справедливо отмечает в статье «О культуре русского слова» видный отечественный филолог, профессор М.Грачев, «…и неоправданные заимствования, и канцеляризмы, и речевые ошибки – лишь видимая часть айсберга: на телевидении и радио, в газетах и журналах, в художественных произведениях широко используются и жаргонная лексика, и нецензурная брань. Большинство современных писателей и журналистов, в погоне за «самым самовитым словом», обращаются к самым низким формам языка». О негативной роли современного телевидения, об угрозе чистоте родного языка, неразрывно связанной с духовным здоровьем нации, пишет в своей статье «Русский язык и этика экрана» доктор философских наук Б.Сапунов: «Для этики экрана, шире – этики ТВ, имеют значение три стороны проблемы: а) этика слова – «словесный этикет»; б) нравственное содержание ТВ речи; в) форма звучания речи и ее нравственно-психологическое воздействие на личность».

В такой ситуации, когда угрозу чистому слову таят в себе и телевидение, и радио, и газета, и журналы, необходимость борьбы за качественное слово неоспорима. 

Цель данной программы– формирование духовной культуры личности.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:

-повысить качество языка,

-культуру речи школьников,

-привлечь внимание учащихся к проблеме чистоты русского языка,

-расширить круг защитников чистого слова.

  Основными формами уроков является урок-лекция, урок-беседа, занимательный час, урок-игра, урок самостоятельной работы.
 Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы программы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик повысил культуру речи .Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.



Программа внеурочной деятельности «Чистое слово» предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 34 часа.


 


Учебно-тематический план.

Название темы

Всего часов

Форма проведения

1.

В начале было Слово.

1

лекция

2.

Кириллица – азбука славянского народа.

1

презентация

3.

«Живой великорусский язык!»

1

беседа

3.

Характеристика слов. 
Хорошие и плохие слова.

2

Творческая работа

4.

Обращение. Словесное и несловесное обращение.

2

Литературные чтения

5.

Культура и этика общения.

4

Ролевая игра

6.

Орфоэпические нормы русского языка.

3

лекция

7.

Речь правильная и хорошая.

4

беседа

8.

Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа.

4

Творческая работа

9.

Слово! Сколько внутренней силы в нем! Слово лечит. Слово калечит.

2

Ролевая игра

10.

О сквернословии.

4

Урок - диспут

11.

Экология души = чистота Слова. Милосердие. Доброта. Красота. Любовь.

2

Беседа

12.

Выставка детских работ.

1

Творческая работа

13.

Акция «Кузбассу – Чистое слово!»

3

Акция

         
         
         


 

 

Содержание.

Занятие 1. В начале было Слово.

Вводное занятие, объяснить цели и задачи кружка.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Занятие 2. Кириллица – азбука славянского народа.

Знакомство с авторами азбуки Кириллом и Мифодием. История азбуки.

Занятие 3. «Живой великорусский язык!»

Молодежно – литературные чтения «Моя малая Родина!»

Занятие 4-5. Характеристика слов. Хорошие и плохие слова.

О хорошей речи. Богатство русского языка. Игра со словами.

Занятие 6-7. Обращение. Словесное и несловесное обращение.

Виды невербальных сигналов. Жесты и мимика как невербальные средства общения, их роль в нашей жизни. Понятие словесного и несловесного обращения. Игра в парах.

Занятие 8-11. Культура и этика общения.

 Понятие этики и культуры общения. Речевой этикет и этика. Речевой этикет и нравственность. Зависимость речевого этикета от исторического процесса телефону.
 

Занятие 12-14. Орфоэпические нормы русского языка.


Занятие 15-18. Речь правильная и хорошая

Нормативные правила общения (правила этикета). Правила речевого воздействия (конкретные речевые рекомендации).

Занятие 19-22. Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа.

Основные понятия науки о речевом воздействии. Способы речевого воздействия. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Правила общения и речевого воздействия.

Занятие 23-24. Слово! Сколько внутренней силы в нем! Слово лечит. Слово калечит.

Способы выражения похвалы. Вежливая оценка. Отказ: обоснованный, тактичный.

Занятие 25-28. О сквернословии .

Канцеляризмы, штампы, сквернословие, жаргонизмы.

Занятие 29-30. Экология души = чистота Слова. Милосердие. Доброта. Красота. Любовь.

Толкование слов: милосердие, доброта, красота, любовь.

Занятие 31. Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Занятие 32 -34. Акция «Кузбассу – Чистое слово!»

 


Список литературы для учителя:

1. М.М.Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11классы. – М.; Айрис-пресс, 2010. 

2. Климанова Л.Ф. Обучение русскому языку через общение. //РЯШ.-1993, №12.

3. Н.П.Мелкова. Его величество «Чистое Слово» в эпоху информационно-коммуникативных технологий. Школьная библиотека №3 март 2005
 

4. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс, - М.,1991.
 

5. Л.И.Пирогова. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным. – М.; Школьная пресса, 2008 
 

6. Речь. Речь. Речь: кн. для учителя // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1990.
 

7. Т.Ю. Угрова. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроках в 5-7классах; Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. - М.: ВЛАДОС,2005.


 

Список литературы для обучающихся:

1. Александрова З.Е.. Словарь синонимов русского языка. 
М. 1975г.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике. М. Просвещение, 1980 г.

3. Введенская Л.А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. М. Просвещение, 1991 г.


4. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. Просвещение, 1980 г.


5. Иванова В.В. Школьный словарь иностранных слов. М. Просвещение, 1990 г.


6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М. Просвещение, 1987 г.

7. Словарь синонимов русского языка в 2-х томах. Ленинград, 1970 г. 




 

ПРИЛОЖЕНИЕ.


Законы кружка «Чистое слово».
 


1. Говорить правильно и красиво.


2. Уважать чистую речь.

3. Не употреблять плохих слов.

4. Дружить со словами.

5. Подумать, прежде чем говорить.

6. Говорить точно.






Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

 


1. Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).


 

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).


3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

 


 



4. Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

 


5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).


6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания). 


В сценке «Урок вежливости» использовано стихотворение Я. Бжехви в переводе Б. Заходера «Очень Вежливый Индюк» .

Объявился в доме вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости - 

Поучиться вежливости.

Я и сам, - кричал Индюк, - 

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя - пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: приду, спасибо.

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло».

Как ни бился он, однако

К Индюку никто не шел - 

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости:

«Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!»

И добавил с высоты

Своего величия:

«Не усвоили, скоты,

правила приличия!»


БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ВНИМАНИЕ.

 


Вам известны слова благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

2.
Вставьте пропущенные слова:


Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас ...

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого ....
 


На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:


Спасибо.


Бодьшое спасибо.


Благодарю.


Учитель принес вам книгу, которую вы давно хотели прочитать. Вы скажите:


Спасибо, Нина Петровна!


Большое спасибо, Нина Петровна!


Благодарю Вас, Нина Петровна, я очень давно ищу эту книгу.

БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДАРОК.
 


Вы наверняка любите получать подарки. А умеете ли вы принимать подарки? Вспомните стихотворение К.Чуковского «Муха-Цокотуха»:


Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.
 


Как бы вы стали принимать подарок и благодарить?


Вы рассматриваете сапожки и говорите:


Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.
 


Вы держите в руках сапожки и говорите:


У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки,

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.
 


Вы примеряете сапожки и говорите:


Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.
 


Вспомните следующие строки стихотворения К.Чуковского:


Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла.

Что бы вы сделали с подарком? Выберите номер подходящего ответа.
 


Вы ставите мед на стол для гостей.


Прячете мед подальше.


Перекладываете часть меда из банки в красивую вазочку и ставите его на стол для гостей.


Запишите, как бы вы стали благодарить Бабушку-пчелу за подарок..


 


 


 


 


 


 

Программа «Всемогущий и занимательный синтаксис» для обучающихся 10 класса заочной формы обучения. Рассчитана на 36 часов. Она построена в основном на углубленном изучении синтаксиса и пунктуации.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задания практического характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры обучающегося.

Вся практическая часть курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того , чтобы:

- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико – стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи ;восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- при изучении односоставных предложений- определять структурно – семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

- при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально – экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

- при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

- при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции;

- при изучении сложных предложений – акцентировать внимание обучающихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа предлагаемой программы может проходить в форме

тестов, конференций, КВН, клуба знатоков…

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

Развитие интонационно выразительной речи;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий данной программы позволяет не только расширить , но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности обучающихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений ( и помнить, что они не означают тождества);

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико – стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Содержание программы

Раздел 1. О словах и их сочетаниях (4 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел 2. Основные виды подчинения (5 ч).

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия – термины. Названия – нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения:

Грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

Раздел 3. Простое предложение (15 ч).

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
 

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода ( приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенные по своему значению. «нейтральный» термин ( главный член предложения).

 

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (1)

Хайруллин Ренат Альбертович, 31.03.17 в 09:41 0 Ответить Пожаловаться
Представлена рабочая программа, а не технологическая карта урока
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.