Рабочая программа по предмету «Русский язык» (9 класс, УМК Т.А. Ладыженской)

6
0
Материал опубликован 18 May 2016 в группе

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__»__________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/Т.В.Титова/

ФИО

«__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/С.В. Шиповская/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2015г.

Рабочая программа по элективному курсу

«Русский язык и культура речи»

9 «д» класс

МБОУ Токаревская сош№1

на 2015-2016 учебный год

Учителя: Фетисовой Е.Н.

Токаревка, 2015 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Русский язык и культура речи» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникатив­ных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степе­ни подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогиче­ской. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделя­ется внимания такой важной составляющей культуры речи, как куль­тура общения.

Проводимая уже в течение нескольких лет государственная итоговая аттестация по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочи­нения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, комму­никативные умения большинства выпускников сформированы недо­статочно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников сред­ней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уро­вень владения речью. Огромное количество нарушений норм литера­турного языка, которые допускают даже журналисты, политики и дру­гие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нели­тературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправдан­ными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Ста­новление гражданского общества предполагает, что каждый гражда­нин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструк­тивный диалог с оппонентами, с представителями государства, доби­ваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идео­логий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьни­ков начальные риторические навыки.

Владение родным языком — это один из самых главных показате­лей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом свя­зано с умением мыслить, рассуждать.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса — «Русский язык и культура речи» — подразумевает обращение к наци­ональной культуре, введение школьников в пространство националь­ных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общест­венных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже по­нять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ГИА по русскому языку, сформулировать собственное отношение к пробле­мам, затронутым в этом тексте.

Цель элективного курса –

развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.

Задачи курса:

углубить теоретические представления обучающихся о базовых филологических категориях;

существен­но развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;

скорректировать речевое поведение школьников в обществе;

способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;

формировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелатель­ность, тактичность.

Содержание учебного материала

Элективный курс «Русский язык и культура речи» включает темы: учение о нормах русского литературного языка,, сти­листику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения, которые можно раздробить на микротемы.

Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, ком­муникативный, этический

аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность.

Национальный язык и его основные разновидности: литератур­ный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.

Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграниче­ние кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.

Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одина­кового содержания (составление письма товарищу и изложение его со­держания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.

Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические,

морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Теория русского языка. Формирование представлений о лингвисти­ческом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.

3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения глас­ных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм лите­ратурного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произноше­ния первой половины XX века.

Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.

4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и по­движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Теория русского языка.

5. Морфологические нормы русского языка. Варианты падеж­ных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

6. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Уста­ревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализ­мы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Теория русского языка. Формирование понятия о характере лекси­ческой системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.

7. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологичес­кой системе русского языка, различных типах фразеологизмов.

8. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публи­цистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилисти­ческие ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (4 часа)

Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилис­тических ресурсах языка.

9. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, ис­пользуемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, си­некдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, ан­титеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов обра­зования тропов и фигур.

11. Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргу­ментов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

Теория русского языка. Рассмотрение языковых особенностей диа­лога и полилога. Языковые формулы выражения согласия-несогласия.

12. Культура общения. Психологические основы общения. «Без­личное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Теория русского языка. Знакомство с формулами речевого этикета.

Требования, предъявляемые к обучающимся

Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса:

умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаиче­ские и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;

умение отмечать, анализировать особенности регионального произ­ношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектно­го и просторечного нелитературного произношения;

умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксиче­ских, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;

умение пользоваться словарями русского языка;

умение определять стилистическую принадлежность текста, харак­теризовать его языковые особенности, в частности, лексический состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;

умение составлять элементарные тексты в различных жанрах офи­циально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), пуб­лицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);

умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание ис­пользуемой литературы, оформлять библиографические ссылки;

умение подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию;

умение вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;

умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично под­держивать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выраже­нием сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Тема

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата по плану

Дата факт.

1

1

Национальный русский язык.

Русский язык, его составляющие. Литературный язык как высшая форма национального русского языка.

Знать, что такое национальный язык, его основные разновидности

   

2

1

Культура речи как научная дисциплина

Нормативный, ком­муникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность. Национальный язык и его основные разновидности: литератур­ный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.

Знать о культуре речи как научной дисциплине..

   

3

1

Языковая норма, её динамика и вариативность.

Основные нормы русского языка: орфоэпи-ческие, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Знать основные нормы русского языка.

Умение находить речевые ошибки.

   

4

1

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи.

Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения глас­ных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм лите­ратурного произношения под влиянием диалектов и просторечия.

Знать новые понятия: аканье, иканье, оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция

   

5

1

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

Разноместность и по­движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Уметь правильно ставить ударение в словах.

   

6

3

Морфологические нормы русского языка.

Варианты падеж­ных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

Уметь правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов.

   

7

1

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Уста­ревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализ­мы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Знать о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах.

Уметь различать исконно русские и заимствованные слова.

   

8

1

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова.

Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Знать происхождение крылатых слов.

   

9

1

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка.

Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публи­цистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилисти­ческие ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Знать понятия: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Уметь определять стили речи.

   

10

2

Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, ис­пользуемые в художественном стиле.

Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, си­некдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, ан­титеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание

Знать художественно- выразительные средства (виды тропов, виды фигур, средства фонетики)

   

11

1

Синтаксис. Синтаксические нормы.

Предложение и словосочетание. Синтаксические нормы.

Знать все о синтаксисе.

   

12

1

Дисскутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент.

Тезис. Аргумент. Типы аргу­ментов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

Знать новые понятия: тезис, аргумент.

   

13.

1

Культура общения. Психологические основы общения.

Психологические основы общения. «Без­личное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Знать понятия: «Без­личное общение», «Межличностное общение», «светская беседа».

   

14

1

Тест по курсу «Русский язык и культура речи.»

       

Методическая литература

Для учащихся

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

Культура устной и письменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум. — М., 2000.

Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

Для учителя

1. ВведенскаяЛЛ., ПавловаЛ.Г. Культура и искусство речи. Совре­менная риторика. — Ростов н/Д, 1999.

2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

5. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:

элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум. — М., 2000.

6. Львов М.Р. Риторика. — М., 1996.

7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002.

Комментарии
Комментариев пока нет.