Рабочая программа по предмету «Русский язык» (9 класс, УМК Т.А. Ладыженской)
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2015г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2015г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В. Шиповская/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2015г. |
Рабочая программа по элективному курсу
«Русский язык и культура речи»
9 «д» класс
МБОУ Токаревская сош№1
на 2015-2016 учебный год
Учителя: Фетисовой Е.Н.
Токаревка, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Русский язык и культура речи» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.
Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.
Проводимая уже в течение нескольких лет государственная итоговая аттестация по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочинения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства выпускников сформированы недостаточно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.
Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.
Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами, с представителями государства, добиваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьников начальные риторические навыки.
Владение родным языком — это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать.
Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса — «Русский язык и культура речи» — подразумевает обращение к национальной культуре, введение школьников в пространство национальных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общественных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже понять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ГИА по русскому языку, сформулировать собственное отношение к проблемам, затронутым в этом тексте.
Цель элективного курса –
развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.
Задачи курса:
углубить теоретические представления обучающихся о базовых филологических категориях;
существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;
скорректировать речевое поведение школьников в обществе;
способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;
формировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелательность, тактичность.
Содержание учебного материала
Элективный курс «Русский язык и культура речи» включает темы: учение о нормах русского литературного языка,, стилистику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения, которые можно раздробить на микротемы.
Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический
аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.
Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.
Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграничение кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.
Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.
Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические,
морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
Теория русского языка. Формирование представлений о лингвистическом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.
3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века.
Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.
4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.
Теория русского языка.
5. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.
6. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.
Теория русского языка. Формирование понятия о характере лексической системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.
7. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.
Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологической системе русского языка, различных типах фразеологизмов.
8. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (4 часа)
Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилистических ресурсах языка.
9. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов образования тропов и фигур.
11. Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.
Теория русского языка. Рассмотрение языковых особенностей диалога и полилога. Языковые формулы выражения согласия-несогласия.
12. Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.
Теория русского языка. Знакомство с формулами речевого этикета.
Требования, предъявляемые к обучающимся
Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса:
• умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;
• умение отмечать, анализировать особенности регионального произношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектного и просторечного нелитературного произношения;
• умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;
• умение пользоваться словарями русского языка;
• умение определять стилистическую принадлежность текста, характеризовать его языковые особенности, в частности, лексический состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;
• умение составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);
• умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание используемой литературы, оформлять библиографические ссылки;
• умение подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию;
• умение вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;
• умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично поддерживать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выражением сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Содержание темы |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата по плану |
Дата факт. |
1 |
1 |
Национальный русский язык. |
Русский язык, его составляющие. Литературный язык как высшая форма национального русского языка. |
Знать, что такое национальный язык, его основные разновидности |
||
2 |
1 |
Культура речи как научная дисциплина |
Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность. Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. |
Знать о культуре речи как научной дисциплине.. |
||
3 |
1 |
Языковая норма, её динамика и вариативность. |
Основные нормы русского языка: орфоэпи-ческие, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. |
Знать основные нормы русского языка. Умение находить речевые ошибки. |
||
4 |
1 |
Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. |
Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. |
Знать новые понятия: аканье, иканье, оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция |
||
5 |
1 |
Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. |
Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. |
Уметь правильно ставить ударение в словах. |
||
6 |
3 |
Морфологические нормы русского языка. |
Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. |
Уметь правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов. |
||
7 |
1 |
Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. |
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. |
Знать о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах. Уметь различать исконно русские и заимствованные слова. |
||
8 |
1 |
Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. |
Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. |
Знать происхождение крылатых слов. |
||
9 |
1 |
Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. |
Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. |
Знать понятия: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. Уметь определять стили речи. |
||
10 |
2 |
Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. |
Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание |
Знать художественно- выразительные средства (виды тропов, виды фигур, средства фонетики) |
||
11 |
1 |
Синтаксис. Синтаксические нормы. |
Предложение и словосочетание. Синтаксические нормы. |
Знать все о синтаксисе. |
||
12 |
1 |
Дисскутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. |
Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора. |
Знать новые понятия: тезис, аргумент. |
||
13. |
1 |
Культура общения. Психологические основы общения. |
Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений. |
Знать понятия: «Безличное общение», «Межличностное общение», «светская беседа». |
||
14 |
1 |
Тест по курсу «Русский язык и культура речи.» |
Методическая литература
Для учащихся
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
Для учителя
1. ВведенскаяЛЛ., ПавловаЛ.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.
2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.
5. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:
элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007
5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
6. Львов М.Р. Риторика. — М., 1996.
7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.
8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002.