Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) 9 класс
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от 29.08.2023 г. № 1 от 30.08.2023 г. № 01-02-
Рабочая программа
по профессионально – трудовому обучению
(швейное дело)
Составил: Е. Г. Гончарова,
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
КУРСК – 2023
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе ― программа образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) ― это рабочая программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная рабочая программа рассчитана на 10 часов в неделю
Рабочая программа учебного предмета - профессионально – трудовое обучение (швейное дело) в 9 классе разработана на основе Программы Министерства образования РФ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 240 с. под ред. В.В. Воронковой на один учебный год на основании нормативных документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года),
- Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
- Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению заданий по пошиву изделий со специализацией по профессии швея женской и детской одежды.
В 9 классе продолжается автоматизация навыков работы обучающихся на швейной машине, обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Усложняется изучение технологии пошива легкой одежды, свойства тканей. Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких технологических операций. Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Цели программы:
- освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
- овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры.
Задачи программы:
- формирование технических и технологических знаний;
- развитие у обучающихся трудовых умений и навыков;
- воспитание положительного отношения к труду.
С каждым годом материал программы усложняется: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Обязательным при обучении является изучение и соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью по 2 учебных часа.
В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы в 9 классе по 10 часов в неделю, при проведении 40 - минутного урока (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана).
В конце каждой четверти выполняются самостоятельные работы, а контрольные – в конце учебного года.
Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить учащихся к обучению в следующем классе, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
В работе пользуемся учебниками «Технология. Швейное дело» 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2018.
Профессионально-трудовое обучение в специальной школе современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ.
Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профессионально – трудовое обучение (швейное дело) является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:
математика – (выполнение расчетов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, работа с угольником, линейкой, вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку, альбоме);
изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора;
чтение и развитие речи–связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение традиционного обучения, здоровьесберегающих технологий, элементов личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями, информационно-коммуникативные технологии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций
Академический компонент
Обучающиеся:
получат знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (ткани –х/б, льняной, ниток), свойствах и видах этих материалов;
получат знания об основных механизмах швейных машин, устройстве и принципу действия регуляторов швейной машины, челночного комплекта;
-получат знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой и булавками, швейной машиной с электроприводом, электроутюгом;
-получат знания об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами;
получат знания о назначении и применении машинных швов (краевых и соединительных);
узнают название деталей и контурных срезов плечевого изделия;
научатся последовательно соединять основные детали плечевых и поясных изделий;
-получат знания о «пооперационном разделение труда», «бригадный метод пошива»;
- получат общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа, их условные обозначения;
-научатся правильно подготавливать выкройки к раскрою;
научатся выполнять обработку края изделия долевой, поперечной обтачкой, двойной косой обтачкой;
научатся выполнять чертеж изделия;
научатся делать рациональную разметку по шаблону и линейке;
научатся распознавать х/б и льняные ткани;
научатся определять направление нити основы в ткани;
научатся ориентироваться в задании (уметь пользоваться инструкцией);
научатся выполнять основные виды машинных и ручных видов работ;
научатся качественно выполнять виды краевых и соединительных швов;
научатся изготавливать изделие несложного покроя;
получат знания по составлению плана пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей;
научатся выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать заплату ручным способом, штопать изделие;
научатся рационально организовывать рабочее место;
научатся выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, швейных машин;
-научатся подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани;
- переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань,
- обрабатывать детали кроя;
- выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия.
Жизненные компетенции
Содержание учебного материала способствует социализации школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках профессионально - трудового обучения (швейное дело) позволяет учащимся получать следующие умения:
позитивно относиться к труду и людям труда,
осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;
осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;
воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков;
понимать общие правила создания швейных изделий: соответствие изделия шаблону, прочность, эстетическую выразительность;
работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;
-подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
производить измерительные действия при изготовлении изделий;
соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно - гигиенические требования;
экономно расходовать материалы;
-осуществлять простейшее планирование своей деятельности,
- придерживаться плана при выполнении изделия;
-осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз,
с помощью линейки;
работать по инструкциям, алгоритму;
анализировать свое изделие и изделие товарища;
определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;
сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемый уровень подготовки обучающихся к концу 9 класса
знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
- принцип изготовления пряжи, нитей и тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани);
- технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде,
- виды отделки швейных изделий;
- правила подготовки ткани к раскрою, способы раскладки выкройки на ткани;
- правила подготовки изделия к примерке;
- назначение, конструкцию и технологию выполнения следующих швов: двойного, запошивочного, стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, шва вподгибку с открытым и закрытым срезом;
- виды и оборудование рабочего места, и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
- правила ухода за одеждой из х/б, льняных тканей;
- основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности (экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный цеха);
-понятие об организации труда и производства на швейных предприятиях;
- правила безопасной работы на рабочем месте.
уметь:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь х/б и льняные ткани, шёлковые и шерстяные ткани;
- включать и отключать швейную машину, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол), регулировать длину стежка, устанавливать необходимую строчку;
- снимать мерки и записывать результаты измерений, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на швейной машине следующие швы: двойной, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, шов вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;
- подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань,
- обрабатывать детали кроя, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, окантовочным швом;
- обрабатывать верхний срез кармана подкройной обтачкой и соединять карман с основной деталью;
-выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
(ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)
9 класс (10ч/неделю)
Первая четверть
Итоги обучения и задачи на предстоящую четверть. Техника безопасности при работе в школьной мастерской. Распределение рабочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Особенности влажно-тепловой обработки. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетической ткани.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или бедер
Платье отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и «крылышко».
Соединение лифа с юбкой
Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе пресса. Назначение паровоздушного манекена. Требование к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах. Трудовое законодательство
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение. Пошив постельного белья: наволочки с клапаном.
Самостоятельная работа. Обработка выреза горловины окантовочным швом. Обработка нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.
Вторая четверть
Вводное занятие
Готовые выкройки и чертежи изделия в масштабе и в натуральную величину
Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошиву
легкой женской одежды
Готовая выкройка: название деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор тканей, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.
Оборудование швейного цеха
Универсальная швейная машина: модели, скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа).
Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды, характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины- автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Самостоятельная работа. Обработка верхнего среза кармана подкройной обтачкой. Соединение кармана с основной деталью.
Третья четверть
Вводное занятие
Организация труда и производства на швейной фабрике
Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы на швейной фабрике
Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочем месте.
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием
Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановое задание на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине
Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве
Работа подготовительного и раскроенного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества раскроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практическое повторение. Пошив постельного белья: пододеяльника.
Самостоятельная работа. Обработка отложного воротника. Обработка нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом
Четвёртая четверть
Вводное занятие
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии
Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды
Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекало, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшие технологии обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор тканей и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Практическое повторение
Подготовка к итоговой аттестации.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Пошив наволочки размером 40х40. «Пошив мешочка»
Учебно-тематическое планирование по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 9 класс - 10ч/неделю
№ п/п | Содержание материала. | Количество часов | Контрольные, самостоятельные, лабораторные, практические работы, экскурсии |
1. | Вводное занятие. | | |
2. | Особенности обработки изделий из синтетических тканей. | | Лабораторная работа «Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей» |
3. | Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или по линии бедер | | Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припуска на швы. Прокладывание копировальных стежков. |
4. | Соединение лифа с юбкой. | | Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине. |
5. | Влажно-тепловая обработка изделия на швейной фабрике. | | Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием. |
6. | Трудовое законодательство | | |
7. | Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину | | Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа. |
8. | Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды | | Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия. |
9. | Оборудование швейного цеха. | | |
10. | Организация труда и производства на швейной фабрике | | |
11. | Правила безопасной работы на швейной фабрике | | |
12. | Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием | | Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда. |
13. | Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине. | | Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. |
14. | Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве. | | Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии. |
15. | Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии. | | Лабораторная работа «Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разных номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом» |
16. | Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды. | | Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание выточек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах. |
17. | Обработка окантовочным швом среза мелкой детали | | |
18. | Практическое повторение | | Пошивпостельного белья: наволочки с клапаном, пододеяльника. Подготовка к итоговой аттестации. |
19. | Самостоятельные работы. Контрольная работа | | Самостоятельная работа «Обработка выреза горловины окантовочным швом. Обработка нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом». Самостоятельная работа «Обработка верхнего среза кармана подкройной обтачкой и соединение кармана с основной деталью». Самостоятельная работа «Обработка отложного воротника. Обработка нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом». Контрольная работа «Пошив наволочки размером 40х40» «Пошив мешочка» |
Итого часов | | |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| I ЧЕТВЕРТЬ | |
I. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | |
1. | Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. | 1 |
| Распределение рабочих мест. | 1 |
| Т\б при пользовании инструментами и оборудованием. | 1 |
II. | ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ | |
1. | Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. | 1 |
| Пр.р. Особенности влажно-тепловой обработки синтетических тканей. | 1 |
| Пр.р. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. | 1 |
2. | Лабораторная работа по теме «Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей». | 2 |
III. | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ ПО ОСНОВЕ ПЛАТЬЯ И РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ, ОТРЕЗНОГО ПО ЛИНИИ ТАЛИИ | |
1. | Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. | 1 |
| Пр.р. Выбор и описание фасона отрезного платья. | 1 |
2. | Детали платья отрезного по линии талии и по линии бедер. | 1 |
| Пр.р. Название деталей платья и контурных срезов. | 1 |
3. | Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. | 1 |
| Пр.р. Разрезание выкройки основы платья по линии талии. | 1 |
| Пр.р. Разрезание выкройки основы платья по линии бедер. | 1 |
4. | Раскрой деталей отрезного платья. | 1 |
| Пр.р. Раскладка выкройки на ткани. | 1 |
| Пр.р. Изменение фасона юбки при раскрое. | 1 |
5. | Раскрой деталей платья. | 1 |
| Пр.р. Раскрой деталей платья с учетом припусков на швы. | 1 |
6. | Подготовка деталей кроя отрезного платья к обработке. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание копировальных стежков. | 1 |
| Подготовка деталей платья к обработке. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание контрольных линий. | 1 |
7. | Изготовление выкройки рукава «фонарик» и «крылышко». | 1 |
| Пр.р. Изготовление выкройки рукава «крылышко». | 1 |
| Пр.р. Изготовление выкройки рукава «фонарик». | 1 |
IV. | СОЕДИНЕНИЕ ЛИФА С ЮБКОЙ | |
1. | Ткани, используемые для пошива отрезного платья. | 1 |
| Пр.р. Составление коллекции тканей. | 1 |
| Пр.р. Изучение свойств тканей. | 1 |
2. | Детали платья, отрезного по линии талии | 1 |
| Пр.р. Сметывание деталей платья. | 1 |
3. | Подготовка деталей платья к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание юбки с лифом платья. | 1 |
4. | Примерка платья. | 1 |
| Пр.р. Внесение исправлений после примерки. | 1 |
5. | Обработка лифа платья. | 1 |
| Пр.р. Обработка вытачек, плечевых срезов. | 1 |
| Пр.р. Обработка боковых срезов. | 1 |
6. | Обработка среза горловины обтачкой. | 1 |
| Пр.р. Приметывание, притачивание обтачки. | 1 |
| Пр.р. Наметывание, настрачивание обтачки. | 1 |
7. | Обработка юбки платья. | 1 |
| Пр.р. Соединение боковых срезов. | 1 |
8. | Обработка боковых срезов юбки. | 1 |
| Пр.р. Обметывание срезов швов. | 1 |
9. | Правила соединения лифа с юбкой. | 1 |
| Пр.р. Соединение лифа с юбкой притачным швом. | 1 |
10. | Обработка рукавов. | 1 |
| Пр.р. Сметывание деталей рукавов. | 1 |
| Пр.р. Стачивание деталей рукавов. | 1 |
11. | Соединение рукавов с проймами. | 1 |
| Пр.р. Вметывание рукавов в проймы | 1 |
| Пр.р. Втачивание рукавов в проймы. | 1 |
12. | Обработка нижнего среза рукавов. | 1 |
| Пр.р. Выполнение машинной строчки. | 1 |
10. | Обработка нижнего среза платья. | 1 |
| Пр.р. Выравнивание среза платья, заметывание. | 1 |
11. | Окончательная обработка нижнего среза платья. | 1 |
| Пр.р. Выполнение машинной строчки. | 1 |
12. | Обработка пояса. | 1 |
| Пр.р. Приметывание срезов пояса. | 1 |
| Пр.р. Обтачивание срезов пояса. | 1 |
13. | Окончательная отделка платья. | 1 |
| Пр.р. Утюжка изделия. | 1 |
| Пр.р. Проверка качества готового изделия. | 1 |
V. | ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ | |
1. | Оборудование отделочного цеха: виды, назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. | 1 |
| Требования к влажно- тепловой обработке. Организация рабочего места при ВТО изделия. Т\Б на рабочих местах. | 1 |
2. | Экскурсия. Швейная фабрика. | 1 |
| Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием. | 1 |
VI. | ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | |
1. | Кодекс законов о труде. | 1 |
| Основные права и обязанности рабочих и служащих. | 1 |
2. | Трудовой договор. Расторжение договора. | 1 |
| Перевод на другую работу. | 1 |
| Отстранение от работы. | 1 |
3. | Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. | 1 |
| Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи. | 1 |
VII. | ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (Пошив постельного белья) | |
1. | Виды постельного белья. | 1 |
| Пр.р. Раскрой наволочки с клапаном. | 1 |
2. | Составление плана работы по пошиву наволочки с клапаном. | 1 |
| Пр.р. Обработка поперечных срезов наволочки. | 1 |
3. | Обработка поперечных срезов наволочки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку. | 1 |
| Пр.р. ВТО машинных швов. | 1 |
4. | Пошив наволочки с клапаном. | 1 |
| Пр.р. Выполнение разметки и складывание по меткам. | 1 |
| Пр.р. Сметывание детали. | 1 |
5. | Обработка боковых срезов наволочки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение двойного шва. | 1 |
6. | Окончательная обработка боковых срезов наволочки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение машинной строчки. | 1 |
7. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
| Пр.р. Утюжка изделия. Складывание по стандарту. | 1 |
VIII. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Отдельные операции по пошиву изделия в М 1:2 (по готовому крою) | 1 |
| «Обработка выреза горловины окантовочным швом. | 1 |
| Обработка нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом». | 1 |
| II ЧЕТВЕРТЬ | |
I. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | |
1. | План работы на четверть. | 1 |
| Организация рабочего места. | 1 |
| Т\б в швейной мастерской. | 1 |
II. | ГОТОВЫЕ ВЫКРОЙКИ И ЧЕРТЕЖИ ИЗДЕЛИЙ В МАСШТАБАХ И В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ | |
1. | Готовая выкройка. Её особенности. | 1 |
| Название деталей и контурных срезов. Условные обозначения линий. | 1 |
2. | Приложение к журналу мод. | 1 |
| Пр.р. Перевод выкроек, используя резец и кальку. | 1 |
3. | Цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. | 1 |
| Пр.р. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки. | 1 |
4. | Фасоны изделий в журнале мод. | 1 |
| Пр.р. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. | 1 |
| Пр.р. Описание фасона изделия. | 1 |
5. | Изменение готовой выкройки. | 1 |
| Пр.р. Анализ выкройки и чертежа. | 1 |
| Пр.р. Подготовка выкройки на свой размер. | 1 |
III. | РАСКРОЙ ПО ГОТОВЫМ ВЫКРОЙКАМ ИЛИ ЧЕРТЕЖАМ И ПОШИВ ЛЕГКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ | |
1. | Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения. | 1 |
| Пр.р.Оформление деталей выкройки. | 1 |
2. | Подбор ткани, ниток, фурнитуры. | 1 |
| Пр.р. Норма расхода ткани при разной её ширине. | 1 |
3. | Готовая выкройка: описания к выкройке или чертежу. | 1 |
| Пр.р. Подбор отделки для модели с отделкой. | 1 |
4. | Детали готовой выкройки. | 1 |
| Пр.р. Анализ выкройки. | 1 |
| Пр.р. Оформление выкройки. | 1 |
5. | Раскрой блузки. | 1 |
| Пр.р. Раскладка выкройки на ткани. | 1 |
| Пр.р. Раскрой деталей блузки. | 1 |
6. | Подготовка деталей кроя к примерке. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий. | 1 |
7. | Подготовка изделия к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание плечевых и боковых срезов. | 1 |
8. | Примерка блузки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение примерки. Внесение исправлений. | 1 |
9. | Пошив блузки. | 1 |
| Пр.р. Стачивание вытачек, рельефов. | 1 |
| Пр.р. Утюжка вытачек, рельефов. | 1 |
10. | Пошив блузки. | 1 |
| Пр.р. Стачивание плечевых, боковых срезов. | 1 |
| Пр.р. Обработка срезов швов строчкой «зигзаг». | 1 |
11. | Обработка бортов. | 1 |
| Пр.р. Обработка бортов подбортами. | 1 |
12. | Обработка среза горловины обтачкой (воротником). | 1 |
| Пр.р. Приметывание, притачивание обтачки. | 1 |
13. | Подготовка обтачек для пройм. | 1 |
| Пр.р. Соединение деталей обтачек. | 1 |
14. | Обработка пройм обтачкой. | 1 |
| Пр.р. Приметывание обтачки. | 1 |
| Пр.р. Притачивание обтачки. Утюжка. | 1 |
15. | Обработка нижнего среза. | 1 |
| Пр.р. Заметывание нижнего среза. | 1 |
| Пр.р. Выполнение машинной строчки. | 1 |
16. | Обработка застежки. | 1 |
| Пр.р. Разметка и обработка петель. | 1 |
17. | Окончательная отделка изделия. | 1 |
| Пр.р. Пришивание пуговиц. Утюжка. | 1 |
| ЮБКА - ГОДЕ | |
18. | Юбка-годе: ткани, назначение. | 1 |
| Пр.р. Подготовка выкройки к раскрою. | 1 |
19. | Раскрой юбки. | 1 |
| Пр.р. Раскладка выкройки на ткани. | 1 |
| Пр.р. Выполнение раскроя деталей юбки. | 1 |
20. | Подготовка деталей кроя юбки к примерке. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание копировальных стежков. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание контрольных строчек. | 1 |
21. | Примерка изделия. | 1 |
| Пр.р. Внесение исправлений после примерки. | 1 |
22. | Пошив юбки. | 1 |
| Пр.р. Стачивание клиньев юбки. | 1 |
23. | Пошив юбки. | 1 |
| Пр.р. Обработка срезов швов. | 1 |
24. | Обработка притачного пояса. | 1 |
| Пр.р. Соединение деталей пояса. | 1 |
| Пр.р. Обтачивание пояса. | 1 |
25. | Обработка верхнего среза юбки поясом. | 1 |
| Пр.р. Притачивание пояса. | 1 |
26. | Обработка нижнего среза юбки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 |
27. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
| Пр.р. Утюжка готового изделия. | 1 |
IV. | ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ЦЕХА | |
1. | Универсальная швейная машина: модели, скорость, виды выполняемых работ. | 1 |
| Пр.р. Заправка верхних и нижних нитей. | 1 |
| Пр.р. Выполнение пробных строчек. | 1 |
2. | Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва. | 1 |
| Пр.р. Заправка верхней нити. | 1 |
| Пр.р. Заправка нижней нити. | 1 |
3. | Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. | 1 |
| Пр.р. Заправка нитей в машину. Регулировка натяжения. | 1 |
4. | Специальная машина: виды, характеристика и назначение видов. | 1 |
| Пр.р. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей. | 1 |
5. | Швейные машины-автоматы: характеристика, назначение. | 1 |
| Пр.р. Заправка верхней и нижней нитей. | 1 |
6. | Швейные машины-полуавтоматы: характеристика, назначение. | 1 |
| Пр.р. Заправка нитей. | 1 |
| Пр.р. Регулировка строчек. | 1 |
V. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | 1 |
| «Обработка верхнего среза кармана подкройной обтачкой | 1 |
| и соединение кармана с основной деталью». | 1 |
| III ЧЕТВЕРТЬ | |
I. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | |
| План работы на четверть. | 1 |
| Организация рабочего места. | 1 |
| Т\б при работе в швейной мастерской. | 1 |
II. | ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ | |
1. | Основные этапы изготовления одежды в промышленности. | 1 |
| Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий. | 1 |
| Массовое производство изделий. | 1 |
2. | Цеха на швейной фабрике. Экспериментальный цех. | 1 |
| Подготовительный цех. | 1 |
3. | Цеха на швейной фабрике. Раскройный цех. | 1 |
| Швейный цех. | 1 |
4. | Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. | 1 |
| Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). | 1 |
5. | Бригадная форма организации труда. | 1 |
| Оплата труда швеи-мотористки. | 1 |
| Разряды по существующей тарифной ставке. | 1 |
III. | ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ | |
1. | Законодательство по охране труда. | 1 |
| Безопасность труда в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки. | 1 |
| Электробезопасность. | 1 |
2. | Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при ВТО изделий. | 1 |
| Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах. | 1 |
IV. | ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРОСТЕЙШИХ ИЗДЕЛИЙ, ВЫПУСКАЕМЫХ БАЗОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (Постельное белье, ночные сорочки, пижамы, мужские трусы, наволочки, прихватки, салфетки) | |
1. | Ассортимент простейших изделий фабрики. | 1 |
| Пр.р. Раскрой деталей мужских трусов. | 1 |
2. | Подготовка кроя деталей к обработке. | 1 |
| Пр.р.Прокладывание копировальных стежков. | 1 |
3. | Виды швов, используемых при пошиве изделий. | 1 |
| Пр.р. Выполнение запошивочного шва. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку. | 1 |
4. | Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. | 1 |
| Пр.р. Обработка шаговых срезов. | 1 |
| Пр.р. Выполнение запошивочного шва. | 1 |
5. | Основные детали изделий, название срезов. | 1 |
| Пр.р.Сметывание деталей трусов. | 1 |
6. | Соединение правой и левой деталей. | 1 |
| Пр.р. Выполнение запошивочного шва. | 1 |
7. | Последовательность обработки изделия. | 1 |
| Пр.р. Обработка нижних среза правой половинки. | 1 |
8. | Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия (мужских трусов) по готовому крою. | 1 |
| Пр.р. Обработка нижних среза левой половинки. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку. | 1 |
9. | Технические условия на готовые изделия. | 1 |
| Пр.р. Заметывание верхнего среза. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 |
10. | Норма выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях. | 1 |
| Пр.р. Вдевание тесьмы-резинки. Утюжка. | 1 |
V. | ВЫПОЛНЕНИЕ МАШИННОЙ ЗАКРЕПКИ НА КОНЦАХ ШВА У ДЕТАЛЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ НА ОБМЕТОЧНОЙ МАШИНЕ | |
1. | Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок. | 1 |
| Характеристика, подготовка к работе. | 1 |
2. | Подготовка деталей к выполнению на них машинных закрепок. | 1 |
| Подготовка изделий к выполнению на них машинных закрепок. | 1 |
3. | Экскурсия на швейную фабрику в швейный цех. | 1 |
| Наблюдение за работой швеи. | 1 |
| Пробное выполнение машинной закрепки шва. | 1 |
VI. | ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПРЯМОГО ЦЕЛЬНОКРОЕНОГО ПЛАТЬЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. | |
1. | Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. | 1 |
| Работа подготовительного и раскройного цехов. | 1 |
| Настил тканей, раскладка лекал. | 1 |
2. | Экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя. | 1 |
| Проверка качества кроя, маркировка кроя. | 1 |
3. | Лекало (направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал изготовления). | 1 |
| Пр.р. Подготовка лекал. | 1 |
4. | Раскрой деталей платья. | 1 |
| Пр.р. Подготовка ткани к раскрою. | 1 |
| Пр.р. Раскладка лекал на ткани, раскрой. | 1 |
5. | Последовательность пошива цельнокроеного платья на швейной фабрике. | 1 |
| Пр.р. Составление плана пошива. | 1 |
| Пр.р. Заготовка деталей платья. | 1 |
6. | Соединение боковых срезов. | 1 |
| Пр.р. Сметывание боковых срезов. | 1 |
| Пр.р. Стачивание обтачивание боковых срезов. | 1 |
7. | Подготовка кроя платья к обработке. | 1 |
| Пр.р. Прокладывание копировальных стежков, контрольных линий. | 1 |
8. | Подготовка платья к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание вытачек, кокеток, рельефов. | 1 |
9. | Подготовка платья к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание плечевых и боковых срезов. | 1 |
10. | Примерка платья. | 1 |
| Пр.р. Проведение примерки. | 1 |
| Пр.р. Устранение дефектов после примерки. | 1 |
11. | Обработка вытачек. | 1 |
| Пр.р. Стачивание вытачек. | 1 |
| Пр.р. Заутюживание вытачек. | 1 |
12. | Обработка плечевых срезов платья. | 1 |
| Пр.р. Стачивание плечевых срезов, обметывание. | 1 |
13. | Подготовка обтачки горловины. | 1 |
| Пр.р. Раскрой обтачки, соединение деталей. | 1 |
14. | Обработка среза горловины. | 1 |
| Пр.р. Обтачивание среза горловины. | 1 |
15. | Обработка коротких рукавов. | 1 |
| Пр.р. Обработка нижних срезов рукавов. | 1 |
| Пр.р. Выполнение сборки по окату рукава. | 1 |
16. | Втачивание рукавов в открытую пройму. | 1 |
| Пр.р .Вметывание рукавов в открытую пройму. | 1 |
| Пр.р. Втачивание рукавов в открытую пройму | 1 |
17. | Обработка боковых срезов. | 1 |
| Пр.р. Стачивание, обметывание срезов. | 1 |
18. | Обработка нижнего среза изделия. | 1 |
| Пр.р. Выполнение машинной строчки. | 1 |
19. | Окончательная отделка изделия. | 1 |
| Пр.р. Утюжка изделия. | 1 |
| Пр.р. Анализ качества работы. | 1 |
VII. | ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (Пошив постельного белья) | |
1. | Пододеяльник: назначение, размеры, ткани для пошива. | 1 |
| Пр.р. Название деталей и срезов пододеяльника. | 1 |
2. | Составление плана работы по пошиву пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Расчёт ткани для пододеяльника. | 1 |
3. | Раскрой пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Определение размеров пододеяльника. | 1 |
4. | Пошив пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Выполнить разметку. | 1 |
| Пр.р. Сложить детали по меткам. | 1 |
5. | Обработка долевых срезов пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Сметать детали. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 |
6. | Обработка поперечных срезов пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Сметать деталь. | 1 |
7. | Обработка поперечных срезов пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 |
8. | Окончательная обработка пододеяльника. | 1 |
| Пр.р. Утюжка и складывание изделия. | 1 |
VIII. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | 1 |
| «Обработка отложного воротника. | 1 |
| Обработка нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом». | 1 |
| IV ЧЕТВЕРТЬ | |
I. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | |
| План работы на четверть. | 1 |
| Т\Б при работе в швейной мастерской. | 1 |
II. | НОВЫЕ ШВЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ШВЕЙНОМ ПРЕДПРИЯТИИ | |
1. | Новые ткани из натуральных волокон, с добавкой искусственных и синтетических. | 1 |
| Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. | 1 |
2. | Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства. | 1 |
| Использование новых тканей для изготовления одежды. | 1 |
3. | Лабораторная работа по теме «Изучение прорубаемости новых тканей, влагопроницаемости, сминаемости, изменений вида и качества при утюжке с разным температурным режимом». | 3 |
III. | ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ЮБОК И БРЮК, ПРИМЕНЯЕМАЯ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОДЕЖДЫ | |
1. | Ассортимент поясных изделий на фабрике. | 1 |
| Пр.р. Выбор моделей. | 1 |
| Пр.р. Расчет ткани на изделие. | 1 |
2. | Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. | 1 |
| Пр.р. Подготовка ткани к раскрою. | 1 |
3. | Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. | 1 |
| Пр.р. Раскрой изделия по готовым лекалам. | 1 |
4. | Подготовка брюк к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание вытачек, боковых срезов. | 1 |
5. | Подготовка брюк к примерке. | 1 |
| Пр.р. Сметывание шаговых срезов. | 1 |
| Пр.р. Сметывание правой и левой детали. | 1 |
6. | Примерка брюк. | 1 |
| Пр.р. Проведение примерки. | 1 |
| Пр.р. Устранение дефектов после примерки. | 1 |
7. | Пошив брюк. | 1 |
| Пр.р. Стачивание вытачек, боковых срезов. | 1 |
8. | Пошив брюк. | 1 |
| Пр.р. Стачивание шаговых и среднего срезов. | 1 |
9. | Соединение правой и левой детали. | 1 |
| Пр.р. Сметывание и стачивание правой и левой детали. | 1 |
10. | Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. | 1 |
| Пр.р. Приметывание тесьмы-молнии. | 1 |
| Пр.р. Притачивание тесьмы-молнии. | 1 |
11. | Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. | 1 |
| Пр.р. Настрачивание тесьмы-молнии. | 1 |
| Пр.р. ВТО застежки. | 1 |
12. | Новейшая технология обработки пояса. | 1 |
| Пр.р. Обработка пояса прокладочным материалом. | 1 |
13. | Соединение пояса с верхним срезом изделия. | 1 |
| Пр.р. Приметывание и притачивание пояса. | 1 |
14. | Обработка петель и пришивание пуговиц. | 1 |
| Пр.р. Обработка петель машинным способом. | 1 |
15. | Современный способ обработки низа поясного изделия. | 1 |
| Пр.р. Выравнивание нижних срезов. | 1 |
| Пр.р. Обработка клеевым способом. | 1 |
16. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
| Пр.р. Утюжка готового изделия. | 1 |
| Пр.р. Анализ качества работы. | 1 |
IV. | ОБРАБОТКА ОКАНТОВОЧНЫМ ШВОМ СРЕЗА МЕЛКОЙ ДЕТАЛИ. | |
1. | Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. | 1 |
| Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. | 1 |
| Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. | 1 |
2. | Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. | 1 |
| Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, уменьшение окантовочного шва. | 1 |
| Пр.р. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. | 1 |
3. | Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва. | 1 |
| Пр.р. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах. | 1 |
V. | ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ. (Подготовка к итоговой аттестации) | |
1. | Швейная машина. | 1 |
| Пр.р. Заправка нитей. Челночный комплект. | 1 |
| Пр.р. Уход за швейной машиной. | 1 |
2. | Изготовление тканей, их свойства. | 1 |
| Пр.р. Определение утка, кромки, лицевой и изнаночной сторон. | 1 |
3. | Машинные швы. | 1 |
| Пр.р. Выполнение стачного, двойного, запошивочного, шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 |
4. | Размер изделия, мерки. | 1 |
| Пр.р. Определение размера изделия. | 1 |
5. | Трудовой договор. | 1 |
| Права и обязанности рабочих на производстве. | 1 |
| Труд молодежи. | 1 |
6. | Перевод на другую работу. Отстранение от работы. | 1 |
| Охрана труда. | 1 |
| Трудовая и производственная дисциплина. | 1 |
7. | Правила т/б при работе в швейной мастерской. | 1 |
| Правила т/б при работе с иглой, ножницами, утюгом, на швейной машине. | 1 |
8. | Машинная игла. | 1 |
| Пр.р. Устройство, установка иглы. | 1 |
9. | Цеха на швейной фабрике. | 1 |
| Виды постельного белья: ткани, машинные швы. | 1 |
VI. | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | 1 |
1 | Пошив наволочки размером 40х40. | 1 |
2 | Пошив мешочка | 1 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
3. Кожина О. А. Технология изготовления машинных швов. Альбом.
М., НИИ ШОТСО АПН, 1991.
4. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.,2006.
5. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой. Сборник 2 под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
6. Технология. Швейное дело. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2018.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Альбом. Технология изготовления машинных швов.
Выкройки моделей одежды.
Динамическое пособие «Перенос нагрудной вытачки».
Журналы мод.
Инструкционные карты.
Карточки-задания.
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
Копилка электронных презентаций по темам программы.
Образцы тканей, машинных швов, ручных стежков, фурнитуры, изделий, ниток.
Таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
1. Гладильная доска.
2. Интерактивная доска.
3. Классная доска.
4. Линейка – угольник.
5. Манекен.
6. Метровая линейка.
7. Ножницы.
8. Ноутбук.
9. Оверлок.
10. Отпариватель.
11. Ручные, машинные иглы.
12. Сантиметровые ленты.
13. Столы.
14. Стулья.
15. Швейные нитки.
16. Швейные машины с электрическим приводом.
17. Швейные машины с электрическим приводом (производственные).
18. Циркуль.
19. Электрический утюг.