Рабочая программа по родному языку в 1 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
1г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2020 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по родному языку 1 класс.
Цель | Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. |
Задачи | Развитие устной и письменной речи учащихся и формирование у них основ грамотного и безошибочного письма. |
Место предмета в учебном плане | В 1 классе на изучение предмета отводится 17 часов в год на 33 учебных недели. |
Количество часов в неделю | В 1 классе – 0,5 час. |
Учебник | О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Русский родной язык» 1 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык». 1 класс.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (6 ч.)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Раздел 2. Язык в действии (4 ч.)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Раздел 4. Секреты речи и текста (1 ч.)
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Тематическое планирование по родному языку 1 класс.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Секреты речи и текста | 6 ч. |
2 | Язык в действии | 4 ч. |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 ч. |
| Секреты речи и текста | 1 ч. |
ИТОГО: | 17 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1. Секреты речи и текста (6 ч.) | ||
1 | 1. | Как люди общаются друг с другом. |
2 | 2. | Вежливые слова. |
3 | 3. | Как люди приветствуют друг друга. |
4 | 4. | Зачем людям имена. |
5 – 6 | 5 – 6 | Спрашиваем и отвечаем. |
2. Язык в действии (4 ч.) | ||
7 | 1. | Выделяем голосом важные слова. |
8 | 2. | Как можно играть звуками. |
9 | 3. | Где поставить ударение. |
10 | 4. | Как сочетаются слова. |
3. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.) | ||
11 – 12 | 1 – 2 | Как писали в старину. |
13 – 14 | 3 – 4 | Дом в старину: что как называлось. |
15 – 16 | 5 – 6 | Во что одевались в старину. |
4. Секреты речи и текста (1 ч.) | ||
17 | 1. | Сравниваем тексты. |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Русский родной язык, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
| | 1. Секреты речи и текста (6 ч.) | | |
1 | 1. | Как люди общаются друг с другом. | | |
2 | 2. | Вежливые слова. | | |
3 | 3. | Как люди приветствуют друг друга. | | |
4 | 4. | Зачем людям имена. | | |
5 – 6 | 5 – 6 | Спрашиваем и отвечаем. | | |
| | 2. Язык в действии (4 ч.) | | |
7 | 1. | Выделяем голосом важные слова. | | |
8 | 2. | Как можно играть звуками. | | |
9 | 3. | Где поставить ударение. | | |
10 | 4. | Как сочетаются слова. | | |
| | 3. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.) | | |
11 – 12 | 1 – 2 | Как писали в старину. | | |
13 – 14 | 3 – 4 | Дом в старину: что как называлось. | | |
15 – 16 | 5 – 6 | Во что одевались в старину. | | |
| | 4. Секреты речи и текста (1 ч.) | | |
17 | 1. | Сравниваем тексты. | |