Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) для учащихся 8 класса

4
0
Материал опубликован 13 May 2021

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)




Дата


Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к результатам

Контрольно-оценочная деятельность

Информац. сопровождение, цифр. и ЭОР


План

Факт

Предметные

Метапредметные

Вид

Форма


Язык и культура (2 ч)

1-2.

6.09

20.09


Исконно русская лексика


Урок усвоения

новых знаний



2

Слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Уметь видеть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка


Личностные: осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствовнию, формирова­ние знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский литературный язык — важней­ший показатель культуры чело­века. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержа­ния и значения слова, предложения, текста

Входной

Работа с лингвистическими словарями

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Культура речи (9 ч)

3-4.

4.10

18.10


Основные орфоэпические нормы


Урок усвоения

новых знаний


2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Овладеть навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности.

Личностные: осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Регулятивные: принимает и сохраня­ет учебную задачу и познавательную цель; четко выполняет требование по­знавательной задачи; определяет по­следовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата при выполнении действий ориентиру­ется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения за­дач, почти не допуская ошибок. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме; осуще­ствляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает при­чинно-следственные связи, делает

обобщения, выводы.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями

http://www.fipi.ru

http://www.gramota.ru/

http://repetitor.1c.ru/

5-6.

8.11

22.11


Основные лексические нормы современного русского литературного языка


Урок усвоения

новых знаний


2

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.


Овладеть навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями


7-9.

6.12-20.12


Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка


Урок усвоения

новых знаний


3

Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Овладеть навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями

http://eng.1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября», издания «Русский язык», «Литература»;


10-11.



Речевой этикет



Урок усвоения

новых знаний


2

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Овладеть навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности.

Текущий

Работа с лингвистическими словарями

Презентация

Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

12-13.



Язык и речь. Виды речевой деятельности

Урок усвоения

новых знаний






2

Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы .Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.


Овладеть навыками совершенствования видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, разовьет базовые умения и навыки использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Личностные: испытывает положи­тельное отношение к учению, познава­тельной деятельности, желание приоб­ретать новые знания, умения, совер­шенствовать имеющиеся. Регулятивные: способен принимать и сохранять учебную задачу; плани­ровать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятель­но) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, само­стоятельно находит ее в учебных ма­териалах. Коммуникативные: строит моноло­гические высказывания, умеет зада­вать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы.

Текущий

Комплексный анализ текста

Презентация

14-15.



Текст как

единица языка и речи


Урок усвоения

новых знаний




2

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.


Овладеть навыками совершенствования видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, разовьет базовые умения и навыки использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Текущий

Комплексный анализ текста

Презентация

16-17.



Функциональные разновидности языка

Урок усвоения

новых знаний






2

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

Различать функциональные разновидности языка. Уметь защищать реферат, участвовать в учебной дискуссии.

Текущий

Анализ текстов разных стилей.

Подготовка устного выступления.

Презентация


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.