12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кульдяева Людмила Владимировна367
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

​​​​​​​

Рабочая программа

по русской словесности для 7 класса

1 час в неделю (всего 35 часов)





Учитель Кульдяева Л.В















2019 - 2020 уч. г





Пояснительная записка

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ 12», авторской программы Альбеткова, Р. И. Рабочая программа к учебному курсу «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017. — 56 с.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русская словесность» относится к части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана школы МБОУ «СОШ 12». В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ «СОШ 12» В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ «СОШ 12» на изучение предмета отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной учебным планом МБОУ «СОШ 12».

Учебно - методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Альбеткова Р.И. Русская словесность 7 кл.: Учебное пособие / Под ред Р.И.Альбетковой. – М.:Дрофа, 2017



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В 7 классе школьники изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.



Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;

7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.



Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты изучения словесности предполагают:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Система оценки планируемых результатов проходит через стартовый, текущий и итоговый контроль.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7класс

СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе. Русская словесность, ее происхождение и развитие.

РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА

Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях.

Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.

Стилистические возможности грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ

Виды и жанры эпических произведений, литературная сказка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в эпическом произведении.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение героя и автора, диалоги героев.

Сюжет эпического произведения, созданный средствами языка. Этапы и назначение сюжета.

Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная.

.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ

Виды лирических произведений: ода, элегия.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Композиция лирического произведения, созданная средствами языка.

Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика.

Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.


ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ

Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цитата, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.



































Тематическое планирование



п/п

Наименование изучаемой темы

Дата


Тема урока/кол-во часов

план

факт

1.

«Слово и словесность » Всего часов 2ч.

1.1.

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Мно-

гогранность понятия «слово».




1.2.

Словесность как словесное творчество, способность изобра-

жать посредством языка различные предметы и явления, выра-

жать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства

слова, совокупность всех словесных произведений — книжных

и устных народных. Словесность как совокупность наук о язы-

ке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и развитие.



2.

«РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА» Всего часов 4 ч.

2.1

Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорно-

го языка, его использование в художественных произведени-

ях.




2.2

Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный

язык, просторечие, территориальные и профессиональные диа-

лекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в об-

щении людей и в литературе.




2.3

Литературный язык и его разновидности. Нормы употребле-

ния языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на

данном языке. Употребление литературного языка в разных

сферах жизни. Разновидности литературного языка: официаль-

но-деловой, научный и публицистический стили.



2.4

Язык художественной литературы как особая разновидность

употребления языка. Язык как материал, из которого строится

художественное произведение, и язык как результат художест-

венного творчества, важнейшая сторона произведения словес-

ности.




3.

«ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ» Всего часов 6 ч.


3.1

Устная и письменная формы словесного выражения. Возмож-

ность употребления разговорного и литературного языка в уст-

ной и письменной формах.



3.2

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

Формы словесного выражения в художественном произведе-

нии.




3.3

Повествование, описание и рассуждение в произведении

словесности.



3.4

Изображение разговорного языка в художественном произве-

дении. Диалог и монолог героя. Сказ.




3.5

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

Особенности словесного выражения в стихах и в прозе.



3.6

Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.



4.

«СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ» Всего часов 3ч.

4.1.

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова

и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зави-

симость смысла высказывания от стилистической окраски слов

и выражений.




4.2.

Стилистические возможности грамматики: имени существи-

тельного, имени прилагательного, глагола.



4.3

Стиль как разновидность употребления языка и стиль худо-

жественной литературы как идейно-художественное своеобра-

зие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи,

иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора,

определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмея-

ния.




5

«РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ». Всего часов 4 ч.



5.1

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изобра-

жения и способ изображения жизни в эпических, лирических

и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Различение родов словесности. Определение вида и жанра

произведения.




5.2

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, не-

былица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина,

анекдот.



5.3

Особенности словесного выражения содержания в эпических

произведениях устной народной словесности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.



5.4

Особенности словесного выражения содержания в лириче-

ских произведениях устной народной словесности.

Драматические виды народной словесности: народная драма,

театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведе-

ний устной народной словесности.



6.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ». Всего часов 3 ч.



6.1

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откро-

вение, как история духовного восхождения человечества и как

произведение словесности.



6.2

Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва,

проповедь, послание, псалом.

Своеобразие стиля Библии.




6.3



Использование библейских жанров и стиля в русской литера-

туре.



7.

«ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 4.




7.1

Виды и жанры эпических произведений, литературная сказ-

ка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть,

роман.



7.2

Литературный герой в эпическом произведении.

Языковые средства изображения характера: описание (пор-

трет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и

о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение

герояи автора, диалоги героев.




7.3

Сюжет эпического произведения, созданный средствами язы-

ка. Этапы и назначение сюжета.




7.4

Композиция эпического произведения, созданная средствами

языка. Внесюжетные элементы. Система образов.

Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная.



8.

«ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 3 ч.



8.1

Виды лирических произведений: ода, элегия.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение

явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка

в лирике.




8.2

Композиция лирического произведения, созданная средства-

ми языка.




8.3

Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика.

Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.



9.

«ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ» Всего часов 2 ч.



9.1

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия,

драма.

Герои драматического произведения и языковые способы

их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремар-

ки).




9.2

Особенности драматического конфликта, сюжета и компози-

ции. Роль художественной детали в драматическом произведе-

нии.



10.

«ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 3 ч.



10.1

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жан-

ры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в

прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объек-

тивное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лири-

ки в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и

мыслей автора, стихотворная форма.



10.2

Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соеди-

нение в них признаков лирики и эпоса.



10.3

Значение стихотворной или прозаической формы словесного

выражения содержания произведения. Использование в лиро-

эпических произведениях форм словесного выражения содер-

жания, свойственных лирике и эпосу.



11.

«ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ». Всего часов 1 ч.



11.1

Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цита-

та, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов на-

родной словесности в произведениях русских писателей.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.