Рабочая программа по русской словесности для 7 класса
Рабочая программа
по русской словесности для 7 класса
1 час в неделю (всего 35 часов)
Учитель Кульдяева Л.В
2019 - 2020 уч. г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12», авторской программы Альбеткова, Р. И. Рабочая программа к учебному курсу «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017. — 56 с.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русская словесность» относится к части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана школы МБОУ «СОШ №12». В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ «СОШ 12» В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ «СОШ 12» на изучение предмета отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной учебным планом МБОУ «СОШ №12».
Учебно - методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Альбеткова Р.И. Русская словесность 7 кл.: Учебное пособие / Под ред Р.И.Альбетковой. – М.:Дрофа, 2017
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В 7 классе школьники изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Система оценки планируемых результатов проходит через стартовый, текущий и итоговый контроль.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7класс
СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе. Русская словесность, ее происхождение и развитие.
РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА
Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях.
Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
Виды и жанры эпических произведений, литературная сказка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в эпическом произведении.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение героя и автора, диалоги героев.
Сюжет эпического произведения, созданный средствами языка. Этапы и назначение сюжета.
Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная.
.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
Виды лирических произведений: ода, элегия.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Композиция лирического произведения, созданная средствами языка.
Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика.
Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цитата, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Дата | |
| Тема урока/кол-во часов | план | факт |
1. | «Слово и словесность » Всего часов 2ч. | ||
1.1. | Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Мно- гогранность понятия «слово». | | |
1.2. | Словесность как словесное творчество, способность изобра- жать посредством языка различные предметы и явления, выра- жать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о язы- ке и литературе. Русская словесность, ее происхождение и развитие. | | |
2. | «РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА» Всего часов 4 ч. | ||
2.1 | Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорно- го языка, его использование в художественных произведени- ях. | | |
2.2 | Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диа- лекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в об- щении людей и в литературе. | | |
2.3 | Литературный язык и его разновидности. Нормы употребле- ния языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официаль- но-деловой, научный и публицистический стили. | | |
2.4 | Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художест- венного творчества, важнейшая сторона произведения словес- ности. | | |
3. | «ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ» Всего часов 6 ч. | | |
3.1 | Устная и письменная формы словесного выражения. Возмож- ность употребления разговорного и литературного языка в уст- ной и письменной формах. | | |
3.2 | Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведе- нии. | | |
3.3 | Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности. | | |
3.4 | Изображение разговорного языка в художественном произве- дении. Диалог и монолог героя. Сказ. | | |
3.5 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. | | |
3.6 | Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл. | | |
4. | «СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ» Всего часов 3ч. | ||
4.1. | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зави- симость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений. | | |
4.2. | Стилистические возможности грамматики: имени существи- тельного, имени прилагательного, глагола. | | |
4.3 | Стиль как разновидность употребления языка и стиль худо- жественной литературы как идейно-художественное своеобра- зие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра. Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмея- ния. | | |
5 | «РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ». Всего часов 4 ч. | | |
5.1 | Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изобра- жения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения. | | |
5.2 | Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, не- былица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина, анекдот. | | |
5.3 | Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности. Лирические виды народной словесности: песня, частушка. | | |
5.4 | Особенности словесного выражения содержания в лириче- ских произведениях устной народной словесности. Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведе- ний устной народной словесности. | | |
6. | ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ». Всего часов 3 ч. | | |
6.1 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откро- вение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности. | | |
6.2 | Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. Своеобразие стиля Библии. | | |
6.3 | Использование библейских жанров и стиля в русской литера- туре. | | |
7. | «ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 4. | | |
7.1 | Виды и жанры эпических произведений, литературная сказ- ка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть, роман. | | |
7.2 | Литературный герой в эпическом произведении. Языковые средства изображения характера: описание (пор- трет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение герояи автора, диалоги героев. | | |
7.3 | Сюжет эпического произведения, созданный средствами язы- ка. Этапы и назначение сюжета. | | |
7.4 | Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная. | | |
8. | «ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 3 ч. | | |
8.1 | Виды лирических произведений: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике. | | |
8.2 | Композиция лирического произведения, созданная средства- ми языка. | | |
8.3 | Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка. | | |
9. | «ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ» Всего часов 2 ч. | | |
9.1 | Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма. Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремар- ки). | | |
9.2 | Особенности драматического конфликта, сюжета и компози- ции. Роль художественной детали в драматическом произведе- нии. | | |
10. | «ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ». Всего часов 3 ч. | | |
10.1 | Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жан- ры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объек- тивное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лири- ки в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма. | | |
10.2 | Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соеди- нение в них признаков лирики и эпоса. | | |
10.3 | Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро- эпических произведениях форм словесного выражения содер- жания, свойственных лирике и эпосу. | | |
11. | «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ». Всего часов 1 ч. | | |
11.1 | Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цита- та, реминисценция. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов на- родной словесности в произведениях русских писателей. | | |