12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа учебного курса «природоведение» для обучающегося 5 класса составлена на основе:

- базисного учебного плана, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п;

- программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Природоведение, В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырёва2004;


и нацелена на образование детей с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю): Курс «Природоведение» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

сообщение элементарных знаний о живой и неживой приро­де;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и. главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети по­лучают в дошкольном возрасте и в начальных классах.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет переход от первоначальных представлений, по­лученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Индивидуальное обучение природоведению рассчитано на 1 урок в неде­лю.

Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.

В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу. Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы. Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

        В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается  проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

        В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся  знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

        При изучении растительного и животного мира  в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
         Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.    
            Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

         Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны .уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности тру да;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный сло­варь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, сте­бель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объекта­ми, расположенными на территории России (Черное и Балтий­ское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Ураль­ские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характе­ристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

Содержание материала дано лаконично, без излишней детали­зации; это создает учителю возможности для творчества, не ог­раничивает его жесткими программными рамками, позволяет учи­тывать специфику природы своего края.

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире

относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).

соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.

соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

выделять существенные признаки групп объектов;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете

изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Экскурсии

1

Земля – планета солнечной системы

1

1

1

2

Сезонные изменения в природе

8

3

1

3

Наша страна

3

2

-

4

Природа нашей Родины

Неживая природа

Живая природа

16

5

11


3

-


-

-

5

Человек. Охрана здоровья

3

1

-

6

Охрана природы и экология

1

-

1

7

Труд на пришкольном участке

3

1

-


Итого

35

11

3


ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (1 час)

Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (8 часов)

Погода. Явления природы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

НАША СТРАНА (3 часа)

Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва -столица нашей Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)

Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).

ПРИРОДА НАШЕЙ РОДИНЫ(16 часов)

Неживая природа. (Использование физической карты.) (5 часов)

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные uскопаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа (11 часов).

Растения и животные экологических систем.

Лес

Растения, грибы леса.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.

Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Грибы: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

С а д. О г о р о д. П о л е

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Животные огорода. Помощник и огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Животные - вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Болото

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Водоемы

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

ЧЕЛОВЕК. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ (3 часа)

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров.

Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.

ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ (1 час)

Что такое экология?

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ И В ШКОЛЕ (3 часа)

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

Повторение пройденного

Закрепление знаний на практике.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), местный краеведческий музей.



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол- во ч

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Измерители

Дата

план

факт

ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (1 час)

1/1

Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Пр/р№1«Наблюдение за явлениями природы». Экскурсия №1 по местности

1

НМ

Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. Солнечная система. Космос. Спутник. Планетарий, обсерватория.

Называть предметы и явления в окружающей обстановке. Уметь вести наблюдения. Знать имена первых космонавтов

Беседа по вопросам учителя.



СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (8 часов)

2/1

Погода. Явления природы. Экскурсия №2 «Красавица осень»

1

НМ

Погода. Явления природы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа по вопросам учителя.



3/2

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Пр/р №2 « Изготовление знаков погоды, опорные схемы»

1

НМ

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года

Уметь устанавливать связи между явлениями в природе

Выборочный пересказ



4/3

Осень.

1

НМ

Осень.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа по иллюстрациям.



5/4

Зима.

1

КБ

Зима

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.




6/5

Весна

1

КБ

Весна

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выборочный пересказ.



7/6

Лето.

1

КБ

Лето

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа по таблице.



8/7

Признаки времени года. Пр/р№3 «Изготовление календаря природы»

1

КБ

Признаки времени года

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выборочный пересказ.



9/8

Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Пр/р №4 «Кормушка»

1

КБ

Прозрачность, форма предмета

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Беседа по вопросам учителя.



НАША СТРАНА (3часа)

10/1

Российская Федерация (расположение на географической карте). Пр/р № 5 «Физическая карта России»

1

КБ

Место Оренбургской области на карте России. Карта.

Знать название своей страны.

Беседа по вопросам учителя.



11/2

Москва -столица нашей Родины.

1

КБ

Кремль, метро, достопримечательности.

Знать названия страны и столицы.

Беседа по карте.



12/3

Многонациональное население России. Города нашей Родины. Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес). Пр/р №6 «Работа с картой Брянской области»


1

КБ

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности Золотое кольцо. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Народы Брянской области. Названия географических объектов

Знать местоположение города на карте России. Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь работать самостоятельно.

Беседа по презентации. Беседа по вопросам учителя.



ПРИРОДА НАШЕЙ РОДИНЫ(16 часов)

Неживая природа. (Использование физической карты.) (5 часов)

13/1

Разнообразие поверхности (рельеф). Почвы. Пр/р №7 «Виды почв»


1

НМ

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Уметь устанавливать причинно

Выборочный пересказ.



14/2

Вода в природе. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.

1

НМ

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Знать основные свойства воды.

Выборочный пересказ.



15/3

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха

1

НМ

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха

Уметь устанавливать причинно- следственные связи

Выборочный пересказ.



16/4

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Пр/р№ 8 « Изготовление подвижного макета термометра»

1

НМ

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Выборочный пересказ.



17/5

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. Использование человеком. Пр/р №9«Коллекция полезных ископаемых»

1

НМ

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком, карьер, шахта, открытый и закрытый способы добычи

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.


Выборочный пересказ.



Живая природа (11 часов).

18/1

Растения и животные экологических систем.

Лес. Растения, грибы леса. Хвойные деревья.

1

КБ

Названия растений. Растения леса.

Различать живую и неживую природу.

Беседа по иллюстрациям.



19/2

Кустарники. Кустарнички. Травы.

1

КБ

Растения леса. Среда обитания. Растения вокруг нас.

Знать простейшую классификацию растений. Уметь проводить наблюдения за природой

Беседа по гербарию.



20/3

Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса.

1

КБ

Грибы.

Уметь называть представителей грибного мира.

Беседа.



21/4

Животные леса. Звери. Птицы леса. Насекомые леса.

1

КБ

Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

Уметь называть представителей животного мира.

Беседа по иллюстрациям.



22/5

С а д. О г о р о д. П о л е

Растения сада. Сезонные работы в саду. Животные сада.



1

НМ

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Растения школьного сада. Растения школьного сада.

Знать части растений. Уметь называть представителей растительного и животного мира

Беседа по вопросам учителя. Беседа по иллюстрациям.



23/6

Растения огорода: овощи.

Зеленые культуры. Друзья и враги огородных растений. Уход за культурными растениями.

1

НМ

Овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.) Помощник и огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Знать простейшую классификацию растений. Различать дикорастущие и культурные растения. Уметь называть представителей растительного и животного мира.

Беседа по гербарию и презентации.



24/7

Растения пол. Вредители полей. Хомяк, насекомые и их личинки.

1

НМ

Зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.) Суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения класса.

Уметь называть некоторые лекарственные растения. Уметь называть представителей растительного и животного мира.

Выборочный пересказ.



25/8

Растения луга – травы. Использование лугов человеком. Животные луга. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

1

НМ

Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Знать простейшую классификацию растений. Уметь называть представителей растительного и животного мира.

Выборочный пересказ



26/9

Растения болота. Животные болота.

1

НМ

Травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка), птицы, лягушки, насекомые.

Уметь называть представителей растительного мира.

Выборочный пересказ



27/10

Растения водоемов. Животные пресных водоемов.


1

НМ

Рыбы, раки, улитки, жуки, кувшинка, кубышка, рогоз и др.

Уметь называть представителей растительного и животного мира.

Выборочный пересказ



28/11

Животные морей и океанов. Многообразие живой природы. Растения и животные в жизни человека

1

НМ

Рыбы , киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Уметь называть представителей растительного и животного мира.

Выборочный пересказ



ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ЧЕЛОВЕКА (3 ЧАСА)

29/1

Организм человека. Строение тела человека. Внутренние органы.

1

НМ

Названия органов: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Названия органов

Знать части тела и органы. Знать , как работают органы.

Выборочный пересказ.



30/2

Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Здоровье человека. Пр/р №10 «Правила гигиены»

1

КБ

Режим дня. Закаливание. Осанка, сколиоз. Названия органов дыхания, никотин. Виды спорта, закаливание, процедуры

Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания. Знать правила сохранения осанки. Уметь соблюдать правила питания и элементарной гигиены.

Выборочный пересказ.



31/3

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

1

НМ

Названия органов чувств.

Знать основные органы чувств.

Выборочный пересказ.



ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ (1 час)

32/1

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Экскурсия №3 «Виды антропогенных загрязнений»

1

КБ

Экология, загрязнение, Красная книга

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Беседа по вопросам учителя.



ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ И В ШКОЛЕ (3 часа)

33/1

Посев и посадка растений. Пр/р №11 на клумбе.

1

КБ

Полив, посадка, прополка, пикировка

Уметь вести наблюдения.

Беседа по вопросам учителя.



34/2

Весенняя обработка почвы на клумбах. Посев и посадка растений на школьные клумбы. Обобщающий урок №1«Стань природе другом»

1

КБ

Комнатные растения

Уметь вести наблюдения

Беседа по вопросам учителя.






3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Т. М.Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2013

2. И.В.Романов, Р.А.Петросова Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Дрофа», 2010;

3. А.А.Плешаков. Природоведение. - М.: Просвещение, 2011г.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

5. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.


13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.