Адаптированная программа по курсу «Природоведение» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 28 October 2017 в группе

Адаптированная программа

по курсу «Природоведение»

6 класс


 

Учитель: Локтионова Е. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Природоведение» для 6 класса составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993); адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы». Москва; Гуманитар. изд. центр Владос, 2011.

На изучение материала по курсу «Природоведение» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий и экскурсий.

Основной целью коррекционной программы по природоведению в 6 классе является получение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой природы; формирование правильного понимания явлений и их роли в неживой природе; экологическое воспитание обучающихся.

Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном  классе необходимо решение следующих практических задач:

сообщение обучающимся сведений о неживой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений;

установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;

экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу «Природоведение» (6 класс)

коррекционно-развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за процессами, происходящими в неживой природе, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;

развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;

воспитательные:

воспитание позитивного ценностного отношения к неживой природе;

формирование основ экологического воспитания;

образовательные:

формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;

оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Оценка личностных и предметных результатов

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные:

формирование мотивации к познавательной деятельности;

развитие личностных представлений о целостности живой и неживой природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к неживой природе;

вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам неживой природы;

приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе;

формирование умения обращаться с микропрепаратами и лабораторным оборудованием.

Предметные:

знакомство с предметом изучения раздела «Неживая природа»;

развитие  эстетического и этического значения неживой природы;

обучение наблюдательности и способности описывать природные явления;

развитие первоначальных представлений о разнообразии неживой природы, способах ее использования и методах защиты;

ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;

формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание  влияния экологических факторов на организмы).

Формирование базовых учебных действий

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ре­ализуется в процессе всего школьного обучения биологии и ко­н­кре­ти­зирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

Программа фор­ми­рует основы учебной де­ятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые способствуют их подготовке к са­мо­стоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Уровни овладения предметными результатами

Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Содержание программы курса «Природоведение» (6 класс)

Курс «Природоведение» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа».

По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе.

Поскольку преподавание данного предмета в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с неживой природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание здесь уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и демонстрации пути их решения человеком.

Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов. Так, в 6 классе на «Введение» достаточно 2 ч. В связи большим объемом информации увеличиваю количество часов на изучение раздела «Полезные ископаемые». При изучении темы «Цветные металлы» включаю сведения о таких металлах, как медь и олово.

При изучении программного материала важное место занимают самостоятельные, лабораторные и практические работы. На уроках предпочтение отдается следующим методам работы: рассказ, беседа, самостоятельная работа (работа с учебником, таблицами, рабочими тетрадями) и т.д.

Программа по природоведению в 6 классе состоит из 4 разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Поверхность суши. Почва».

При изучении раздела «Вода» обучающиеся знакомятся с ролью и значением воды в природе и питании живых организмов. Особое место отводится характеристикам свой­ства воды как жидкости, ее способности растворять некоторые твердые вещества, охране водных ресурсов. Рассматриваются три состояния воды и температура ее измерения. Формируются основы географических знаний: вводится понятие «воды суши» (ручьи, реки, озера, болота, пруды). Сообщаются сведения об обозначении рек, морей и океанов на карте.

Раздел «Воздух» рассматривает вопросы охраны и значения воздуха для жизни на Земле. Обучающиеся знакомятся с составом, свойствами воздуха и использованием этих свойств природой и человеком. Происходит знакомство с термометрами и способами измерение температуры воздуха. Здесь же школьники получают сведения о загрязнении воздуха и необходимости заботиться о чистоте окружающей среды.

В разделе «Полезные ископаемые» содержатся сведения о видах, свойствах, значении и способах добычи полезных ископаемых. Содержатся сведения о полезных ископаемых родного края.

Раздел «Поверхность суши. Почва» повествует о том, что такое почва, знакомит с разнообразием почв и способами их обработки.

Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опира­ются обучающиеся при изучении природоведческого материала.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

(68 ч; 2 ч. в неделю)

Введение(2 ч.)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (15 ч.)

Вода в природе.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4. Очистка мутной воды.

5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Воздух (13 ч.)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Состав воздуха.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (24 ч.)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Цветные металлы: алюминий, медь, олово.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

- в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва (10 ч.)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Основное свойство почвы — плодородие.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия:

- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение (4 ч.)

Учебно-тематическое планирование

уроков природоведения в 6 классе

(68 ч, 2ч в неделю)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

2 ч

 

2.

Вода

15 ч

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

3.

Воздух

13 ч

Практическая работа:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

4.

Полезные ископаемые

24 ч

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

5.

Почва

10 ч

Практическая работа:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

6.

Повторение

4 ч

 


 


 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Неживая природа

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Введение

2 ч

 

1.

Живая и неживая природа

   

2.

Для чего нужно изучать неживую природу

   
 

Вода

15 ч

 

1.

Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды»

   

2.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

   

3.

Расширение воды при замерзании

   

4.

Водарастворитель некоторых твердых веществ

   

5.

Растворимые и нерастворимые веществ.

   

6.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема»

   

7.

Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.).

   

8.

Растворы в природе: минеральная и морская вода

   

9.

Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус

   

10.

Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»

   

11.

Три состояния воды

   

12.

Учет и использование свойств воды человеком

   

13.

Круговорот воды в природе. Значение воды в природе

   

14.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

   

15.

Обобщающий урок по теме «Вода»

   
 

Воздух

13 ч

 

1.

Свойства воздуха

   

2.

Воздух сжимаем и упруг

   

3.

Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком

   

4.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

   

5.

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи»

   

6.

Кислород, его свойство поддерживать горение

   

7.

Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине

   

8.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение

   

9.

Применение углекислого газа

   

10.

Состав воздуха

   

11.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе

   

12.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения

   

13.

Повторение по теме «Воздух»

   
 

Полезные ископаемые

24 ч

 

1.

Полезные ископаемые и их значение

   

2.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

   

3.

Гранит

   

4.

Известняки

   

5.

Песок и глина

   

6.

Горючие полезные ископаемые

   

7.

Торф

   

8.

Каменный уголь

   

9.

Нефть

   

10.

Природный газ

   

11.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений

   

12.

Калийная соль

   

13.

Фосфориты

   

14.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

   

15.

Железные руды

   

16.

Медная и алюминиевая руды

   

17.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.)

   

18.

Цветные металлы. Алюминий

   

19.

Медь и олово

   

20.

Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов»

   

21.

Экскурсия в краеведческий музей

   

22.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения

   

23.

Повторение по теме «Полезные ископаемые»

   

24.

Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых

   
 

Почва

10 ч

 

1.

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие

   

2.

Перегной — органическая часть почвы

   

3.

Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы

   

4.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв»

   

5.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам

   

6.

Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке»

   

7.

Обработка почвы: вспашка, боронование

   

8.

Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами»

   

9.

Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения

   

10.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза

   
 

Повторение пройденного

 

1.

Повторение по теме «Вода»

   

2.

Повторение по теме «Воздух»

   

3.

Повторение по теме « Полезные ископаемые»

   

4.

Повторение по теме «Почва»

   

Важными формами деятельности обучающихся являются:

практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Система контрольно-измерительных материалов. Формы промежуточной и итоговой аттестации

устные ответы,

тематические сообщения,

самостоятельные работы,

контрольные работы,

тестирование.

Реализация рабочей программы осуществляется посредством эксперимента,    наблюдений, проблемного, игрового, частично поискового, репродуктивного методов обучения; при помощи информационных технологий.

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.

Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.

3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.

Литература для обучающихся

1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.

2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.

3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.

4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.

5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.

Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы

1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

1.Таблицы к темам по биологии.

2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.

3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.