Адаптированная программа
по курсу «Природоведение»
6 класс
Учитель: Локтионова Е. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Природоведение» для 6 класса составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993); адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы». Москва; Гуманитар. изд. центр Владос, 2011.
На изучение материала по курсу «Природоведение» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий и экскурсий.
Основной целью коррекционной программы по природоведению в 6 классе является получение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой природы; формирование правильного понимания явлений и их роли в неживой природе; экологическое воспитание обучающихся.
Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном классе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение обучающимся сведений о неживой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений;
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу «Природоведение» (6 класс)
коррекционно-развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за процессами, происходящими в неживой природе, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;
развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;
воспитательные:
воспитание позитивного ценностного отношения к неживой природе;
формирование основ экологического воспитания;
образовательные:
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Оценка личностных и предметных результатов
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные:
формирование мотивации к познавательной деятельности;
развитие личностных представлений о целостности живой и неживой природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к неживой природе;
вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам неживой природы;
приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе;
формирование умения обращаться с микропрепаратами и лабораторным оборудованием.
Предметные:
знакомство с предметом изучения раздела «Неживая природа»;
развитие эстетического и этического значения неживой природы;
обучение наблюдательности и способности описывать природные явления;
развитие первоначальных представлений о разнообразии неживой природы, способах ее использования и методах защиты;
ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;
формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание влияния экологических факторов на организмы).
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые способствуют их подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Уровни овладения предметными результатами
Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание программы курса «Природоведение» (6 класс)
Курс «Природоведение» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа».
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе.
Поскольку преподавание данного предмета в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с неживой природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание здесь уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и демонстрации пути их решения человеком.
Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов. Так, в 6 классе на «Введение» достаточно 2 ч. В связи большим объемом информации увеличиваю количество часов на изучение раздела «Полезные ископаемые». При изучении темы «Цветные металлы» включаю сведения о таких металлах, как медь и олово.
При изучении программного материала важное место занимают самостоятельные, лабораторные и практические работы. На уроках предпочтение отдается следующим методам работы: рассказ, беседа, самостоятельная работа (работа с учебником, таблицами, рабочими тетрадями) и т.д.
Программа по природоведению в 6 классе состоит из 4 разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Поверхность суши. Почва».
При изучении раздела «Вода» обучающиеся знакомятся с ролью и значением воды в природе и питании живых организмов. Особое место отводится характеристикам свойства воды как жидкости, ее способности растворять некоторые твердые вещества, охране водных ресурсов. Рассматриваются три состояния воды и температура ее измерения. Формируются основы географических знаний: вводится понятие «воды суши» (ручьи, реки, озера, болота, пруды). Сообщаются сведения об обозначении рек, морей и океанов на карте.
Раздел «Воздух» рассматривает вопросы охраны и значения воздуха для жизни на Земле. Обучающиеся знакомятся с составом, свойствами воздуха и использованием этих свойств природой и человеком. Происходит знакомство с термометрами и способами измерение температуры воздуха. Здесь же школьники получают сведения о загрязнении воздуха и необходимости заботиться о чистоте окружающей среды.
В разделе «Полезные ископаемые» содержатся сведения о видах, свойствах, значении и способах добычи полезных ископаемых. Содержатся сведения о полезных ископаемых родного края.
Раздел «Поверхность суши. Почва» повествует о том, что такое почва, знакомит с разнообразием почв и способами их обработки.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение(2 ч.)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч.)
Вода в природе.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Расширение воды при замерзании.
3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4. Очистка мутной воды.
5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
Определение текучести воды.
Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Воздух (13 ч.)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (24 ч.)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Цветные металлы: алюминий, медь, олово.
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
- в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва (10 ч.)
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Основное свойство почвы — плодородие.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.
Экскурсия:
- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение (4 ч.)
Учебно-тематическое планирование
уроков природоведения в 6 классе
(68 ч, 2ч в неделю)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
2 ч |
|
2. |
Вода |
15 ч |
Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
3. |
Воздух |
13 ч |
Практическая работа: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. |
4. |
Полезные ископаемые |
24 ч |
Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий). |
5. |
Почва |
10 ч |
Практическая работа: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
6. |
Повторение |
4 ч |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Неживая природа
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Введение |
2 ч |
||
1. |
Живая и неживая природа |
||
2. |
Для чего нужно изучать неживую природу |
||
Вода |
15 ч |
||
1. |
Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды» |
||
2. |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении |
||
3. |
Расширение воды при замерзании |
||
4. |
Вода – растворитель некоторых твердых веществ |
||
5. |
Растворимые и нерастворимые веществ. |
||
6. |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема» |
||
7. |
Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). |
||
8. |
Растворы в природе: минеральная и морская вода |
||
9. |
Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус |
||
10. |
Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей» |
||
11. |
Три состояния воды |
||
12. |
Учет и использование свойств воды человеком |
||
13. |
Круговорот воды в природе. Значение воды в природе |
||
14. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. |
||
15. |
Обобщающий урок по теме «Вода» |
||
Воздух |
13 ч |
||
1. |
Свойства воздуха |
||
2. |
Воздух сжимаем и упруг |
||
3. |
Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком |
||
4. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении |
||
5. |
Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи» |
||
6. |
Кислород, его свойство поддерживать горение |
||
7. |
Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине |
||
8. |
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение |
||
9. |
Применение углекислого газа |
||
10. |
Состав воздуха |
||
11. |
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе |
||
12. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения |
||
13. |
Повторение по теме «Воздух» |
||
Полезные ископаемые |
24 ч |
||
1. |
Полезные ископаемые и их значение |
||
2. |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов |
||
3. |
Гранит |
||
4. |
Известняки |
||
5. |
Песок и глина |
||
6. |
Горючие полезные ископаемые |
||
7. |
Торф |
||
8. |
Каменный уголь |
||
9. |
Нефть |
||
10. |
Природный газ |
||
11. |
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений |
||
12. |
Калийная соль |
||
13. |
Фосфориты |
||
14. |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов |
||
15. |
Железные руды |
||
16. |
Медная и алюминиевая руды |
||
17. |
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.) |
||
18. |
Цветные металлы. Алюминий |
||
19. |
Медь и олово |
||
20. |
Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов» |
||
21. |
Экскурсия в краеведческий музей |
||
22. |
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения |
||
23. |
Повторение по теме «Полезные ископаемые» |
||
24. |
Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых |
||
Почва |
10 ч |
||
1. |
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие |
||
2. |
Перегной — органическая часть почвы |
||
3. |
Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы |
||
4. |
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв» |
||
5. |
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам |
||
6. |
Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке» |
||
7. |
Обработка почвы: вспашка, боронование |
||
8. |
Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами» |
||
9. |
Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения |
||
10. |
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза |
||
Повторение пройденного |
|||
1. |
Повторение по теме «Вода» |
||
2. |
Повторение по теме «Воздух» |
||
3. |
Повторение по теме « Полезные ископаемые» |
||
4. |
Повторение по теме «Почва» |
Важными формами деятельности обучающихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Система контрольно-измерительных материалов. Формы промежуточной и итоговой аттестации
устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы,
тестирование.
Реализация рабочей программы осуществляется посредством эксперимента, наблюдений, проблемного, игрового, частично поискового, репродуктивного методов обучения; при помощи информационных технологий.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для обучающихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.