12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созонова Екатерина Ивановна540
Россия, Ханты-Мансийский АО, Советский
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
0

Рабочая программа по природоведению 5 класс для ГУО детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа………………………»

 

Адаптированная рабочая программа

по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

для обучающихся индивидуального обучения на дому

по адаптированной образовательной программе

для обучающихся с умственной отсталостью


 

Учителя Созоновой Екатерины Ивановны

5 класс


 


 


 

2017-2018 уч год

Раздел I. Пояснительная записка

Программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвер. Приказом Минобр. РФ от 05.03. 204 № 1089), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №394 «Об утверждении основных образовательных программ»

Характеристика обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии при специально созданных условиях.

Опти­мальные условия для организации деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроке заключается в:

- рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;

- выборе цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности на уроке;

- развитие интереса к уроку;

- чередование труда и отдыха.

Из-за невоз­можности таких детей постоянно мобилизовать свои уси­лия на решение познавательных задач. Учитель использует приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит переда­чу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.

Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место зани­мает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика. У ученика с особенными образовательными потребностями слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза по­вышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

При подготовке к уроку учитывается:

Тема урока.

Тип урока.

Основная цель урока.

Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

Формы и методы обучения.

Оценка учащихся.

Анализ урока.

Типы уроков для обучающихся с умственной отсталостью.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике по работе с обучающимися с умственной отсталостью различают: урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

В практике работы с обучающимися с умственной отсталостью чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:

корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

коррекцию и развитие связной письменной речи;

коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

коррекцию и развитие зрительных восприятий;

развитие слухового восприятия;

коррекцию и развитие тактильного восприятия;

коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

С учетом динамики работоспособности детей с задержкой психического развития применяются следующие этапы организации деятельности на уроке: организационно- подготовительный; основной; заключительный.

Организационно-подготовительный этап.

У детей с умственной отсталостью создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима­ния, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей рабо­той.

По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картин­ками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбо­ром, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков пра­вильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес­печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос­ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями обучающихся, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче­ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.

Сначала осуществляет­ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под­готовки учащихся к учебной деятельности.

Основной этап.

На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе проис­ходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению ос­новной задачи урока, чтобы обучающиеся соотносили свои дей­ствия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рас­сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдуще­го материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовлений приступают к изучению нового материала или повто­рению предыдущего материала.

На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: коррекционно-развивающие упражнения.

Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся пра­вильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.

Заключительный этап.

Заключительный этап состоит в орга­низационном завершении урока. Подготовительную часть урока соотносится с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап осуществляется до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), проводятся физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

На уроках с обучающимися с умственной отсталостью используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Учебной задачей по данному предмету является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках мы способствуем ориентировке учащихся в современном мире, применяем различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы.

Данный учебный предмет направлен на достижение следующих целей:

Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основной целью курса природоведение для обучающихся с умственной отсталостью является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения необходимо решение следующих практических задач:

формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит обучающий характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры).

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественно – научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в VI- IX классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Обучающиеся должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой обучения является урок. При проведении уроков используются:

беседы

интегрированные уроки,

практикумы

работа в группах

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Формы контроля:

тестовые задания

устные ответы учащихся

самостоятельные работы


 


 

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)

Четверть/год

Часов в

неделю

Всего

В том числе

Лабораторных

работ

Практических

работ


 

1 четверть


 

2


 

18


 


 


 

2 четверть


 

2


 

14


 


 


 

3 четверть


 

2

 

20


 


 


 

4 четверть


 

2


 

18


 


 

ГОД  


 

70


 


 


 

Поурочно – тематическое планирование.

п/п

ур.

1

Тема раздела, урока

2

Кол-во

часов

3

Дата

проведения

4

Примечание

5

Вселенная.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: небесные тела, планеты солнечной системы,

характеризовать: тела живой и неживой природы, первые космические полеты.

1.

Небесные тела: планеты, звезды

   

2.

Солнце. Солнечная система

   

3.

Исследование космоса.

   

Наш дом - Земля.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: время вращения Земли вокруг Солнца и своей оси, признаки времен года;

уметь: работать с текстом и рисунками учебника, пользоваться приборами для измерения воды.

сравнивать: время суток, смену времен года,

объяснять: в чем проявляется суточная активность и сезонная активность животных и растений, зачем человеку заниматься спортом.

Характеризовать: значение воды в жизни живых организмов, как люди используют воду, силу ветра, типы осадков

проводить: простейшие опыты и наблюдения

уметь: работать с текстом и рисунками учебника, пользоваться приборами для измерения воды.

сравнивать: типы облаков, время суток, смену времен года,

объяснять: в чем проявляется суточная активность и сезонная активность животных и растений, зачем человеку заниматься спортом.

термины и понятия: погода, климат, осадки, сезон года.

4.

Планета Земля

   

5.

Воздух – это смесь газов

   

6.

Значение воздуха для жизни на Земле.

   

7.

Равнины, холмы, овраги.

   

8.

Поверхность суши горы.

   

9.

Почва- это верхний слой земли.

   

10.

Полезные ископаемые.

   

11.

Нефть, каменный уголь, газ, торф.

   

12.

Свойства воды

   

13.

Вода в природе

   

14.

Вода суши: ручьи, реки.

   

15.

Сезонные изменения.

   

16.

Моря и океаны

   
 

Растительный мир Земли

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: среды обитания растений, приспособления;

уметь: работать с текстом и рисунками учебника;

сравнивать: декоративные и лекарственные растения;

проводить: простейшие опыты и наблюдения;

сравнивать: деревья, кустарники, травы;

термины и понятия: среда обитания, части растений, декоративные, дикорастущие растения.

17.

Разнообразие растительного мира.

   

18.

Среда обитания растений.

   

19.

Части растения.

   

20.

Деревья, кустарники, травы.

   

21.

Лиственные деревья.

   

22.

Хвойные деревья.

   

23.

Дикорастущие и культурные кустарники

   

24.

Среда обитания трав.

   

25.

Декоративные растения

   

26.

Лекарственные растения

   

27.

Комнатные растения.

   

28.

Охрана растений

   
 

Животный мир Земли.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: среды обитания организмов, приспособления их ;

уметь: работать с текстом и рисунками учебника;

сравнивать: пресмыкающих, рыб, птиц, млекопитающих;

проводить: простейшие опыты и наблюдения;

сравнивать: заказники и заповедники;

термины и понятия: среда обитания животных, заповедники, заказники, домашние животные, насекомые, рыбы, земноводные.

29.

Разнообразие животного мира

   

30.

Среда обитания животных.

   

31.

Животные суши и водоемов.

   

32.

Насекомые, рыбы, земноводные.

   

33.

Пресмыкающиеся, птицы, звери.

   

34.

Строение рыбы.

   

35.

Польза птиц в природе.

   

36.

Животные леса.

   

37.

Животные рядом с человеком.

   

38.

Домашние животные в городе и в деревне.

   

39.

Уход за животными в живом уголке.

   

40.

Певчие птицы.

   

41.

Аквариумные рыбки.

   

42.

Польза декоративных собак.

   

43.

Домашние кошки.

   

44.

Охрана животных.

   

45.

Заповедники и заказники.

   

46.

Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли»

   
 

Человек.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: органы дыхательной системы, приемы оказания первой помощи, питательные вещества и пищевые продукты;

Распознавать: органы дыхательной системы, органы чувств, органы пищеварительной системы на картинках;

термины и понятия: органы дыхания, пищеварения

47.

Как устроен наш организм.

   

48.

Как работает наш организм.

   

49.

Здоровье человека.

   

50.

Осанка

   

51.

Органы чувств.

   

52.

Здоровое питание.

   

53.

Органы дыхания.

   

54.

Правила гигиены.

   

55.

Оказание первой медицинской помощи.

   

56.

Обобщающий урок по теме: «Человек»

   
 

Есть на Земле страна Россия

Характеристика основных видов деятельности ученика:

называть: население ,народы, города России;;

уметь: работать с текстом и рисунками учебника;

сравнивать: города России;

проводить: простейшие опыты и наблюдения;

сравнивать: заказники и заповедники, животный и растительный мир;

термины и понятия: население, народы, города России, животный мир, Красная книга.

57.

Россия – Родина моя.

   

58.

Население России.

   

59.

Народы России.

   

60.

Москва – столица России.

   

61.

Санкт – Петербург.

   

62.

Города России.

   

63.

Новосибирск, Владивосток.

   

64.

Золотое кольцо России. Ростов.

1ч.

   

65.

Золотое кольцо России. Владимир.

   

66.

Растительный мир России.

   

67.

Животный мир России.

   

68.

Красная книга.

   

69.

Охрана природы

   

70.

Наш город.

   
         

ЛИТЕРАТУРА

 

Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс: учеб. Для специальных (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина.- М.:Просвещение,2011.

Растительный мир в картинках / К. Люцис – Москва 2004 г.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.