Рабочая программа по русскому языку в 1 классе (УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 10 November 2021

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1 КЛАСС



п/п

Название раздела / Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Добукварный (подготовительный) период


1



1.

Пропись - первая учебная тетрадь.



1



 2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1



 3.

Письмо овалов и полуовалов.



1



 4.

Рисование бордюров.



1



 5.

Письмо длинных прямых наклонных линий.



1



 6.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу.

1



 7.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1



8.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1



 9.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1



 10.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1



 11.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1



 12.


Строчная и заглавная буквы А, а.



1



 13.


Строчная и заглавная буквы О, о.



1



 14.


Строчная буква И.



1



 15.


Заглавная буква И.



1



 16.


Строчная буква Ы.



1



 17.


Строчная и заглавная буквы У, у.



1




Букварный (основной) период


70ч



18.


Строчная и заглавная буквы Н, н.



1



 19.


Строчная и заглавная буквы С, с.



1



 20.


Заглавная буква С.



1



 21.


Строчная и заглавная буквы К, к.



1



 22-23.

Сточная и заглавная буквы Т, т.



2



 24.

Строчная и заглавная буквы Л, л.



1



 25.

Повторение и закрепление изученного.



1



 26-27.

Строчная и заглавная буквы В, в.



2



 28.

Строчная и заглавная буквы Е, е.



1



 29-30.

Строчная и заглавная буквы П, п.



2



 31-32.

Строчная и заглавная буквы М, м.



2



 33-35.

Строчная и заглавная буквы З, з.



3



 36-38.

Строчная и заглавная буквы Б, б



3



 39-40.

Строчная и заглавная буквы Д, д.



2



 41.

Заглавная буква Д.



1



 42.

Строчная и заглавная буквы Я, я.


1



 43-45.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

3



 46-48.

Срочная и заглавная буквы Я, я.



3



 49-50.

Строчная буква Ч.



2



 51.

Заглавная буква Ч.



1



 52-53.

Буква Ь.



2



 54-55.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.



2



 56.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



1




 57-58.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.


2



 59-60.

Строчная буква ё.



2



 61.

Заглавная буква Ё.



1



 62.

Строчная и заглавная буквы Й, й.



1



 63.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв .

1



 64-66.

Строчная и заглавная буквы Х, х.



3



 67.

Письмо изученных букв , слогов . Письмо элементов изученных букв .

1



 68-70.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.



3



 71-72.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.



2



 73.

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

1



 74-77.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



4



 78-79.

Строчная и заглавная буквы Э, э.



2



80-81.

Строчная буква щ.


2



 82.

Заглавная буква Щ.



1



 83-84.

Строчная и заглавная буквы Ф , ф .



2



 85-86

Строчные буквы Ь, Ъ.



2



 87

Контрольное списывание.



1




Послебукварный (заключительный) период


29ч



88-106.

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

20



 107.

Контрольное списывание.



1



 108-115.

Резерв.


8






Наша речь.




116.

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

1



 117.

Виды речи (общее представление).



1




Текст, предложение, диалог.




118.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1



 119.

Диалог.



1



 120.

Диалог. Проверочная работа.



1




Слова, слова, слова…




121.

Слова - названия предметов и явлений, слова - названия признаков предметов, слова - названия действий предметов.

1



 122.

Слова - однозначные и многозначные (общее представление). Вежливые слова.

1



 123.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1



 124.

Слова - названия предметов и явлений, слова - названия признаков предметов, слова - названия действий предметов. Проверочная работа.

1




Слово и слог.




125.

Деление слов на слоги.



1



 126.

Деление слов на слоги. Проверочная работа.



1




Перенос слова.




127.

Правило переноса слов.


1



 128.

Развитие речи. Наблюдение над словом, как средством создания словесно - художественного образа. Проверочная работа.

1




Ударение (общее представление).




129.

Ударение. Ударный и безударный слог.



1



 130.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

1




Звуки буквы


34ч



131.

Звуки и буквы.



1



 132-133.

Русский алфавит, или Азбука.


2



 134.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1



135.

Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове. Слова с буквой э.

1



 136.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1



 137-139.

Ударные и безударные гласные звуки.


3



 140.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным совам. Проверочная работа.

1



 141.

Проверочный диктант.



1



 142.

Согласные звуки.



1



 143.

Слова с удвоенными согласными.



1



 144.

Буквы Й и И. Слова со звуком [й] и буквой "И краткое".

1



 145.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1



 146.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.



1



 147.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1



 148-149.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

2



 150.

Согласные парные и непарные по твёрдости - мягкости.

1



 151.

Согласные звонкие и глухие.


1



 152-153.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.


2



 154.

Проверочный диктант.



1



 155.

Шипящие согласные звуки.


1



 156.

Проект "Скороговорки". Составление сборника "Весёлые скороговорки".

1



 157.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ,



1



 158.

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.



1



 159.

Проверочный диктант "Буквосочетания".



1



 160.

Заглавная буква в словах.



1



 161.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

1



 162.

Проверочная работа.


1



 163.

Итоговая проверочная работа.


1



 164.

Проект "Сказочная страничка" (в названиях сказок - изученные правила письма).

1




Итоговое повторение




165.

Итоговое повторение.



1
















Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения русского языка в 1 классе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы следующие личностные УУД:

представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

положительное отношения к урокам русского языка;


Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД
:

интереса к языковой и речевой деятельности;

представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

мотивов к творческой проектной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

умение понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

У обучающегося будут сформированы следующие  познавательные УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

 анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

У обучающегося будут сформированы следующие  коммуникативные УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

                                        ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

 представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

 представление о значимости языка и речи в жизни людей;

 представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

практические умения работать с языковыми единицами;

 представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

 представление о правилах речевого этикета;

 адаптация к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

 составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика
Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
        Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
       Синтаксис
Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. 

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.









































Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.





























\\



Тематическое планирование

Русский язык. Блок «Обучение грамоте».



п\п

Содержание программного материала

Количество

часов

Проверочные

работы

1.

Добукварный (подготовительный) период


17ч


2.

Букварный (основной) период


66ч


3.

Послебукварный (заключительный) период


20ч


4.

Резерв


12ч



Итого

115 часов




Русский язык.



п\п

Содержание программного материала

Количество

часов

Проверочные

работы

1.

Наша речь.



2.

Текст, предложение, диалог.



3.

Слова, слова, слова…



4.

Слово и слог.



5.

Перенос слов.



6.

Ударение (общее представление).



7.

Звуки и буквы.


34ч


8.

Итоговое повторение.




Итого

50 часов
















Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена с учетом требований ФГОС НОО и положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции ведения ФГООС НОО, ФГОС ООО и разработано на основе:

- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карлинская средняя школа»

- Авторской программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной «Русский язык». 1 – 4 классы (УМК «Школа России»)


Программа адресована учащимся 1 класса; объём учебного времени, отводимого на изучение – 5 часов в неделю, всего 165 часов (31 учебная неделя).


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-Русский язык, учебник для первого класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2016.

- Прописи в 4 – х частях / Федосова А.Н. – М.: Просвещение, 2018.

-О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте. К УМК В.Г. Горецкого и др. («Школа России»). 1 класс. – М.: «ВАКО», 2017.








































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.