Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
3 класс (136 часов).Личностные УУД
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные УУД
Общие предметные результаты освоения программы
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
Содержание курса «Русский язык»
Фонетика и орфография
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса -ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | из них | ||
контр.раб. | сам.раб. | диктанты | |||
1 | Фонетика и орфография | 24 | 1 | 1 | 1 |
2 | Лексика | 11 | | 1 | 1 |
3 | Морфемика и словообразование | 14 | 2 | 1 | 1 |
4 | Морфология | 57 | 2 | 1 | 3 |
5 | Синтаксис | 8 | 1 | 1 | |
6 | Развитие речи с элементами культуры речи | 22 | 1 | | 1 |
| Итого | 136 | 7 | 5 | 7 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
3 класс (136 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Страница учебника |
Повторение знакомых орфограмм (7 часов) | |||
1 | | Речь и её значение. Что такое орфограмма. | Ч2 с.6-8 Ч1 с.6-9 |
2 | | Повторение изученных орфограмм (безударные гласные и парные согласные в корне слова, большая буква в начале предложения, правописание предлогов со словами) | Ч1 с.9-11 |
3 | | Повторение изученных орфограмм (непроизносимые согласные безударная гласная в корне слова, соединительная гласная в сложном слове, правописание парных звонких и глухих согласных в коне и на конце слова, Ь после шипящих) | Ч1 с.11-13 |
4 | | Разделительные Ъ и Ь; правописание суффиксов –чик- и -ок- Какие бывают предложения. | Ч1 с.14-17 Ч2 с.8-14 |
5 | | Какие бывают предложения. Сложные слова. | Ч2 с.8-14 Ч1 с.16-18 |
6 | | Звукобуквенный разбор слова. | Ч1 с.18-20 |
7 | | Входная контрольная работа. | |
Части речи. (20 часов) | |||
8 | | Имя существительное | Ч1 с.23-26 |
9 | | Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом именем сущ. | Ч1 с.26-28 |
10 | | Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения. | Ч1 с.28-30 |
11 | | Диктант | |
12 | | Словообразование имени существительного. Работа над ошибками | Ч1 с.31 у.23
|
13 | | Имя прилагательное как часть речи Текст, тема текста и основная мысль | Ч1 с.32-35 Ч2 с.14-17 у.4 |
14 | | Правописание орфограмм в именах прилагательных | Ч1 с.35-37 |
15 | | Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение | Ч2 с.17-20 |
16 | | Глагол как часть речи | Ч1 с.37-39 |
17 | | Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных | Ч1 с.39-43 до у.37 |
18 | | Правописание Ъ в глаголах с приставкой | Ч1 с.43-44 |
19 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова (структура главной части словарной статьи) | Ч1 с.44-48 до у.42 |
20 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | Ч1 с.48-51 |
21 | | Диктант | |
22 | | Работа над ошибками. Местоимение | Ч1 с.52-56 |
23 | | Местоимение Предлоги и приставки | Ч1 с.57-60 |
24 | | Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ | Ч2 с.20-23 |
25 | | Научное название главных членов предложения. Подлежащее и сказуемое – основа предложения. | Ч1 с.60-64 |
26 | | Синонимы | Ч1 с. 64-67 |
27 | | Изменение существительных по числам. Самостоятельная работа. | Ч1 с.68 |
Падежи (17 часов) | |||
28 | | Изменение имен существительных по падежам План текста | Ч1 с.69-71 Ч2 с.24-25 |
29 | | Именительный падеж Порядок абзацев в тексте | Ч1 с.71-75 Ч2 с. 26-29 |
30 | | Родительный падеж | Ч1 с.76-78 |
31 | | Дательный падеж Устное изложение | Ч1 с.79-80 Ч2 с.30-31 |
32 | | Письменное изложение | Ч2 с.32-35 |
33 | | Винительный падеж | Ч1 с.80-84 до у.69 |
34 | | Определение винительного падежа | Ч1 с.84-86 |
35 | | Творительный падеж Как писать письмо | Ч1 с.86-91 Ч2 с.36-39 |
36 | | Предложный падеж | Ч1 с.91-93 |
37 | | Предложный падеж Текст описание и повествование | Ч1 с.93-95 Ч2 с.40-42 у.17-18 |
38 | | Антонимы | Ч1 с.95-101 |
39 | | Различение падежей. Текст описание и повествование | Ч1 с. 102-106 Ч2 с.42-45 у.19-20 |
40 | | Контрольный диктант. | |
41 | | Работа над ошибками. Антонимы | Ч1 с.99-101 |
42 | | Различение падежей. | Ч1 с.107-111 |
43 | | Работа со словарем устойчивых выражений. Самостоятельная работа | Ч1 с.111-114 |
Склонение имен существительных (12 часов) | |||
44 | | 1, 2, 3, склонение имен существительных Работа с картиной | Ч1 с. 114-115 Ч2 с.46-48 |
45 | | 1, 2, 3, склонение имен существительных | Ч1 с. 116-118 |
46 | | Описание и повествование | Ч2 с. 49-51 |
47 | | Контрольное списывание | |
48 | | Существительные 1 склонения | Ч1 с.119-122 |
49 | | Существительные 2 склонения | Ч1 с.122-125 |
50 | | Существительные 3 склонения | Ч1 с. 125-128 |
51 | | Работа с картиной. Письменное сочинение | Ч2 с. 52-54 |
52 | | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | Ч1 с.128-130 |
53 | | Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования | Ч1 с.130-134 |
54 | | Обобщение по теме «Склонение имен существительных» Самостоятельная работа | |
55 | | Диктант | |
56 | | Работа над ошибками | |
Различение склонений существительных (5 часов) | |||
57 | | Правописание падежных окончаний имен существительных | Ч1 с.135-137 до у.136 |
58 | | Описание и повествование | Ч2 с.54-59 у.25-26 |
59 | | Правописание падежных окончаний имен существительных | Ч1 с.138-141 |
60 | | Правописание падежных окончаний имен существительных | Ч1 с.142-146 |
61 | | Учимся писать сочинение | Ч2 с.59-60 |
Второстепенные члены предложения (9 часов) | |||
62 | | Обстоятельства | Ч1 с.147-150 |
63 | | Дополнения Описание и повествование | Ч1 с.150-154 Ч2 с.66-67 у.30 |
64 | | Устное изложение | Ч2 с.63-65 у.29 |
65 | | Письменное изложение | Ч2 с.66-67 у.30 |
66 | | Дополнения. Составляем рассказ по рисунку. | Ч1 с.155-158 Ч2 с.68-70 |
67 | | Учимся писать сочинение | Ч2 с.70-71 |
68 | | Второстепенные члены предложения. Обобщение. Азбука вежливости | Ч1 с.159 Ч2с.72-76 |
69 | | Диктант | |
70 | | Работа над ошибками | |
Безударные окончания существительных в единственном числе (23 часа) | |||
71 | | Общий алгоритм работы над безударным окончанием сущ. любого склонения | Ч3 с.6-10 до у.3 |
72 | | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | Ч3 с.10-15 до у.7 |
73 | | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | Ч3 с. 15-17 |
74 | | Правописание приставок раз- и рас- | Ч3 с. 17-20 до у.13 |
75 | | Правописание приставок из- - ис- Научный текст | Ч3 с.20-26 Ч2 с. 76-83 у.33-34 |
76 | | Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е,Ё,Ю,Я | Ч3 с.26-27 |
77 | | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | Ч3 с.28-30 |
78 | | План для научного сообщения | Ч2 с.83 |
79 | | Правописание безударных окончаний существительных 1 скл. в Р.п, Д.п., П.п. в единственном числе | Ч3 с.30-33 до у.31 |
80 | | Правописание безударных окончаний существительных 2 скл. в П.п. в единственном числе | Ч3 с.33-37 |
81 | | Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы) Научно-популярный текст | Ч3 с.38-41 Ч2 с.84-87 |
82 | | Правописание безударных окончаний существительных | Ч3 с.41-42 |
83 | | Окончания существительных 1 и 2 склонения | Ч3 с.43-46 до у.47 |
84 | | Окончания существительных 1 и 2 склонения | Ч3 с.46-49 |
85 | | Диктант | |
86 | | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова | Ч3 с.49-51 |
87 | | Окончания существительных 3 склонения | Ч3 с.51-55 до у.58 |
88 | | Правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова. Сам. Р. (у.58) | Ч3 с.56-57 |
89 | | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Ч3 с. 57-59 |
90 | | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Ч3 с.59-64 |
91 | | Родственные слова различных частей речи | Ч3 с.64-67 |
92 | | Контрольное списывание | |
93 | | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Устное изложение | Ч3 с.68 Ч2 с.90-93 |
Окончания существительных во множественном числе (11 часов) | |||
94 | | Окончания существительных во множественном числе в И.п. Времена глагола | Ч3 с.69-72 до у.81 |
95 | | Окончания существительных во множественном числе в И.п. | Ч3 с.72-73 |
96 | | Окончания существительных во множественном числе в Р.п. | Ч3 с.73-76 до у.86 |
97 | | Письменное изложение (контрольное) | Ч2 с.94-96 |
98 | | Окончания существительных во множественном числе в Р.п. Работа с картиной | Ч3 с.76-79 Ч2 с.96-97 |
99 | | Написание существительных с суффиксом –ищ- | Ч3 с.79-82 до у.93 |
100 | | Написание существительных с суффиксом –ищ- Описание и повествование | Ч3 с.82-86 Ч2 с.103-104 |
101 | | Окончание существительных во множественном числе в разных падежах | Ч3 с.86-91 |
102 | | Окончание существительных во множественном числе в разных падежах. Азбука вежливости | Ч3 с.91-96 Ч2 с.98-99 |
103 | | Написание суффикса -ок- после шипящих Азбука вежливости | Ч3 с.96-99 Ч2 с.100-102 |
104 | | Диктант | |
Прилагательное (17 часов) | |||
105 | | Работа над ошибками. Изменение прилагательных по родам и числам | Ч3 с.100-104 |
106 | | Изменение прилагательных по падежам. Самостоятельная работа. | Ч3 с.104-108 |
107 | | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | Ч3 с.108-113 |
108 | | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. | Ч3 с.114-116 |
109 | | Сочинение по картине | Ч2 с.104-110 |
110 | | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | Ч3 с.116-119 до у.137 |
111 | | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | Ч3 с.119-124 |
112 | | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О беглые гласные звуки | Ч3 с.124-129 |
113 | | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О беглые гласные звуки | Ч3 с.119-133 |
114 | | Контрольное списывание | |
115 | | Склонение прилагательных во множественном числе | Ч3 с.134-135 |
116 | | Окончание прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. | Ч3 с.136-139 |
117 | | Окончание прилагательных во множественном числе в Р.п. , В.п., П.п. | Ч3 с.139-142 |
118 | | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п. | Ч3 с.143-147 |
119 | | Второстепенные члены предложения. Определения. | Ч3 с.148-150 |
120 | | Слова с удвоенной буквой согласного Устный рассказ по рисунку | Ч3 с.150-152 Ч2 с.116-118 |
121 | | Диктант | |
Глагол (10 часов) | |||
122 | | Начальная форма глагола. Суффикс -ть-, (-ти-, -чь-) | Ч3 с.152-156 |
123 | | Написание Ь перед частицей -ся | Ч3 с.160-163 |
124 | | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | Ч3 с.163-164 |
125 | | Письменное изложение | Ч2 с.118-120 |
126 | | Времена глагола. Прошедшее время глагола | Ч3 с. 165-167 |
127 | | Настоящее время глагола | Ч3 с.167-170 |
128 | | Будущее время глагола | Ч3 с.170-174 |
129 | | Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам. Самостоятельная работа. | Ч3 с.174-181 |
130 | | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | Ч3 С.181-184 |
131 | | Итоговая контрольная работа. | |
Повторение (5 часов) | |||
132 | | Основы предложения. Время глаголов. | Ч3 с.185-186 |
133 | | Склонение существительных | Ч3 с.186-187 |
134 | | Глаголы настоящего и будущего времени | Ч3 с.188-189 |
135 | | Повторение орфограмм корня | Ч3 с.190 |
136 | | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | Ч3 с.191 |