Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ООШ п. Восточный
Ивантеевского района Саратовской области»
__________________ (Т. Ю.Машкова )
Приказ № 77 от «31» августа 2017г.
Рабочая программа
по русскому языку 3 класса
Чеченковой Ольги Владимировны
учителя начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «ООШ п. ВосточныйИвантеевского района Саратовской области»
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «31 » августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федеосова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
3.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
4. Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.
5. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
Программой на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Ругулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание тем учебного курса
Язык и речь (2 часа)Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (15 часов)Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (19 часов)Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (15 часов).Правописание частей слова (29 часов)Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Части речи (79 часа).Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год – 11 часов.Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы уроков. |
Количество часов |
Дата проведения |
Домашнее задание |
|
По плану |
Фактически |
||||
1 |
Язык и речь (2 ч) Наша речь. Виды речи |
1 |
04.09. |
С.7 упр4 |
|
2 |
Наш язык |
1 |
05.09. |
С.9 упр9 |
|
3 |
Текст. Предложение. Словосочетание ( 15 ч. Текст |
1 |
06.09. |
Составить и записать текст-описание животного |
|
4 |
Типы текстов |
1 |
07.09. |
С.14 упр.16 |
|
5 |
Предложение |
1 |
08.09. |
С.16 правило Составить и записать предложения на тему «Летним днем в лесу» |
|
6 |
Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
11.09. |
С.17,правило,с.20 упр.26, С.23 упр.33 |
|
7 |
Виды предложений по интонации |
1 |
12.09. |
С.25 правило, с. 26 упр.36; т.с12 упр.25 |
|
8 |
Предложения с обращением |
1 |
13.09. |
||
9 |
Обучающее изложение «Путешественница» |
1 |
14.09. |
Составить и записать два предложения с обращениями |
|
10 |
Главные и второстепенные члены предложений |
1 |
15.09. |
С.27 повторить таблицу, с.28 упр.41 |
|
11 |
Упражнение в разборе предложений по членам предложений |
1 |
18.09. |
С.30 упр.46; т.с.13упр.27 |
|
12-13 |
Простое и сложное предложение |
2 |
19.09 20.09. |
С.31-32 правила. С32 упр.51 С.34 упр.55,повторить правила |
|
15 |
Словосочетание «Проверь себя» |
1 |
21. 09. |
С.35 правило, с.36 упр.60 С37 упр.63, повторить правило |
|
16 |
Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» |
1 |
22.09. |
С.14 упр.29. Повторить правила |
|
17 |
Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» «Осенью» |
1 |
25.09. |
Т.с.16 упр.33,34 |
|
18 |
Слово в языке и речи (19 ч.) Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные |
1 |
26.09. |
С.42, упр.67 т.с.18 упр.38 |
|
19 |
Синонимы и антонимы |
1 |
27.09. |
С.42 правило, с.44 упр.74 |
|
20 |
Омонимы |
1 |
28.00. |
С.45 правило, с.46 упр.78 |
|
21 |
Слово и словосочетание Словарный диктант |
1 |
29.09. |
С.47 правило. С.48 упр.82 |
|
22 |
Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) |
1 |
02.10. |
С.49 правило, с.50 упр.87т.с.29 упр.67 |
|
23 |
Подробное изложение после зрительного восприятия текста (упр. 88 с.52) |
1 |
03.10. |
Составить и записать два предложения с фразеологизмаи |
|
24 |
Части речи. Повторение. |
1 |
04.10. |
С.53 повторить. С.54 упр.92 |
|
25 |
Имя существительное. Местоимение |
1 |
05.10. |
С. 56 урп. 96 с. 53 повторить |
|
26 |
Части речи. Имя прилагательное |
1 |
06.10. |
С. 58 упр. 100 |
|
27 |
Части речи. Глагол. |
1 |
09.10. |
Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены |
|
28 |
Имя числительное как часть речи. |
1 |
10.10. |
С. 60 правило упр. 105 |
|
29 |
Однокоренные слова. |
1 |
11.10. |
С. 62 упр. 111 с. 61 правило |
|
30 |
Слово и слог. Гласные звуки и буквы. |
1 |
12.10. |
С. 64 упр. 116 с. 63 повторить |
|
31 |
Согласные звуки и буквы. |
1 |
13.10. |
С.65 правило с. 66 упр 120 |
|
32 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак |
1 |
16.10. |
С. 69 упр. 127 с. 68 правило |
|
33 |
Обучающее изложение (упр. 129 с.70) |
1 |
17.10. |
Записать пять слов с разд мягким знаком и пять слов с мягким знаком – показателем мягкости согл |
|
34 |
Обобщение и закрепление изученного. «Проверь себя» |
1 |
18.10. |
Подготовить материал к проекту |
|
35 |
Проект «Рассказ о слове» |
1 |
19.10. |
Продолжить работу проекта |
|
36 |
Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи» |
1 |
20.10. |
Повторить правила |
|
37 |
Состав слова (15 ч) Корень слова. |
1 |
23.10. |
Т. с. 41 упр. 98, 99 с. 74 правило |
|
38-39 |
Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова |
2 |
24.10 25. 10. |
С. 75 правило т.с.44 упр107 с. 78 упр. 141 |
|
40 |
Формы слова. Окончание . |
1 |
26.10. |
С. 81 упр. 146 с. 80 правило |
|
41 |
Упражнение в нахождении окончаний Словарный диктант |
1 |
27.10. |
С. 83 упр. 152 повторить правило |
|
42 |
Приставка. (общее понятие). |
1 |
07.11. |
С. 84, 86 правило т. с. 45 упр. 109, 110 |
|
43 |
Приставка – значимая часть слова. |
1 |
08.11. |
С. 88 упр. 163 |
|
44 |
Суффикс (общее понятие) |
1 |
09.11. |
С. 89, 90 правила, записать десять слов с суффиксами |
|
45 |
Образование слов с помощью суффиксов |
1 |
10.11. |
С. 94 упр. 176 повторить правила |
|
46 |
Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» |
1 |
13.11. |
С. 92 упр. 171 |
|
47 |
Основа слова |
1 |
14.11. |
С. 95 правило с. 96 упр 182 |
|
48 |
Упражнение в разборе слов по составу. |
1 |
15.11. |
С. 98 упр. 188 |
|
49 |
Изложение повествовательного текста. (упр. 191 с.99) |
1 |
16.11. |
С. 99 упр. 190 |
|
50 |
Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова» |
1 |
17.11. |
Повторить изученные правила |
|
51 |
Работа над ошибками. Проверь себя Проект «Семья слов» |
1 |
20.11. |
Продолжить работу над проектом |
|
52 |
Правописание частей слова (29 ч) В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
1 |
21.11. |
С. 103 повторить, т. с. 52 упр. 130, 131 |
|
53 |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
1 |
22.11. |
С. 104 правило с. 107 упр. 200 |
|
54 |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне |
1 |
23.11. |
С. 108 упр. 203 повторить правило |
|
55 |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
1 |
24.11. |
Записать десять слов с безударными гласными в корне |
|
56 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
1 |
27.11. |
С. 112 правило т. с. 58 упр. 144, 145, 146 два по выбору |
|
57-58 |
Проверка слов с парными согласными в корне |
2 |
28.11. 29.11 |
С. 113 упр. 214 С. 115 упр. 218 |
|
59 |
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне Словарный диктант |
1 |
30.11. |
Найти и записать пословицу, в которой есть слова с изученными орфограммами |
|
60 |
Обучающее изложение «Клесты» |
1 |
01.12 |
Т. с. 59 упр. 148, 149, 150 два по выбору |
|
61-63 |
Правописание слов |
3 |
04.12 05.12 06.12 |
С. 117 упр. 224 с. 117 – 118 правило С. 120 упр. 229 С. 120 упр. 230 |
|
64 |
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
07.12. |
С. 122 упр. 235 с. 121 правило |
|
65 |
Правописание слов с удвоенными согласными Словарный диктант |
1 |
08.12. |
Т. с. 65 упр. 161, 162 |
|
66 |
Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» |
1 |
11.12. |
Подготовиться к контрольному диктанту |
|
67 |
Контрольный диктант№4 по теме «Правописание корней слова» |
1 |
12.12. |
Повторить правила |
|
68-69 |
Правописание приставок и суффиксов. |
2 |
13.12 14.12. |
С. 125 упр. 241 с. 125 правило С. 128 упр. 247 |
|
70-71 |
Правописание суффиксов и приставок |
2 |
15.12 18.12. |
С. 129 упр. 251 С. 130 упр. 255 |
|
72-73 |
Правописание приставок и предлогов |
2 |
19.12 20.12 |
С. 132 упр. 260 с. 132 правило С. 134 упр. 263 |
|
74 |
Правописание слов с разделительным твердым знаком |
1 |
21.12. |
С. 135 упр. 266 с. 134 правило |
|
75 |
Разделительные твердый и мягкий знаки |
1 |
22.12. |
Т. с. 76 упр. 187 |
|
76 |
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаком |
1 |
25.12. |
С. 138 упр. 274 повторить правила |
|
77 |
Контрольное списывание (упр. 276 с 139) |
1 |
26.12 |
Т. с. 77 упр. 189, 190, 191 два по выбору |
|
78 |
Обучающее изложение (упр. 278 с. 140) |
1 |
27.12. |
Записать 10 слов с приставками. Составить и записать пред-е с любым из них |
|
79 |
Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова» |
1 |
28.12 |
Повторить изученные правила |
|
80 |
Анализ контрольного диктанта. Проверь себя Проект «Составляем орфографический словарь» |
1 |
29.12 |
Закончить проект |
|
81 |
Части речи (79 ч) Части речи |
1 |
15.01. |
С.3,5 правила,С.6 упр.7 |
|
82 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
16.01. |
С.8 правило С.10 упр.11 |
|
83 |
Имя существительное |
1 |
17.01. |
Т.с.7 упр.8,9 |
|
84-85 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
2 |
18.01 19.01. |
Т.с.9-10 упр.114,15.16 два по выбору С.сост. и записать два пред-я с одуш. И неодуш. Именами сущ-ми |
|
86 |
Изложение повествовательного текста (упр. 21 с. 14) |
1 |
22.01. |
Выписать из орфографического словаря по пять одуш. И неодуш.имен сущ. |
|
87 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
23.01. |
С.17 упр.27с.15 правило |
|
88 |
Проект «Тайна имени» |
1 |
24.01. |
Завершить работу над проектом |
|
89 |
Число имен существительных по числам |
1 |
25.01. |
С.21 упр.32 |
|
90-91 |
Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант |
2 |
26.01 29.01. |
С.23 упр.37 Т.с.17 -18 упр.33,34,35 два по выбору |
|
92 |
Род имен существительных |
1 |
30.01. |
С.27 упр.44, с.25 правила |
|
93 |
Определение рода имен существительных в косвенных падежах |
1 |
31.01. |
С.30 упр.50 с.28. правило |
|
94 |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
1 |
01.02. |
С.33 упр.56с.31 правило |
|
95 |
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук |
1 |
02.02. |
С.34 упр.60 |
|
96 |
Обучающее изложение (упр. 62 с.35) |
1 |
05.02. |
С.35 упр.63 |
|
97 |
Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное» |
1 |
06.02. |
Повторить изученные правила |
|
98 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) |
1 |
07.02. |
С.36-37 правила Просклонять слова стрела, гроза |
|
99-100 |
Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных Несклоняемые имена существительные. |
2 |
08.02 09. 02. |
С.28 упр.59,60,61 два по выбору Составить и записать слов-я со словом книга, в разных падежах |
|
101 |
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
1 |
12.02. |
Просклонять слово ручка, |
|
102 |
Именительный падеж имен существительных |
1 |
13.02. |
С.42 правило, т.с.30-31 упр.65,67 |
|
103 |
Родительный падеж имен существительных |
1 |
14.02. |
С.44 правило, с.45 упр.81 |
|
104 |
Дательный падеж имен существительных |
1 |
15.02. |
С.47 правило, упр 84 |
|
105 |
Винительный падеж имен существительных |
1 |
16.02. |
С.48-50 правила, с.52 упр.93 |
|
106 |
Творительный падеж имен существительных |
1 |
19.02. |
С.53 правило т.с. 39-38 выбрать любые два упражнения |
|
107 |
Предложный падеж имен существительных |
1 |
20.02. |
С.54 правило, упр.98 |
|
108 |
Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 с.56) |
1 |
21.02. |
Составить и записать пять словос-й с именами сущ. В разных падежах |
|
109-110 |
Обобщение знаний о падежах имен существительных. Проверь себя |
2 |
22.02 23.02. |
С.42-43 упр.91-94 два по выбору. Записать две пословицы. Указать падеж имен сущ-х. |
|
111 |
Проверочный диктант№8 по теме «Правописание окончаний имен существительных) |
1 |
26.02. |
Повторить падежи |
|
112 |
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» |
1 |
27.02. |
Повторить изученные правила |
|
113 |
Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения Проект «Зимняя страничка» |
1 |
28.02. |
Продолжить работу над проектом |
|
114 |
Понятие об имени прилагательном как части речи |
1 |
01.03. |
С.64 правило, с.65 упр.112 |
|
115 |
Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) |
1 |
02.03. |
С.66 упр.115 |
|
116 |
Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных |
1 |
05.03. |
С.69 упр.121 подготовиться к сочинению |
|
117 |
Текст- описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) |
1 |
06.03. |
С.71 прочитать |
|
118 |
Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» Составление научного ( или художественного текста-описания растения |
1 |
07.03. |
С.70 упр.123 |
|
119 |
Изменение имен прилагательных по родам Словарный диктант |
1 |
08.03. |
С.73 упр.126 |
|
120 |
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных |
1 |
09.03. |
С.75 упр.130 |
|
121 |
Правописание родовых окончаний имен прилагательных Проверочная работа |
1 |
12.03. |
Т.с.47-48 упр.104-106 два по выбору |
|
122 |
Изменение имен прилагательных по числам |
1 |
13.03. |
С.78-79 правила, С.80 упр.138 |
|
123 |
Изменение имен прилагательных по числам |
1 |
14.03. |
С.81 упр.142 |
|
124 |
Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) |
1 |
15.03. |
С.82 запомнить, Просклонять имя прил. Высокая (гора) |
|
125 |
Упражнение в определении падежа имен прилагательных |
1 |
16.03. |
Т.с.54 упр.118 |
|
126 |
Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи |
1 |
19.03. |
Т.с.55 упр.120 |
|
127 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. |
1 |
20.03. |
Составить три предложения.указать род, число, падеж имен прилагательных |
|
128 |
Контрольный диктант№8 по теме «имя прилагательное» |
1 |
21.03. |
Повторить изученные правила |
|
129 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном |
1 |
22.03. |
Т.с.56 упр.123 |
|
130 |
Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант |
1 |
23.03. |
Составить и записать одно пред-е. выполнить разбор имени прил-го как части речи |
|
131 |
Сочинение– отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» |
1 |
04.04 |
Повторить падежи, правила |
|
132 |
Проверь себя. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «Имя прилагательное в загадках» |
1 |
05.04. |
Продолжить работу над проектом |
|
133 |
Личные местоимения (общее представление) |
1 |
06.04. |
С.92-93 правила.т.с.57 упр.124-126 два по выбору |
|
134 |
Личные местоимения третьего лица |
1 |
09.04. |
С.95 правило, упр.162 |
|
135 |
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений |
1 |
10.04. |
Составить изаписать три пред-я с разными местоимениями |
|
136 |
Обобщение знаний о местоимении. Проверь себя |
1 |
11.04. |
Т. С.58 упр127,128 |
|
137 |
Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» |
1 |
12.04. |
Составить и записатьдва пред-я местоимениями |
|
138 |
Части речи. Глагол. Значение и употребление глаголов в речи |
1 |
13.04. |
С.101 правило, С.102 упр.172 |
|
139 |
Упражнение в определении лексического значения глагола |
1 |
16.04. |
С.103 упр.176 |
|
140 |
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов |
1 |
17.04. |
С.105 упр.180 |
|
141 |
Глаголы в неопределенной форме |
1 |
18.04. |
С.107 упр.184, с.106 правило |
|
142 |
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме |
1 |
19.04. |
С.108 упр.188 |
|
143 |
Число глаголов. Изменение глаголов по числам |
1 |
20.04. |
С.109 правило, т.с.68 упр.154 |
|
144 |
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа |
1 |
23.04. |
Составить и записать четыре предложения на тему « Весна» указать число глаголов |
|
145-146 |
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов |
2 |
24.04 25.04. |
С.113 упр.199, с.112 правило С.116 упр.204 |
|
147, 148 |
Изменение глаголов по временам |
2 |
26.04 27.04. |
С.118 упр.209 Составить и записать три пред-я с глаголами в разном времени |
|
149 |
Подробное изложение повествовательного текста (упр.213 с.120) |
1 |
30.04. |
Т.с.62 упр.162 |
|
150 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении |
1 |
01.05 |
С.122 правило, упр.218 |
|
151 |
Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени |
1 |
02.05. |
С.124 упр.222 |
|
152 |
Частица не с глаголами |
1 |
03.05. |
С.124 правило, с.74 упр.168-170 два по выбору |
|
153 |
Правописание не с глаголами |
1 |
04.05. |
Составить и записатьдвапред-я с глаголами с частицей не |
|
154,155 |
Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя |
2 |
07.05 08.05. |
С.127 упр.231 С.130 з.1 |
|
156 |
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» |
1 |
09.05. |
Повторить изученные правила |
|
157 |
Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (упр. 242 с.133) |
1 |
10.05. |
Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи |
|
158 |
Работа над ошибками. Составление текста по рисунку |
1 |
11.05. |
Т.с.75 упр.173 |
|
159,160 |
Повторение (11 ч) Части речи |
2 |
14.05 15.05. |
С.132 упр.239 |
|
161 |
Контрольное списывание |
1 |
16.05. |
Т.с 74 упр.170 |
|
162 |
Обучающее изложение (упр.265 с.141) |
1 |
17.05. |
Повторить правила |
|
163 |
Обобщение изученного о слове, предложении |
1 |
18.05. |
С.134 упр.246 |
|
164 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
21.05. |
С.135 упр.249 |
|
165 |
Правописание приставок и предлогов |
1 |
22.05. |
С.135 упр.250 |
|
166 |
Правописание безударных гласных Словарный диктант |
1 |
23.05. |
С.137 упр.255 |
|
167 |
Итоговый диктант №10 |
1 |
24.05 |
Повторить изученные правила |
|
168 |
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова |
1 |
28.05. |
С.140 упр.263 |
|
169 |
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул |
1 |
29.05. |
Повторить орфограммы |
|
170 |
КВН»Знатоки русского языка» |
1 |
Критерии оценок
Диктанты:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написананебрежно.
Оценка "2"ставитсяза диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написананеряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на теразделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильноеи достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевыенеточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографическихи 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- многофактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связьмежду ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
"5"ставится - нет ошибок и исправлений; работа написанааккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
"4" ставится - имеется 1 ошибка и одно исправление.
"3" ставится - имеется 3 ошибки и одно исправление.
"2" ставится - имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Словарные диктанты
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 и более ошибок.
Тест
«5» - верно выполнено более 5/б заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.