12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга164 Закончила Вольское Педагогическое училище №2 им. Ф.И. Панферова окончила в 1991 году, по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» присвоена квалификация учитель начальных классов. Россия, Саратовская обл., п.Восточный |
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ООШ п. Восточный
Ивантеевского района Саратовской области»
__________________ (Т. Ю.Машкова )
Приказ № 77 от «31» августа 2017г.
Рабочая программа
по русскому языку 3 класса
Чеченковой Ольги Владимировны
учителя начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «ООШ п. ВосточныйИвантеевского района Саратовской области»
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «31 » августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федеосова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
3.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
4. Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.
5. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
Программой на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Ругулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание тем учебного курса
Язык и речь (2 часа)Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (15 часов)Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (19 часов)Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (15 часов).Правописание частей слова (29 часов)Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Части речи (79 часа).Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год – 11 часов.Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Язык и речь (2 ч) Наша речь. Виды речи | 1 | 04.09. | С.7 упр4 | |
2 | Наш язык | 1 | 05.09. | С.9 упр9 | |
3 | Текст. Предложение. Словосочетание ( 15 ч. Текст | 1 | 06.09. | Составить и записать текст-описание животного | |
4 | Типы текстов | 1 | 07.09. | С.14 упр.16 | |
5 | Предложение | 1 | 08.09. | С.16 правило Составить и записать предложения на тему «Летним днем в лесу» | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 11.09. | С.17,правило,с.20 упр.26, С.23 упр.33 | |
7 | Виды предложений по интонации | 1 | 12.09. | С.25 правило, с. 26 упр.36; т.с12 упр.25 | |
8 | Предложения с обращением | 1 | 13.09. | ||
9 | Обучающее изложение «Путешественница» | 1 | 14.09. | Составить и записать два предложения с обращениями | |
10 | Главные и второстепенные члены предложений | 1 | 15.09. | С.27 повторить таблицу, с.28 упр.41 | |
11 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений | 1 | 18.09. | С.30 упр.46; т.с.13упр.27 | |
12-13 | Простое и сложное предложение | 2 | 19.09 20.09. | С.31-32 правила. С32 упр.51 С.34 упр.55,повторить правила | |
15 | Словосочетание «Проверь себя» | 1 | 21. 09. | С.35 правило, с.36 упр.60 С37 упр.63, повторить правило | |
16 | Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | 22.09. | С.14 упр.29. Повторить правила | |
17 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» «Осенью» | 1 | 25.09. | Т.с.16 упр.33,34 | |
18 | Слово в языке и речи (19 ч.) Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 | 26.09. | С.42, упр.67 т.с.18 упр.38 | |
19 | Синонимы и антонимы | 1 | 27.09. | С.42 правило, с.44 упр.74 | |
20 | Омонимы | 1 | 28.00. | С.45 правило, с.46 упр.78 | |
21 | Слово и словосочетание Словарный диктант | 1 | 29.09. | С.47 правило. С.48 упр.82 | |
22 | Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) | 1 | 02.10. | С.49 правило, с.50 упр.87т.с.29 упр.67 | |
23 | Подробное изложение после зрительного восприятия текста (упр. 88 с.52) | 1 | 03.10. | Составить и записать два предложения с фразеологизмаи | |
24 | Части речи. Повторение. | 1 | 04.10. | С.53 повторить. С.54 упр.92 | |
25 | Имя существительное. Местоимение | 1 | 05.10. | С. 56 урп. 96 с. 53 повторить | |
26 | Части речи. Имя прилагательное | 1 | 06.10. | С. 58 упр. 100 | |
27 | Части речи. Глагол. | 1 | 09.10. | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены | |
28 | Имя числительное как часть речи. | 1 | 10.10. | С. 60 правило упр. 105 | |
29 | Однокоренные слова. | 1 | 11.10. | С. 62 упр. 111 с. 61 правило | |
30 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | 1 | 12.10. | С. 64 упр. 116 с. 63 повторить | |
31 | Согласные звуки и буквы. | 1 | 13.10. | С.65 правило с. 66 упр 120 | |
32 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | 16.10. | С. 69 упр. 127 с. 68 правило | |
33 | Обучающее изложение (упр. 129 с.70) | 1 | 17.10. | Записать пять слов с разд мягким знаком и пять слов с мягким знаком – показателем мягкости согл | |
34 | Обобщение и закрепление изученного. «Проверь себя» | 1 | 18.10. | Подготовить материал к проекту | |
35 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | 19.10. | Продолжить работу проекта | |
36 | Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 20.10. | Повторить правила | |
37 | Состав слова (15 ч) Корень слова. | 1 | 23.10. | Т. с. 41 упр. 98, 99 с. 74 правило | |
38-39 | Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова | 2 | 24.10 25. 10. | С. 75 правило т.с.44 упр107 с. 78 упр. 141 | |
40 | Формы слова. Окончание . | 1 | 26.10. | С. 81 упр. 146 с. 80 правило | |
41 | Упражнение в нахождении окончаний Словарный диктант | 1 | 27.10. | С. 83 упр. 152 повторить правило | |
42 | Приставка. (общее понятие). | 1 | 07.11. | С. 84, 86 правило т. с. 45 упр. 109, 110 | |
43 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | 08.11. | С. 88 упр. 163 | |
44 | Суффикс (общее понятие) | 1 | 09.11. | С. 89, 90 правила, записать десять слов с суффиксами | |
45 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | 10.11. | С. 94 упр. 176 повторить правила | |
46 | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | 13.11. | С. 92 упр. 171 | |
47 | Основа слова | 1 | 14.11. | С. 95 правило с. 96 упр 182 | |
48 | Упражнение в разборе слов по составу. | 1 | 15.11. | С. 98 упр. 188 | |
49 | Изложение повествовательного текста. (упр. 191 с.99) | 1 | 16.11. | С. 99 упр. 190 | |
50 | Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова» | 1 | 17.11. | Повторить изученные правила | |
51 | Работа над ошибками. Проверь себя Проект «Семья слов» | 1 | 20.11. | Продолжить работу над проектом | |
52 | Правописание частей слова (29 ч) В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 21.11. | С. 103 повторить, т. с. 52 упр. 130, 131 | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 22.11. | С. 104 правило с. 107 упр. 200 | |
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | 23.11. | С. 108 упр. 203 повторить правило | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 24.11. | Записать десять слов с безударными гласными в корне | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | 27.11. | С. 112 правило т. с. 58 упр. 144, 145, 146 два по выбору | |
57-58 | Проверка слов с парными согласными в корне | 2 | 28.11. 29.11 | С. 113 упр. 214 С. 115 упр. 218 | |
59 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне Словарный диктант | 1 | 30.11. | Найти и записать пословицу, в которой есть слова с изученными орфограммами | |
60 | Обучающее изложение «Клесты» | 1 | 01.12 | Т. с. 59 упр. 148, 149, 150 два по выбору | |
61-63 | Правописание слов | 3 | 04.12 05.12 06.12 | С. 117 упр. 224 с. 117 – 118 правило С. 120 упр. 229 С. 120 упр. 230 | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 07.12. | С. 122 упр. 235 с. 121 правило | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными Словарный диктант | 1 | 08.12. | Т. с. 65 упр. 161, 162 | |
66 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | 11.12. | Подготовиться к контрольному диктанту | |
67 | Контрольный диктант№4 по теме «Правописание корней слова» | 1 | 12.12. | Повторить правила | |
68-69 | Правописание приставок и суффиксов. | 2 | 13.12 14.12. | С. 125 упр. 241 с. 125 правило С. 128 упр. 247 | |
70-71 | Правописание суффиксов и приставок | 2 | 15.12 18.12. | С. 129 упр. 251 С. 130 упр. 255 | |
72-73 | Правописание приставок и предлогов | 2 | 19.12 20.12 | С. 132 упр. 260 с. 132 правило С. 134 упр. 263 | |
74 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 21.12. | С. 135 упр. 266 с. 134 правило | |
75 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | 22.12. | Т. с. 76 упр. 187 | |
76 | Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаком | 1 | 25.12. | С. 138 упр. 274 повторить правила | |
77 | Контрольное списывание (упр. 276 с 139) | 1 | 26.12 | Т. с. 77 упр. 189, 190, 191 два по выбору | |
78 | Обучающее изложение (упр. 278 с. 140) | 1 | 27.12. | Записать 10 слов с приставками. Составить и записать пред-е с любым из них | |
79 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова» | 1 | 28.12 | Повторить изученные правила | |
80 | Анализ контрольного диктанта. Проверь себя Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 29.12 | Закончить проект | |
81 | Части речи (79 ч) Части речи | 1 | 15.01. | С.3,5 правила,С.6 упр.7 | |
82 | Имя существительное как часть речи | 1 | 16.01. | С.8 правило С.10 упр.11 | |
83 | Имя существительное | 1 | 17.01. | Т.с.7 упр.8,9 | |
84-85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 | 18.01 19.01. | Т.с.9-10 упр.114,15.16 два по выбору С.сост. и записать два пред-я с одуш. И неодуш. Именами сущ-ми | |
86 | Изложение повествовательного текста (упр. 21 с. 14) | 1 | 22.01. | Выписать из орфографического словаря по пять одуш. И неодуш.имен сущ. | |
87 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 23.01. | С.17 упр.27с.15 правило | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | 24.01. | Завершить работу над проектом | |
89 | Число имен существительных по числам | 1 | 25.01. | С.21 упр.32 | |
90-91 | Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант | 2 | 26.01 29.01. | С.23 упр.37 Т.с.17 -18 упр.33,34,35 два по выбору | |
92 | Род имен существительных | 1 | 30.01. | С.27 упр.44, с.25 правила | |
93 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах | 1 | 31.01. | С.30 упр.50 с.28. правило | |
94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | 01.02. | С.33 упр.56с.31 правило | |
95 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | 02.02. | С.34 упр.60 | |
96 | Обучающее изложение (упр. 62 с.35) | 1 | 05.02. | С.35 упр.63 | |
97 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное» | 1 | 06.02. | Повторить изученные правила | |
98 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) | 1 | 07.02. | С.36-37 правила Просклонять слова стрела, гроза | |
99-100 | Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных Несклоняемые имена существительные. | 2 | 08.02 09. 02. | С.28 упр.59,60,61 два по выбору Составить и записать слов-я со словом книга, в разных падежах | |
101 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 12.02. | Просклонять слово ручка, | |
102 | Именительный падеж имен существительных | 1 | 13.02. | С.42 правило, т.с.30-31 упр.65,67 | |
103 | Родительный падеж имен существительных | 1 | 14.02. | С.44 правило, с.45 упр.81 | |
104 | Дательный падеж имен существительных | 1 | 15.02. | С.47 правило, упр 84 | |
105 | Винительный падеж имен существительных | 1 | 16.02. | С.48-50 правила, с.52 упр.93 | |
106 | Творительный падеж имен существительных | 1 | 19.02. | С.53 правило т.с. 39-38 выбрать любые два упражнения | |
107 | Предложный падеж имен существительных | 1 | 20.02. | С.54 правило, упр.98 | |
108 | Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 с.56) | 1 | 21.02. | Составить и записать пять словос-й с именами сущ. В разных падежах | |
109-110 | Обобщение знаний о падежах имен существительных. Проверь себя | 2 | 22.02 23.02. | С.42-43 упр.91-94 два по выбору. Записать две пословицы. Указать падеж имен сущ-х. | |
111 | Проверочный диктант№8 по теме «Правописание окончаний имен существительных) | 1 | 26.02. | Повторить падежи | |
112 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | 1 | 27.02. | Повторить изученные правила | |
113 | Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения Проект «Зимняя страничка» | 1 | 28.02. | Продолжить работу над проектом | |
114 | Понятие об имени прилагательном как части речи | 1 | 01.03. | С.64 правило, с.65 упр.112 | |
115 | Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) | 1 | 02.03. | С.66 упр.115 | |
116 | Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных | 1 | 05.03. | С.69 упр.121 подготовиться к сочинению | |
117 | Текст- описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) | 1 | 06.03. | С.71 прочитать | |
118 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» Составление научного ( или художественного текста-описания растения | 1 | 07.03. | С.70 упр.123 | |
119 | Изменение имен прилагательных по родам Словарный диктант | 1 | 08.03. | С.73 упр.126 | |
120 | Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | 09.03. | С.75 упр.130 | |
121 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных Проверочная работа | 1 | 12.03. | Т.с.47-48 упр.104-106 два по выбору | |
122 | Изменение имен прилагательных по числам | 1 | 13.03. | С.78-79 правила, С.80 упр.138 | |
123 | Изменение имен прилагательных по числам | 1 | 14.03. | С.81 упр.142 | |
124 | Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | 1 | 15.03. | С.82 запомнить, Просклонять имя прил. Высокая (гора) | |
125 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 | 16.03. | Т.с.54 упр.118 | |
126 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи | 1 | 19.03. | Т.с.55 упр.120 | |
127 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 20.03. | Составить три предложения.указать род, число, падеж имен прилагательных | |
128 | Контрольный диктант№8 по теме «имя прилагательное» | 1 | 21.03. | Повторить изученные правила | |
129 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | 22.03. | Т.с.56 упр.123 | |
130 | Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант | 1 | 23.03. | Составить и записать одно пред-е. выполнить разбор имени прил-го как части речи | |
131 | Сочинение– отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | 04.04 | Повторить падежи, правила | |
132 | Проверь себя. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «Имя прилагательное в загадках» | 1 | 05.04. | Продолжить работу над проектом | |
133 | Личные местоимения (общее представление) | 1 | 06.04. | С.92-93 правила.т.с.57 упр.124-126 два по выбору | |
134 | Личные местоимения третьего лица | 1 | 09.04. | С.95 правило, упр.162 | |
135 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений | 1 | 10.04. | Составить изаписать три пред-я с разными местоимениями | |
136 | Обобщение знаний о местоимении. Проверь себя | 1 | 11.04. | Т. С.58 упр127,128 | |
137 | Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» | 1 | 12.04. | Составить и записатьдва пред-я местоимениями | |
138 | Части речи. Глагол. Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 13.04. | С.101 правило, С.102 упр.172 | |
139 | Упражнение в определении лексического значения глагола | 1 | 16.04. | С.103 упр.176 | |
140 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов | 1 | 17.04. | С.105 упр.180 | |
141 | Глаголы в неопределенной форме | 1 | 18.04. | С.107 упр.184, с.106 правило | |
142 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | 1 | 19.04. | С.108 упр.188 | |
143 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | 20.04. | С.109 правило, т.с.68 упр.154 | |
144 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа | 1 | 23.04. | Составить и записать четыре предложения на тему « Весна» указать число глаголов | |
145-146 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 2 | 24.04 25.04. | С.113 упр.199, с.112 правило С.116 упр.204 | |
147, 148 | Изменение глаголов по временам | 2 | 26.04 27.04. | С.118 упр.209 Составить и записать три пред-я с глаголами в разном времени | |
149 | Подробное изложение повествовательного текста (упр.213 с.120) | 1 | 30.04. | Т.с.62 упр.162 | |
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | 01.05 | С.122 правило, упр.218 | |
151 | Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени | 1 | 02.05. | С.124 упр.222 | |
152 | Частица не с глаголами | 1 | 03.05. | С.124 правило, с.74 упр.168-170 два по выбору | |
153 | Правописание не с глаголами | 1 | 04.05. | Составить и записатьдвапред-я с глаголами с частицей не | |
154,155 | Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя | 2 | 07.05 08.05. | С.127 упр.231 С.130 з.1 | |
156 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» | 1 | 09.05. | Повторить изученные правила | |
157 | Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (упр. 242 с.133) | 1 | 10.05. | Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи | |
158 | Работа над ошибками. Составление текста по рисунку | 1 | 11.05. | Т.с.75 упр.173 | |
159,160 | Повторение (11 ч) Части речи | 2 | 14.05 15.05. | С.132 упр.239 | |
161 | Контрольное списывание | 1 | 16.05. | Т.с 74 упр.170 | |
162 | Обучающее изложение (упр.265 с.141) | 1 | 17.05. | Повторить правила | |
163 | Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | 18.05. | С.134 упр.246 | |
164 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 21.05. | С.135 упр.249 | |
165 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 22.05. | С.135 упр.250 | |
166 | Правописание безударных гласных Словарный диктант | 1 | 23.05. | С.137 упр.255 | |
167 | Итоговый диктант №10 | 1 | 24.05 | Повторить изученные правила | |
168 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | 28.05. | С.140 упр.263 | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул | 1 | 29.05. | Повторить орфограммы | |
170 | КВН»Знатоки русского языка» | 1 |
Критерии оценок
Диктанты:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написананебрежно.
Оценка "2"ставитсяза диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написананеряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на теразделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильноеи достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевыенеточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографическихи 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- многофактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связьмежду ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
"5"ставится - нет ошибок и исправлений; работа написанааккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
"4" ставится - имеется 1 ошибка и одно исправление.
"3" ставится - имеется 3 ошибки и одно исправление.
"2" ставится - имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Словарные диктанты
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 и более ошибок.
Тест
«5» - верно выполнено более 5/б заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.